РЕШЕНИЕ по делу № 9-А-Т-13

Номер дела: 9-А-Т-13
Дата публикации: 2 сентября 2013, 09:45

Союз потребительских обществ Республики Хакасия (Хакреспотребсоюз)

Председателю Правления

ул. Пушкина, 115, г. Абакан, 65501

 

Жильцам общежития по списку

РЕШЕНИЕ

по делу № 9-А-Т-13

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.08.2013

В полном объеме решение изготовлено 19.08.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

В отсутствие членов комиссии Широковой О.В. (занятость в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии) и Кыжинаева К.О. (нахождение в очередном отпуске), однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии:

- председателя Правления Хакреспотребсоюза <…>, действующего на основании постановления Совета Хакреспотребсоюза от 28.01.2013 № 4С;

- главного бухгалтера Правления Хакреспотребсоюза <…> (доверенность от 01.02.2013);

в отсутствие заявителей <…><…><…><…><…><…><…>,

рассмотрев дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21 февраля 2013 года в Хакасское УФАС России поступило обращение жильцов общежития, расположенного по ул. Пушкина, 115 с жалобой на необоснованное повышение стоимости найма жилого помещения в 2013 году. Собственником общежития является Союз потребительских обществ Республики Хакасия (далее Хакреспотребсоюз). Из заявления жильцов следует, что они проживают в указанном общежитии более 10 лет, имеют постоянную регистрацию в изолированных жилых помещениях. Ежегодно с 1 января Хакреспотребсоюз поднимает стоимость найма, в 2011 году плата за найм согласно договоров найма составляла 100 рублей за 1 кв. м общей площади помещения, с 01.01.2012 поднялась на 35% и составила 135 рублей за 1 кв. м, с января 2013 года плата за за найм согласно приложениям к договорам найма составила 295 рублей за 1 кв. м, кроме того, плата за электроэнергию – 128,97 рублей. Жильцы общежития указывают, что данное жилье для них является единственным, Хакреспотребсоюз, пользуясь этим обстоятельствам, злоупотребляет своим доминирующим положением. Заявители просят провести проверку по фактам нарушения антимонопольного законодательства и привлечь к ответственности виновных лиц.

На запрос Хакасского УФАС России 15 марта 2013 года Хакреспотребсоюз представил письменные пояснения, из которых следует, что стоимость проживания установлена согласно калькуляции, рассчитанной из фактических затрат на содержание общежития за 12 месяцев 2013 года: плата за найм (пользование) жилым помещением – 122 рубля, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей. Хакреспотребсоюз указывает, что принятие постановления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3 об увеличении оплаты за проживание в общежитии устранило существующий ранее пробел в ценообразовании платы за найм, так ранее Хакреспотребсоюз данную плату фактически не взимал, хотя имел на это право.

Усмотрев в действиях Хакреспотребсоюза признаки нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного увеличения стоимости платы за проживание в общежитии, Хакасское УФАС России приказом № 96 от 21.05.2013 возбудило дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 23.05.2013 рассмотрение указанного дела назначено на 04.07.2013, определением от 04.07.2013 рассмотрение дела откладывалось на 06.08.2013 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и доказательств.

Из представленных Хакреспотребсоюзом письменных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов установлено следующее.

        Согласно Свидетельству о регистрации права, на основании судебных актов по делу № А74-4051/05, Хакреспотребсоюз является собственником общежития (общая площадь 1379,1 кв. м, этаж 3, 4, 5 по адресу: ул. Пушкина, 115, г. Абакана).

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования. Такие помещения могут быть предоставлены гражданам по договору найма. Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ.

По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

        В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

         Хакреспотребсоюзом с гражданами, проживающими в общежитии, заключаются типовые договоры найма. Срок действия договоров – 1 календарный год. Предметом договоров является: предоставление нанимателю за плату в пользование для проживания изолированное жилое помещение, состоящее из __ комнат, общей площадью __ кв.м. Размер платы установлен в приложении к договору помесячно и за год (пункт 7.1 договора), пунктом 7.3 договора установлено, что размер платы может изменяться и пересматриваться по инициативе наймодателя в случае изменения цен и тарифов на коммунальные услуги сторонними организациями, в связи с инфляцией, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, с уведомлением об этом нанимателя. С момента получения нанимателем письменного уведомления об изменении платы за найм, у нанимателя возникает обязанность по оплате за найм по новой стоимости.

         В январе 2013 года в адрес заявителей Хакреспотребсоюзом были направлены сопроводительные письма с приложением договоров найма на 2013 год, в которых сообщалось об истечении срока действия договора найма, в связи с повышением платы за найм, содержание и ремонт жилых помещений, оплата за проживание в общежитии будет увеличена с 01.01.2013. Хакреспотребсоюз в письмах также указал, что в случае не подписания договоров у нанимателей будут отсутствовать правовые основания для проживания в занимаемых жилых помещениях, в связи с чем, в письмах содержалась просьба  подписать договоры найма, либо принять меры к добровольному освобождению занимаемого жилого помещения. 

Приложением № 1 к договорам найма является расчет платы за жилое помещение в общежитии по ул. Пушкина, 115, ком. __. Плата за проживание установлена на основании постановления Правления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3. Согласно названному постановлению в связи с недостаточностью доходов для покрытия расходов по содержанию общежития № 1 Правлением Хакреспотребсоюза с01.01.2013 установлена плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, оплата электроэнергии – 128,97 рублей с одного проживающего. Расчет платы за проживание установлен на основании калькуляции, которая включает затраты на содержание общежития за 12 месяцев 2012 года: плата за найм – 122 рубля за 1 кв. м, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей за 1 кв. м, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей за 1 кв. м, итого: 295,35 рублей за 1 кв. м.

17.06.2013 Хакреспотребсоюзом на определение о назначении дела № 9-А-Т-13 к рассмотрению были предоставлены копии документов и письменные пояснения в обоснование позиции Хакреспотребсоюза относительно возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В письменных пояснениях председатель Правления Хакреспотребсоюза указал следующее. В начале 2013 года в адрес нанимателей были направлены договоры найма от 01.01.2013 на 2013 год для рассмотрения и подписания. Полученные проекты договоров  жильцы общежития № 1 не подписали, так как наниматели возражали относительно установленного размера платы за проживание в общежитии. 06.03.2013 было проведено общее собрание жильцов общежития № 1, на котором, в том числе, обсуждался вопрос размера платы за найм. В ходе проведенного собрания было установлено, что жильцы отказываются подписывать договоры найма по причине высокой стоимости проживания в общежитии (295,35 рублей за 1 кв. м), установленной в Приложении № 1 к договорам найма.  В связи с этим обстоятельством на собрании было решено: взимать плату за проживание в общежитии № 1 Хакреспотребсоюза по расценкам 2012 года; требования о подписании проектов договоров найма на 2013 год к жильцам не предъявлять; в конце 2013 года провести с жильцами общежития собрание, на котором принять решение о размере платы за проживание.

Учитывая решение собрания жильцов общежития, оформленное протоколом от 06.03.2013, 07.03.2013 Правлением Хакреспотребсоюза было принято Постановление № 20, согласно которому начисление платы за проживание в общежитии № 1 на 2013 год следует производить по расценкам 2012 года – 137,24 рублей за 1 кв. м. Копия указанного постановления Правления Хакреспотребсоюза была размещена на доске объявлений в общежитии для ознакомления всех жильцов (фото объявления представлено в материалы дела).

Таким образом, председатель Правления Хакреспотребсоюза в своих пояснения отмечает, что с жильцов в 2013 году не взималась плата в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, требования о выселении жильцов по причине не подписания договоров найма от 01.01.2013 не предъявлялись. Кроме того, председатель Правления Хакреспотребсоюза указывает на имеющуюся у некоторых заявителей задолженность по оплате за проживание в общежитии еще за 2012 год. В подтверждение своей позиции Хакреспотребсоюзом предоставлены в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за 2012 год, а также за период январь – июль 2013 года.

На основании изложенного, Хакреспотребсоюз полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в части установления платы в размере 295,35 рублей за 1 кв. м за найм жилых помещений в общежитии по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115.  

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Общежитие Хакреспотребсоюза, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, не относится к специализированному жилищному фонду, о чем свидетельствует решение Арбитражного суда РХ по делу № 4051/2006 от 14.11.2007.

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования в силу требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статья 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.  Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).

Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ. По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

        Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

        Комиссия Хакасского УФАС России соглашается с позицией ответчика о том, что Хакреспотребсоюз, как собственник помещения, вправе взимать с нанимателя плату согласно предусмотренной частью 1 статьи 154  Жилищного кодекса РФ структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги по аналогии с договором социального найма или договором найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так как структура платы за жилое помещение по договору коммерческого найма законодательством не урегулирована.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции  товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела комиссией Хакасского УФАС России установлено, что товаром является услуга коммерческого найма жилого недвижимого имущества общежития № 1, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, и приобретатели данного товара – заявители по настоящему делу, не могут заменить его другим товаром, исходя из чего определен соответствующий товарный рынок, на котором положение Хакреспотребсоюза признано доминирующим. Данное обстоятельство отражено в заключении аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на указанном товарном рынке, подготовленного при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства. Хакреспотребсоюзом обратное не доказано.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией Хакасского УФАС России оценены представленные в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за период январь-июль 2013 года и установлено, что исходя из площади комнат за вычетом стоимости потребленной электроэнергии 128,97 рублей на 1 человека взималась плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м.

Так, например, по заявителю <…>: площадь занимаемых <…> жилых помещений – 36,8 кв. м, за январь 2013 года начислена сумма в размере 5179,40 рублей.

137,24 * 36,8 + 128,97 (за электроэнергию)=5179,40.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства, а именно то, что Хакреспотребсоюзом с нанимателей жилых помещений не взималась плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, а за предоставление в найм жилых помещений ответчиком установлена плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м (как и в период со второго полугодия 2012 года)  комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях Хакреспотребсоюза отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить производство по делу № 9-А-Т-13 в связи с отсутствием в действиях Хакреспотребсоюза нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены Комиссии                                 

 

 

 

 

 

                                                    

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10081 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 9-А-Т-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10081 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378086501 [changed] => 1378086542 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378086542 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Союз потребительских обществ Республики Хакасия (Хакреспотребсоюз)

Председателю Правления

ул. Пушкина, 115, г. Абакан, 65501

 

Жильцам общежития по списку

РЕШЕНИЕ

по делу № 9-А-Т-13

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.08.2013

В полном объеме решение изготовлено 19.08.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

В отсутствие членов комиссии Широковой О.В. (занятость в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии) и Кыжинаева К.О. (нахождение в очередном отпуске), однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии:

- председателя Правления Хакреспотребсоюза <…>, действующего на основании постановления Совета Хакреспотребсоюза от 28.01.2013 № 4С;

- главного бухгалтера Правления Хакреспотребсоюза <…> (доверенность от 01.02.2013);

в отсутствие заявителей <…><…><…><…><…><…><…>,

рассмотрев дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21 февраля 2013 года в Хакасское УФАС России поступило обращение жильцов общежития, расположенного по ул. Пушкина, 115 с жалобой на необоснованное повышение стоимости найма жилого помещения в 2013 году. Собственником общежития является Союз потребительских обществ Республики Хакасия (далее Хакреспотребсоюз). Из заявления жильцов следует, что они проживают в указанном общежитии более 10 лет, имеют постоянную регистрацию в изолированных жилых помещениях. Ежегодно с 1 января Хакреспотребсоюз поднимает стоимость найма, в 2011 году плата за найм согласно договоров найма составляла 100 рублей за 1 кв. м общей площади помещения, с 01.01.2012 поднялась на 35% и составила 135 рублей за 1 кв. м, с января 2013 года плата за за найм согласно приложениям к договорам найма составила 295 рублей за 1 кв. м, кроме того, плата за электроэнергию – 128,97 рублей. Жильцы общежития указывают, что данное жилье для них является единственным, Хакреспотребсоюз, пользуясь этим обстоятельствам, злоупотребляет своим доминирующим положением. Заявители просят провести проверку по фактам нарушения антимонопольного законодательства и привлечь к ответственности виновных лиц.

На запрос Хакасского УФАС России 15 марта 2013 года Хакреспотребсоюз представил письменные пояснения, из которых следует, что стоимость проживания установлена согласно калькуляции, рассчитанной из фактических затрат на содержание общежития за 12 месяцев 2013 года: плата за найм (пользование) жилым помещением – 122 рубля, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей. Хакреспотребсоюз указывает, что принятие постановления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3 об увеличении оплаты за проживание в общежитии устранило существующий ранее пробел в ценообразовании платы за найм, так ранее Хакреспотребсоюз данную плату фактически не взимал, хотя имел на это право.

Усмотрев в действиях Хакреспотребсоюза признаки нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного увеличения стоимости платы за проживание в общежитии, Хакасское УФАС России приказом № 96 от 21.05.2013 возбудило дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 23.05.2013 рассмотрение указанного дела назначено на 04.07.2013, определением от 04.07.2013 рассмотрение дела откладывалось на 06.08.2013 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и доказательств.

Из представленных Хакреспотребсоюзом письменных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов установлено следующее.

        Согласно Свидетельству о регистрации права, на основании судебных актов по делу № А74-4051/05, Хакреспотребсоюз является собственником общежития (общая площадь 1379,1 кв. м, этаж 3, 4, 5 по адресу: ул. Пушкина, 115, г. Абакана).

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования. Такие помещения могут быть предоставлены гражданам по договору найма. Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ.

По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

        В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

         Хакреспотребсоюзом с гражданами, проживающими в общежитии, заключаются типовые договоры найма. Срок действия договоров – 1 календарный год. Предметом договоров является: предоставление нанимателю за плату в пользование для проживания изолированное жилое помещение, состоящее из __ комнат, общей площадью __ кв.м. Размер платы установлен в приложении к договору помесячно и за год (пункт 7.1 договора), пунктом 7.3 договора установлено, что размер платы может изменяться и пересматриваться по инициативе наймодателя в случае изменения цен и тарифов на коммунальные услуги сторонними организациями, в связи с инфляцией, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, с уведомлением об этом нанимателя. С момента получения нанимателем письменного уведомления об изменении платы за найм, у нанимателя возникает обязанность по оплате за найм по новой стоимости.

         В январе 2013 года в адрес заявителей Хакреспотребсоюзом были направлены сопроводительные письма с приложением договоров найма на 2013 год, в которых сообщалось об истечении срока действия договора найма, в связи с повышением платы за найм, содержание и ремонт жилых помещений, оплата за проживание в общежитии будет увеличена с 01.01.2013. Хакреспотребсоюз в письмах также указал, что в случае не подписания договоров у нанимателей будут отсутствовать правовые основания для проживания в занимаемых жилых помещениях, в связи с чем, в письмах содержалась просьба  подписать договоры найма, либо принять меры к добровольному освобождению занимаемого жилого помещения. 

Приложением № 1 к договорам найма является расчет платы за жилое помещение в общежитии по ул. Пушкина, 115, ком. __. Плата за проживание установлена на основании постановления Правления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3. Согласно названному постановлению в связи с недостаточностью доходов для покрытия расходов по содержанию общежития № 1 Правлением Хакреспотребсоюза с01.01.2013 установлена плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, оплата электроэнергии – 128,97 рублей с одного проживающего. Расчет платы за проживание установлен на основании калькуляции, которая включает затраты на содержание общежития за 12 месяцев 2012 года: плата за найм – 122 рубля за 1 кв. м, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей за 1 кв. м, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей за 1 кв. м, итого: 295,35 рублей за 1 кв. м.

17.06.2013 Хакреспотребсоюзом на определение о назначении дела № 9-А-Т-13 к рассмотрению были предоставлены копии документов и письменные пояснения в обоснование позиции Хакреспотребсоюза относительно возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В письменных пояснениях председатель Правления Хакреспотребсоюза указал следующее. В начале 2013 года в адрес нанимателей были направлены договоры найма от 01.01.2013 на 2013 год для рассмотрения и подписания. Полученные проекты договоров  жильцы общежития № 1 не подписали, так как наниматели возражали относительно установленного размера платы за проживание в общежитии. 06.03.2013 было проведено общее собрание жильцов общежития № 1, на котором, в том числе, обсуждался вопрос размера платы за найм. В ходе проведенного собрания было установлено, что жильцы отказываются подписывать договоры найма по причине высокой стоимости проживания в общежитии (295,35 рублей за 1 кв. м), установленной в Приложении № 1 к договорам найма.  В связи с этим обстоятельством на собрании было решено: взимать плату за проживание в общежитии № 1 Хакреспотребсоюза по расценкам 2012 года; требования о подписании проектов договоров найма на 2013 год к жильцам не предъявлять; в конце 2013 года провести с жильцами общежития собрание, на котором принять решение о размере платы за проживание.

Учитывая решение собрания жильцов общежития, оформленное протоколом от 06.03.2013, 07.03.2013 Правлением Хакреспотребсоюза было принято Постановление № 20, согласно которому начисление платы за проживание в общежитии № 1 на 2013 год следует производить по расценкам 2012 года – 137,24 рублей за 1 кв. м. Копия указанного постановления Правления Хакреспотребсоюза была размещена на доске объявлений в общежитии для ознакомления всех жильцов (фото объявления представлено в материалы дела).

Таким образом, председатель Правления Хакреспотребсоюза в своих пояснения отмечает, что с жильцов в 2013 году не взималась плата в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, требования о выселении жильцов по причине не подписания договоров найма от 01.01.2013 не предъявлялись. Кроме того, председатель Правления Хакреспотребсоюза указывает на имеющуюся у некоторых заявителей задолженность по оплате за проживание в общежитии еще за 2012 год. В подтверждение своей позиции Хакреспотребсоюзом предоставлены в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за 2012 год, а также за период январь – июль 2013 года.

На основании изложенного, Хакреспотребсоюз полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в части установления платы в размере 295,35 рублей за 1 кв. м за найм жилых помещений в общежитии по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115.  

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Общежитие Хакреспотребсоюза, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, не относится к специализированному жилищному фонду, о чем свидетельствует решение Арбитражного суда РХ по делу № 4051/2006 от 14.11.2007.

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования в силу требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статья 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.  Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).

Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ. По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

        Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

        Комиссия Хакасского УФАС России соглашается с позицией ответчика о том, что Хакреспотребсоюз, как собственник помещения, вправе взимать с нанимателя плату согласно предусмотренной частью 1 статьи 154  Жилищного кодекса РФ структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги по аналогии с договором социального найма или договором найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так как структура платы за жилое помещение по договору коммерческого найма законодательством не урегулирована.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции  товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела комиссией Хакасского УФАС России установлено, что товаром является услуга коммерческого найма жилого недвижимого имущества общежития № 1, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, и приобретатели данного товара – заявители по настоящему делу, не могут заменить его другим товаром, исходя из чего определен соответствующий товарный рынок, на котором положение Хакреспотребсоюза признано доминирующим. Данное обстоятельство отражено в заключении аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на указанном товарном рынке, подготовленного при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства. Хакреспотребсоюзом обратное не доказано.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией Хакасского УФАС России оценены представленные в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за период январь-июль 2013 года и установлено, что исходя из площади комнат за вычетом стоимости потребленной электроэнергии 128,97 рублей на 1 человека взималась плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м.

Так, например, по заявителю <…>: площадь занимаемых <…> жилых помещений – 36,8 кв. м, за январь 2013 года начислена сумма в размере 5179,40 рублей.

137,24 * 36,8 + 128,97 (за электроэнергию)=5179,40.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства, а именно то, что Хакреспотребсоюзом с нанимателей жилых помещений не взималась плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, а за предоставление в найм жилых помещений ответчиком установлена плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м (как и в период со второго полугодия 2012 года)  комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях Хакреспотребсоюза отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить производство по делу № 9-А-Т-13 в связи с отсутствием в действиях Хакреспотребсоюза нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены Комиссии                                 

 

 

 

 

 

                                                    

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Союз потребительских обществ Республики Хакасия (Хакреспотребсоюз)

Председателю Правления

ул. Пушкина, 115, г. Абакан, 65501

 

Жильцам общежития по списку

РЕШЕНИЕ

по делу № 9-А-Т-13

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.08.2013

В полном объеме решение изготовлено 19.08.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

В отсутствие членов комиссии Широковой О.В. (занятость в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии) и Кыжинаева К.О. (нахождение в очередном отпуске), однако кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии:

- председателя Правления Хакреспотребсоюза <…>, действующего на основании постановления Совета Хакреспотребсоюза от 28.01.2013 № 4С;

- главного бухгалтера Правления Хакреспотребсоюза <…> (доверенность от 01.02.2013);

в отсутствие заявителей <…><…><…><…><…><…><…>,

рассмотрев дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21 февраля 2013 года в Хакасское УФАС России поступило обращение жильцов общежития, расположенного по ул. Пушкина, 115 с жалобой на необоснованное повышение стоимости найма жилого помещения в 2013 году. Собственником общежития является Союз потребительских обществ Республики Хакасия (далее Хакреспотребсоюз). Из заявления жильцов следует, что они проживают в указанном общежитии более 10 лет, имеют постоянную регистрацию в изолированных жилых помещениях. Ежегодно с 1 января Хакреспотребсоюз поднимает стоимость найма, в 2011 году плата за найм согласно договоров найма составляла 100 рублей за 1 кв. м общей площади помещения, с 01.01.2012 поднялась на 35% и составила 135 рублей за 1 кв. м, с января 2013 года плата за за найм согласно приложениям к договорам найма составила 295 рублей за 1 кв. м, кроме того, плата за электроэнергию – 128,97 рублей. Жильцы общежития указывают, что данное жилье для них является единственным, Хакреспотребсоюз, пользуясь этим обстоятельствам, злоупотребляет своим доминирующим положением. Заявители просят провести проверку по фактам нарушения антимонопольного законодательства и привлечь к ответственности виновных лиц.

На запрос Хакасского УФАС России 15 марта 2013 года Хакреспотребсоюз представил письменные пояснения, из которых следует, что стоимость проживания установлена согласно калькуляции, рассчитанной из фактических затрат на содержание общежития за 12 месяцев 2013 года: плата за найм (пользование) жилым помещением – 122 рубля, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей. Хакреспотребсоюз указывает, что принятие постановления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3 об увеличении оплаты за проживание в общежитии устранило существующий ранее пробел в ценообразовании платы за найм, так ранее Хакреспотребсоюз данную плату фактически не взимал, хотя имел на это право.

Усмотрев в действиях Хакреспотребсоюза признаки нарушения антимонопольного законодательства в части необоснованного увеличения стоимости платы за проживание в общежитии, Хакасское УФАС России приказом № 96 от 21.05.2013 возбудило дело № 9-А-Т-13 по признакам нарушения Хакреспотребсоюзом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 23.05.2013 рассмотрение указанного дела назначено на 04.07.2013, определением от 04.07.2013 рассмотрение дела откладывалось на 06.08.2013 в связи с необходимостью получения дополнительных документов и доказательств.

Из представленных Хакреспотребсоюзом письменных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов установлено следующее.

        Согласно Свидетельству о регистрации права, на основании судебных актов по делу № А74-4051/05, Хакреспотребсоюз является собственником общежития (общая площадь 1379,1 кв. м, этаж 3, 4, 5 по адресу: ул. Пушкина, 115, г. Абакана).

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования. Такие помещения могут быть предоставлены гражданам по договору найма. Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ.

По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

        В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

         Хакреспотребсоюзом с гражданами, проживающими в общежитии, заключаются типовые договоры найма. Срок действия договоров – 1 календарный год. Предметом договоров является: предоставление нанимателю за плату в пользование для проживания изолированное жилое помещение, состоящее из __ комнат, общей площадью __ кв.м. Размер платы установлен в приложении к договору помесячно и за год (пункт 7.1 договора), пунктом 7.3 договора установлено, что размер платы может изменяться и пересматриваться по инициативе наймодателя в случае изменения цен и тарифов на коммунальные услуги сторонними организациями, в связи с инфляцией, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, с уведомлением об этом нанимателя. С момента получения нанимателем письменного уведомления об изменении платы за найм, у нанимателя возникает обязанность по оплате за найм по новой стоимости.

         В январе 2013 года в адрес заявителей Хакреспотребсоюзом были направлены сопроводительные письма с приложением договоров найма на 2013 год, в которых сообщалось об истечении срока действия договора найма, в связи с повышением платы за найм, содержание и ремонт жилых помещений, оплата за проживание в общежитии будет увеличена с 01.01.2013. Хакреспотребсоюз в письмах также указал, что в случае не подписания договоров у нанимателей будут отсутствовать правовые основания для проживания в занимаемых жилых помещениях, в связи с чем, в письмах содержалась просьба  подписать договоры найма, либо принять меры к добровольному освобождению занимаемого жилого помещения. 

Приложением № 1 к договорам найма является расчет платы за жилое помещение в общежитии по ул. Пушкина, 115, ком. __. Плата за проживание установлена на основании постановления Правления Хакреспотребсоюза от 18.01.2013 № 3. Согласно названному постановлению в связи с недостаточностью доходов для покрытия расходов по содержанию общежития № 1 Правлением Хакреспотребсоюза с01.01.2013 установлена плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, оплата электроэнергии – 128,97 рублей с одного проживающего. Расчет платы за проживание установлен на основании калькуляции, которая включает затраты на содержание общежития за 12 месяцев 2012 года: плата за найм – 122 рубля за 1 кв. м, плата за содержание и ремонт жилых помещений – 139,98 рублей за 1 кв. м, плата за коммунальные услуги – 33,37 рублей за 1 кв. м, итого: 295,35 рублей за 1 кв. м.

17.06.2013 Хакреспотребсоюзом на определение о назначении дела № 9-А-Т-13 к рассмотрению были предоставлены копии документов и письменные пояснения в обоснование позиции Хакреспотребсоюза относительно возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В письменных пояснениях председатель Правления Хакреспотребсоюза указал следующее. В начале 2013 года в адрес нанимателей были направлены договоры найма от 01.01.2013 на 2013 год для рассмотрения и подписания. Полученные проекты договоров  жильцы общежития № 1 не подписали, так как наниматели возражали относительно установленного размера платы за проживание в общежитии. 06.03.2013 было проведено общее собрание жильцов общежития № 1, на котором, в том числе, обсуждался вопрос размера платы за найм. В ходе проведенного собрания было установлено, что жильцы отказываются подписывать договоры найма по причине высокой стоимости проживания в общежитии (295,35 рублей за 1 кв. м), установленной в Приложении № 1 к договорам найма.  В связи с этим обстоятельством на собрании было решено: взимать плату за проживание в общежитии № 1 Хакреспотребсоюза по расценкам 2012 года; требования о подписании проектов договоров найма на 2013 год к жильцам не предъявлять; в конце 2013 года провести с жильцами общежития собрание, на котором принять решение о размере платы за проживание.

Учитывая решение собрания жильцов общежития, оформленное протоколом от 06.03.2013, 07.03.2013 Правлением Хакреспотребсоюза было принято Постановление № 20, согласно которому начисление платы за проживание в общежитии № 1 на 2013 год следует производить по расценкам 2012 года – 137,24 рублей за 1 кв. м. Копия указанного постановления Правления Хакреспотребсоюза была размещена на доске объявлений в общежитии для ознакомления всех жильцов (фото объявления представлено в материалы дела).

Таким образом, председатель Правления Хакреспотребсоюза в своих пояснения отмечает, что с жильцов в 2013 году не взималась плата в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, требования о выселении жильцов по причине не подписания договоров найма от 01.01.2013 не предъявлялись. Кроме того, председатель Правления Хакреспотребсоюза указывает на имеющуюся у некоторых заявителей задолженность по оплате за проживание в общежитии еще за 2012 год. В подтверждение своей позиции Хакреспотребсоюзом предоставлены в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за 2012 год, а также за период январь – июль 2013 года.

На основании изложенного, Хакреспотребсоюз полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства в части установления платы в размере 295,35 рублей за 1 кв. м за найм жилых помещений в общежитии по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115.  

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Общежитие Хакреспотребсоюза, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, не относится к специализированному жилищному фонду, о чем свидетельствует решение Арбитражного суда РХ по делу № 4051/2006 от 14.11.2007.

Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования в силу требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статья 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.  Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).

Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 Гражданского кодекса РФ. По договору найма жилого помещения собственник жилого помещения или управомоченное им лицо обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (часть 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с требованиями статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

        Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения (статья 682 ГК РФ).

Частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

        Комиссия Хакасского УФАС России соглашается с позицией ответчика о том, что Хакреспотребсоюз, как собственник помещения, вправе взимать с нанимателя плату согласно предусмотренной частью 1 статьи 154  Жилищного кодекса РФ структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги по аналогии с договором социального найма или договором найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, так как структура платы за жилое помещение по договору коммерческого найма законодательством не урегулирована.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции  товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В ходе рассмотрения дела комиссией Хакасского УФАС России установлено, что товаром является услуга коммерческого найма жилого недвижимого имущества общежития № 1, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Пушкина, 115, и приобретатели данного товара – заявители по настоящему делу, не могут заменить его другим товаром, исходя из чего определен соответствующий товарный рынок, на котором положение Хакреспотребсоюза признано доминирующим. Данное обстоятельство отражено в заключении аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на указанном товарном рынке, подготовленного при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства. Хакреспотребсоюзом обратное не доказано.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссией Хакасского УФАС России оценены представленные в материалы дела оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.6 за период январь-июль 2013 года и установлено, что исходя из площади комнат за вычетом стоимости потребленной электроэнергии 128,97 рублей на 1 человека взималась плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м.

Так, например, по заявителю <…>: площадь занимаемых <…> жилых помещений – 36,8 кв. м, за январь 2013 года начислена сумма в размере 5179,40 рублей.

137,24 * 36,8 + 128,97 (за электроэнергию)=5179,40.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства, а именно то, что Хакреспотребсоюзом с нанимателей жилых помещений не взималась плата за проживание в общежитии № 1 в размере 295,35 рублей за 1 кв. м, а за предоставление в найм жилых помещений ответчиком установлена плата в размере 137,24 рублей за 1 кв. м (как и в период со второго полугодия 2012 года)  комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях Хакреспотребсоюза отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить производство по делу № 9-А-Т-13 в связи с отсутствием в действиях Хакреспотребсоюза нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

Члены Комиссии                                 

 

 

 

 

 

                                                    

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 9-А-Т-13 [format] => [safe_value] => 9-А-Т-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-02 01:45:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-19 01:45:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378086501 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )