Протокол заседания Экспертного совета по рекламе от 13.12.2022
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО РЕКЛАМЕ
Протокол заседания от 13.12.2022
Форма проведения (очно-заочная)
Председательствовала: Ксения Александровна Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России.
Спикер: Ольга Олеговна Липина, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России.
Присутствовали:
Наталья Владимировна Жукова, главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий Хакасского УФАС России.
Члены Экспертного совета по рекламе (очно):
Сергей Николаевич Акимов, практикующий психолог,
Мария Сергеевна Жабарова, юрист, специалист по рекламным технологиям,
Заочно:
Пекарская Ирина Владимировна, профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой стилистики русского языка и журналистики ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
Отец Сергий Тимонов, протоиерей, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Повестка заседания:
- Анализ рекламы Ипотечного отдела на предмет соблюдения рекламного законодательства.
- Анализ рекламы магазина «БухеHouse» на предмет соблюдения рекламного законодательства.
- Анализ рекламы кафе «BurgerBar» на предмет соблюдения рекламного законодательства.
- Анализ рекламы юридической службы «Единый центр защиты» на предмет соблюдения рекламного законодательства.
- Присутствующим было предложено оценить рекламу Ипотечного отдела на предмет соблюдения рекламного законодательства. Является ли она надлежащей.
Рекламный баннер расположен в Абакане по ул. Чертыгашева. Специалисты УФАС заметили его в ходе мониторинга.
Рекламируется ипотечный кредит с выгодной процентной ставкой. При этом крупным шрифтом заявляется, что покупка квартиры возможна у любого застройщика. В нижней части баннера – мелко – указан конкретный застройщик, который предлагает эти условия.
- По закону, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, - подчеркнула Ксения Лебедева, руководитель ведомства.
Единогласно эксперты решили, что реклама ненадлежащая, она вводит в заблуждение потенциальных потребителей.
На вопрос:
Является ли эта реклама надлежащей?
Голосовали: 3
За (является): 0
Против (не является): 3
Воздержались: 0
2. Присутствующим продемонстрировали фотографии рекламного баннера на магазине «БухеHouse». Попросили экспертов оценить его на предмет соблюдения рекламного законодательства.
- Реклама находится так же в столице нашей республике, на одной из центральных улиц, напротив загса, - пояснила Ольга Липина, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы. – Рекламируется алкогольная продукция – пиво. Следует учесть, что магазин расположен в месте, где много людей проходит мимо, проезжает на авто.
Сергей Акимов, член Экспертного совета:
- Меня ставит в тупик смешение в заголовках русских и иноязычных слов. Вообще, со словосочетанием «БУХЕ» у меня стойкая ассоциация – «Бухенвальд» - думается, что здесь есть связь с фашистским лагерем смерти. Это неприятно и неприемлемо.
Мария Жабарова, член Экспертного совета:
- Наверно, рекламодатель посчитал эти стишки про полезность и необходимость употребления пива остроумными… Но мне это кажется неприемлемо – ведь рядом ходят дети, подростки. Незачем привлекать их алкоголем.
- Закон запрещает утверждать, что алкогольная продукция безвредна и тем более полезна для здоровья. Нельзя также использовать образы людей и животных, изображающих процесс пития, - добавила Ольга Липина. – В каждом случае реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем оно должно занимать на менее 10% места от всей рекламы. В данном случае этого нет вообще.
На вопрос:
Является ли эта реклама надлежащей?
Голосовали: 3
За (является): 0
Против (не является): 3
Воздержались:
3. Далее присутствующие разбирались в добросовестности рекламы кафе «BurgerBar».
- Крайне редкий случай в нашем городе и в нашей практике, - пояснила Ольга Липина, - два кафе, занимающиеся одной деятельностью, расположены через крыльцо друг от друга в Абакане по пр. Ленина. Рядом – городской центр культуры «Победа» и корпус главного вуза Хакасии. На рекламном штендере у одного кафе мы видим изображения их продукции и ценники, а на штендере конкурента – неоднозначные высказывания…
Сергей Акимов:
- Мне непонятно значение «зато»: здесь явно что-то должно подразумеваться. Ну, например, у них шикарный сервис, зато у нас – вкуснее еда… Это похоже на недобросовестную конкуренцию. И вообще вкусовые пристрастия – дело субъективное.
Мария Жабарова:
-Чему противопоставляется реклама конкретно? Сравнение однозначно некорректно. Но самое главное – у меня вызывает вопрос фраза: «8 из 10 выбрали нас» - где доказательства этого опроса? Как-то голословно звучит это утверждение.
Ксения Лебедева:
- Вообще-то, по постановлению администрации Абакана, рекламные штендеры больше не должны использоваться… Этот вопрос мы обязательно адресуем в администрацию города. Кроме того, по действующему законодательству, реклама признается недобросовестной, если она содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами конкурентов. А здесь они еще и расположены рядом…
На вопрос:
Является ли эта реклама надлежащей?
Голосовали: 3
За (является): 0
Против (не является): 3
Воздержались: 0
4. Анализ рекламы юридической службы «Единый центр защиты» на предмет соблюдения рекламного законодательства: присутствующим продемонстрирован видеоролик, распространяющийся на одном из местных телеканалов. Реклама предлагает списать все долги или заплатить 1 млн рублей.
- Стоп-кадры сделаны в разные дни. Они различны, - пояснила Ольга Липина. - В одном случае реклама юридической помощи населению показывалась в перерывах между новостями, в другом – просто по данному телеканалу. В одном случае дополнительной информации, кроме этой, нет. Во втором – на рекламе прописана лицензия кредитного учреждения и ген.спонсор.
Сергей Акимов:
- Если честно, эту рекламу я не понимаю. Мало информации. Что конкретно предлагается? На втором изображении мелко прописано про банкротство. То есть здесь речь не о списании долгов, а каких-то действиях банка в ситуации банкротства физлица. К сожалению, многие люди некритичны и легко «ведутся» на такие вот заманчивые уловки рекламораспространителей.
Мария Жабарова:
- Здесь явное нарушение закона о рекламе в части рекламирования финансовых услуг. Как известно, реклама оказания юридических услуг не должна умалчивать обо всех условиях оказания соответствующих услуг. А здесь людей вводят в заблуждение. Это недопустимо.
Ксения Лебедева:
- Недопустимо вводить в заблуждение потенциальных потребителей, скрывая существенную информацию о порядке признания должника банкротом.
На вопрос:
Является ли эта реклама надлежащей?
Голосовали: 3
За (является): 0
Против (не является): 3
Воздержались: 0
Председатель Экспертного совета К.А. Лебедева
Секретарь О.О. Липина