ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ЗА I КВАРТАЛ 2011 ГОДА

Категория отчета: Статистика и отчеты

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) установил, что контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется  Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами (далее – ФАС России) путем проведения плановых и внеплановых проверок (статья 17  Закона о размещении заказов).

 

  1. Осуществление контроля соблюдения законодательства при размещении заказов путем проведения проверок.

 

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками, операторами электронных площадок требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

В течение I квартала 2011 года ФАС России  проведено:

  • 114  плановых проверок;
  • 2 737  внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
  • 1 880 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
  • 2 098 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.

 

 

 

 

ДИНАМИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАС РОССИИ ПРОВЕРОК

РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ В I КВАРТАЛЕ 2011 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ I КВАРТАЛА 2010 ГОДА

 

 

 

Следует отметить, что количество проведенных ФАС России  внеплановых проверок в отчетном периоде 2011 года (6715) возросло на 35 % по отношению к прошлому отчетному периоду 2010 года (4987). Рост количества внеплановых проверок связан с увеличением значимости и актуальности такого мероприятия, позволяющего оперативно реагировать, и содержательно устранять нарушения до заключения контракта.  

В ходе проведения контрольных мероприятий в I квартале 2011 года проверено 33 652 размещения заказов, из которых в 7252 размещениях заказов (22%) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов.

По результатам проведения плановых проверок выдано 91 предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 814 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам,  заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 611 и 928 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, что всего составляет 2353 предписания. За аналогичный период 2010 года заказчикам различный уровней выдано всего 2058 предписаний.

Количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов в 1 квартале 2011 года (9 833) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (10 938) снизилось на 10 %, что  свидетельствует  о повышении навыков  заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов.

Эффективность внеплановых проверок, которые носят точечный характер выявления нарушений в проверяемых заказах, благоприятно сказывается на организации работы заказчика в целом. Так при проведении данного вида контрольного мероприятия заказчик знакомится с практикой контрольного органа, что помогает избежать повторение выявленных нарушений в будущем.

Как следствие, предписаний об устранении нарушений по результатам внеплановых проверок выдано на 15 % больше относительно аналогичного периода 2010 года (2 353 и 2 058 соответственно).

Таким образом, при снижении доли нарушений, допускаемых при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, повысилась эффективность проводимых ФАС России контрольных мероприятий.

 

2. Обжалование результатов размещения заказов

 

В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.

В I квартале 2011 года в органы ФАС России поступило  6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки,  либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 2 092 поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 1 946 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 2 273 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России возвращено заявителям 1 075 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 463 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 083 жалобы (44 % от общего количества рассмотренных).

По результатам рассмотрения жалоб выдано 1 985 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.

Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности, распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб сведений, предусмотренных Законом  о размещении заказов.

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ  ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ В I КВАРТАЛЕ  
2011 ГОДА И АНАЛОГИЧНОМ ПЕРИОДЕ 2010 ГОДА

 

 

Приведенные данные свидетельствуют об увеличении количества поступивших жалоб в ФАС России в 1 квартале 2011 года (6 311) на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (5190) и как следствие увеличение на 34 % количества жалоб рассмотренных по существу (4747).    

В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 083 жалобы (44 % от общего количества рассмотренных жалоб). В аналогичном периоде 2010 года обоснованными признано 1649 жалоб, что составляет 47 % от общего количества рассмотренных жалоб (3 544).

По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2011 года выдано 1985 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов (в аналогичном периоде 2010 года – 1878).

Предписаний об устранении нарушений в сфере размещения заказов по результатам рассмотренных жалоб выдано на 6 % больше относительно аналогичного периода 2010 года.

Увеличение на 34 % количества жалоб, рассмотренных по существу,  существенно не изменило долю жалоб, признанных ФАС России обоснованными (44 % и  47 % от общего количества рассмотренных жалоб соответственно). При этом повысилась эффективность проводимых ФАС России контрольных мероприятий.

 

                  3. Рассмотрение обращений о согласовании способа размещения заказов, а также уведомлений о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

 

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется ФАС России в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124.

При рассмотрении обращений, поступающих от государственных заказчиков на согласование возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России осуществляет проверку на предмет соблюдения государственными заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедуры размещения заказа в форме торгов, ставшей основанием для обращения.

За I квартал 2011 года ФАС России рассмотрено 3 067 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).  По результатам рассмотрения указанных обращений заказчиками получено согласование ФАС России в  2 882 (94 %) случаях.

 

 

В остальных случаях Комиссией ФАС России выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которые привели к отказу в таком согласовании.

На 7 % увеличилось количество удовлетворенных обращений о согласовании к общему числу обращений, рассмотренных органами ФАС России. Соответственно и увеличилась доля заказов, размещенных без нарушений.

Из анализа обращений государственных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)  следует, что решение об отказе в согласовании возможности заключения государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) принимается в основном по следующим причинам:

  • отсутствие обоснования того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) соответствует требованиям Закона о размещении заказов и конкурсной документации (документации об аукционе);
  • отсутствие в представленных документах согласия предполагаемого поставщика (исполнителя, подрядчика) на заключение государственного или муниципального контракта на условиях конкурсной документации (документации об аукционе);
  • несоответствие конкурсной документации (документации об аукционе) требованиям Закона о размещении заказов;
  • установлены неправомерные требования к участникам размещения заказа в конкурсной документации (документации об аукционе).

В течение I квартала 2011 года органами ФАС России рассмотрено на 24 % больше (4 204) уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 11 % случаев (462 уведомления), выявлено заказов размещенных с нарушением, что на 3 % больше показателя аналогичного периода 2010 года  (8 % и 259 уведомлений соответственно).

В I квартале 2011 года Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов  рассмотрено 2 обращения о согласовании размещении заказа путем проведения закрытого конкурса (закрытого аукциона). По результатам рассмотрения 1 обращение удовлетворено, в 1 случае отказано в согласовании.  

Незначительное количество обращений о согласовании проведения закрытых торгов обусловлено передачей Федеральной службе по оборонному заказу полномочий по согласованию проведения закрытых торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну (Указ Президента РФ от 12.02.2008 № 187 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 56С»).

 

4. Административная практика

 

В I квартале 2011 года ФАС России возбуждено 3 980 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения выдано 2 593 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 54 910 тыс. рублей. Из указанной суммы за отчетный период органами ФАС России взыскано 26 114 тыс. рублей (48 % от общей суммы наложенного штрафа).

В аналогичном периоде 2010 года ФАС России возбуждено 4 006 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых, выдано 2 129 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 49 959 тыс. рублей. В течение 1 квартала 2010 года взыскано 20 690 тыс. рублей, что составляет 43 % от общей суммы наложенного штрафа.

Представленные показатели свидетельствуют об увеличении в 1 квартале 2011 года доли выданных постановлений о наложении штрафа по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 22 %, а также увеличении суммы взысканных штрафов на 5 % при сохранении количества возбужденных дел, и является следствием повышения эффективности административного производства.

 

 

 

 

 

 

ДИНАМИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ  В 1 КВАРТАЛЕ 2011 ГОДА ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И  ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ  1 КВАРТАЛА 2010 ГОДА

 

 

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (762) за  1 квартал 2011 года выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение порядка отбора участников торгов.

Увеличилось на 17 % количество дел об административных правонарушениях по статье 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неправильный выбор способа размещения заказа. (1 января 2011 года размещение заказов на аукционах в электронной форме стало обязательным для региональных и муниципальных заказчиков).

Увеличилось на 36 % количество дел об административных правонарушениях по части 4.1 статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за установление требований влекущих ограничение количества участников размещения заказа.

Сумма наложенных административных штрафов увеличилась в 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года на 10 %, что свидетельствует об увеличении и качества проводимых ФАС России контрольных мероприятий.

 

5. Ведение реестра недобросовестных поставщиков

 

Федеральной антимонопольной службой осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»

В I квартале 2011 года ФАС России рассмотрено 1 050 обращений о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в реестр недобросовестных поставщиков в I квартале 2011 года ФАС России включены сведения о 628 недобросовестных поставщиках, что составляет 60 % от общего количества обращений.

Основной причиной включения в Реестр недобросовестных поставщиков является уклонение участника размещения заказа от заключения контракта (72 % от общего количества включенных в Реестр лиц).

Соотношение количества рассмотренных в 1 квартале 2010 и аналогичном периоде 2011 года обращений к числу включенных в Реестр недобросовестных поставщиков является следующим:

Обоснованность обращений заказчиков в ФАС России по вопросам включения участников размещения заказа в Реестр недобросовестных поставщиков в 1 квартале 2011 года уменьшилась на 5 %.

При этом в 1 квартале 2011 года увеличилось количество таких обращений на 23 %.

На 31.03.2011 года Реестр недобросовестных поставщиков содержал сведения о 4 683 записях о недобросовестных поставщиков, что на 46 % больше аналогичного периода 2010 года.

 

6. Обжалование решений ФАС России в судах

 

В I квартале 2011 года зафиксировано 1 328 случаев обжалования в арбитражных судах и судах общей юрисдикции решений (постановлений) ФАС России. Общее количество принятых в отчетном периоде актов составляет 11 770. Таким образом, в течение I квартала 2011 года судебному обжалованию подверглись только 11 % актов, принятых  ФАС России.

 

 

Доля обжалованных в судебном порядке решений (предписаний), постановлений о назначении административного наказания, действий (бездействий) органов ФАС России в 1 квартале 2010 года составила 13 % (1 116) от общего количества принятых органами ФАС России вышеуказанных актов (8 508).

В 1 квартале 2011 года доля обжалованных в судебном порядке ненормативных актов органов ФАС России  по сравнению с аналогичным периодом 2010 года фактически не изменилась, что свидетельствует о сохранении качественного уровня принимаемых ФАС России решений (предписаний), постановлений о назначении административного наказания.   

Как видно из приведенной диаграммы, доля судебных актов, в которых требование заявителя удовлетворено, осталась практически на неизменном уровне при сохранении стабильно высокого уровня (78 % судебных дел) выигранных органами ФАС России дел в судебном процессе.      

 

  1. Итоги

Из результатов анализа показателей работы ФАС России за 1 квартал  2011 год  можно сделать следующие выводы.

  1. Точечный характер внеплановых проверок предопределяет их эффективность, поэтому их количество было увеличено на 35 % и, как следствие, увеличено и количество выданных предписаний на 15 %.

2. Увеличение доли выданных постановлений о наложении штрафа по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 22 %, а также увеличение суммы взысканных штрафов на 5 % при сохранении количества возбужденных дел, свидетельствует об увеличении качества проводимых контрольных мероприятий.

 3. Качество принимаемых ФАС России решений (предписаний), постановлений о назначении административного наказания остается на стабильно высоком уровне (доля выигранных в судебном порядке дел составляет 78 % от общего числа обжалованных дел при увеличении количества выданных и обжалованных актов на 38 % и 19 % соответственно).