Заявителя насторожил императивный посыл рекламодателя

ФАС И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА. Территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Марий Эл, Республике Хакасия и Удмуртской Республике, Псковской области возбуждены и большей частью уже рассмотрены дела по фактам нарушения «табачной» и «алкогольной» статей ФЗ «О рекламе» (соответственно восьмой и 21-й) (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Псковское УФАС оштрафовало ООО «БАД» на 110 тысяч рублей за рекламу пива.

Основанием для штрафа стало размещение рекламы алкогольной продукции на фасаде бара на улице Советской Армии в Пскове. Закон запрещает размещать рекламу алкоголя на внешних стенах зданий или других конструктивных элементах с использованием рекламных конструкций (пункт 5 части 2 статьи 21, см. «Справку»). В данном случае реклама пива была размещена на рекламной конструкции на фасаде здания. Кроме того, реклама алкоголя должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, этой надписи должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (часть 3 статьи 21, см. «Справку»). Этой надписи в рекламе на баре не было, как и не было разрешения на установку конструкции на фасад здания. Ранее ООО «БАД» уже неоднократно нарушало закон и привлекалось к административной ответственности за размещение рекламы алкоголя на фасадах зданий на улицах Алехина и Рокоссовского, Мирной улице и Рижском проспекте в Пскове. Предписания о демонтаже рекламы общество не исполнило. Эту задачу за него выполнил комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Пскова, в полномочия которого входил демонтаж незаконных рекламных конструкций.

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ. Комиссия Марийского УФАС обнаружила нарушения в рекламе пивного магазина и выдала предписание рекламодателю. Реклама распространялась в лифтах жилых домов и на месте непосредственной реализации.

Закон о рекламе предъявляет к рекламе алкогольных напитков ряд требований, в том числе такие: баннеры такой рекламы должны содержать предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, причём такое предупреждение должно занимать не меньше 10% общей площади (часть 3 статьи 21, см. «Справку»); размещение рекламы алкогольных напитков на стенах и крышах зданий не допускается (пункт 5 части 2 статьи 21, см. «Справку»); реклама напитков с содержанием этилового спирта 5 и более процентов допускается только в стационарных торговых объектах, осуществляющих розничную реализацию напитков, в том числе в дегустационных залах, на выставках и специализированных ярмарках (часть 2.1 статьи 21, см. «Справку»).

Рассматриваемая реклама содержала изображения кружек и бокалов с напитками и пеной. Баннеры сопровождались текстом:

«Холодное, как сердце твоей бывшей»,

а также информацией об акциях «1+1=3», «скидка 15%». В совокупности данная реклама подразумевает, что объект рекламирования – алкогольные напитки. В магазине в том числе реализуются напитки с содержанием этилового спирта 5 и более процентов. Спорные баннеры были размещены без обязательного предупреждения.

На момент вынесения решения часть рекламных баннеров, в частности реклама в месте реализации, не была демонтирована, соответственно, комиссия Марийского УФАС выдала рекламодателю предписание об устранении нарушения. 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС возбудило дело по признакам нарушения действующего законодательства. В ненадлежащей рекламе подозревается предпринимательница из Черногорска. На улице Калинина размещаются баннеры с призывами к распитию алкоголя.

Комментирует Ольга Липина, заместитель руководителя Хакасского УФАС:

«На призывы к употреблению спиртного обратил внимание неравнодушный черногорец. Его насторожил императивный посыл рекламодателя. Предлагая свой товар, он уверяет в его пользе для человека. Спорные баннеры не только не содержат обязательное предупреждение о вреде алкоголя, но и убеждают о важном значении напитка для достижения общественного признания, успеха и улучшения психологического, физического и эмоционального состояния. Закон о рекламе запрещает такие утверждения».

Заседание по делу назначено на 11 октября. До этого времени черногорская предпринимательница должна пояснить свои действия и предоставить все документы, касающиеся размещения рекламных конструкций.

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА. Житель Ижевска обратился в Удмуртское УФАС с жалобой на то, что на фасаде магазина «Питьсбург» по адресу: Ижевск, ул. К.Маркса, 421, распространяется реклама следующего содержания:

«Город разливных напитков ПИТЬСБУРГ Жидкость HUSKY ВСЕГО 269 РУБЛЕЙ».

Закон о рекламе запрещает распространение рекламы никотинсодержащей продукции (пункт 8 статьи 7, см. «Справку»). Сотрудники службы выяснили, что рекламодателем и рекламораспространителем являлась фирма ООО «Валекс», зарегистрированная в Дмитрове Московской области.

По итогам рассмотрения жалобы реклама была признана ненадлежащей, обществу выдано предписание о прекращении размещения (распространения) данной рекламы на территории Ижевска. В установленный срок ООО «Валекс» предписание не исполнило. Нарушителю грозит административное наказание как за неисполнение предписания в виде штрафа до 150 тысяч рублей, так и за факт незаконного распространения рекламы никотинсодержащей продукции – в размере до 600 тысяч рублей.

Справка

В силу пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина, креплёного вина и игристого вина, произведённых в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания, а также на специализированных ярмарках винодельческой продукции (специализированный раздел ярмарки пищевой промышленности и сопутствующих товаров).

На основании части 3 статьи 21 реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).  

(Соб. инф. по материалам территориальных УФАС России)