ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) и ее территориальными органами путем проведения плановых и внеплановых проверок.
- Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путём проведения проверок
В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В течение III квартала 2010 года органами Федеральной антимонопольной службы России проведено:
- 112 плановых проверок;
- 2 477 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
- 2 003 внеплановые проверки размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
- 2 828 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.
ДИНАМИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАС РОССИИ ПРОВЕРОК
РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ
ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ
III КВАРТАЛА 2009 ГОДА
Как видно из приведённой диаграммы, количество проведённых органами ФАС России внеплановых контрольных мероприятий в отчётном периоде 2010 года возросло на 12 %. Данное обстоятельство объясняется выработкой общего подхода к проведению проверок и усилившимся контролем за выполнением планов проверочных мероприятий.
В ходе проведения контрольных мероприятий в III квартале 2010 года проверено 59 106 случаев размещения заказов, из них в 7 039 случаях (12 %) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам проведения плановых проверок заказчикам выдано 52 предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 816 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 862 и 1441 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
ДИНАМИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРОК
РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ
ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2009 ГОДА
Как видно из приведённой диаграммы, в III квартале 2010 года значительно увеличилось количество заказов (на 109 %), проверяемых в рамках проводимых контрольных мероприятий, что объясняется выработкой единых подходов к организации таких проверок.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9% снизилось количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов, что свидетельствует о повышении навыков заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов.
2. Обжалование результатов размещения заказов
В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов органами ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.
За III квартал 2010 года в ФАС России поступило 7 322 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 1 828 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 2 311 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 3 183 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России заявителям возвращено 1 266 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 574 жалобы отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 524 жалобы (46 % от общего количества рассмотренных). По результатам рассмотрения жалоб выдано 2 656 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб необходимых в соответствии с требованиями закона сведений, а именно отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы.
ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В III КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА
И III КВАРТАЛЕ 2010 ГОДА
Приведённые в данной таблице показатели наглядно свидетельствуют о сохранении количества поступающих жалоб в ФАС России.
3. Состав нарушений, выявленных органами ФАС России в процессе рассмотрения жалоб и проведения контрольных мероприятий в III квартале 2010 года
По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере размещения заказов во III квартале 2010 года ФАС России выявлено 15 198 нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе:
- 147 случаев выбора заказчиками неправильного способа размещения заказа;
- 69 случаев непроведения торгов;
- 145 случаев проведения конкурса в случае, если должен проводится аукцион или аукцион в электронной форме;
- 40 случаев проведения аукциона, если должен проводится аукцион в электронной форме;
- 762 случая размещения информации с грубыми нарушениями;
- 201 случай нарушения порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий;
- 13 834 иных нарушения.
4. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
С 2006 года согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.
При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков на согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения.
За III квартал 2010 года органами ФАС России рассмотрено 2 093 обращения о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в 1 873 (89%) случаях. В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.
ДИНАМИКА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА
У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ II КВАРТАЛА 2010 ГОДА
Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:
- отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о размещении заказов и конкурсной документации (документации об аукционе);
- согласуемая цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта, установленную в извещении о проведении конкурса (аукциона);
- отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);
- несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о размещении заказов;
- установлены неправомерные требования к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе);
- заказчиком не представлены сведения о повторном размещении заказа путём запроса котировок.
В течение III квартала 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1912 уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 86 (4%) случаях заказы размещены с нарушением Закона о размещении заказов.
В III квартале 2010 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов рассмотрено 4 обращения о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 1 обращение удовлетворено, остальные возвращены по формальным основаниям.
Резкое снижение обращений о согласовании проведения закрытых торгов обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С».
5. Административная практика
ДИНАМИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ III КВАРТАЛА 2009 ГОДА
В III квартале 2010 года ФАС России возбуждено 3 813 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 2 332 постановления о наложении административных штрафов на общую сумму
54 571 тыс. рублей. Из указанной суммы в течение III квартала 2010 года органами ФАС России взыскано 29 142 тыс. рублей (53 % от общей суммы наложенного штрафа).
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (1 396) выдано, привлечённым к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть наиболее распространённым нарушением является принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных (аукционных) заявок, а также процедур торгов.
6. Ведение реестра недобросовестных поставщиков
С момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются недобросовестные участники размещения заказов и поставщики, выявляемые в соответствии с нормами Закона при размещении заказов или в ходе реализации контрактов заказчиками всех трех уровней власти (федеральный, региональный, муниципальный).
В III квартале 2010 года органами ФАС России рассмотрено 1 031 обращение заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в III квартале 2010 года ФАС России включены сведения о 655 недобросовестных поставщиках.
Всего на отчетный период в реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о 4 356 участниках размещения заказа.
- Обжалование решений ФАС России в судах
В III квартале 2010 года зафиксировано 1 447 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) органов ФАС России. Общее количество принятых в отчётном периоде актов составляет 11 403. Таким образом, в течение III квартала 2010 года судебному обжалованию подверглись только 13 % актов, принятых органами ФАС России.
Как видно из приведенной диаграммы, количество выигранных органами ФАС России дел, в которых Заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований, возросло на 5 % по сравнению со II кварталом 2010 года и составило на отчетную дату 677 дел (47 % от общего количества обжалованных актов).
- Итоги
Из результатов анализа показателей работы ФАС России за отчетный период следует, что нагрузка на уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения государственных и муниципальных заказов федеральный орган исполнительной власти по сравнению с показателями 2009 года возросла.