Один день в антимонопольной службе Хакасии

Антимонопольная служба занимается непонятно чем, выдвигает непомерные требования и штрафует ни за что, – такое мнение подчас высказывают сотрудники сельских муниципалитетов.

Корреспондент АДИ 19 решила выяснить: какие вопросы решает контора, название которой «Хакасское УФАС России».

…Что поразило, так это светлый холл, на стенах – яркие рисунки детей и приветливые сотрудники. «Не все так мрачно», поставила плюсик в сторону антимонопольщиков. Второй плюс: никто не прогнал из приемной, когда высказала, даже на мой взгляд, не совсем обычную просьбу – познакомить с деятельностью управления. Пригласили специалиста, которая, как поняла, работает со СМИ и общественными организациями. Она провела по всем кабинетам, благо их немного, коротко рассказав, чем же здесь занимаются. Удивило: сотрудники, заваленные кипой бумаг, на наше присутствие никак не отреагировали. То ли часто подобные экскурсии здесь часто проводят, то ли работы выше крыши. Вполне вероятно: и то, и другое.

Здесь всего три отдела

Специалисты антимонопольного законодательства и рекламы занимаются недобросовестной конкуренцией (при российском менталитете здесь работы непочатый край), сговором на торгах (что доказать очень сложно), контролем за органами власти, чтобы они не раздавали своё имущество без торгов и не давали преимуществ какому-либо предпринимателю (в это верится с трудом). В этом же отделе следят за рекламой. Так вот почему в Хакасии стало меньше «обнаженки» на баннерах!

Отдел товарных, финансовых рынков и естественных монополий можно назвать «жалобной». Заявления на рост стоимости на бензин, газ, продукты питания направляются сюда. Похоже на отдел по работе с экономическими преступлениями, потому как от производителя, поставщика, продавца требуют обосновать: из чего сложилась эта цена? И вот надо извернуться, чтобы доказать: в стоимость вошли затраты на производство, электричество, транспортные составляющие, зарплата сотрудникам и так далее, а не покупка путевки на те же Мальдивы…

Этот отдел «друг» монополистов. Например, за то, что энергетики нарушают сроки подключения к технологическим сетям, их «по-дружески» штрафуют. Суммы в несколько тысяч сотен рублей. Как признались специалисты отдела, как злостным нарушителям, привлечение к административной ответственности выходит миллионным штрафом. Правда, в судах эта сумма уменьшается в разы. Входят в положение энергетиков, которые в качестве уважительных причин называют нехватку технических средств и работников.

 

Они знают о закупках всё

Фактически вся деятельность муниципалитетов связана с процедурой торгов. Когда знакомили с работой отдела контроля закупок, привели пример: «Нужно закупить туалетную бумагу. В аукционе участвовало четверо. Выбрали того, кто предложил за меньшую стоимость. Двое участников промолчали. А третий проигравший написал жалобу в антимонопольную службу. Причины можно найти разные, например, в техзадании не прописали толщину бумаги. Не факт, что это нужно было делать. Подчас для проигравшего главное мелко отомстить победителю: на время проверки закупка приостанавливается. Время на рассмотрения таких дел дается всего пять дней, но страдать будете вы. Когда вы будете ходить в туалет, там не будет этого гигиенического средства».

– Почему вашу службу не любят специалисты муниципалитетов?

По единственной причине: они не знают закона о госзакупках. Самое печальное – не хотят знать… Мы готовы выезжать в муниципальные образования, проводить семинары, разъяснять, отвечать на вопросы. Вынуждены сами проявлять инициативу и выходить на муниципалитет с предложением принять специалистов Хакасского УФАС России для проведения семинаров, делится руководитель антимонопольной службы республики Ксения Лебедева. И приглашает на рассмотрение жалобы.

Мне можно?!?

У нас открытая организация. Журналисты в качестве слушателей могут присутствовать, только перед началом надо спросить разрешение у председателя заседания комиссии.

Заявление, которое рассматривалось, касалось освоения средств по благоустройству двора многоквартирных домов: федеральная программа «Комфортная среда» дошла до населенных пунктов республики. Жалобу написал тот, кого не допустили к участию в аукционе. И вот заседание комиссии началось. Как слушатель, вставала то на сторону ответчика: «У заявителя нет возможности заасфальтировать двор», то на сторону антимонопольщиков: «А что вы прописали в своей заявке?»

Но не буду вдаваться в юридические тонкости. Отметила, что представитель поселкового совета не различает таких понятий как товар и услуга, а в документах напутаны сроки оплаты выполненной работы. При этом аргумент следующий: «Деньги нужно освоить, когда еще выделят на благоустройство дворовых территорий?!?».

Ответчик честно признался: документацию взяли, зайдя на сайт другого муниципалитета. Только вот там все нормально, а тут… Перечисления нарушений закона заняли минут пять. «Сколько штраф будет?!?» Услышав приблизительную сумму (свыше тридцати тысяч рублей) тяжело вздохнул.

– Нарушения в проведении аукциона явно были и в муниципалитете, чью документацию скачали и воспользовались.  Только тем, что называется, повезло – на них жалоб не было, – отмечает руководитель Хакасского УФАС России.

Следующее заседание с похожей по своей сути ситуации.

В деревне необходимо реконструировать теплопровод. Сроки поджимают: холода не за порогом, а к работам ещё не приступали – документы задерживались то в одной инстанции, то в другой. И денег-то выделили не всю сумму, а часть, но и этому рады – главное начать.

– Каждый день дорог, без тепла ведь людей оставим, – убеждали комиссию представители администрации. И признавались как на духу – по документам это реконструкция, а по факту выделили деньги на капремент. Вот таких нестыковок, что называется воз и маленькая тележка.

Мозги у меня начали плавиться. Искренне жаль представителей села: работы у них непочатый край, а тут отдувайся в антимонопольной службе. Как начнут перечислять какие пункты статей ФЗ-44 нарушили – со счета собьешься, и как антимонопольщики только их помнят?

Кстати, муниципалитеты чаще всего приводят аргументы не с правовой стороны, тут ничего не сделаешь, накосячили, а бьют по живому: деньги выделены, нужно их быстро осваивать, лето короткое, сроки поджимают. А то (тут можно перечислять бесконечно) люди останутся без воды, дети – без садика, ученики без теплого туалета и так далее. И виновна в этом будет антимонопольная служба, а не пробел в знаниях сотрудников муниципалитета…

 

Закон суров, но он закон

А в глубине души закралось крамольное: а нужен ли такой закон?

– Необходим, – убежденно заверила Ксения Лебедева. – Рассмотрим на конкретном примере: надо отремонтировать школу. Бегать и искать строительную бригаду не стоит: выставляете свою заявку с обозначенными в ней требованиями. При рассмотрении заявок выбираете достойного. Реально экономятся бюджетные деньги.

– Но ведь не всегда ожидаемое соответствует сделанному…

– Не принимайте работу! Составляйте акт по недоделкам, заставляйте переделывать за свой счет. Сегодня участники аукционов знают, что попасть в реестр недобросовестных поставщиков, как говорится, легко. И на два года выпасть из процедур торгов.

– Ксения Александровна, но закон реально сложный! Под силу не каждому юристу разобраться в этих хитросплетениях! Да еще и регулярные изменения в нём, которые не успеваешь отслеживать…

– С этим соглашусь. Закон нужно не усложнять, а, наоборот, упрощать. Сделать более доступным для понимания и заказчиков, и поставщиков. 

– На одном из заседаний ответчик признался, что к нему звонил заявитель и просил деньги за то, чтобы он не писал жалоб. При этом заявитель живет в другом городе, не посчитав нужным, не явился на рассмотрение своей жалобы.

– Да, некоторые пронырливые юристы, пользуясь некомпетентностью сельских специалистов, выискивают ошибки в размещенной документации и, таким образом, вымогают деньги. Как показывает практика, чаще всего они правы. И если торги не отменяются из-за малозначительности нарушения, то штраф все-таки накладывается. Такие фирмы на слуху у многих антимонопольных служб России. Действуют в масштабах страны. Но в данном случае мы ничего сделать не может. В рамках своих полномочий мы рассматриваем только процедуру торгов. А вот вымогательством должны заниматься специалисты из правоохранительных органов. Заявление должен подать тот, с кого вымогали деньги. Это должна быть зафиксированная телефонная запись. Кстати, пользуясь своей безнаказанностью, они даже по электронной почте высылали такие предложения. То есть доказательства при желании собрать можно и передать в соответствующие органы, как мы и советуем. Только вот чаще всего рукой махают: нарушения-то есть, сами виноваты.

– Есть ли какой-то выход? Предвижу ваш ответ: учите закон. Но это нереально при перенасыщенности правовыми документами муниципалов.

– Берите в штат грамотных юристов. Каждый должен заниматься своим делом. Некоторые, идя на выборы в органы власти, считают, что там все просто: сиди в кабинете и командуй. Нет, это большая ответственность.

       Под конец рабочего дня у меня реально болела голова и пошатывались ноги. Выйдя из здания, я оглянулась – в окнах горел свет. Многие антимонопольщики работают допоздна, приходят на работу и в выходные дни. Жалоб много, сроки по их рассмотрению установлены конкретные. Требуя с одних, в первую очередь спрашиваешь с себя. Такая вот работа.

 

  АДИ 19