«Штраф оплачен в полном объёме»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Нарушения рекламного законодательства при рекламе займов и кредитов, в том числе ипотечных, услуг по банкротству установлены территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике бурятия и Республике Хакасия, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Кировской и Смоленской областям (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Кировского УФАС признала ненадлежащей рекламу услуг по банкротству граждан.

Реклама содержала фотоизображения должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, что воспринимается потребителями как одобрение объекта рекламирования соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления (нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»). Также в рекламе отсутствовала часть существенной информации о наличии негативных последствий введения процедуры банкротства, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реклама указанных услуг воспринималась потребителем как безусловное списание всех долгов без каких-либо последствий (нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», см. «Справку»).

Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является ИП. Ему выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Материалы переданы должностному лицу Кировского УФАС для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ. По обращению гражданина Бурятское УФАС пресекло распространение рекламы нелегальных финансовых услуг.

Компания «Финтерика» рекламировала услуги предоставления займов под залог паспорта транспортного средства в одном из электронных справочников, несмотря на то, что ещё в марте текущего года была исключена из Государственного реестра микрофинансовых организаций.

После возбуждения в УФАС дела о нарушении рекламного законодательства компания прекратила распространение ненадлежащей рекламы.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС приняло решение по делу абаканского бизнесмена. Речь о наружной рекламе «Техобмена» подержанной компьютерной техники на одной из центральных улиц столицы Хакасии. За недобросовестную рекламу, вводящую в заблуждение потребителей, владелец магазина заплатит штраф. На заседании комиссии управления предприниматель согласился с нарушением законодательства и добровольно демонтировал спорный баннер.

«На обман пожаловалась жительница Абакана. В марте она хотела сэкономить и купила в этом магазине подержанный компьютер. Покупку частично оплатила сданным в магазин ноутбуком. Остальное, как она думала, доплатит в виде рассрочки. Однако договор, навязанный магазином, оказался договором целевого займа с кредитной организацией под 74% годовых. На следующий день покупательница решила вернуть свой ноутбук. При этом ей пришлось заключить ещё один кредитный договор с банком. Присутствовавшая в рекламе надпись «Рассрочка» была воспринята покупательницей как приобретение товара на условиях оплаты частями без уплаты процентов продавцу. Фактически же ей предлагалась финансовая услуга кредит и договорные отношения по возврату денег с условием выплаты процентов кредитной организации. За введение в заблуждение законом предусмотрен штраф – для ИП от 4 тысяч до 20 тысяч рублей»,

– рассказала Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС. 

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. В Смоленское УФАС поступило обращение относительно трансляции на радиоканале «Наше радио Смоленск» рекламной информации АН «Магазин квартир». В тексте рекламы сообщалось, что у агентства недвижимости (АН) «Магазин квартир» новая услуга:

«Ипотека … в любом из 10 банков … ставка ниже … решение за 30 мин.»

В рекламном модуле содержалась информация об оказании финансовой услуги (ипотеки), однако наименование лица, оказывающего эти услуги, указано не было. В ходе рассмотрения материалов дела комиссия антимонопольного органа установила в действиях АН «Магазин квартир» нарушения требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), выразившиеся в размещении рекламы финансовых услуг без наименования лица, оказывающего эти услуги.

Постановлением Смоленское УФАС ООО «АН «Магазин квартир» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Штраф оплачен в полном объёме.

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА. Ханты-Мансийское УФАС выдало обязательное для исполнения предписание ипотечному страховому агентству о прекращении распространении ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 4 части 3, части 7 и части 11 статьи 5, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Страховое агентство распространяло напечатанные листовки рекламного характера, содержащие следующую информацию:

«СТРАХОВКА ДЛЯ ИПОТЕКИ ПО НИЗКОЙ ЦЕНЕ!!! ПРОСТО ПОСЧИТАЙ экономим вам от 20% до 50% <телефон> (WhatsApp/Viber) <телефон> адрес».

Управление установило, что данная информация по своему содержанию является рекламой, в которой отсутствует часть существенной информации, в том числе обязательная информация о лице, которое оказывает услуги. Реклама признана недостоверной связи с тем, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

правка

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

На основании пункта 2 части 5 статьи 5 в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы

Согласно части 11 статьи 5 при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для ИП – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)