ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ В III КВАРТАЛЕ 2011 ГОДА

Категория отчета:

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, к полномочиям ФАС России  относится контроль и надзор за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

 

  1. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок.

 

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением заказчиками, операторами электронных площадок требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В III квартале 2011 года ФАС России проведено 10 115 проверок, в том числе:

  • 89 плановых проверок;
  • 2 928  внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд, нужд федеральных бюджетных учреждений;
  • 3 414 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации, нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации;
  • 3 684 внеплановых проверки размещения заказов для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений.

Динамика проведения ФАС России проверок размещения заказов
в III квартале 2011 года по сравнению с аналогичными показателями III квартала 2010 года представлена на следующей диаграмме.

 

 

Количество проведенных ФАС России внеплановых проверок, в том числе по обращениям заказчиков, в отчетном периоде 2011 года выросло на 27 % по отношению к аналогичному отчетному периоду 2010 года в связи с информационной открытостью размещения заказов, обеспечиваемой за счет функционирования официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Официальный сайт) и обязательного проведения региональными и муниципальными заказчиками электронных открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов, и предусматривающим обязательное размещение информации о проведении открытых аукционов в электронной форме на Официальном сайте.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок в III квартале 2011 года проверено 54 992 процедур размещения заказов, из которых в 6 413 процедурах размещения заказов (11,6 %) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов.

По результатам проведения плановых проверок выдано 10 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 4 030 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, что на 30 % превышает показатель аналогичного периода 2010 года.

 

2. Обжалование результатов размещения заказов.

 

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения заказа, а также повышения эффективности размещения заказов ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

В III квартале 2011 года в органы ФАС России поступило 10 156 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 2 721 поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд и нужд федеральных бюджетных учреждений, 3 735 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации и нужд бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, 3 700 - при размещении заказов для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений.  

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами
ФАС России возвращено заявителям 2 470 жалоб. Кроме того, на основании части 1
статьи 61 Закона о размещении заказов 731 жалоба отозвана заявителями.

Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов, в том числе в связи с отсутствием в материалах жалоб сведений, предусмотренных Законом  о размещении заказов.

В III квартале 2011 года на 28 % увеличилось количество поступивших жалоб в ФАС России по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и, как следствие, на 27 % увеличилось количество жалоб рассмотренных по существу.

В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 934 жалобы, что составляет 42 % от общего количества рассмотренных жалоб. В аналогичном периоде 2010 года обоснованными признано 2 524 жалобы, что составляет 46 % от общего количества рассмотренных жалоб. Данные показатели представлены на следующей диаграмме.

 

 

По результатам рассмотрения жалоб в III квартале 2011 года выдано 3 010 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов (в аналогичном периоде 2010 года – 2 656). 

 

3. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

 

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.

При рассмотрении обращений, поступающих от заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедур размещений заказов в форме торгов, запросов котировок, ставшими основанием для обращений.

За III квартал 2011 года ФАС России рассмотрено 3 763 обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

В 3 401 (90 %) случае ФАС России согласовала возможность заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

При этом следует отметить, что процент согласованных обращений о возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года практически не изменился.

Из анализа обращений заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:

  • несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме) требованиям Закона о размещении заказов;
  • установление в конкурсной документации (документации об аукционе в электронной форме) неправомерных требований к участникам размещения заказа.

В III квартале 2011 года в ФАС России обращений о согласовании размещения заказа путем проведения закрытых торгов не поступало, что обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С»).

 

4. Административная практика.

 

Во III квартале 2011 года ФАС России возбуждено 3 898 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения выдано 2 430 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 158 920 тыс. рублей. За отчетный период органами ФАС России взыскано 33 906 тыс. рублей.

В аналогичном периоде 2010 года ФАС России возбуждено 3 824 дела об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых выдано 2 342 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 54 869 тыс. рублей. За аналогичный период 2010 года было взыскано 29 142 тыс. рублей.

 

 

По сравнению с аналогичным периодом 2010 года в III квартале 2011 года количество возбужденных дел увеличилось на 2 %, количество выданных постановлений о наложении штрафа увеличилось на 4 %.

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (663)
за III квартал 2011 года выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение порядка отбора участников торгов.

Увеличилось на 34 % количество дел об административных правонарушениях по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за установление требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа по сравнению с показателями III квартала 2010 года.

Одной из причин указанного роста является допускаемые заказчиками, уполномоченными органами нарушения, связанных с установлением в документации о торгах требований к закупаемой продукции, которые ограничивают количество участников размещения заказа.

 

5. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

 

Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».

В III квартале 2011 года ФАС России рассмотрено 1 744 обращения о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в III квартале 2011 года ФАС России включены сведения о 640 недобросовестных поставщиках, что составляет 36 % от общего количества обращений, поступивших в III квартале 2011 года.

Основной причиной включения в Реестр недобросовестных поставщиков по-прежнему является уклонение участника размещения заказа от заключения контракта (473 случая).

Соотношение количества рассмотренных в III квартале 2011 и аналогичном периоде 2010 года обращений к числу включенных в Реестр недобросовестных поставщиков представлено на следующей диаграмме:

 

 

По состоянию на 30 сентября 2011 г. Реестр недобросовестных поставщиков содержал 4 987 записей о недобросовестных поставщиков, что на 13 % больше аналогичного периода 2010 года (4 356 записей).

 

6. Обжалование решений ФАС России в судах.

 

В III квартале 2011 года зафиксировано 1 485 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) ФАС России. Общее количество принятых в отчетном периоде решений (постановлений) ФАС России составляет 12 194. Таким образом, в течение III квартала 2011 года судебному обжалованию подверглись только 12 % решений (постановлений), принятых ФАС России.

Количество выигранных органами ФАС России дел за три квартала 2011 года составляет 3 968 (78 %) от общего количества обжалованных решений (постановлений), принятых ФАС России 5 074. При этом доля выигранных дел Центральным аппаратом ФАС России в III квартале 2011 года составляет 96 % от общего количества обжалованных решений (постановлений), принятых Центральным аппаратом ФАС России.