«Голь на выдумки хитра» или на какие уловки идут рекламщики, чтобы выделиться среди конкурентов?

 

          Разнообразием носителей и способом распространения рекламы в 21 веке уже не удивить клиента. А товар или услугу все-таки необходимо презентовать, при этом так, чтобы выбиться из массы, врезаться в память и ненавязчиво склонить к действию потребителя. Как в непрерывном рекламном потоке информации выделиться среди конкурентов? Заявить ярко о себе и   своем бизнесе? И привлечь новую клиентуру? Эти вопросы каждый бизнесмен решает на свое усмотрение: обращается за помощью к рекламным специалистам или разрабатывает пиар-компанию самостоятельно. В обоих случаях нужно помнить о главном – в погоне за креативностью не следует нарушать законодательство. Антимонопольный орган тщательно следит за соблюдением закона «О рекламе». Его нарушение влечет за собой карательные меры – штраф, размер зависит от степени проступка. Хакасское УФАС России на постоянной основе наблюдает за размещаемой рекламой на территории республики, выявленная ненадлежащая реклама рассматривается специалистами ведомства. Только за 2019 год антимонопольным управлением вынесено 22 решения о нарушении рекламного законодательства.

 

О работе, которая ведется антимонопольным ведомством в направлении рекламы читателям «Территории выбора» рассказывает руководитель управления Хакасского УФАС России Ксения Лебедева.

- Отмечу сразу, мы не карательный орган, а превентивный, наша главная задача – предупредить нарушение. Проводимая работа антимонопольным ведомством в направлении рекламы наглядно отражает эту задачу. К примеру, если нарушение рекламного законодательства совершено впервые, вместо штрафа выносится предупреждение. Метод так называемого «мягкого права» работает достаточно эффективно. Если предпринимателю выдается письменное порицание, то зачастую повторных нарушений не происходит.  Бывают и исключения из правил, вот в этом году отличился один из ломбардов города Саяногорска, общество за год успело нарушить рекламное законодательство дважды. Антимонопольный орган назначил наказание - 100 тысяч рублей. Штрафные санкции позволяют пересмотреть свои взгляды на рекламную деятельность, заставляют они и в лишний раз взять в руки закон «О рекламе». Как показывает практика после выплаты денежного наказания желание отступать от норм закона абсолютно пропадает.

Какие нарушения встречаются чаще всего? Давайте, возьмем 2020 год, понятно, выводы делать рано, но какие-то моменты обозначить можно.

- Реклама финансовых услуг в нашем регионе идет на рекорд в этом году. Мы связываем рост нарушений с пандемией, пользуясь кризисным моментом, компании, представляющие займы, во всеуслышание кричат о своих услугах. В этом направлении мы работаем совместно с Банком России, они направляют нам поступающие в их адрес заявления. Дело в том, что микрофинансовые организации должны быть включены в реестр банка, если они в нем не состоят, но оказывают услуги и размещают рекламу – нарушение статьи 28 закона «О рекламе». Важно помнить, если в рекламе финансовых услуг написано одно из условий, самое привлекательное для потребителя – низкая процентная ставка, это будет нарушением рекламного законодательства. Рекламодатель или рекламораспростронитель должен озвучить все пункты, чтобы клиент имел полное представление об оказываемой услуге. Наглядный пример – реклама ломбарда, выявленная в Абакане специалистами в ходе мониторинга. Обозначена только привлекательная для клиента ставка от 3 до 5%, об остальных деталях общество умалчивает. Вопрос о возбуждении дела будет решен в скором времени. 

Интересно, а встречается ли реклама где все условия обозначены, но когда клиент приходит на деле все оказывается иначе? Так сказать, внимание привлекли, но надежд не оправдали.

- Да, ведомством сейчас рассматривается реклама салона цветов. Сеть магазинов проводило акцию «51 роза за 1499 рублей». Мелким шрифтом прописано: действует предложение с 10.07.2020 -10.10.2020, наличие и расцветку уточняйте у продавца. Еще одним условием стало: не действует в праздничные поставки, подробности в магазине. В августе к нам обратился клиент цветочного магазина, мужчина совершил покупку, но вместо заявленного количества было продано 45 роз. Консультант пояснила, на данный момент в полном объеме акционного товара нет, и при этом пробили чек на сумму полной стоимости - 1499 рублей, а по идее должны были сделать перерасчет. Реклама вводит в заблуждение, к ней очень много вопросов. К примеру, что такое праздничные поставки, обозначенные в условиях акции, не смогли толком объяснить даже владельцы. Как клиент должен ориентироваться в этой ситуации? Как узнать цветы пришли по праздничной доставке или нет? И какие праздники попадают под это определение, те что отмечены красным в календаре или на которые ровняется магазин? Покупку мужчина совершил 28 числа, в магазине свои действия объяснили тем, что приближалось 1 сентября – праздник, акция не действовала в эти дни. Мы настаиваем на том, что это недостоверная реклама, она содержит не соответствующие действительности сведения.

Ксения Александровна, а соблюдаются ли нормы этики местными рекламщиками? Ведь на что только не пойдешь ради привлечения внимания клиента.

- Хотелось бы отметить, примерно с 2018 года неэтичная реклама в нашем регионе не встречалась. До этого, мы выявили три ярких нарушения, СМИ рассказали о них, рекламодатели и рекламораспространители стали сдержанней. В этом году внимание жителей республики привлекла реклама строительных материалов. Купить бетон и брус призывают баннеры с изображениями «выдающихся» частей женского тела в нижнем белье, картинка мгновенно вызывает интерес у автомобилистов. Насколько здесь оправданы цель и средства? В этом вопросе будут разбираться эксперты. При Хакасском УФАС России работает Экспертный совет по рекламе, прояснить спорные случаи антимонопольщикам как раз помогают члены совета. На повестке ближайшего заседания будет вынесен ряд вопрос, связанных в том, числе с рекламой строительных материалов и салона цветов. При принятии решения по делу о нарушении рекламного законодательства комиссия придерживается озвученных экспертами мнений. 

Электронная версия журнала "Территория выбора"