К акционным предложениям надо относиться с осторожностью

АКЦИИ И ФАС. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Хакасия и Нижегородской области выявили нарушения рекламного законодательства со стороны магазина и кафе-кондитерской, проводивших свои стимулирующие мероприятия. Пермское УФАС в ближайшие дни рассмотрит дело, возбуждённое в отношении торговой сети, которая провела акцию, направленную на приобретение алкоголя, но при этом в ней также разыгрывались призы, не относящиеся к спиртосодержащей продукции, что запрещено частью 5 статьи 21 закона о рекламе (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Нижегородское УФАС оштрафовало владельцев магазина DNS за незаконную рекламу.

В феврале 2022 года в Нижнем Новгороде распространялась реклама магазина DNS со словами «гарантия лучшей цены», по которой покупателю предоставлялась скидка в размере 500 рублей от цены конкурента. Для участия в акции необходимо было найти такой же товар, продающийся по более низкой цене. Поводом для возбуждения дела послужило обращение физического лица, которое выполнило условия акции, но получило отказ в предоставлении скидки. В ходе рассмотрения дела было установлено, что сроки проведения акции уже закончились, а условия акции «гарантия лучшей цены» содержали ряд ограничений, существенных для потребителя, которые в тексте рекламы отсутствовали.

Комиссия признала рекламу магазина DNS ненадлежащей, противоречащей требованиям пунктов 1 и 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Нарушение рекламного законодательства образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Должностное лицо Нижегородского УФАС оштрафовало ООО «ДНС ритейл» на 50 тысяч рублей.

ПЕРМСКИЙ КРАЙ. В Пермское УФАС поступила жалоба на рекламу о проведении акции с участием алкогольной продукции, реализуемой АО «Торговый дом «Перекрёсток». В обращении указано, что на электронную почту заявителя поступило письмо с предложением принять участие в розыгрыше призов, обязательным условием которого является приобретение водки определённой марки.

Антимонопольное ведомство установило, что содержащаяся в письме информация является рекламой, так как она адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию к нему интереса, а также продвижению на рынке в том числе алкогольной продукции, реализуемой в сети магазинов «Перекрёсток». Закон о рекламе допускает возможность рекламировать проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша в них выступает исключительно спиртосодержащий товар. В данном случае торговая сеть «Перекрёсток» провела акцию, в которой между покупателями водки определённой марки разыгрывались призы, не относящиеся к спиртосодержащей продукции, например, туристическая путёвка, ужин в ресторане и т.д., что противоречит требованиям части 5 статьи 21 закона о рекламе (см. «Справку»).

Ответственность за нарушение закона о рекламе несут как рекламодатель, так и распространители ненадлежащей рекламы. В данном случае это АО «Торговый дом «Перекрёсток», а также ООО «Компания «Симпл» и ООО «Маркетинг юнайтед». В отношении указанных обществ Пермское УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 14 сентября.  

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС признало рекламу о скидках на кондитерские изделия ненадлежащей. Речь идёт о кафе-кондитерской, расположенной на одной из центральных улиц Абакана. Рекламный плакат с предложением 20-процентной скидки на товары в «счастливые часы с 18.00 до 20.00» вводил в заблуждение покупателей в июне текущего года.

На обман в магазине пожаловалась жительница Абакана. Привлечённая выгодными условиями рекламы, она хотела купить печенье со скидкой. Однако продавец отказалась продавать его дешевле номинальной цены, объяснив, что акция распространяется лишь на булочки. Возмущённая покупательница попросила УФАС разобраться в ситуации. На заседании комиссии управления представитель кафе уверял, что это ошибка, что покупатель не так поняла продавца либо вообще обращалась утром, а не вечером. Заявительница настаивала, что пришла в магазин именно в «счастливые» (вечерние) часы.

Как отмечают антимонопольщики, так как чека на руках у абаканки не было, подтвердить свои доводы она не смогла. Однако нарушение в кафе всё же есть: на рекламе не были прописаны существенные условия акции, в частности, каковы сроки её проведения (нарушены требования пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»).

На сегодняшний день спорной рекламы акции в кафе нет. Нарушившая закон предпринимательница (владелица кафе) получит предупреждение. В случае, если в течение года она совершит подобное нарушение ещё раз, будет назначен штраф.

Справка

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу пункта 15 части 3 статьи 5 недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приёма заявок на участие в нём, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Часть 7 статьи 5 гласит, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 5 статьи 21 не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

(По сообщениям территориальных УФАС России)