Как подрядчик, у которого просил взятку Сергей Новиков, получил контракт на стройку интерната в Туиме

Накануне было ровно месяц, как поредели ряды правительства Хакасии - был задержан и.о. заместителя главы РХ - министр строительства и ЖКХ Сергей Новиков. Его подозревают в получении взятки от подрядчика масштабной строки - Туимского психоневрологического интерната. 

По версии следствия, в декабре 2019 года в рамках реализации национального проекта между ГКУ РХ «Управление капитального строительства» и подрядной организацией заключен государственный контракт на сумму более 480 млн рублей на строительство второй очереди жилого корпуса ГБУ РХ «Туимский психоневрологический интернат».

Сергей Новиков взят под стражу

Сергей Новиков, являясь должностным лицом, имея умысел на получение взятки, требовал от представителя подрядной организации Ивана Валиева взятку в сумме не менее 12 млн рублей за организованное им покровительство деятельности ООО "Синодекор" в части решения вопроса по заключению указанного контракта, прием работ и своевременное перечисление денежных средств за выполненные работы. 17 апреля 2020 года Новиков, находясь на территории Абакана, при личной встрече с представителем подрядной организации получил от него взятку в виде части денежного вознаграждения в сумме 2 миллионов. Новиков был задержан с поличным. 

Однако и сам подрядчик не очень-то похож на жертву чиновничьего произвола. И о том, как такая фирма со штатной численностью 12 человек смогла получить такой госконтракт, 19rus.info пояснили в Управлении федеральной антимонопольной службы по РХ (ответ пришел за подписью руководителя УФАС Ксении Лебедевой). 

- Кто осуществляет контроль за ходом торгов и несет ответственность за соответствие победителя аукциона предъявленным требованиям?

- Ответственность за рассмотрение заявок участников, соответствие победителя предъявленным требованиям в документации о закупке, несёт комиссия по осуществлению закупок (конкурсная, аукционная комиссия). Ответственность за правильность составления документации о закупке, требований к участникам, в том числе дополнительных требований, устанавливаемых Правительством РФ, описания объекта закупки, которое не должно приводить к ограничению количества участников, несёт должностное лицо, утвердившее документацию о закупке. В случае, если действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки в зависимости от предмета обжалования, нарушают права и 072763 2 законные интересы участника закупки, то любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в порядке, установленном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе).

Согласно требованиям Закона о контрактной системе, в сфере закупок создана многоуровневая система контроля, в том числе общественного контроля, органами контроля которой являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Таким образом, контроль в отношении субъектов контроля должен осуществляться в пределах полномочий контрольных органов.

- Насколько правомерно к участию в тендерах на строительство крупных социально-значимых объектов допускаются организации, в которых на постоянной основе трудится несколько человек?

- Статьей 32 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяется порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).

Пунктом 27 указанных Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, 3 опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели, в том числе квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) определено, что закупки по возведению зданий, сооружений и строительные работы в области гражданского строительства, работы строительные специализированные (кроме кода 43.13 ОК 034-2014), должны проводиться аукционом в электронной форме, в связи с чем оценка трудовых ресурсов не применима для этого способа закупки. Помимо общих требований для всех участников, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, к участникам предъявляются следующие требования:

- участник закупки должен быть членом Саморегулируемой организации (СРО) в области строительства объектов капитального строительства (за исключением, если цена контракта менее 3 млн руб., участники - унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием);

- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств; - не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств; - если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 №99, а именно: наличие опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие 4 в закупке. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее от 20 до 50 процентов (в зависимости от крупности объекта строительства) начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения опыта предоставляется: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора), копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается). Как следует из вышеизложенного, наличие опыта подтверждается не количеством человек, работающих у подрядчика, а опытом выполнения строительных работ аналогичных объектов капитального строительства.

- Всем ли условиям соответствует ООО «Синодекор» (Абакан, учредитель Татьяна Абросимова) для того чтобы выполнять крупные государственные заказы?

- ООО «Синодекор» является членом СРО «Ассоциация «Строители Хакасии» СРО-С-053-23102009, при этом уровень ответственности по стоимости работ по одному договору строительного подряда не должен превышать 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности), уровень ответственности по размеру обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров не должен превышать три миллиарда рублей (третий уровень ответственности). Данные о СРО и членов СРО размещены на официальном сайте reestrsro.com в Едином реестре членов СРО. Уполномоченным органом - Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и заказчиком - Государственным казённым учреждением РХ «Управление капитального строительства» было проведено две закупки путем открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта «Жилой корпус на 200 мест ГБУ РХ «Туимский психоневрологический интернат»: закупка № 0380200000119000778 с начальной (максимальной) ценой контракта 151 261 719,97 рублей в марте 2019 и № 0380200000119007038 с начальной (максимальной) ценой контракта 489 318 374,40 рублей в конце декабря 2019. ООО «Синодекор» при участии в указанных аукционах подтвердило опыт работы в строительстве. Таким образом, у аукционной комиссии, сформированной Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок для проведения аукционов, оснований для отклонения заявки ООО «Синодекор» не было, поскольку она соответствовала требованиям аукционной документации и законодательству о контрактной системе.

Вместе с тем проведение самой процедуры торгов без нарушений не означает, что участники, организаторы торгов, заказчики не нарушили антимонопольное законодательство. В настоящее время Хакасское УФАС России собирает доказательства для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в части заключения соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов. Если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, а также запрещенных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами. То есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Сайт- ИА "Хакасия"