И подставная компания не помогла уйти от штрафа

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Татарстан и Республике Хакасия, Курганской, Тверской и Челябинской областям пресекли незаконную рекламу займов, деятельности не входящих в реестр Центробанка РФ ломбардов, выдачи необоснованных кредитов и т.п. (Предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Курганское УФАС поступило заявление отделения по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка РФ о размещении на фасаде здания перед входом в магазин «Комиссионный рай» (Курган, улица К.Мяготина, 42) рекламного щита с надписями:

«СКУПКА С ПРАВОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА», «СКУПКА*ОБРАТНЫЙ ВЫКУП».

Объектом рекламирования здесь является деятельность комиссионного магазина «Комиссионный рай», в котором предлагается воспользоваться услугой «скупка с правом обратного выкупа». Согласно сведениям, полученным Курганским УФАС, установлено, что владельцем указанных в рекламе абонентских номеров является ИП, основной вид деятельности которого – розничная торговля бывшими в употреблении товарами (ОКВЭД 47.79). На заседании комиссии антимонопольного органа предприниматель пояснил на примере, что покупает у лиц товар по договору купли-продажи, которым предоставляет срок для обратного выкупа под определённый процент и выплачивает за товар клиенту деньги в размере 4 000 рублей в день подписания договора. Так, договором предусмотрено, что магазин обязуется перед клиентом не распоряжаться товаром в указанный срок, а клиент, в свою очередь, имеет право в этот же срок выкупить у магазина свой товар по цене при выкупе в крайнюю дату срока хранения 4 198 рублей.

Комиссия отметила, что в рекламе до сведения потребителей доводится информация о том, что «Комиссионный рай» – это комиссионный магазин, в котором можно купить технику, аксессуары, продать электронику и инструмент, в том числе с правом обратного выкупа. Соответственно, такая реклама по своей информационной сути формирует мнение потребителей о том, что в магазине «Комиссионный рай» осуществляется комиссионная торговля товарами, в том числе с правом их выкупа. В силу пункта 1 статьи 358 Гражданского кодекса РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами. Отношения, возникающие при осуществлении юридическими лицами – ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей, относятся к ломбардной деятельности и урегулированы ФЗ «О ломбардах». Таким образом деятельность ломбардов может осуществлять только юридическое лицо, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно сведениям, размещённым на официальном сайте Центрального банка РФ, ИП не является финансовой организацией и не обладает правом на осуществление данной деятельности. В связи с эти комиссия Курганского УФАС признала рекламу ненадлежащей, поскольку она размещена с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 закона о рекламе, и выдала ИП предписание о прекращении нарушения. Материалы  переданы уполномоченному должностному лицу управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 КоАП РФ.

***

Также ненадлежащей Курганское УФАС признало рекламу «ипотеки под низкий процент».

Поводом для возбуждения дела стало обращение Курганской региональной общественной палаты «Правовая защита потребителей» по факту распространения рекламной информации услуг ипотечного займа. Заявитель указал, что в газете «Идеальный вариант» (№1 от 05.03.2021) опубликована реклама услуг ипотечного займа, несоответствующая, по мнению заявителя, рекламному законодательству. Рекламное объявление содержит следующую информацию:

«УСЛУГИ РИЕЛТОРА* ПРОДАЖА, ПОКУПКА НЕДВИЖИМОСТИ*ИПОТЕКА ПОД НИЗКИЙ % БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА*РАБОТА СО ВСЕМИ ВИДАМИ СЕРТИФИКАТОВ*БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ*Т.:22-75-76, 8-965-865-75-76*realty_kurgan».

В приложение к газете указан следующий текст:

«УСЛУГИ РИЕЛТОРА ПРОФЕССИОНАЛА*БЕЗОПАСНО И ВЫГОДНО*ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ В ПРОДАЖЕ И ПОКУПКЕ НЕДВИЖИМОСТИ*ИПОТЕКА ПОД НИЗКИЙ % БЕЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗНОСА*РАБОТА СО ВСЕМИ ВИДАМИ СЕРТИФИКАТОВ*ПОКУПКА 1-,2-,3-4-КОМНАТНЫХ КВАРТИР ДЛЯ РЕАЛЬНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ*БЕСПЛАТНЫЕ КОРНСУЛЬТАЦИИ, И ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ*22-75-76*8-965-865-75-76* realty_kurgan»

Как выяснилось, указанные в тексте абонентские номера принадлежат жителю Кургана. Заявка на размещение рекламы подана специалистом по недвижимости агентства недвижимости «Гестия». В соответствии с частью 1 статьи 28 закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для ИП – фамилию, имя и (если имеется) отчество). Указанная информация является существенной, поскольку её отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и

лиц, предоставляющих кредит. Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Комиссия антимонопольного органа установила, что специалист по недвижимости агентства «Гестия», разместивший рекламу в газете, не предоставляет лично финансовую услугу, а помогает в её оформлении в банках на основании партнёрского соглашения, на условиях которого предлагает ипотеку под низкий процент. В силу законодательства о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно части 3 статьи 28 закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

На основании изложенного комиссия Курганского УФАС признала рекламу ненадлежащей. Материалы переданы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН. Житель Казани поверил рекламе, обещающей гарантированное получение кредитных средств без отказа банка, а в результате потерял свои деньги.

Рекламный баннер казанской фирмы «Велес» он увидел в поисковой системе «Яндекс». Предлагаемая услуга оказалась востребованной: у мужчины была просроченная задолженность по кредитам, место в «чёрном списке» Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и с помощью заёмных средств он планировал погасить все долги. В «Велесе» ему пообещали 100-процентную выдачу кредита, но попросили справку из НБКИ стоимостью в 20 тысяч рублей со ссылкой на последующий возврат этой суммы в полном объёме. Заявка гражданина длительное время оставалась без рассмотрения, а впоследствии в ООО «Велес» ему указали на факт полной оплаты оказанных ему услуг без возможности возврата внесённых денежных средств. Так, поверив рекламе, которая создавала впечатление о гарантированности получения кредита, житель Казани лишился дополнительно вложенных средств.

В Татарстанском УФАС по данному факту возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Спорная реклама будет рассматриваться как недостоверная. Пояснять, почему сообщения в поисковой системе не содержали всех условий по предлагаемым финансовым услугам, будут казанская «Велес» и ООО «АДВ-сервис» из Санкт-Петербурга, заключившая договор на распространение рекламы в «Яндексе».

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. В Хакасии организация незаконно рекламировала займы. Реклама предоставления денег взаймы размещалась в Саяногорске и р.п. Черемушки. Прав на предоставление потребительских займов у компании нет. Хакасское УФАС  вынесло постановление об административном наказании ещё год назад, однако нарушитель рекламного законодательства пытался оспорить это решение в судах, но безуспешно.

Рассказывает Ксения Лебедева, руководитель Хакасского УФАС:

«Управление установило, что абаканская фирма, не зарегистрированная в реестре микрофинансовых организаций, незаконно рекламировала предоставление финансовых услуг населению. Речь о выдаче потребительских займов. В октябре прошлого года региональная антимонопольная служба вынесла решение о незаконности рекламирования фирмой финансовых услуг. Баннеры были демонтированы. Компания оплатила административный штраф. По закону, для юрлица он составляет 100 тысяч рублей. Компания-нарушитель во время рассмотрения рекламного дела поспешила создать вторую компанию по оказанию финансовых услуг. Она даже зарегистрировала её, как требуется по закону, в реестре микрофинансовых организаций. В свою защиту организация пыталась доказать, что рекламировала займы вторая компания. Однако Хакасское УФАС установило: обе фирмы являются взаимозависимыми – учредителем обеих является одно и то же лицо. Кроме того, рекламу распространяла первая компания, не имевшая на это прав. Вторая была создана позже установления факта нарушения».

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тверское УФАС на основании информации главного управления Центрального банка России по Центральному федеральному округу в сентябре 2021 года возбудило в отношении ООО «Порядок» дело о нарушении законодательства о рекламе при размещении рекламы о предоставлении займов под залог автомобиля.

Банк представил информацию о том, что общество исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций, в связи с чем не имеет право на осуществление деятельности по выдаче потребительских займов.

По результатам рассмотрения дела действия ООО «Порядок» признаны совершёнными с нарушением требований части 7 статьи 5 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе». В связи с тем, что реклама была демонтирована до вынесения решения, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавалось.  

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС пресекло незаконную рекламу ООО «МКК «Семёрочка».

Рекламный баннер размещался в Челябинске на Комсомольском проспекте и содержал следующую информацию:

«Семерочка выручаем деньгами, 0,5%, займы», «Неприлично низкий %», «Индивидуальные условия для каждого клиента. Первые дни без начисления процентов. На 30 дней 30 000 рублей. 0.5 % в день». «Пенсионерам, работникам организаций, именинникам, постоянным клиентам. Огромные скидки».

Челябинское УФАС установило, что в рекламе отсутствует указание юридического лица, оказывающего данные услуги (нарушены требования части 1 статьи 28 закона о рекламе). Относительно предоставления займов указано только одно условие, влияющее на на его полную стоимость, – 0,5% ставки. При этом согласно действующему законодательству необходимо указывать все условия, влияющие на сумму кредита (пункт 2 части 2 статьи 28 закона о рекламе). 

ООО МКК «Семерочка» прекратило распространение указанной рекламы по предписанию Челябинского УФАС.Общество привлечено к административной ответственности в форме предупреждения. В случае повторного нарушения требований действующего законодательства компании будет назначен штраф.

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)