В Хакасии внедряется новое антимонопольное направление работы

Антимонопольный комплаенс – вот такое новое словосочетание появилось в речи чиновников Хакасии. Что это такое и зачем это нужно? Корреспондент АДИ разбирался в этом непростом вопросе с врио руководителя Хакасского УФАС России Ольгой Широковой.

– Ольга Владимировна, что обозначает термин антимонопольный комплаенс?

– Комплаенс в переводе с английского означает «соответствие» или «действие в соответствии с запросом или указанием». Антимонопольный комплаенс – организация внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Проще говоря, это – инструмент предупреждения нарушений Закона о защите конкуренции. Бытует мнение, что антимонопольная служба – орган карательный. Да, штрафы выносятся немалые, бывает по несколько сотен тысяч рублей, а оборотный штраф и миллионы рублей. Но главное в деятельности нашей контролирующей организации – предупреждение. И внедрение антимонопольного комплаенса способно с одной стороны, повысить уровень знаний о возможных рисках и способах их устранения, а с другой, снизить административную ответственность в том случае, если такой риск все же наступил.

– Кто инициатор внедрения этой системы?

– Внедрение антимонопольного комплаенса обусловлена Указом Президента, который утвердил Национальный план развития конкуренции до 2020 года. В числе основных задач – снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее, чем в два раза по сравнению с 2017 годом.

– Нарушение антимонопольного законодательства – российская проблема, если она решается на уровне президента?

– ФАС России привела следующие данные: около 90% юридических лиц, привлекаемых к ответственности, как правило, даже не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. В таком случае что можно говорить о знании этого закона? И Хакасия в этом списке не исключение. К сожалению, в республике нет ни одного муниципального образования, которое не привлекалось за допущенные нарушения при проведении госзакупок, а также Закона «О защите конкуренции». Как повысить правовой уровень знаний и уменьшить количество нарушений? Путем запуска механизма предупреждения нарушений – антимонопольного комплаенса, который предполагает комплекс правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его

нарушения со стороны органов власти. Да, его внедрение потребует времени и внимательного изучения закона о защите конкуренции. Зато это предотвратит нарушения и штрафы.

– Ольга Владимировна, в администрации каждого муниципального образования имеется либо юридическая, либо правовая служба. Разве не обязанность сотрудников отдела знать антимонопольное законодательство и предупреждать нарушения? Ведь большая часть документов, если не все, проходят правовую оценку.

– Конечно, идеальный вариант – знать все законодательство и строго следовать ему. Однако, так бывает не всегда и это зависит от многих факторов, в том числе от квалифицированных кадров, которые должны быть способны проанализировать большое количество правовых актов, применить их. Антимонопольный комплаенс как раз и помогает выявить риски нарушений, точечно и эффективно исправить, и предупредить нарушения.

– Кто будет оказывать практическую помощь при внедрении антимонопольного комплаенса и контролировать выполнение назначенных мероприятий?

– Практическую помощь готово оказывать Хакасское УФАС России. А контролировать – сошлюсь на Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы»), где руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – руководителю региона поручено активизировать работу по развитию конкуренции, то же самое рекомендовано и органам местного самоуправления.

– Что будет тем, кто не внедрил антимонопольный комплаенс? Какое их ждёт наказание?

– Наказание не предусмотрено ни Указом, ни распоряжением Правительства РФ об исполнении его. Однако основным стимулом для органов власти должно являться достижение целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, а именно:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

— повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности;

— стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие экономики, снижение социальной напряженности в обществе.

Как следствие, при достижении данных целей как субъект Российской Федерации, так и административно-территориальное образование становиться привлекательным для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и т.д. Нарушение антимонопольного законодательства – это всегда негативный фактор для экономики: иногда прямой (антиконкурентные соглашения), иногда косвенный (создание административных барьеров – как результат монополизация рынков, снижения качества товаров услуг, их ассортимента, рост цен). Исключение данных факторов создаст положительный эффект для экономики.

– Не получится ли как это часто бывает: главное – отчитаться, а там как кривая вывезет?

– Так не получиться. Основная идея – это разработка конкретных мероприятий, в том числе расчет конкретных ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, а также доклад об антимонопольном комплаенсе, который должен быть размещен в сети интернет на официальных сайтах. Кроме того, созданный Коллегиальный орган должен будет осуществлять общественный контроль и оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти и утвердить этот доклад.

АДИ 19   19 марта 2019 г.