Замкнутый газомоторный круг Хакасии: без машин не будет заправок, а без заправок не будет машин

Как топливо для автомобиля, газ в 2-3 раза дешевле бензина и дизеля. При его использовании в два раза меньше стоит обслуживание машины и в полтора раза увеличивается срок службы двигателя. Но, несмотря на эти преимущества, развитие газомоторного транспорта идет медленно. Его доля от всего парка машин — менее 1%, уточняет «Российская газета».

В настоящее время федеральный кабмин прорабатывает вопрос об увеличении объемов потребления газа как моторного топлива для городов — участников федерального проекта «Чистый воздух». Он предусматривает сокращение на 20% объема выбросов в атмосферу в 12 крупных промышленных центрах. Бюджетное финансирование проекта — 100 млрд рублей.

Одновременно идет реализация программы «Развитие рынка газомоторного топлива». По ней к концу 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд кубометров (в 2021 году -1,3 млрд кубометров), количество газозаправочных станций — до 1273 единиц (сейчас — 637 станций). Бюджетное финансирование — 19,3 млрд рублей.

Заинтересована ли Хакасия в развитии рынка газомоторного топлива и намерен ли регион развивать соответствующую инфраструктуру? Найти ответ на этот вопрос в публичной плоскости не довелось.

Впрочем, интерес к газомоторной проблеме подогрела в феврале минувшего года антимонопольная служба Хакасии: антимонопольщиков заинтересовали резкие перепады цен на газомоторное топливо в республике. Как отмечала ведомственная пресс-служба, в Саяногорске и Шира газ подорожал на рубль — до 28 рублей 30 копеек. Зато в республиканской столице газомоторное топливо обрушило ценник сразу почти на два рубля — с 27 до 25 рублей.

«В первом случае рост произошел из-за реализации старых запасов по высоким ценам. Во втором — при снижении цен на газ автобусники поднимают стоимость проезда», — уточнила пресс-служба управления ФАС по Хакасии.

Кстати, по данным Новосибирскстата, в конце декабря средняя цена газового моторного топлива в Хакасии составила 31,11 рубля. Дороже оно оказалось только в Иркутской области (34,15) и Туве (33,99), а самым дешевым литр газового топлива был в Томской области (25,61).

В четырех регионах Сибирского федерального округа его средняя стоимость тоже была менее 30 рублей – Новосибирской (29,22), Омской (29,28) областях, Алтайском крае (29,47) и Кузбассе (29,60).

Не будет лишним сравнить цены на весь ассортимент моторного топлива в Хакасии: литр газового (31,11) значительно дешевле бензина марки АИ-98 (57,92) и АИ-95 (48,79). Средняя стоимость дизельного топлива в республике в это время составляла 55,98 рубля.

По данным Красноярскстата, автозаправки Хакасии в течение минувшей январской недели не меняли ценники на 92-й, 95-й и 98-й бензин, зато литр дизельного топлива стал дороже на 71 копейку. Его средняя цена к середине января подскочила до 58,23 рубля.

Как отмечают эксперты «Российской газеты», главным тормозом для развития рынка газомоторного топлива являются два фактора — недостаточная заправочная инфраструктура и одновременно отсутствие необходимого для рентабельной работы заправочных станций количества газовых авто. Без машин не будет заправок, а без заправок не будет машин. Замкнутый круг, а такого рода проблемы не решаются без государственной поддержки.