Хакасское УФАС: «Нечитаемый шрифт не позволяет абаканцам в полной мере оценить свои возможности при кредитовании»

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ. Вот какие нарушения в данной сфере выявили и рассмотрели за последние дни территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Хакасия, Пермскому краю и Саратовской области

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. В УФАС по КБР поступило обращение Южного главного управления Центрального банка РФ о том, что в Тырныаузе была размещена реклама услуг автострахования, в которой отсутствовало наименование страховой компании или страхователя, оказывающего услуги по автострахованию, что нарушает ФЗ «О рекламе». По результатам рассмотрения представленных материалов управление возбудило дело по признакам нарушения в отношении рекламораспространителя.

В итоге комиссия УФАС по КБР вынесла решение о признании рекламы ненадлежащей и выдала предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Материалы дела были переданы должностному лицу управления для составления протокола и возбуждения административного производства. По результатам рассмотрения административного дела виновное лицо привлечено к ответственности и на него наложен штраф.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. Пермское УФАС наказало АО «Газпромбанк» за нарушение закона о рекламе.

В ходе рассмотрения жалобы, поступившей в антимонопольный орган от гражданина, получившего нежелательную рекламу финансовых услуг АО «Газпромбанк», было установлено, что в рекламе банка отсутствовала вся необходимая информация, позволяющая заёмщику сделать вывод о полной стоимости кредита, как этого требует действующее законодательство. Представитель АО «Газпромбанк» пояснил, что указать всю требуемую законом информацию об условиях кредита не позволил формат смс-сообщения, имеющий ограничения по количеству символов, поэтому в рекламе размещалась гиперссылка на сайт с исчерпывающей информацией о финансовой услуге. Однако согласно законодательству условия, определяющие полную стоимость кредита, должны доводиться до потребителя непосредственно в тексте рекламы, то есть в данном случае – в тексте смс-сообщения, чтобы потребитель мог ознакомиться с ними в момент получения рекламы. Технические ограничения смс-сообщений не оправдывают нарушение законодательства, поскольку рекламодатель сам выбирает форму и канал распространения рекламы.

Таким образом реклама финансовых услуг АО «Газпромбанк» была признана ненадлежащей, поскольку в ней выявлены нарушения части 3 статьи 28 закона о рекламе. Пермское УФАС выдало обществу предписание о необходимости прекратить нарушение, которое было исполнено. Тем не менее АО «Газпромбанк» было привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ и оштрафовано на 550 тысяч рублей.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС признало ненадлежащей рекламой баннер, размещённый на фасаде здания по улице Пушкина в Абакане. На нём крупным шрифтом анонсированы привлекательные условия кредитования для пенсионеров, а именно 0%. Подробности акции, её сроки размещены мелким нечитаемым шрифтом. Нарушителю – одной из кредитных организаций Костромы – выдано предписание с указанием демонтировать спорный баннер до 30 апреля.

«Дело за введение в заблуждение потребителей мы возбудили в январе текущего года. На рекламе задействовано изображение популярного российского киноактёра, в руках он держит большой значок «%», надпись на красном фоне гласит: «Особые условия для пенсионеров. Возвращаем проценты по денежному кредиту», далее – крупно: 0. Ниже – на белом фоне – тонким мелким серым шрифтом указаны существенные условия кредитования. Автомобилистам с дороги их не видно, пешеходам, проходящим рядом по тротуару, тоже весьма проблематично разглядеть информацию, учитывая, что размещённая реклама дополнительно «прикрыта» вазонами, деревьями и кустами. По закону, нельзя рекламировать финансовые услуги, вводя в заблуждение потребителей. Нечитаемый шрифт не позволяет абаканцам в полной мере оценить свои возможности при кредитовании, наличие помех затрудняет восприятие текста. Тем более если учесть, что реклама обращена к людям пожилого возраста»,

– рассказала Ксения Лебедева, руководитель региональной антимонопольной службы.

В настоящее время проводится административное расследование. Штраф за обман потребителей финансовых услуг составляет для организаций от 300 тысяч до 800 тысяч рублей.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Саратовское УФАС рассмотрело дела по фактам размещения ИП рекламы комиссионных магазинов следующего содержания:

«LOMBARD», «Мы лучше чем ЛОМБАРД и комиссионный магазин».

Было установлено, что предприниматели, осуществляя деятельность по организации и функционированию комиссионных магазинов, размещали рекламу, которая создавала у её потребителей иллюзию деятельности ломбарда. Согласно действующему законодательству

оказание финансовых услуг может осуществляться только лицами, имеющими на это лицензию. Между тем, предприниматели в Государственном реестре ломбардов не состояли, соответствующую лицензию не имели. В связи с чем ИП признаны нарушившими пункты 1 и 20 части 3 статьи 5, пункт 7 части 7 и часть 14 статьи 28 закона о рекламе.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)