Реклама услуг по кредитованию без указания всех условий нарушает закон

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ. Очередные нарушения рекламного законодательства в данной сфере рассмотрели Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления по Республике Карелия, Республике Крым, Республике Марий Эл, Республике Хакасия и Удмуртской Республике, Санкт-Петербургу, Ханты-Мансийскому автономному округу и Новосибирской области (предыдущую подборку на аналогичную тему см. здесь).

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФАС. Ведомство оштрафовало АО «Почта банк» за неисполнение предписания службы. Банк распространял ненадлежащую рекламу финансовой услуги.

Ранее в ФАС России на рекламу «Почта банка» пожаловался гражданин. В ней крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%. Однако данные об иных условиях, влияющих на стоимость кредита и возможность участия в акции (сумма, срок, условие о заключении договора страхования и пр.), размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени. Таким образом потребители получали неполную информацию обо всех условиях, определяющих стоимость кредита.

Антимонопольное ведомство признало рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 28 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»), выдало предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и оштрафовало «Почта банк». Банк отчитался об исполнении предписания, однако демонстрация ненадлежащей рекламы продолжалась. За неисполнение предписания ФАС России возбудила административное дело и оштрафовала банк на 400 тысяч рублей в соответствии с КоАП РФ.

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Новосибирское УФАС рассмотрело заявление Сибирского ГУ Банка России в отношении ООО «Авангард» по факту осуществления обществом деятельности по выдаче займов и её рекламе следующего содержания:

«Нужны деньги? Ссуды под низкий %. Скупка/Залог Продажа ювелирных изделий, телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов Продажа SIM карт».

Сибирское ГУ Банка России указало на то, что деятельность ООО «Авангард», связанная с предоставлением потребительских займов, противоречит законодательству: общество не состоит в реестре ломбардов Банка России. Антимонопольное ведомство установило, что ООО «Авангард» не может осуществлять и рекламировать услуги по выдаче займов, так как оно не представило документы, дающие право на законных основаниях осуществлять предпринимательскую деятельность, следовательно, её рекламировать.

Комиссия Новосибирского УФАС признала ООО «Авангард» нарушившим часть 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ. В Карельское УФАС обратилась гражданка с жалобой на рекламу микрокредитной компании «ВенераФинЗайм» по предоставлению займов, которая распространялась на секциях офисного павильона и штендере в Олонце. В ней были указаны наиболее привлекательные для потребителя условия о процентной ставке для отдельных категорий заёмщиков – 0,5%, условия об отсутствии расходов заёмщика по выплате комиссий и страхованию рисков при получении займа, а также снижение стоимости при наличии договора конкурентов. Однако данные об иных условиях, влияющих на полную стоимость кредита (сумма и срок займа, процентная ставка для всех остальных категорий заёмщиков и/или порядок её определения и пр.), отсутствовали. Таким образом потребители получали неполную информацию обо всех условиях акции, определяющих стоимость займа.

Комиссия Карельского УФАС признала рекламу финансовых услуг ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»). Антимонопольное ведомство выдало ООО «МК «ВенераФинЗайм» предписание о прекращении нарушения закона о рекламе.

РЕСПУБЛИКА КРЫМ. Крымское межрегиональное УФАС выявило в рекламе «Генбанка» признаки нарушения закона о рекламе.

Банк разместил два рекламных объявления о предоставлении услуг по кредитованию:

«Кредит доступный от 8,3 %» и «До 10 000 000 млн рублей, кредит «автовыбор», у кого захочу, у того и куплю».

В них указано лишь одно условие, которое влияет на стоимость кредита. В первом случае – размер процентной ставки, во втором – максимальная сумма предоставляемого кредита. Другие условия о процентной ставке, сумме и сроке кредита, платежах, комиссиям по кредитным операциям и дополнительным расходах заёмщика оговорены не были. Реклама услуг по кредитованию без указания всех условий нарушает закон о рекламе.

В случае признания нарушения банку грозит штраф в размере от 300 тысяч рублей.

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ. Марийское УФАС установило нарушение в рекламе семейной ипотеки от «Альфа-банка» в эфире «Радио России». Предложение содержало в себе только привлекательные условия кредита, однако умолчало о других условиях, влияющих на итоговый размер выплат

Комиссия управления проанализировала рекламу следующего содержания:

«Альфа-банк» расширил условия по семейной ипотеке и снизил ставку до пяти с половиной процентов на покупку квартиры или дома. Успейте оформить в марте».

Установлены нарушения двух части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 закона о рекламе (см. «Справку»), которые повлекли за собой умалчивание ряда существенных условий услуги по предоставлению ипотеки. Это в свою очередь вводит потребителей в заблуждение и не даёт подсчитать конечный размер ипотечного кредита по информации из рекламы. Так, в спорной рекламе дано следующее привлекательное предложения от «Альфа-банка»: процентная ставка до 5,5 %. Однако в рекламе также должны были быть указаны другие существенные условия: сроки предоставления кредита (от 3 до 30 лет); сумма вклада (от 600 тысяч до 12 млн рублей); порядок начисления процентов; возможность досрочного снятия денежных средств. Вся подробная информация доступна только в клиентском предложении, ознакомиться с которым можно только у консультанта банка. В рекламе этих существенных условий нет.

Комиссия Марийского УФАС признала рекламу АО «Альфа-банк» незаконной и выдала обществу предписание об устранении нарушений.

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Хакасское УФАС выдало бизнесмену предписание – прекратить нарушение закона о рекламе.

На фасаде здания по Хакасской улице в Абакане обнаружен рекламный баннер об услугах ломбарда под залог золотых изделий. Как выяснили специалисты региональной антимонопольной службы, рекламу в столице республики распространяет предприниматель из Санкт-Петербурга. Он занимается розничной торговлей ювелирными изделиями. Вопрос к добросовестности рекламы возник из-за крупной надписи о «золотой скидке до 70%» и нечитаемых условиях предоставления займа. В частности, потенциальным потребителям, проезжающим или проходящим мимо баннера, невозможно прочитать условия кредитования, сроки и суммы займов.

Хакасское УФАС признало рекламу ненадлежащей. Предпринимателю грозит штраф – от 4 тысяч до 20 тысяч рублей. Кроме того, бизнесмен получил предписание с требованием демонтировать спорную конструкцию. В случае неисполнения предписания последует административное наказание.