ЕАЭС отменит роуминг

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) выступила с инициативой снизить стоимость роуминга на территории ЕАЭС до уровня тарифов на услуги международной связи. В перспективе это позволит сделать еще один шаг к формированию общего коммуникационного пространства союза, которое способствует интеграции не менее, а в долгосрочной перспективе – более, чем экономика.

Роуминг (от англ. roam – бродить, странствовать) – это возможность разговаривать в сотовой сети другого оператора с сохранением своего номера. При этом заключать договор с «чужим» оператором абоненту не надо, поскольку такой договор заключают между собой сами операторы. Как правило, абонент начинает обслуживаться в роуминге, как только он оказывается в зоне действия сети компании сотовой связи, с которой его «домашний» оператор имеет роуминговый договор. Чаще всего роумингом пользуются при поездках в другие страны, где сеть «домашнего» оператора отсутствует. Преимуществом роуминга является то, что абонент постоянно остается на связи и может принимать и совершать звонки, как если бы он находился дома. Минусом же являются высокие тарифы. Поскольку услуга оказывается двумя операторами, один из которых является иностранным и может диктовать цены, стоимость международного роуминга, как правило, в разы выше обычных тарифов.

Собственно говоря, ЕЭК не предлагает сразу же полностью отказаться от международного роуминга, осознавая лежащие на этом пути экономические трудности. На первом этапе регулирующие органы ЕАЭС предлагают снизить цены на «внутрисоюзный» роуминг до уровня тарифов на услуги международной связи. В конце июня на совещании руководителей антимонопольных служб ЕАЭС представители ЕЭК озвучили оценки, в соответствии с которыми абоненты сотовой связи России, Белоруссии и Казахстана в результате снижения тарифов на «внутрисоюзный» роуминг до уровня международной связи могут сэкономить до 1,5 млрд. руб., в том числе белорусские – до 206 млн., казахстанские – до 690 млн., а российские – до 642 млн. руб. При этом операторы также окажутся в плюсе за счет роста голосового трафика. Поскольку стоимость минуты разговора упадет, пользоваться сотовым телефоном в роуминге абоненты будут больше, что в совокупности принесет мобильным компаниям 22,7 млрд. руб. дополнительного дохода.

Главным сторонником снижения роуминговых тарифов является Федеральная антимонопольная служба России, которая выступает с этой инициативой не первый раз. В начале июня глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что тарифы на международный роуминг для граждан РФ должны быть снижены вдвое, а на территории Таможенного союза роуминга быть вообще не должно. «Что касается снижения цен на роуминг, мы считаем, что эти цены, цены на соответствующий интернет-трафик, SMS-сообщения, должны уменьшиться в разы, не на 20%, а минимум в 2 раза, – сказал он. – Мы считаем унизительными такие цены, которые сегодня получают наши граждане, выезжая за рубеж, а особенно в страны Таможенного союза».

В конце мая ведомство разослало российским мобильным операторам письма с просьбой согласовать со своими зарубежными партнерами по роумингу снижение ставок взаиморасчетов, от которых во многом зависит уровень роуминговых тарифов. С точки зрения ФАС тарифы в стране, где абонент пользуется роумингом, не должны существенного отличаться от уровня цен на обычную сотовую связь, которой пользуются местные жители.

Инициатива ФАС по снижению роуминговых тарифов нашла поддержку в российском правительстве. В середине декабря прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании Совета глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в Астане, заявил о необходимости снижения тарифов на роуминг. «На рассмотрении наших партнеров также находятся несколько документов в области информации, телекоммуникационных технологий, – отметил он, – …один из них касается снижения тарифов на услуги электросвязи в так называемом роуминге, второй – обмен данными для удостоверения электронных подписей, что очень важно для быстрого заключения договоров и верификации воли тех, кто в договорные отношения вступает. Считаю, что эти инициативы имеют большое значение и затрагивают интересы значительного количества людей».

В апреле ситуацию с отменой роуминга прокомментировал член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов. «В настоящее время в Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа… – заявил он. – Эта работа связана с изменением ряда норм законодательства и подзаконных актов, поэтому потребуется время. Но по предварительным нашим расчетам, это где-то в течение порядка 2-3 лет. Мы стараемся в эти сроки уложиться и решить эту проблему». В качестве примера Н. Алдабергенов привел опыт Евросоюза, отметив, что «…с 2015 года у них практически идет уже обнуление. По сути Европа решила этот вопрос. Поэтому, я думаю, мы тоже успешно вместе с нашим антимонопольным органом справимся с этой задачей». Для справки: в 2013 г. ЕС принял решение максимально снизить уровень тарифов на роуминг при звонках с мобильного телефона внутри союза, а в апреле 2014 г. решил совсем его отменить. Одновременно с этим снизились и роуминговые тарифы на мобильный интернет.

В июне Евразийская экономическая комиссия обязала сотовых операторов представить план полного обнуления «внутрисоюзного» роуминга к 1 октября этого года. В том случае, если этого не будет сделано, ЕЭК, как отметил Н. Алдабергенов, может начать «серьёзные расследования деятельности телекоммуникационных компаний со стороны антимонопольных органов стран-участниц ЕАЭС и ЕЭК». По его словам, вопрос об отмене роуминга в рамках Таможенного и Евразийского союзов обсуждается уже более двух лет. При этом сам процесс отмены может занять около трех лет, а при благоприятных обстоятельствах – и меньше. Если этот план удастся реализовать, с 2018 г. передвигаться по территории всех стран ЕАЭС можно будет, не меняя привычной «домашней» SIM-карты на местную.

Процесс отмены «внутрисоюзного» роуминга во многом упрощается благодаря тому, что значительная часть телекоммуникационного пространства ЕАЭС и СНГ уже интегрирована российскими операторами связи. Так, крупнейший российский сотовый оператор МТС владеет активами в Белоруссии («МТС-Беларусь») и Армении («ВиваСелл-МТС»). Третий по числу абонентов российский мобильный оператор «Билайн» имеет дочерние предприятия в Казахстане («КаР-Тел»), Киргизии («Скай мобайл») и Армении («Армения Телефон Компани»). Сотовыми активами в ЕАЭС не располагает только «Мегафон», который имеет на территории СНГ единственное дочернее предприятие в Таджикистане. Благодаря же МТС и «Билайну», которые работают во всех странах ЕАЭС, общее телекоммуникационное пространство на территории союза отчасти уже сформировано. Более того, в условиях быстрого роста популярности мобильного доступа в интернет единое телекоммуникационное пространство плавно перерастает в еще более важное информационное. Решать проблему отмены «внутрисоюзного» роуминга в этой ситуации гораздо легче, чем если бы эти сотовые операторы вообще не имели друг к другу никакого отношения.

Вопрос формирования общего коммуникационного пространства ЕАЭС тем более важен, что сотовая связь сегодня становится основным видом коммуникаций, быстро вытесняя проводную телефонию. В связи с этим сотовые операторы, которые и без того относятся к числу стратегических предприятий, от которых критически зависит национальная безопасность, обретают еще более важное значение. Чтобы оценить его, достаточно вспомнить недавние инциденты с прослушкой телефонных разговоров лидеров Германии и Франции американскими спецслужбами, обернувшиеся громкими международными скандалами и заметно осложнившие их отношения с США.