Цены встали на дыбы - УФАС Хакасии объяснило, что происходит на рынке газа

В Хакасии зафиксировано увеличение цены на сжиженный углеводородный газ. Как сильно подскочили расценки и с чем это связано, подробно описано в этом материале.

5 марта 19rus.info получило на редакционную почту письмо от читателя:

«Сегодня после заправки на АГЗС топливом был в полнейшем шоке. Цены встали в дыбы. Это полнейший ужас. Цена литра дошла до психологической отметки 29.5 руб. До каких пор это будет продолжаться? Что творится в России с ценами? Что случилось, почему все дорожает? Может кто из компетентных органов ответит на эти вопросы».

Мониторингом цен на газ занимается Хакасское УФАС, куда редакция и обратилась со следующими вопросами. Каковы результаты свежего мониторинга? Действительно ли произошел рост? С чем он связан? Будут ли предприняты меры реагирования со стороны управления?

Подробным образом ситуацию 19rus.info описала руководитель Хакасского УФАС Ксения Лебедева.

По результатам анализа еженедельного мониторинга цен на сжиженный углеводородный газ установлено, что со 2 по 9 марта цены на сжиженный углеводородный газ на АГЗС хозяйствующих субъектов выросли с 27 (Абакан) до 32 рублей (с. Шира) за литр. В настоящее время на АГЗС в Хакасии стоимость СУГ также составляет 29,5 руб., 29 и 29,5 руб. в Абакане; в Саяногорске - 31, с. Троицкое - 29 руб. и столько же в с. Таштып.

Антимонопольному органу известно об установленных системах скидок, позволяющих постоянным клиентам покупать сжиженный углеводородный газ по менее высокой цене на АГЗС хозяйствующих субъектов. Так, процент скидок на АГЗС одного из ИП варьируется в пределах от 5 до 7% от розничной цены, причем процент скидки может доходить до 20%.

«Сведения мониторинга, проводимого УФАС по Хакасии, указывают, что у хозяйствующих субъектов стоимость СУГ различна, одновременного необоснованного роста или снижения цен не наблюдается. Анализ сложившейся ситуации показал отсутствие соглашения и согласованных действий между участниками рынка реализации сжиженного углеводородного газа, противоречащих антимонопольному законодательству.

Основной причиной роста розничных цен на сжиженный газ, реализуемый по свободным ценам, является повышение отпускных цен поставщиков (рост закупочных цен)», - отметила Ксения Лебедева.

В соответствии с действующим законодательством РФ, являются регулируемыми и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения, за исключением, в том числе, газа для заправки автотранспортных средств. Данные цены должны формироваться, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры на основе рыночного механизма конкуренции.

«По этой причине факт более высокой цены на сжиженный углеводородный газ на территории Саяногорска по сравнению с другими населенными пунктами не может сам по себе свидетельствовать о превышении суммы необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли. Также законодательством не определен уровень рентабельности, отсутствует государственное регулирование порядка и условий ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также цен реализуемых СУГ и территории их реализации», - говорится в ответе, полученном от антимонопольного органа 19rus.info.

Хакасское УФАС пояснило, что цена реализации на СУГ формируется, прежде всего, с учетом объективных причин: закупочной цены поставщиков, транспортных расходов, расходов на подачу/уборку и возврат ж/д цистерн, эксплуатационных издержек АГЗС (заработная плата, налоги, отчисления в фонды, коммунальные платежи), а также общехозяйственных и общепроизводственных расходов (услуги банка, оплата государственных пошлин, иные расходы, а также прибыль предприятия), на формирование цены оказывают влияние такие факторы, как спрос и предложение, конкуренция (ценовая и неценовая); спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты, в то время как издержки производства определяют ее минимальную величину.

Спрос на СУГ на мировых энергетических рынках восстановился, в связи с чем аналогичная ситуация наблюдается и на внутреннем рынке.

Биржевой индекс СУГ в России в феврале 2021 года соответствовал динамике изменения мировых цен на СУГ, а также объясняется сезонным повышенным спросом на СУГ на основных рынках его потребления в Восточной Европе и Азии.

22 февраля 2021 года вступил в силу совместный приказ ФАС России и Минэнерго о повышении обязательных объемов продаж сжиженного углеводородного газа на бирже с 5 до 7,5%. С 1 марта компании начали реализовывать СУГ на биржевых торгах по новым нормативам, что должно в ближайшее время увеличить предложение и снизить как спрос, так и цены на него.

ФАС России проводит консультации с Минэнерго по ситуации на рынке и обсуждает принятие дополнительных мер по снижению давления на биржевые котировки СУГ.

Также по инициативе антимонопольной службы принято постановление правительства Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 93, предусматривающее государственное регулирование стоимости доставки СУГ, приобретаемых для коммунальных нужд в баллонах с доставкой для потребителя, что позволит не допустить роста его конечной стоимости.

В настоящее время биржевая стоимость сжиженных углеводородных газов в России, несмотря на повышение с марта норматива продаж для производителей, продолжает повышаться. С начала года цена выросла почти в 1,5 раза, превысив 35 тыс. рублей за тонну. Цена СУГ на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 3 марта 2021 года достигла очередного исторического максимума в 35,2 тыс. рублей за тонну.

Как регуляторы, так и аналитики считают главной причиной роста цен холодную зиму и рост котировок нефти. На рынок СУГ также влияет нетипично высокий спрос для этого периода года и снизившийся объем предложения в результате ограничений добычи нефти ОПЕК+ и сложностей у отдельных производителей. Кроме того, котировки растут вслед за повышением цен на нефть.

В ФАС России и Минэнерго отмечают, что рост цен на бирже не скажется на цене газа в баллонах для населения, поскольку конечная цена на СУГ в баллонах для населения регулируется.

«Сложившаяся ситуация находится под контролем УФАС по Хакасии. У хозяйствующих субъектов запрошены сведения и документы, позволяющие установить обоснованное/необоснованное повышение стоимости СУГ на АГЗС республики - закупочные цены СУГ, статьи затрат, вложенных в цену реализации сжиженного углеводородного газа и т.п.. В том числе оцениваются действия хозяйствующих субъектов на предмет сговора о цене на СУГ. По результатам указанной работы, в случае выявления нарушения хозяйствующими субъектами действующего законодательства, будут применены соответствующие меры антимонопольного реагирования», - заверила Ксения Лебедева.