Антимонопольщики Хакасии указали региональным СМИ на нарушения рекламного законодательства
Сегодня прошел брифинг "Основные нарушения закона "О рекламе". Заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России Татьяна Темерева рассказала о нарушениях, которые чаще всего допускают СМИ Хакасии.
Реклама акционного товара
При рекламе товара по акции подчас в тексте рекламы отсутствует срок проведения этой акции. Это приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей.
В этой связи указание в рекламе на акции без указания на наличие существенных условий по данным акциям: сроки, акционные товары, подарки, является признаком нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Также не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Дистанционный способ продаж
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи (например, доставка суши/пиццы) должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 8 Закона о рекламе). Поскольку отсутствие данной информации в рекламе, не предоставляет возможности потребителю самому каким-то образом вернуть некачественный товар или способствовать защите своих прав и интересов.
В октябре 2018 г. Хакасским УФАС России по результатам проведения мониторинга одного печатного издания, в рекламе столовой обнаружили нарушения.
Рекламная статья содержит следующую информацию: название и адрес столовой, информация о том, что осуществляется доставка еды, ассортимент блюд, а также контактная информация для оформления заказа (номер телефона и электронный адрес). Однако информация о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, отсутствует.
Ответственность за нарушение статьи 8 Закона о рекламе несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, в связи с чем в отношении двух индивидуальных предпринимателей возбуждено дело.
Отсутствие пометки «реклама»
Статьей 16 Закона о рекламе установлено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 45 % объема одного номера периодических печатных изданий.
Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке, и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
При этом не имеет значения тот факт, что реклама размещалась бесплатно или за символическую плату, поскольку рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Хакасским УФАС России возбуждено дело № 21-Р-18 в отношении одной муниципальной общественно-политической газеты по признакам нарушившим статью 16 Закона о рекламе. Так, в данном СМИ размещена реклама об услугах стоматологического кабинета, однако отсутствует пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы».
Реклама алкогольной продукции
Пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что в периодических печатных изданиях разрешается реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории России винограда. Данная реклама не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 % рекламной площади (пространства).
Реклама медицинских услуг и изделий
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 7 % площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 5 % рекламной площади (рекламного пространства).
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н.
Номенклатура медицинских изделий, утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 № 4н.
Решением по № 14-Р-18 реклама, размещенная в Абакане по ул. Пушкина следующего содержания: «Висцеральный массаж живота с применением оздоровительных программ по Огулову А.Т. г. Москва; Функциональная коррекция позвоночника, мышц; Эниокоррекция; тел. сот. …, ул. Пушкина …» признана ненадлежащей, поскольку в ней отсутствует предупреждений о наличии противопоказаний к применению и о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно данной Номенклатуре медицинских услуг раздела «А» тип медицинских услуг 21 определен как лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия).
Таким образом, массаж является медицинской услугой, реклама данной услуги должна соответствовать требованиям части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Реклама банковский услуг
Статьей 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, для юридического лица это наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество. В рекламе наименование банка должно присутствовать не формально, а в полном объеме читаемым шрифтом. Отсутствие организационно-правовой формы банка ни в полном, ни в сокращенном варианте будет свидетельствовать о нарушении
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Необходимо иметь в виду, что информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта. Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым продуктом.
При проведении мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения Закона о рекламе, специалистов Хакасского УФАС России привлек внимание рекламный баннер одного из ломбардов г. Абакана, размещенного на фасаде дома следующего содержания «Ломбард …, мы умеем ломать стереотипы, супер предложение, займы под авто с правом пользования под 9 % в месяц, …, …, Кредиты под залог, ПТС, авто – 9 %, спецтехника – 6 % (бесплатная стоянка), электроника, меха, золото – 7 %».
Выявленная реклама финансовых услуг нарушает ряд норм федерального законодательства.
Так, например, в рекламной информации указаны только привлекательные для потенциальных потребителей условия займов: в рекламе указано одно из условий - максимальные процентные ставки по займу – 6%, 7%, 9%. Каких-либо иных сведений об услуге, которые могут повлиять на сумму расходов клиента, в рекламе не содержится.
В связи с чем, в июле 2018 г. антимонопольным органом принято решение по делу № 10-Р-18 о признании данной рекламы ненадлежащей.
За любые нарушения наступает административная ответственность. Согласно статье 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламного законодательства предусмотрен штраф от 2 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
За 2018 год в адрес Хакасского УФАС России поступило 36 заявлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 22 дела по признакам нарушения Закона о рекламе, в том числе 8 дел по собственной инициативе, 6 заявлений в настоящее время находится на рассмотрении. В отношении 18 заявлений антимонопольным органом принято решение об отказе в возбуждении дел, в связи с отсутствием признаков нарушения рекламного законодательства.