Антимонопольная служба Хакасии пытается наказать страховые компании за сговор

Многие автовладельцы столкнулись с ситуацией, когда полис ОСАГО получить было невозможно — у страховщиков одновременно закончились полисы. Но когда водители соглашались на заключение дополнительных страховых услуг, происходило прямо-таки чудо: полисы находились.

О работе контролирующего ведомства наш разговор с руководителем Хакасского УФАС России Ксенией ЛЕБЕДЕВОЙ.

— Ксения Александровна, проблема получения полисов ОСАГО наблюдалась, без преувеличения, по всей России. Большинство антимонопольных служб регионов уличали в навязывании дополнительных услуг и необоснованных отказах в заключении договоров ОСАГО, выдавали предписания об устранении нарушений. Вы пошли дальше — предъявили обвинение в сговоре, зная, что доказать его очень сложно. Реально ли навести порядок на страховом рынке на отдельно взятой территории?
— Наше управление — не единственное, которое привлекло к ответу страховые компании за сговор. Но до реального наказания — штрафных санкций — ещё не дошёл никто: страховщики обжалуют решения в судебных инстанциях. Цепочка эта длинная — суд первой инстанции, апелляционная инстанция, кассация. В первой инстанции суд подтвердил нашу правоту. Страховщики пошли оспаривать дальше. Их понять можно — штрафы грозят нешуточные. Следует отметить, что страховщики отрицали, что действовали сообща, хотя многочисленные жалобы автовладельцев республики доказывали обратное. На наши заседания приходили автовладельцы — и кто жаловался на страховые компании, и кто утверждал, что с полисами было всё нормально. Вторых приводили страховые компании. Тем не менее даже вынесенные нами предписания и последующее решение мало изменило ситуацию — страховщики продолжали гнуть свою линию. В результате контролирующий эту деятельность Центробанк России был вынужден даже отозвать лицензию у Росгосстраха. Пока жалобы к нам прекратились.
Надеемся, что в этом году наше решение дойдёт до логического завершения — штрафных санкций страховщикам.
Казалось бы, между страховыми компаниями должна быть здоровая конкуренция, но вот что бывает, когда конкуренты договариваются между собой. Картельный сговор относится к одному из самых злостных нарушений антимонопольного законодательства.

— Зато появилась новая тема — рост стоимости на ходовую марку бензина Аи-92. Как ни неделя, так плюс 40 — 50 копеек.
— Мы направили запросы основным поставщикам топлива в Хакасию. Ответы — выросла стоимость закупаемого бензина с заводов-производителей. Другое дело — затраты. Мы отслеживаем, чтобы эти затратные расходы не были завышены и необоснованны.

— Ксения Александровна, а когда было возбуждено дело в отношении «Хакаснефтепродукта», резко снизилась стоимость бензина не только на этих автозаправках, но и на других. Как-то просматривается последовательность событий...
— Мы возбудили дело за злоупотребление доминирующим положением на мелкооптовом рынке. Проведена колоссальная работа: сделаны запросы, проанализирован топливный рынок в Хакасии. Возможно, наша столь повышенная заинтересованность деятельностью компании послужила причиной пересмотра стоимости бензина и других поставщиков топлива — размер доходов бывает разным, как говорится, умеренным и большим.

— Кстати, когда сотрудники антимонопольной службы начали проводить рейд по торговым точкам осенью прошлого года, цены на продукты питания заметно снизили свой темп роста.
— Это про гречку и куриное мясо? Выскажу свое мнение: именно покупатель виноват в ажиотаже и повышении цен. У нас рыночная экономика. Если стали, что называется, сметать крупу, то почему продавцам не повысить на неё стоимость? Хотя специалисты предупреждали: урожай лучше прошлогоднего, крупы предостаточно. Что в результате? Бабушки закупали по четыре мешка гречки, а потом хватались за сердце, когда её стоимость начала падать.
То же самое с тушками кур. Сама была свидетельницей того, как пожилая женщина взяла шесть кур. А не лучше ли брать понемногу, но свежее мясо?
Мы тогда предложили Шушенской птицефабрике открыть свою точку на нашем сельхозрынке с ценой от производителя. Всё — цены пошли вниз. Вот пример здоровой конкуренции и развития предпринимательства, за что мы ратуем и боремся.

— Давайте вернёмся к «автомобильной» теме. Запомнился бунт предпринимателей, занимающихся пассажироперевозками, которые сняли автобусы с маршрутов в знак протеста против оценочных критериев при проведении конкурса маршрутов. В тот день на остановках скопилось сотни абаканцев. Как оказалось, самое суровое наказание выносит антимонопольная служба.
— Пассажироперевозчики, можно сказать, наши постоянные посетители. Последние годы мы регулярно занимаемся их проблемами. То их не устраивают критерии оценки при проведении конкурсов маршрутов, то видят нарушения в действиях своих конкурентов.
Когда мы начали разбирать невыход автобусов на маршруты, неожиданно виноватым оказался ваш брат, журналист. Пассажироперевозчики были невинны, аки младенцы. Утверждали, что автобусы на маршруты выходили, и это всё пресса напутала. Мы обратились к средствам массовой информации — нам были предоставлены материалы о транспортном коллапсе в этот день, доказательство, как говорится, налицо. Суд первой инстанции поддержал наши доводы.

— Получается, что большая часть решений, которая выносит ваша служба, оспаривается в судах?
— У нас штрафные санкции достаточно высоки. Организации, что называется, бьются до последнего. Более 95 процентов решений находят своё подтверждение в судебных инстанциях. У нас работают квалифицированные специалисты — юристы, экономисты.

— Антимонопольная служба занимается и контролем закупок. Законодательство постоянно меняется, заказчики и участники аукционов недовольны этой тягомотной процедурой...
— Зато нет лазеек для махинаций и коррупции. Процедура открытая. Заказчик выставляет требования, исполнитель с ними либо соглашается, либо нет. И уже на конкурсной основе выявляется победитель. Всё по-честному.

— Такое впечатление, что все дороги ведут в антимонопольную службу. Справляетесь с такой нагрузкой?
— По итогам прошлого года коллектив Хакасского УФАС России вошёл в тройку лучших территориальных органов антимонопольной службы. Стараемся удержать лидирующие позиции.

— В этом году антимонопольной службе исполняется четверть века. Оглядываясь назад, возникает мысль: может, не стоило бороться с монополистами? Предприятия работали, цены были фиксированными...
— И пустые полки в магазинах. На всё дефицит. Что бы ни говорили, а достаток людей вырос. Наша организация стоит на страже развития предпринимательского сообщества. Миром правит конкуренция. Спрос диктует потребитель. А с монополистами не боремся, в некоторых сферах без них не обойтись. Мы контролируем их деятельность и наказываем, когда они используют своё доминирующее положение — конкурентов-то нет, и они диктуют свои правила. Могут устанавливать цены, какие пожелают, пренебрегать интересами потребителей.
Например, компания «Хакасэнерго». Пару лет назад она была оштрафована на десятки миллионов рублей за то, что предпринимателю затянула срок рассмотрения заявления по техприсоединению. А жителю Черногорска выдвинула требования, фактически переложив на него работу, которую должна была сделать сама. После того, как мы вмешались, дело ускорилось и разрешилось. Но штрафных санкций компании избежать не удалось.
Так что служба наша необходима.
 

Беседовала Ирина СТАРЦЕВА