РЕШЕНИЕ № 42-А-13

Номер дела: 42-А-13
Дата публикации: 30 октября 2013, 13:22

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана

ул. Пушкина, 68, а/я 192, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

Администрация города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан, 655017

 

ЗАО «-------»

 

ул.  Пушкина, 156 - 43, г. Абакан, 655000

 

 

«-------»

 

«-------»

Индивидуальный предприниматель

«-------»

 

РЕШЕНИЕ

 № 42-А-13

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  17  октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2013 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Широкова О.В. – заместитель руководителя  управления;

Члены  комиссии:

 

Франскевич О.П. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

 

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

 

 

Лаврова Е.С.– старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

в присутствии представителя Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана и Администрации города Абакана – «-------», в отсутствии представителей ЗАО «-------»,«-------»,«-------»  и «-------», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 42-А-13 возбужденного в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении на открытый аукцион № 16, прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения)

                                          

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «-------»  о выставлении на открытый аукцион несформированного земельного участка.

         Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана на правах продавца и организатора торгов известил о проведении открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов. Открытый аукцион № 16 состоялся 28 мая 2013 года в 10.00 часов местного времени, по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 10, Малый зал.

        Предметом лота № 1 является продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы. Основанием: Распоряжение Администрации города Абакана от 12.02.2013  №58р.  Адрес земельного участка: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д.  Площадь земельного участка: 6033,0 кв.м.  Кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080.

        В соответствии с извещением на проведение открытого аукциона технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям получить самостоятельно, после определения назначения базы.

         Таким образом,   Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана был выставлен на открытый аукцион № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка.       

          В связи с этим, 04 июня 2013 года в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана возбуждено дело № 42-А-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

         Распоряжением Администрации города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года, ДГАЗ Администрации г. Абакана было поручено провести открытый аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номеров 19:01:160103:1080, для строительства производственной базы. Данным Распоряжением определены существенные условия договора купли – продажи земельного участка, в частности обязанность победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям.

        Таким образом, Администрация города Абакана дала указание ДГАЗ Администрации г. Абакана по определению существенных условий договора, которым ДГАЗ Администрации г. Абакана обязан был руководствоваться.

        В связи с этим, 05 августа 2013 года Администрация города Абакана привлечена к участию в деле № 42-А-13 в качестве соответчика.

 

         На заседании комиссии представитель Ответчиков  с нарушением действующего законодательства не согласился. Дополнительно пояснил, что у ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент проведения открытого аукциона не имелось технической возможности получить технические условия. Земельный участок был сформирован, об этом свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка. Возможности получить технические условия на производственную территорию у ДГАЗ Администрации г. Абакана так же не имеется, в связи с тем, что организатор торгов не может изначально знать каким видом деятельности будет заниматься победитель. Для того чтобы обратится за получением технической документации необходимо изначально определить вид деятельности, то есть определить что конкретно будет строится на земельном участке, точно определить каким видом деятельности будет заниматься победитель аукциона. Так же необходимо указать этажность бедующей постройки, процент застройки, а так же ряд обстоятельств, которые ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент выставления земельного участка на торги знать не может.

        Представитель ЗАО «-------»  на заседании комиссии не явился, письменные пояснения по существу рассматриваемого дела не предоставил.

         Представители предпринимателей «-------»,«-------»  и «-------» на заседание комиссии не явились. Ранее поясняли что, по их мнению, нарушений действующего законодательства Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана допущено не было. Права и интересы их, как участников аукциона, не нарушены. Поскольку условия аукциона были опубликованы заранее, данный факт исключает какую либо возможность нарушения прав как потенциальных, так и фактических участников аукциона.

 

        Исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.   

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов запрещаются, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел, связанных с о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статей 17 и 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, отнесенные к вопросам местного значения, устанавливаются настоящим законом, а также федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для их осуществления органам местного самоуправления.

Пунктом 3.2.18 Положения о Департаменте  градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого Решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 № 100, основными задачами Департамента являются, в том числе выполнение следующих функций: участие в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, обеспечение их проведения, осуществление функций организатора торгов.

Согласно пункту 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение работ по формированию земельного участка, в том числе включает и определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

На необходимость технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение в отношении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности при продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка через аукцион, также указанно в пункте 1 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 10 указанной статьи определенно, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона, о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

Проведение работ по формированию земельного участка состоит, в том числе, и из определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».  

В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5).

В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. (Пункт 6).

В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ (Пункт 14).

 

Согласно пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2-х лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно пункта 4 Правил определения и предоставления технических условий, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного на основании:

- информации о разрешенном использовании земельного участка;

- предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

- региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

- схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло, водоснабжения и водоотведения;

- предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

 

Из приведенных норм следует, что земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства может являться предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка только в случае, если он надлежащим образом сформирован, что, в том числе подразумевает под собой наличие технических условий на подключения такого участка к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; определение и предоставление технических условий и определение платы за подключение осуществляется в соответствующем порядке, согласно которому органу местного самоуправления необходимо в установленный срок обратиться к организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а та в свою очередь согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Следовательно, Администрация города Абакана не вправе была в  Распоряжении от 12 февраля 2013 года № 58р обязывать победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям, а Департамент, выполняя функции органа местного самоуправления по проведению аукционов по продаже земельных участков,  на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, должен был надлежащим образом организовать открытый аукцион № 16, а именно согласовать вышеназванные технические условия в отношении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул.Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы.

Аукцион № 16 состоял из 4  лотов: Лот № 1 – продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складской, 19Д, в г. Абакане для строительства производственной базы; Лот № 2 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Буденного, 132, в г. Абакане для строительства склада промышленных товаров; Лот № 3 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Итыгина, 15Т, в г. Абакане для строительства производственного предприятия; Лот № 4 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в квартале Молодежный, 12Е, в г. Абакане для строительства производственного предприятия.

Из извещения о проведении 24.04.2013 (опубликовано в газете «Абакан» № 17 от 24-30 апреля 2013 года) открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков в г. Абакане следует, что по всем лотам информация о технических условиях в названном извещении не указана.

 

Между тем, из пояснений представителя Ответчика, все указанные в пунктах 4 и 10 Правил определения и предоставления технических условий основания и документы имелись у ДГАЗ Администрации г. Абакана.  Однако максимальная нагрузка ДГАЗ Администрации г. Абакана определена не была.

Ответчиком в материалы дела представлено письмо (исх.№ 1583 от 03.10.2013г.) МП г. Абакана «Абаканские электрические сети», согласно которого выдача технических условий на подключение объекта к электрическим сетям, а так же информация о плате за подключение возможна только при:

- определении вида планируемой деятельности осуществляемой на конкретном земельном участке;

- максимальной мощности энергопринимающих устройств и местонахождения планируемого строения.

Вместе с тем, вид планируемой деятельности определен как «строительство производственной базы», и у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись все необходимые основания и документы для определения максимальной мощности энергопринимающих устройств. Местонахождения планируемого строения так же определено ДГАЗ Администрации г. Абакана.

Таким образом, все необходимые для предоставления в МП г. Абакана «Абаканские электрические сети» документы и сведения для выдачи технических условий на подключение объекта к электрическим сетям у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись.

 

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г. установлены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункта 23 указанных выше Правил, в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий.

В случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), сетевая организация обязана согласовать с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) отступления от выданных заявителю технических условий. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в течение 5 дней согласовывает такие отступления либо представляет обоснованные замечания. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) рассматривает повторно направленные доработанные отступления от выданных заявителю технических условий и направляет в сетевую организацию информацию о результатах повторного рассмотрения в течение 5 дней со дня получения указанных отступлений.

 

Таким образом, обобщая все вышеуказанные нормы, ДГАЗ Администрации г. Абакана должны были быть выданы технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку энергопринимающих устройств. В случае если конечным пользователем земельного участка нагрузка энергопринимающих устройств будет ниже установленной максимальной нагрузки, он в праве обратиться в сетевую организацию для изменения технические условия под уже его конкретные нужды.

В связи с вышеизложенным, Комиссия полагает установленным тот факт, что ДГАЗ Администрации г. Абакана, выставив на открытый аукцион несформированный земельный участок, нарушил названные выше нормы, регулирующие выделение земельных участков для строительства.

Доводы Администрации города Абакана, ДГАЗ Администрации г. Абакана о невозможности определения определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, ввиду незнания окончательных параметров объекта, Комиссией антимонопольного отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Комиссия считает, что продажа на аукционе спорных земельных участков в отсутствии надлежащим образом оформленных технических условий могло привести и привело к ограничению конкуренции на товарном рынке.

То обстоятельство, что участники аукциона № 16 «-------»,«-------»  и «-------»  не видят нарушений действующего законодательства, считают, что Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана их права и интересы не нарушены, а также  что условия отсутствия, предусмотренных законодательством документов были едиными для всех участников аукциона, не имеет правового значения, поскольку действия ответчиков по делу могли привести или привели к непосредственному ограничению конкуренции, не позволив потенциальным участникам сформировать заявку, оценить свои финансовые возможности в отношении платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Так как в аукционную документацию не входят технические условия на подключение к инфраструктуре, что противоречит Земельному кодексу РФ, Закону о защите конкуренции, застройщик не будет иметь  возможности своевременно и без дополнительных затрат подключить объект после его строительства.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части выставления на открытый аукцион № 16 (извещение от 24.04.2013), прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения);
  2. Признать Администрацию города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части дачи указания ДГАЗ Администрации г. Абакана на включение в существенные условия договора купли – продажи земельного участка, заключенного по результатам открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080,  обязанности победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям;
  3. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании аукциона № 16, прошедшего 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов недействительным;
  4. Выдать Администрации города Абакана предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего внести изменения в Распоряжение Главы города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года в части исключения из Распоряжения абзаца 5 пункта 1.1.

 

 

Председатель комиссии:                                          О.В. Широкова

 

Члены комиссии:                                                      О.П. Франскевич

                                                                                  

                                                                                  Д.А. Чиж

 

                                                                                  Е.С. Лаврова

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

stdClass Object ( [vid] => 10374 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 42-А-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10374 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383715440 [changed] => 1383715440 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383715440 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана

ул. Пушкина, 68, а/я 192, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

Администрация города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан, 655017

 

ЗАО «-------»

 

ул.  Пушкина, 156 - 43, г. Абакан, 655000

 

 

«-------»

 

«-------»

Индивидуальный предприниматель

«-------»

 

РЕШЕНИЕ

 № 42-А-13

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  17  октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2013 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Широкова О.В. – заместитель руководителя  управления;

Члены  комиссии:

 

Франскевич О.П. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

 

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

 

 

Лаврова Е.С.– старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

в присутствии представителя Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана и Администрации города Абакана – «-------», в отсутствии представителей ЗАО «-------»,«-------»,«-------»  и «-------», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 42-А-13 возбужденного в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении на открытый аукцион № 16, прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения)

                                          

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «-------»  о выставлении на открытый аукцион несформированного земельного участка.

         Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана на правах продавца и организатора торгов известил о проведении открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов. Открытый аукцион № 16 состоялся 28 мая 2013 года в 10.00 часов местного времени, по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 10, Малый зал.

        Предметом лота № 1 является продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы. Основанием: Распоряжение Администрации города Абакана от 12.02.2013  №58р.  Адрес земельного участка: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д.  Площадь земельного участка: 6033,0 кв.м.  Кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080.

        В соответствии с извещением на проведение открытого аукциона технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям получить самостоятельно, после определения назначения базы.

         Таким образом,   Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана был выставлен на открытый аукцион № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка.       

          В связи с этим, 04 июня 2013 года в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана возбуждено дело № 42-А-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

         Распоряжением Администрации города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года, ДГАЗ Администрации г. Абакана было поручено провести открытый аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номеров 19:01:160103:1080, для строительства производственной базы. Данным Распоряжением определены существенные условия договора купли – продажи земельного участка, в частности обязанность победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям.

        Таким образом, Администрация города Абакана дала указание ДГАЗ Администрации г. Абакана по определению существенных условий договора, которым ДГАЗ Администрации г. Абакана обязан был руководствоваться.

        В связи с этим, 05 августа 2013 года Администрация города Абакана привлечена к участию в деле № 42-А-13 в качестве соответчика.

 

         На заседании комиссии представитель Ответчиков  с нарушением действующего законодательства не согласился. Дополнительно пояснил, что у ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент проведения открытого аукциона не имелось технической возможности получить технические условия. Земельный участок был сформирован, об этом свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка. Возможности получить технические условия на производственную территорию у ДГАЗ Администрации г. Абакана так же не имеется, в связи с тем, что организатор торгов не может изначально знать каким видом деятельности будет заниматься победитель. Для того чтобы обратится за получением технической документации необходимо изначально определить вид деятельности, то есть определить что конкретно будет строится на земельном участке, точно определить каким видом деятельности будет заниматься победитель аукциона. Так же необходимо указать этажность бедующей постройки, процент застройки, а так же ряд обстоятельств, которые ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент выставления земельного участка на торги знать не может.

        Представитель ЗАО «-------»  на заседании комиссии не явился, письменные пояснения по существу рассматриваемого дела не предоставил.

         Представители предпринимателей «-------»,«-------»  и «-------» на заседание комиссии не явились. Ранее поясняли что, по их мнению, нарушений действующего законодательства Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана допущено не было. Права и интересы их, как участников аукциона, не нарушены. Поскольку условия аукциона были опубликованы заранее, данный факт исключает какую либо возможность нарушения прав как потенциальных, так и фактических участников аукциона.

 

        Исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.   

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов запрещаются, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел, связанных с о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статей 17 и 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, отнесенные к вопросам местного значения, устанавливаются настоящим законом, а также федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для их осуществления органам местного самоуправления.

Пунктом 3.2.18 Положения о Департаменте  градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого Решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 № 100, основными задачами Департамента являются, в том числе выполнение следующих функций: участие в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, обеспечение их проведения, осуществление функций организатора торгов.

Согласно пункту 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение работ по формированию земельного участка, в том числе включает и определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

На необходимость технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение в отношении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности при продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка через аукцион, также указанно в пункте 1 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 10 указанной статьи определенно, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона, о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

Проведение работ по формированию земельного участка состоит, в том числе, и из определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».  

В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5).

В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. (Пункт 6).

В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ (Пункт 14).

 

Согласно пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2-х лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно пункта 4 Правил определения и предоставления технических условий, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного на основании:

- информации о разрешенном использовании земельного участка;

- предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

- региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

- схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло, водоснабжения и водоотведения;

- предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

 

Из приведенных норм следует, что земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства может являться предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка только в случае, если он надлежащим образом сформирован, что, в том числе подразумевает под собой наличие технических условий на подключения такого участка к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; определение и предоставление технических условий и определение платы за подключение осуществляется в соответствующем порядке, согласно которому органу местного самоуправления необходимо в установленный срок обратиться к организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а та в свою очередь согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Следовательно, Администрация города Абакана не вправе была в  Распоряжении от 12 февраля 2013 года № 58р обязывать победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям, а Департамент, выполняя функции органа местного самоуправления по проведению аукционов по продаже земельных участков,  на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, должен был надлежащим образом организовать открытый аукцион № 16, а именно согласовать вышеназванные технические условия в отношении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул.Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы.

Аукцион № 16 состоял из 4  лотов: Лот № 1 – продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складской, 19Д, в г. Абакане для строительства производственной базы; Лот № 2 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Буденного, 132, в г. Абакане для строительства склада промышленных товаров; Лот № 3 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Итыгина, 15Т, в г. Абакане для строительства производственного предприятия; Лот № 4 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в квартале Молодежный, 12Е, в г. Абакане для строительства производственного предприятия.

Из извещения о проведении 24.04.2013 (опубликовано в газете «Абакан» № 17 от 24-30 апреля 2013 года) открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков в г. Абакане следует, что по всем лотам информация о технических условиях в названном извещении не указана.

 

Между тем, из пояснений представителя Ответчика, все указанные в пунктах 4 и 10 Правил определения и предоставления технических условий основания и документы имелись у ДГАЗ Администрации г. Абакана.  Однако максимальная нагрузка ДГАЗ Администрации г. Абакана определена не была.

Ответчиком в материалы дела представлено письмо (исх.№ 1583 от 03.10.2013г.) МП г. Абакана «Абаканские электрические сети», согласно которого выдача технических условий на подключение объекта к электрическим сетям, а так же информация о плате за подключение возможна только при:

- определении вида планируемой деятельности осуществляемой на конкретном земельном участке;

- максимальной мощности энергопринимающих устройств и местонахождения планируемого строения.

Вместе с тем, вид планируемой деятельности определен как «строительство производственной базы», и у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись все необходимые основания и документы для определения максимальной мощности энергопринимающих устройств. Местонахождения планируемого строения так же определено ДГАЗ Администрации г. Абакана.

Таким образом, все необходимые для предоставления в МП г. Абакана «Абаканские электрические сети» документы и сведения для выдачи технических условий на подключение объекта к электрическим сетям у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись.

 

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г. установлены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункта 23 указанных выше Правил, в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий.

В случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), сетевая организация обязана согласовать с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) отступления от выданных заявителю технических условий. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в течение 5 дней согласовывает такие отступления либо представляет обоснованные замечания. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) рассматривает повторно направленные доработанные отступления от выданных заявителю технических условий и направляет в сетевую организацию информацию о результатах повторного рассмотрения в течение 5 дней со дня получения указанных отступлений.

 

Таким образом, обобщая все вышеуказанные нормы, ДГАЗ Администрации г. Абакана должны были быть выданы технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку энергопринимающих устройств. В случае если конечным пользователем земельного участка нагрузка энергопринимающих устройств будет ниже установленной максимальной нагрузки, он в праве обратиться в сетевую организацию для изменения технические условия под уже его конкретные нужды.

В связи с вышеизложенным, Комиссия полагает установленным тот факт, что ДГАЗ Администрации г. Абакана, выставив на открытый аукцион несформированный земельный участок, нарушил названные выше нормы, регулирующие выделение земельных участков для строительства.

Доводы Администрации города Абакана, ДГАЗ Администрации г. Абакана о невозможности определения определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, ввиду незнания окончательных параметров объекта, Комиссией антимонопольного отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Комиссия считает, что продажа на аукционе спорных земельных участков в отсутствии надлежащим образом оформленных технических условий могло привести и привело к ограничению конкуренции на товарном рынке.

То обстоятельство, что участники аукциона № 16 «-------»,«-------»  и «-------»  не видят нарушений действующего законодательства, считают, что Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана их права и интересы не нарушены, а также  что условия отсутствия, предусмотренных законодательством документов были едиными для всех участников аукциона, не имеет правового значения, поскольку действия ответчиков по делу могли привести или привели к непосредственному ограничению конкуренции, не позволив потенциальным участникам сформировать заявку, оценить свои финансовые возможности в отношении платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Так как в аукционную документацию не входят технические условия на подключение к инфраструктуре, что противоречит Земельному кодексу РФ, Закону о защите конкуренции, застройщик не будет иметь  возможности своевременно и без дополнительных затрат подключить объект после его строительства.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части выставления на открытый аукцион № 16 (извещение от 24.04.2013), прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения);
  2. Признать Администрацию города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части дачи указания ДГАЗ Администрации г. Абакана на включение в существенные условия договора купли – продажи земельного участка, заключенного по результатам открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080,  обязанности победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям;
  3. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании аукциона № 16, прошедшего 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов недействительным;
  4. Выдать Администрации города Абакана предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего внести изменения в Распоряжение Главы города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года в части исключения из Распоряжения абзаца 5 пункта 1.1.

 

 

Председатель комиссии:                                          О.В. Широкова

 

Члены комиссии:                                                      О.П. Франскевич

                                                                                  

                                                                                  Д.А. Чиж

 

                                                                                  Е.С. Лаврова

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана

ул. Пушкина, 68, а/я 192, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

Администрация города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан, 655017

 

ЗАО «-------»

 

ул.  Пушкина, 156 - 43, г. Абакан, 655000

 

 

«-------»

 

«-------»

Индивидуальный предприниматель

«-------»

 

РЕШЕНИЕ

 № 42-А-13

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена  17  октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2013 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Широкова О.В. – заместитель руководителя  управления;

Члены  комиссии:

 

Франскевич О.П. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

 

 

Чиж Д.А. – ведущий специалист - эксперт отдела АЗР;

 

 

Лаврова Е.С.– старший специалист 3 разряда отдела АЗР,

 

в присутствии представителя Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана и Администрации города Абакана – «-------», в отсутствии представителей ЗАО «-------»,«-------»,«-------»  и «-------», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев материалы дела № 42-А-13 возбужденного в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выставлении на открытый аукцион № 16, прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения)

                                          

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление «-------»  о выставлении на открытый аукцион несформированного земельного участка.

         Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана на правах продавца и организатора торгов известил о проведении открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов. Открытый аукцион № 16 состоялся 28 мая 2013 года в 10.00 часов местного времени, по адресу: г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 10, Малый зал.

        Предметом лота № 1 является продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы. Основанием: Распоряжение Администрации города Абакана от 12.02.2013  №58р.  Адрес земельного участка: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д.  Площадь земельного участка: 6033,0 кв.м.  Кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080.

        В соответствии с извещением на проведение открытого аукциона технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям получить самостоятельно, после определения назначения базы.

         Таким образом,   Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана был выставлен на открытый аукцион № 16 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка.       

          В связи с этим, 04 июня 2013 года в отношении ДГАЗ Администрации г. Абакана возбуждено дело № 42-А-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15  и части 1 статьи 17  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

         Распоряжением Администрации города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года, ДГАЗ Администрации г. Абакана было поручено провести открытый аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номеров 19:01:160103:1080, для строительства производственной базы. Данным Распоряжением определены существенные условия договора купли – продажи земельного участка, в частности обязанность победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям.

        Таким образом, Администрация города Абакана дала указание ДГАЗ Администрации г. Абакана по определению существенных условий договора, которым ДГАЗ Администрации г. Абакана обязан был руководствоваться.

        В связи с этим, 05 августа 2013 года Администрация города Абакана привлечена к участию в деле № 42-А-13 в качестве соответчика.

 

         На заседании комиссии представитель Ответчиков  с нарушением действующего законодательства не согласился. Дополнительно пояснил, что у ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент проведения открытого аукциона не имелось технической возможности получить технические условия. Земельный участок был сформирован, об этом свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка. Возможности получить технические условия на производственную территорию у ДГАЗ Администрации г. Абакана так же не имеется, в связи с тем, что организатор торгов не может изначально знать каким видом деятельности будет заниматься победитель. Для того чтобы обратится за получением технической документации необходимо изначально определить вид деятельности, то есть определить что конкретно будет строится на земельном участке, точно определить каким видом деятельности будет заниматься победитель аукциона. Так же необходимо указать этажность бедующей постройки, процент застройки, а так же ряд обстоятельств, которые ДГАЗ Администрации г. Абакана на момент выставления земельного участка на торги знать не может.

        Представитель ЗАО «-------»  на заседании комиссии не явился, письменные пояснения по существу рассматриваемого дела не предоставил.

         Представители предпринимателей «-------»,«-------»  и «-------» на заседание комиссии не явились. Ранее поясняли что, по их мнению, нарушений действующего законодательства Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана допущено не было. Права и интересы их, как участников аукциона, не нарушены. Поскольку условия аукциона были опубликованы заранее, данный факт исключает какую либо возможность нарушения прав как потенциальных, так и фактических участников аукциона.

 

        Исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.   

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов запрещаются, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел, связанных с о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно положениям статей 17 и 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, отнесенные к вопросам местного значения, устанавливаются настоящим законом, а также федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для их осуществления органам местного самоуправления.

Пунктом 3.2.18 Положения о Департаменте  градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого Решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.11.2004 № 100, основными задачами Департамента являются, в том числе выполнение следующих функций: участие в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, обеспечение их проведения, осуществление функций организатора торгов.

Согласно пункту 1 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведение работ по формированию земельного участка, в том числе включает и определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

На необходимость технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение в отношении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности при продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка через аукцион, также указанно в пункте 1 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 10 указанной статьи определенно, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона, о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

Проведение работ по формированию земельного участка состоит, в том числе, и из определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».  

В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства (пункт 5).

В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. (Пункт 6).

В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ (Пункт 14).

 

Согласно пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2-х лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно пункта 4 Правил определения и предоставления технических условий, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного на основании:

- информации о разрешенном использовании земельного участка;

- предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

- региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

- схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло, водоснабжения и водоотведения;

- предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

 

Из приведенных норм следует, что земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства может являться предметом аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка только в случае, если он надлежащим образом сформирован, что, в том числе подразумевает под собой наличие технических условий на подключения такого участка к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; определение и предоставление технических условий и определение платы за подключение осуществляется в соответствующем порядке, согласно которому органу местного самоуправления необходимо в установленный срок обратиться к организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а та в свою очередь согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса.

Следовательно, Администрация города Абакана не вправе была в  Распоряжении от 12 февраля 2013 года № 58р обязывать победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям, а Департамент, выполняя функции органа местного самоуправления по проведению аукционов по продаже земельных участков,  на право заключения договоров о развитии застроенной территории на земельных участках на территории города Абакана, должен был надлежащим образом организовать открытый аукцион № 16, а именно согласовать вышеназванные технические условия в отношении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул.Складская,19Д в г. Абакане, для строительства производственной базы.

Аукцион № 16 состоял из 4  лотов: Лот № 1 – продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Складской, 19Д, в г. Абакане для строительства производственной базы; Лот № 2 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Буденного, 132, в г. Абакане для строительства склада промышленных товаров; Лот № 3 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по ул. Итыгина, 15Т, в г. Абакане для строительства производственного предприятия; Лот № 4 - продажа в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в квартале Молодежный, 12Е, в г. Абакане для строительства производственного предприятия.

Из извещения о проведении 24.04.2013 (опубликовано в газете «Абакан» № 17 от 24-30 апреля 2013 года) открытого аукциона № 16 по продаже земельных участков в г. Абакане следует, что по всем лотам информация о технических условиях в названном извещении не указана.

 

Между тем, из пояснений представителя Ответчика, все указанные в пунктах 4 и 10 Правил определения и предоставления технических условий основания и документы имелись у ДГАЗ Администрации г. Абакана.  Однако максимальная нагрузка ДГАЗ Администрации г. Абакана определена не была.

Ответчиком в материалы дела представлено письмо (исх.№ 1583 от 03.10.2013г.) МП г. Абакана «Абаканские электрические сети», согласно которого выдача технических условий на подключение объекта к электрическим сетям, а так же информация о плате за подключение возможна только при:

- определении вида планируемой деятельности осуществляемой на конкретном земельном участке;

- максимальной мощности энергопринимающих устройств и местонахождения планируемого строения.

Вместе с тем, вид планируемой деятельности определен как «строительство производственной базы», и у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись все необходимые основания и документы для определения максимальной мощности энергопринимающих устройств. Местонахождения планируемого строения так же определено ДГАЗ Администрации г. Абакана.

Таким образом, все необходимые для предоставления в МП г. Абакана «Абаканские электрические сети» документы и сведения для выдачи технических условий на подключение объекта к электрическим сетям у ДГАЗ Администрации г. Абакана имелись.

 

Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г. установлены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункта 23 указанных выше Правил, в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий.

В случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия согласовывались с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), сетевая организация обязана согласовать с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) отступления от выданных заявителю технических условий. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) в течение 5 дней согласовывает такие отступления либо представляет обоснованные замечания. Системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) рассматривает повторно направленные доработанные отступления от выданных заявителю технических условий и направляет в сетевую организацию информацию о результатах повторного рассмотрения в течение 5 дней со дня получения указанных отступлений.

 

Таким образом, обобщая все вышеуказанные нормы, ДГАЗ Администрации г. Абакана должны были быть выданы технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку энергопринимающих устройств. В случае если конечным пользователем земельного участка нагрузка энергопринимающих устройств будет ниже установленной максимальной нагрузки, он в праве обратиться в сетевую организацию для изменения технические условия под уже его конкретные нужды.

В связи с вышеизложенным, Комиссия полагает установленным тот факт, что ДГАЗ Администрации г. Абакана, выставив на открытый аукцион несформированный земельный участок, нарушил названные выше нормы, регулирующие выделение земельных участков для строительства.

Доводы Администрации города Абакана, ДГАЗ Администрации г. Абакана о невозможности определения определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, ввиду незнания окончательных параметров объекта, Комиссией антимонопольного отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Комиссия считает, что продажа на аукционе спорных земельных участков в отсутствии надлежащим образом оформленных технических условий могло привести и привело к ограничению конкуренции на товарном рынке.

То обстоятельство, что участники аукциона № 16 «-------»,«-------»  и «-------»  не видят нарушений действующего законодательства, считают, что Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана их права и интересы не нарушены, а также  что условия отсутствия, предусмотренных законодательством документов были едиными для всех участников аукциона, не имеет правового значения, поскольку действия ответчиков по делу могли привести или привели к непосредственному ограничению конкуренции, не позволив потенциальным участникам сформировать заявку, оценить свои финансовые возможности в отношении платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Так как в аукционную документацию не входят технические условия на подключение к инфраструктуре, что противоречит Земельному кодексу РФ, Закону о защите конкуренции, застройщик не будет иметь  возможности своевременно и без дополнительных затрат подключить объект после его строительства.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Администрацией г. Абакана и ДГАЗ Администрации г. Абакана части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

         Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части выставления на открытый аукцион № 16 (извещение от 24.04.2013), прошедший 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов, несформированного земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080 (а именно, в аукционную документацию не вошли технические условия на подключение к инфраструктуре и информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения);
  2. Признать Администрацию города Абакана нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части дачи указания ДГАЗ Администрации г. Абакана на включение в существенные условия договора купли – продажи земельного участка, заключенного по результатам открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Складская,19Д,  кадастровый номер земельного участка: 19:01:160103:1080,  обязанности победителя торгов самостоятельно получить технические условия на подключение объекта капитального строительства к инженерным сетям;
  3. Обратиться в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании аукциона № 16, прошедшего 28 мая 2013 года, по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства и размещения объектов недействительным;
  4. Выдать Администрации города Абакана предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего внести изменения в Распоряжение Главы города Абакана № 58р от 12 февраля 2013 года в части исключения из Распоряжения абзаца 5 пункта 1.1.

 

 

Председатель комиссии:                                          О.В. Широкова

 

Члены комиссии:                                                      О.П. Франскевич

                                                                                  

                                                                                  Д.А. Чиж

 

                                                                                  Е.С. Лаврова

 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 42-А-13 [format] => [safe_value] => 42-А-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-30 05:22:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-17 05:22:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383715440 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )