ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА № 2 от 29.06.2022

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ  СОВЕТ ПРИ ХАКАССКОМ  УФАС  РОССИИ

 

ПРОТОКОЛ  ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  СОВЕТА

 

№2                                                                                                     от 29.06.2022

Участвовали:

Врио руководителя Хакасского УФАС России – ответственный секретарь Общественного совета при Хакасском УФАС России О.В. Широкова,

 

Заместитель руководителя Хакасского УФАС России - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы О.О. Липина,

 

Главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Н.В. Жукова,

 

Председатель Общественного совета, эксперт Общественной палаты РХ, директор ООО АрХагрупп Т.О. Гитер.

 

Члены Общественного совета при Хакасском УФАС России:

 

Жабарова Мария Сергеевна, исполнительный директор Хакасского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»,

 

Халявина Евгения Геннадьевна, исполнительный директор некоммерческой организации «Муниципальный фонд развития предпринимательства»,

 

Пчелкин Владимир Иванович, руководитель общественной организации «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса РХ»,

 

Королев Данил Алексеевич, заместитель председателя общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах власти РХ»,

 

 

 

Повестка дня:

 

  1. Защита прав предпринимателей при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

  1. Рынок оказания услуг пассажироперевозок: проблемы, пути решения Реклама финансовых услуг: основные нарушения.

 

Заседание проводилось в очном формате.

 

  1. По первому вопросу докладывала Ольга Владимировна Широкова, врио руководителя Хакасского УФАС. Ольга Владимировна обратила внимание присутствующих на то, что в последнее время в нашей республике участились случаи нарушений 44-ФЗ со стороны заказчиков. Речь о существенных ошибках в закупочной документации. Нарушения однотипные и касаются закупок на строительство и капитальный ремонт зданий либо на подготовку проектных документов и проведение инженерных изысканий. Причина массовых нарушений - в незнании заказчиками вступивших в силу нововведений в действующее закупочное законодательство. Одни из них вступили в силу с 1 января текущего года, другие – с 1 мая 2022 г.

- В июне мы рассмотрели несколько жалоб, поступивших от так называемых «профессиональных жалобщиков», на положения извещений электронных аукционов. Все закупки касались объектов в сельских муниципалитетах нашей республики. Жалобы признаны обоснованными, должностные лица сельсоветов понесут административную ответственность за допущенные серьезные нарушения. Так как ошибки в извещениях однотипны и достаточно частотны, мы решили предупредить о них наших заказчиков.

  • По закону, планируя провести аукцион на капремонт, строительство или реконструкцию зданий, к извещению об этом заказчик обязан прикрепить в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме. Даже если планируются частичные ремонт или работы в здании.
  • При проведении аукциона на капитальный ремонт зданий следует помнить – если начальная максимальная цена контракта превышает 5 млн рублей (для муниципальных заказчиков) и 10 млн рублей (для госзаказчиков) – необходимо в извещении установить обязательные дополнительные требования к участникам закупки. Например, такие, как: наличие финансовых ресурсов, трудовых ресурсов необходимой квалификации, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контрактов; опыта работы подобных подрядов и деловой репутации и др. Законодательно также расширен перечень товаров, работ, услуг, подпадающих под дополнительные требования*.
  • Планируя закупку инженерных изысканий, подготовки проектной документации для строительства/реконструкции объектов с привлечением средств федерального бюджета, в техзадании обязательно прописывайте «Формирование и ведение информационной модели» подрядчиком. Такая норма стала обязательной с 1 января 2022 года**.

- Всем без исключения муниципальным заказчикам необходимо обратить внимание на положения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг». Напоминаем о важных законодательных изменениях, вступивших в силу с 1 мая текущего года:

1) требование к участнику закупки о подтверждении членства в соответствующем СРО можно установить только при начальной максимальной цене контракта свыше 10 млн рублей (ранее было 3 млн);

2) сроки оплаты для федеральных органов исполнительной власти за исполненный контракт составляют 7 рабочих дней, с 1 июля – и для муниципальных заказчиков.

 

*Все требования перечислены в Постановлении Правительства РФ № 2571.

**Постановление Правительства РФ № 1431 от 15.09.2020, Постановление Правительства РФ № 331 от 5.03.2021.

 

  1. По второму вопросу докладывала Ольга Олеговна Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС России - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы.

- Рынок пассажироперевозок достаточно конкурентный в нашей республике. При этом и нарушений антимонопольного законодательства немало. Это и нарушения в части недобросовестной конкуренции, и сговоры как между хозяйствующими субъектами, там и между пассажироперевозчиками и органами власти. В результате незаконных действий сторон страдают как добросовестные предприниматели, так и пассажиры. Поэтому ситуация на этом рынке услуг находится на особом контроле Управления. В настоящее время у нас возбуждено несколько таких дел.

 

Пятнадцать лет назад был принят Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Он закрепил векторы развития перевозок пассажиров и багажа, разделил виды перевозок на регулярные, заказные и перевозки легковым такси, установил особенности их регулирования и функционирования.

На основании этого закона были приняты сначала Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, утратившим силу с 01.01.2021), а затем новые Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586. Ими определено, как должна быть организована работа перевозчика, в том числе требования к ним, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок и предоставления транспортных средств для них.

Закон 2007 г. и правила 2020 г. установили, что должны делать перевозчики, а Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – как должна быть организована их деятельность.

В частности, право на регулярные перевозки по результатам конкурса предоставляет в зависимости от уровня маршрута уполномоченный орган субъекта РФ или уполномоченный муниципальный орган. Сегодня такой подход актуален только для регулярных перевозок. Однако на межрегиональных маршрутах действует заявительный порядок установления, изменения маршрута, что может оказать негативное влияние на состояние конкуренции на данном товарном рынке. С 2021 по 2022 г. хозсубъекты, получившие право вести деятельность на межрегиональных маршрутах на территории республики, неоднократно жаловались в Хакасское УФАС России на то, что нелегальные перевозчики (не имеющие карт маршрута и свидетельств об осуществлении перевозок) создают им препятствия.

Казалось бы, эта проблема находится под контролем Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Сибирское МУГАДН) и Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) и не имеет прямого отношения к компетенции антимонопольного ведомства.

Но анализ поступивших жалоб указывал на то, что из-за недобросовестных действий «нелегалов» у тех перевозчиков, кто работает законно, сокращается пассажиропоток, уменьшаются число проданных билетов и объем выручки. Иными словами, в действиях нарушителей правил перевозки пассажиров есть признаки недобросовестной конкуренции, запрещенной ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Сибирское МУГАДН выявило факты осуществления пассажирских перевозок в отсутствие свидетельства и карты маршрутов по регулярным перевозкам, что привело к привлечению «нелегалов» к административной ответственности.

Такие действия позволили нелегальным регулярным перевозчикам получить необоснованное (незаконное) конкурентное преимущество, которое перераспределило поток пассажиров в их сторону. В связи с чем, в 2021–2022 гг. Хакасское УФАС России выдало 3 предупреждения о прекращении недобросовестной конкуренции, возбудило 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства (находится на рассмотрении).

Комплексный подход позволяет пресечь нарушения нелегальных перевозчиков, которые вынуждены прекратить недобросовестные действия. Однако часть из них продолжают свою деятельность, но уже в статусе так называемых «бомбил». С точки зрения Закона о защите конкуренции в их действиях нет нарушений, поскольку такие лица, как правило, не являются хозяйствующими субъектами, следовательно, в их действиях нельзя усмотреть признаки недобросовестной конкуренции. Однако пассажиропоток на автобусах регулярных маршрутов при этом почти не изменился: люди продолжают пользоваться услугами перевозчиков-«нелегалов». Формально не являясь конкурентами, на деле «бомбилы» «забирают» пассажиров автобусов.

Решением этой проблемы заинтересовалась администрация г. Абакана. Так, несколько лет территорию у кинотеатра «Наутилус» давно облюбовали «нелегалы» – здесь им удобно собирать пассажиров. После контрольных мероприятий со стороны Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии) «нелегалы» нашли другое место стоянка на автовокзале. Как оказалось, разрешительные документы (карты маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок) таким перевозчикам выдал Минтранс Хакасии, не проводя конкурсные процедуры. К тому же уполномоченным органом было таким образом согласовано расписание, что хозсубъекты осуществляли посадку пассажиров за несколько минут раньше до посадки пассажиров перевозчиками, ранее осуществлявшими свою деятельность на законных основаниях.

Такие действия были квалифицированы антимонопольным органом как антиконкурентное соглашение между Минтрансом Хакасии и хозсубъектами, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции).

Другим примером нарушения антимонопольного законодательства является ценовой сговор хозсубъектов (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Известно, что в соответствии с действующим законодательством с 11.01.2016 перевозчики на маршрутах по нерегулируемым тарифам имеют возможность устанавливать цену проезда самостоятельно, при этом дата изменения цены также определяется перевозчиками самостоятельно. Факторы повышения стоимости проезда, на которые обычно указывают пассажироперевозчики, могут быть причиной повышения цены проезда, но не исключают факт заключения картельного соглашения о цене проезда.

Как правило, по такого рода делам антимонопольный орган устанавливает, что пассажироперевозчики обслуживают разное количество маршрутов, эксплуатируют разное количество транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, из чего следует, что расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, а одновременное повышение стоимости проезда на одну и ту же величину при таких обстоятельствах не может быть экономически обоснованным для каждого предпринимателя.

Хакасское УФАС России отмечает, что развитие сферы регулярных перевозок заметно замедлилось. Это связано с тем, что становится больше автомобилей в семьях, развиваются альтернативные виды транспорта (такси, сервисы вроде BlaBlaCar и т. д.). Однако многие все же пользуются автобусами, чтобы ездить внутри и между городами, а для кого-то этот вид транспорта остается единственным доступным для передвижения на дальние расстояния.

Сфера автобусных регулярных перевозок нуждается в совершенствовании по вопросам конкуренции. Важная часть этой деятельности – требования безопасности перевозок, необходимости осуществлять рейсы ежедневно и по конкретному расписанию, маршруту, производить перевозки с автовокзала, с которым у хозсубъекта должен быть заключен возмездный договор.

Следует отметить, что при рассмотрении ряда заявлений антимонопольный орган сталкивается с разным подходом автовокзала к документам, представляемым хозсубъектами для заключения договора возмездного оказания услуг: для одних нужно представить карты маршрута и свидетельства, а для других – такого требования нет. Думается, что такой подход создает явно дискриминационные условия для хозсубъектов и требует корректировки.

В свою очередь, легковые такси и заказные перевозчики не ограничены столь широким кругом обязанностей, кроме получения лицензии на право ведения деятельности. Требования обеспечить безопасность пассажиров путем ежедневного осмотра транспортных средств и медицинского освидетельствования водителей распространяется на всех перевозчиков. Это условие не может рассматриваться как дифференцирующее. В то же время, наделив регулярных перевозчиков рядом обязанностей, им не дали привилегий, соотносимых со свободой действий легковых такси и заказных перевозчиков.

С экономической точки зрения выполнение установленных требований влечет дополнительные расходы регулярных перевозчиков и снижает их конкурентоспособность в ценовой борьбе за клиентов по сравнению с легковыми такси и псевдозаказными автобусами.

Проблема борьбы с нелегальными перевозчиками не может быть решена только административными и (или) запретительными мерами и требует пересмотра подходов к организации всей системы автоперевозок с учетом перемен в обществе.

Действующие правила регулярных перевозок не учитывают современные тенденции и потребности людей. Наоборот, они приводят к формированию условий, при которых на маршрутах можно ввести иные перевозки, не предполагающие обременения в виде обязательств регулярных перевозчиков. Конкурентное преимущество каждого перевозчика должно определяться не уполномоченным органом при проведении конкурса, а пассажирами, которые стимулировали бы таких хозсубъектов и автовокзалы улучшать свои услуги и, соответственно, включать рыночные естественные механизмы борьбы с «нелегалами».

По мнению ученых, лучший способ борьбы с нелегальными перевозчиками – поощрение легальных. Это могут быть налоговые льготы, например, обнуление НДС. Многие авторы указывают, что легальные перевозчики совместно с автовокзалами должны перейти на автоматизированные системы управления и клиентоориентированную модель работы: дистанционные бронирование и продажу билетов; посадку пассажира с удобного ему места; планирование и подбор оптимальных маршрута и расписания; введение экспресс-рейсов (остановка только на конечной станции); систему бонусов за поездки.

Кроме того, необходимо соотнести место расположения автовокзалов и инфраструктуры городской среды так, чтобы максимальное количество людей могли быстро и удобно до них добраться на разных видах общественного транспорта. Иными словами, выстроить систему, при которой пассажирам стало бы легче и предпочтительнее пользоваться услугами автовокзалов и легальных перевозчиков, чем неофициальных.

Наконец, надо максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс контроля. Подобный подход, например, использовался, когда решались проблемы неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. Чтобы такая цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять контрольные функции, но и опираться на запросы легальных перевозчиков, помогать снижать затраты, повышать результативность работы.

 

В заключение заседания присутствующие пришли к выводу, что регулярные перевозки требуют совершенствования условий и правил с учетом современных реалий.

 

 

 

 

 

Врио руководителя управления                                                   О.В. Широкова

Дата проведения Совета: 
1 июля 2022, 14:08