Ксения Лебедева специально для АДИ. Работа ФАС в условиях пандемии

Человечество не впервые сталкивается с новой вирусной эпидемией. Люди боялись ВИЧ, тех же SARS и MERS, «свиного гриппа», лихорадки Эбола. Коронавирус пришел в Китай и пока не приобрел статус пандемии, многие надеялись авось пронесет. Постепенно COVID-19 проник в Россию, в марте 2020 года были получены тревожные вести о первых заболевших в Хакасии. Неизвестная угроза не только сеет панику среди народа, но и дает почву особо находчивым и предприимчивым на фоне всеобщей неразберихи нажиться на горе, по-быстрому сделать легкие деньги.

Регуляторами и стабилизаторами в такие кризисные периоды выступают органы власти, на них приходится основная нагрузка. За адекватными ценниками на полках в магазинах в нашей солнечной республике следит Хакасское УФАС России, ежедневно антимонопольный орган проделывает большую работу, дабы сдерживать недобросовестных поставщиков и продавцов. О работе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в условиях пандемии Агентству деловой информации рассказала руководитель управления Ксения Лебедева:

- «В начале февраля сотрудниками нашей службы были взяты на особый контроль средства индивидуальной защиты. Еженедельно мы проверяли наличие или отсутствие масок в аптеках и фиксировали цены. В первые недели цена на маски доходила до 15 рублей за штуку, дефицита не наблюдалось. Товар находился в продаже, продавцы повышенного спроса не отмечали. Продажи сохранялись на уровне прошлых лет в обычный эпидсезон. Тревогу мы забили в марте, когда результаты очередного мониторинга показали, что средства индивидуальной защиты отсутствуют во многих аптеках. О сложившейся ситуации доложили на очередном рабочем совещании в Минздраве РХ, оповестили о проблеме и предложили совместными усилиями искать решение.»

С чем было связано возникновение дефицита? Удалось найти причину?

- «Причин было несколько. Это и повышение стоимости у поставщиков, аптеки боялись брать дорогие маски. У некоторых поставщиков отсутствовали предложения для розницы, оптовики понимали, что закупать средства индивидуальной защиты втридорога не рентабельно, товар может остаться лежать на складах. Антимонопольное ведомство проделало достаточно большую работу и на основе анализа рынка вскрылась основная причина отсутствия масок в Хакасии. Удалось выявить сговор. В отношении трех поставщиков из Красноярска заведено дело, в его основу легли данные собранные в том числе специалистами Хакасского УФАС России. Компании завышали цену для аптек республик Хакасия и Тыва, по Красноярскому краю предприимчивые бизнесмены прайс оставили неизменным, нажиться решили на соседних регионах.»

На данный момент решен ли вопрос с дефицитом медицинских масок в Хакасии?

- «Дефицит есть, периодически маски поступали в продажу, но в небольшом количестве и сразу раскупались. Чтобы решить проблему нехватки средств индивидуальной защиты в России производство ведется в несколько смен. В Хакасии, например, частные ателье и Федеральная служба исполнения наказания по РХ подключились к решению проблемы, шьются многоразовые маски для предприятий на заказ в больших объемах. Мастерицы и домохозяйки достали свои швейные машинки и тоже принялись делать из ткани маски на продажу. Что касается поставок в аптечные сети, то важно отметить, что Минпромторг РФ направил 30 миллионов масок, купленных в КНР по субъектам. Во многие регионы они уже поступили, но мы не видим, чтобы в аптечных сетях Хакасии они были в наличии. По этому поводу написали запрос в Министерство экономики РХ, поскольку считаем, что не только Хакасское УФАС России должно следить за этим, но и органы исполнительной власти субъекта должны работать над предупреждением ситуации в республике в первую очередь, это их задача. Мы ждем ответ.»

Насколько важно сейчас осуществлять контроль над ценами?

- «Есть несколько факторов, во-первых, ажиотажный спрос, когда люди идут и покупают впрок продукты, соответственно производители ориентируются, что спрос растет и нужно увеличивать свое производство. А если произойдет так, что не понадобится этот товар, то он будет выброшен, производитель не окупит свои затраты, не получит той выручки, на которую он рассчитывает. Кроме того, ажиотажный спрос позволяет недобросовестным продавцам повышать стоимость на тот, либо иной товар. Раз вы покупаете за 500 рублей, то купите за 1000 рублей и выше, этот эффект мы наблюдали недавно с имбирем. Тут нужно в первую очередь не поддаваться панике, не принимать за чистую правду различную фейковую информацию которая гуляет в интернете, в частности по соцсетям. А продавцам в первую очередь нужно думать о последствиях, поскольку сигналы мы получаем, запросы направлены и если увидим признаки сговора, то будем принимать меры антимонопольного реагирования. Они достаточно жесткие, штрафы! И штрафы большие, в том числе предусмотрена и уголовная ответственность для должностных лиц.

Контроль над ценами - основная задача которая сейчас стоит перед ведомством?

- «Да, сейчас очень важно не допустить роста. У нас на особом внимании стоимость масок, противовирусных препаратов и антисептиков, цены на бензин, газ, социально значимые продукты и товары. С 22 марта мы ведем ежедневный мониторинг продуктов, в том числе и в выходные дни. Работает «горячая линия», специалисты принимают звонки от населения семь дней в неделю. Информация стекается с разных уголков Хакасии, активность населения помогает нам видеть объективно ситуацию, складывающуюся на рынке республики. Постепенно цены стабилизируются, за два месяца выполнен большой объем работы в этом направлении.»

Президент РФ объявил апрель нерабочим месяцем по всей стране, плюс губернатор РХ призвал население соблюдать режим самоизоляции. Какие коррективы все эти изменения внесли в работу ведомства? Что кардинально поменялось?

- «Мы перешли на дистанционное рассмотрение дел. Это значительно упрощает работу специалистам, мы делаем все быстрее. Нам не нужно собирать людей, включили средства связи и процесс пошел. За пол дня от 5 до 7 жалоб мы успеваем рассмотреть, работа в направлении закупок стала проще однозначно. Если у нас все будет отработано, то в дальнейшем мы перейдем на такой способ рассмотрения жалоб. Это и экономия времени, денег и абсолютно нет никакой разницы общаешься с человеком ты лично или через экран монитора. Да, сейчас возникают проблемы, это и технические - если у одной из сторон низкая скорость интернета, или участники не могут подключится, приходим на помощь, объясняем по телефону. Как только это войдет в обычный ритм, то думаю только таким способом и будем рассматривать дела.»

Пандемия стала для многих неожиданностью и серьезным испытанием. Как антимонопольное ведомство справилось с первоочередными поставленными задачами?

- «Выводы делать рано, мы еще работаем, и эпидемия не закончилась. Мы уже видим признаки нарушений исходя из тех документов, которые нам представлены. Имеются данные, что повышение цен в рознице не было обусловлено экономической обоснованностью у хозсубъектов, не было объективной необходимости увеличения стоимости, закупка не росла, затраты не росли, а цена почему-то пошла вверх. Мы сделаем все, чтобы привлечь к ответственности недобросовестных продавцов, которые нажились на этой ситуации. Мониторинги продуктов и медизделии будут проводиться до стабилизации эпидситуации. Мы продолжаем работать и следить за ситуацией.»

Сайт -"Агенство деловой информации"