Хакасское УФАС в свете 15-летия ФАС России

В марте антимонопольная служба отметила очередной юбилей – в начале марта исполнилось 15 лет ФАС России.

Но ведь три года назад Хакасское УФАС праздновало свое 25-летие? В датах разбирался корреспондент АДИ 19 в разговоре с врио руководителя антимонопольной службы республики Ольгой Широковой.

– Ольга Владимировна, так сколько лет антимонопольной службе?

– История антимонопольного регулирования в России берет свое начало 14 июля 1990 года, когда Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был утвержден в Перечне республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР.

С течением времени антимонопольный орган сменил несколько организационных форм и названий.

В марте 1997 года его переименовали в Государственный антимонопольный комитет. В 1998 году этот комитет преобразовали в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

9 марта 2004 года министерство упразднили, образовав Федеральную антимонопольную службу, которую возглавил Игорь Артемьев. Таким образом, к своему нынешнему статусу служба шла пятнадцать лет.

То есть 15 лет это касается исключительно нынешнего названия ФАС России. А антимонопольным органам, берем отчет от 1990 года, в следующем году исполнится 30 лет.

– Да, хороший повод для встречи с вами и подведение итогов за эти десятилетия.

А ведь, пожалуй, редкий контролирующий орган федерального уровня столь динамично совершенствует законодательство. Если не ошибаюсь, уже готовится «пятый антимонопольный пакет» поправок.

– Правильно отметили: динамично развивающаяся служба. Следует отметить, что антимонопольная служба старается идти не в ногу со временем, и чуть опережая его. В 2006 году вступил в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого был принят закон «О защите конкуренции». В 2008 году образовано специальное Управление по борьбе с картелями ФАС России, как видим сегодня, это одно из основных направлений в работе службы, столь необходимое экономике страны в целом. В конце 2017 года издан Указ Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы». Вот такая у нас масштабная работа.

– Какие достижения складывались за эти годы в копилку Хакасского УФАС России?

– Есть дела, которые помнятся годами. Это привлечение шести страховых компаний за то, что необоснованно отказывали в заключении договоров ОСАГО, навязывая услуги по другим видам страхования. Когда автовладельцы соглашались на дополнительное так называемое добровольное страхование, тут же находился и полис ОСАГО.

2014 -15 годы запомнились как самые напряженные по разрешению жалоб по госзакупкам. Не было дня, чтобы не поступало заявления, а бывало и по пять жалоб.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия принято решение по делу, возбужденному в отношении двух индивидуальных предпринимателей. Они участвовали в двадцати трех аукционах на право поставки организационной компьютерной техники, комплектующих и расходных материалов к ней, проходивших на территории 15 субъектов Российской Федерации, в том числе и в Хакасии. Они заключили между собой соглашение по поддержанию цен на торгах, решив, видимо, что страна у нас большая и концов не найдут. ФАС предоставили нам соответствующие полномочия, расследовали это дело и привлекли к ответственности.

Что касается дел по нарушению рекламного законодательства, то к основным достижениям отнесу тот факт, что в Хакасии трудно найти неэтичную рекламу. При поступлении информации, будь то новостная заметка в СМИ или телефонный звонок от бабушки, которая водит внука мимо этой рекламы, тут же принимаем меры.

Как не отметить дело, возбужденное в отношении одной из строительных организаций. Для привлечения желающих приобрести квартиру в строящемся доме, застройщиком был издан буклет. Картинка дома по окончанию строительства наглядно демонстрировала остекленные балконы. Но дом уже готовили к эксплуатации, а остекление балконов не было выполнено. Строительная организация в качестве своей защиты кивала на тяжелую экономическую ситуацию в стране. Но это не аргумент ни для тех, кто пожелал купить квартиру именно с застекленными окнами, которые обещаны в рекламном буклете, ни для комиссии антимонопольной службы.

Одно из последних социально значимых дел – с легкой подачи журналистов названное «Перетоп». Абаканцы зимой 2015 — 2016 годов, можно сказать, топили улицы – насколько горячими были батареи. Горожане заплатили немалые суммы за тепло, которое им не было нужно. Мы признали теплосбытовые компании злоупотребляющими доминирующим положением в части несоблюдения температурного графика и гидравлического режима при снабжении теплом многоэтажные дома в Абакане. И судебная инстанция поддержала нас в этой части решения.

– Самая большая сумма штрафа, которая была вынесена Хакасским УФАС?

– В 2013 году Хакасское УФАС России признало ОАО «МРСК Сибири» злоупотребившим доминирующим положением. Нарушение выразилось в том, что в перечень технических условий для присоединения к электрическим сетям жилого дома были включены ненужные требования, выполнение которых могло повлечь дополнительные затраты для заявителя. Предприятие попыталось оспорить это решение в суде, однако Арбитражный суд Хакасии поддержал позицию антимонопольщиков. На правонарушителя был наложен штраф, который в общей сумме составил 69 миллионов рублей. За 15 лет работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия сумма штрафов составила более 300 миллионов рублей. За нарушения антимонопольного законодательства привлечено почти четыре тысячи должностных и порядка семисот юридических лиц.

АДИ 19 за 22 марта