• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ по делу № 6-А-Т-13

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: 6-А-Т-13
Дата публикации: 7 ноября 2013, 08:49

Председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Койбал»

<…>

ул. Маршала Жукова, 22, г. Абакан, 655017

 

Представителю СНТ «Койбал»

<…>

ул. Б.Хмельницкого, д. 152, г. Абакан, 655017 (ООО «СКАТ-Плюс»)

 

<…>

ул. Крылова, 81 – 93, г. Абакан, 655017

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-13

                                                                                                                                      г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

в отсутствие членов комиссии Широковой О.В., занятой в рассмотрении другого дела и Исаковой Е.А., находящейся в служебной командировке, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

заявителя (паспорт серия  № ),

в отсутствие представителей СНТ «Койбал», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 6-А-Т-13 (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 66 73187 2),

рассмотрев дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29 марта 2013 года приказом Хакасского УФАС России № 65 возбуждено дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением – прекращение энергоснабжения дачного участка, расположенного СНТ «Койбал» ул. <…>, . Определением от 10.04.2013 рассмотрение дела № 6-А-Т-13 назначено на 27.05.2013, определениями от 27.05.2013, 08.07.2013, 09.08.2013 рассмотрение дела откладывалось на 08.07.2013, 09.08.2013, 19.09.2013 соответственно.

19.09.2013 комиссия установила, что СНТ «Койбал» является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (ТП-339), через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, таким образом, правовые основания рассматривать СНТ «Койбал» в качестве сетевой организации и хозяйствующего субъекта, осуществляющего естественно монопольный вид деятельности, отсутствуют. Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в действиях СНТ «Койбал» отсутствует злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи электроэнергии, а имеются признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В ходе рассмотрения дела № 6-А-Т-13 заявитель <…> поддержала свои требования, пояснив следующее. СНТ «Койбал» членам садоводческого товарищества было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012. Однако, заявитель не согласна с пунктом 4.2 данного договора, который предусматривает оплату расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии одновременно с оплатой потребленной электроэнергии в размере 200 рублей в месяц. В связи с тем, что <…> не подписала проект договора от 01.10.2012, в начале октября 2012 года было осуществлено полное ограничение энергоснабжения ее дачного дома старшим по подстанции СНТ «Койбал» <…>, при этом задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию и по оплате членских взносов отсутствует. <…> также пояснила, что в  период дачного сезона с 01.05.2013 электрическая энергия на ее дачном участке имеется.

СНТ «Койбал» были представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.

         На территории СНТ «Койбал» энергоснабжающей организацией является ООО «Абаканэнергосбыт», абонентом с правом заключения субабонентских договоров является СНТ «Койбал». В соответствии с решением Общего собрания членов СНТ «Койбал» от 19.01.2008 режим подачи электроэнергии в дачный период был определен с 1 мая до 1 октября (в дальнейшем протяженность дачного периода не менялась), право на использование электроэнергии СНТ «Койбал» предоставляется его членам.

         Право на заключение субабонентского договора энергоснабжения предоставляется членам СНТ «Койбал» как круглогодично проживающим на территории СНТ «Койбал», так и использующим электроэнергию в дачный период. До внесения изменений в договор энергоснабжения СНТ «Койбал» не имело права предоставлять электроэнергию каким-либо третьим лицам - субабонентам, поэтому была сформирована следующая процедура по оплате за потребленную электроэнергию: в дачный период члены СНТ «Койбал» оплачивали потребленную электроэнергию за счет собранных членских взносов либо устанавливали счетчики и платили по показаниям счетчика по действующему тарифу, утвержденному на территории г. Абакана уполномоченными государственными органами, недостающие денежные средства на оплату технологических потерь в дачный период оплачивались за счет оставшейся части членских взносов. В зимний период (с 1 октября до 1 мая) желающие использовать электроэнергию проводили собрание по территориальности подключения к той или иной подстанции, выбирали старшего по подстанции, с которым заключался договор аренды по подстанции, и на которого возлагалась полная материальная ответственность за сохранность имущества, его функциональность, полноту и своевременность оплаты за потребленную электроэнергию с учетом технологических потерь по действующим тарифам.

         В соответствии с решением по подстанции ТП-339 собранием членов СНТ «Койбал» в период с 01.10.2011 года по 30.04.2012 года старшим по подстанции был избран <…>, кроме того на собрании было принято решение о сборе 15 рублей ежемесячно с каждого пользователя для покрытия расходов <…> за использование сотовой связи, расходы на оплату канцелярии, расходы на ГСМ, используемых при объезде дачного массива, территориально относящегося к подстанции ТП-339, по выявлению самовольно подключенных участков к сети. В период с 01.05.2012 года сбор денежных средств в размере 15 рублей с пользователя не производится.

         В сумму расходов по организации подачи электроэнергии субабоненту в размере 200 рублей в месяц (п. 4.2 договора энергоснабжения с субабонентами) фактически включены среднерасчетные данные для оплаты технологических потерь, поскольку каких-либо иных средств для погашения технологических потерь СНТ «Койбал» не имеет, кроме того в действующий расчетный период, то есть с момента подписания новой редакции договора энергоснабжения № 1938 от 31.10.2012, размер технологических потерь увеличился, так как согласно условий нового договора учет потребленной электроэнергии производится по показаниям измерительного комплекса учета, установленного в РУ-10кВ ТП-206, находящегося в районе Мостотряда в г. Абакане, что добавляет протяженность линий до пользователей более 3 км.

        Поскольку владелец участка по ул. <…>,  отказался заключать договор энергоснабжения с субабонентом на зимний период, то в связи с окончанием дачного периода в соответствии с решением Общего собрания от 19.01.2008 подача электроэнергии была приостановлена с 01.10.2012 года. Кроме того, возобновление подачи электроэнергии по ул. <…>, д.  будет возможно лишь после получения заключения Ростехнадзора, так как на участке возведено двухэтажное строение, практически под линией электропередачи, электропровод находится в недопустимой близости от кровли.

Из представленных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 03.02.2010 <…> является собственником земельного участка общей площадью 719 кв. м, расположенного РХ, г. Абакан, дачный район Койбал, массив <…>, ул. <…>, .

СНТ «Койбал» является действующим юридическим лицом, основной государственный регистрационный номер 1031900519089. Согласно Уставу СНТ «Койбал» создано в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

01.01.2007 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. В соответствии с пунктом 1.1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также с привлечением сетевой организации оказывать услуги по передаче электрической энергии, покупатель обязуется принимать и оплачивать за электрическую энергию и заявленную мощность, включая оказанные услуги в объеме, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Дополнительным соглашением от 01.10.2012 договор № 1938 дополнен пунктом 5.4, который предусматривает право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

         31.10.2012 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. Договором определено понятие «субабонент» - лицо, подключенное к электрическим сетям покупателя и получающее по договору с покупателем электрическую энергию для собственных бытовых нужд. Пунктом 5.7 договора предусмотрено право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от Гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

Приложением № 4 к договору энергоснабжения № 1938 является акт раздела границ балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому ТП-339 «Заготзерно» с силовым трансформатором 100 кВА принадлежит и обслуживается СНТ «Койбал».

В материалы дела ответчиком была представлена копия протокола собрания собственников дачных земельных участков, потребляющих электроэнергию от ТП-339 на территории СНТ «Койбал» от 29.09.2012. В соответствии с названным протоколом на собрании было принято решение:

 1) Окончание дачного сезона – 01.10.2012, все желающие пользоваться электроэнергией в период с 01.10.2012 заключают субабонентские договоры энергоснабжения с СНТ «Койбал» в соответствии со ст. 545 ГК, в случае отсутствия субабонентского договора энергоснабжения участок подлежит отключению от электросети по окончании дачного сезона.

2) Согласно условий субабонентского договора потребление электроэнергии оплачивается по действующему тарифу с учетом количества потребленных киловатт в месяц согласно приборам индивидуального учета субабонента, а также ежемесячно 200 рублей с каждого субабонента на покрытие расходов на содержание электрохозяйства и гашение технологических потерь.

3) Комиссии произвести отключение участков, на которые не заключены субабонентские договоры в срок до 04.10.2012.

Заявителю <…> было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012.  Согласно проекту договора энергоснабжения с субабонентом СНТ «Койбал» с согласия энергоснабжающей организации предоставляет субабоненту право пользоваться своими энергосетями для получения электрической энергии от энергоснабжающей организации и оказывает субабоненту услуги по организации расчетов между ним и энергоснабжающей организацией, а субабонент пользуется энергосетями абонента и принимает по этим сетям электрическую энергию от энергоснабжающей организации с помощью энергопринимающего устройства абонента. Энергоснабжающей организацией как по отношению к абоненту так и по отношению к субабоненту выступает ООО «Абаканэнергосбыт».

Пунктом 4.1 договора энергоснабжения с субабонентом установлено, что оплата за потребленную электроэнергию производится субабонентом в порядке и сроки, предусмотренные договором путем внесения наличных денежных средств по квитанциям установленной формы в кассу абонента. Оплата расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии производится одновременно с оплатой услуг за потребленную электроэнергию и составляет 200 рублей в месяц (пункт 4.2 договора).     

   Неоплата субабонентом полученной энергии и платежей, указанных в п. 4.2 договора является основанием для прекращения и ограничения абонентом отпуска электроэнергии (пункт 5.3 договора).

Не согласившись с предложенным проектом договора энергоснабжения с субабонентом, <…> обратилась в адрес СНТ «Койбал» с претензией, в которой указала, что договор нарушает права членов товарищества. На указанную претензию председатель СНТ «Койбал» сообщил, что в соответствии с Уставом товарищества вопросы заключения договоров энергоснабжения относятся к компетенции председателя СНТ «Койбал», нарушение прав членов СНТ «Койбал» при заключении договоров энергоснабжения отсутствуют, так как договоры заключаются в соответствии со статьей 545 ГК РФ.   

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Статьей 546 ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение договора энергоснабжения. Так согласно части 2 указанной статьи  перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 25  Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861).

Пунктом 2 Правил № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Таким образом, в полномочия антимонопольных органов входит осуществление контроля за соблюдением Правил № 861.

Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

В силу абзаца 1 пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Исходя из смысла указанных норм права следует, что на владельцах объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в рассматриваемом случае это СНТ «Койбал», в силу закона лежит обязанность по недопущению совершения действий направленных на препятствование в передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты потребителя электрической энергии.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав нормы права, комиссия приходит к выводу о том, что СНТ «Койбал» неправомерно требовало заключить договор на условиях включения в него пункта 4.2, который предусматривает оплату расходов СНТ «Койбал» по организации подачи субабоненту электроэнергии в размере 200 рублей ежемесячно, так как фактически товарищество требовало оплату за переток электрической энергии. Действия по прекращению энергоснабжения дачного участка члена товарищества <…> по причине не подписания договора энергоснабжения с субабонентом противоречат требованиям действующего законодательства, а именно абзацу 1 пункта 6 Правил № 861, и свидетельствуют о незаконности отключения ответчиком дачного дома <…> от электроэнергии.

 

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что в данном случае  основания для выдачи СНТ «Койбал» предписания отсутствуют, так как на момент принятия решения по настоящему делу дачный участок заявителя обеспечен электрической энергией.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СНТ «Койбал» нарушившим абзац 1 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства СНТ «Койбал» не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                              К.А.Лебедева

 

 

 

Члены Комиссии                                  (отсутствует)

 

 

 

                                                          (отсутствует)

 

О.В. Широкова

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

stdClass Object ( [vid] => 10380 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 6-А-Т-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10380 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383785537 [changed] => 1383785537 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383785537 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Койбал»

<…>

ул. Маршала Жукова, 22, г. Абакан, 655017

 

Представителю СНТ «Койбал»

<…>

ул. Б.Хмельницкого, д. 152, г. Абакан, 655017 (ООО «СКАТ-Плюс»)

 

<…>

ул. Крылова, 81 – 93, г. Абакан, 655017

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-13

                                                                                                                                      г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

в отсутствие членов комиссии Широковой О.В., занятой в рассмотрении другого дела и Исаковой Е.А., находящейся в служебной командировке, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

заявителя (паспорт серия  № ),

в отсутствие представителей СНТ «Койбал», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 6-А-Т-13 (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 66 73187 2),

рассмотрев дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29 марта 2013 года приказом Хакасского УФАС России № 65 возбуждено дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением – прекращение энергоснабжения дачного участка, расположенного СНТ «Койбал» ул. <…>, . Определением от 10.04.2013 рассмотрение дела № 6-А-Т-13 назначено на 27.05.2013, определениями от 27.05.2013, 08.07.2013, 09.08.2013 рассмотрение дела откладывалось на 08.07.2013, 09.08.2013, 19.09.2013 соответственно.

19.09.2013 комиссия установила, что СНТ «Койбал» является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (ТП-339), через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, таким образом, правовые основания рассматривать СНТ «Койбал» в качестве сетевой организации и хозяйствующего субъекта, осуществляющего естественно монопольный вид деятельности, отсутствуют. Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в действиях СНТ «Койбал» отсутствует злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи электроэнергии, а имеются признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В ходе рассмотрения дела № 6-А-Т-13 заявитель <…> поддержала свои требования, пояснив следующее. СНТ «Койбал» членам садоводческого товарищества было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012. Однако, заявитель не согласна с пунктом 4.2 данного договора, который предусматривает оплату расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии одновременно с оплатой потребленной электроэнергии в размере 200 рублей в месяц. В связи с тем, что <…> не подписала проект договора от 01.10.2012, в начале октября 2012 года было осуществлено полное ограничение энергоснабжения ее дачного дома старшим по подстанции СНТ «Койбал» <…>, при этом задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию и по оплате членских взносов отсутствует. <…> также пояснила, что в  период дачного сезона с 01.05.2013 электрическая энергия на ее дачном участке имеется.

СНТ «Койбал» были представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.

         На территории СНТ «Койбал» энергоснабжающей организацией является ООО «Абаканэнергосбыт», абонентом с правом заключения субабонентских договоров является СНТ «Койбал». В соответствии с решением Общего собрания членов СНТ «Койбал» от 19.01.2008 режим подачи электроэнергии в дачный период был определен с 1 мая до 1 октября (в дальнейшем протяженность дачного периода не менялась), право на использование электроэнергии СНТ «Койбал» предоставляется его членам.

         Право на заключение субабонентского договора энергоснабжения предоставляется членам СНТ «Койбал» как круглогодично проживающим на территории СНТ «Койбал», так и использующим электроэнергию в дачный период. До внесения изменений в договор энергоснабжения СНТ «Койбал» не имело права предоставлять электроэнергию каким-либо третьим лицам - субабонентам, поэтому была сформирована следующая процедура по оплате за потребленную электроэнергию: в дачный период члены СНТ «Койбал» оплачивали потребленную электроэнергию за счет собранных членских взносов либо устанавливали счетчики и платили по показаниям счетчика по действующему тарифу, утвержденному на территории г. Абакана уполномоченными государственными органами, недостающие денежные средства на оплату технологических потерь в дачный период оплачивались за счет оставшейся части членских взносов. В зимний период (с 1 октября до 1 мая) желающие использовать электроэнергию проводили собрание по территориальности подключения к той или иной подстанции, выбирали старшего по подстанции, с которым заключался договор аренды по подстанции, и на которого возлагалась полная материальная ответственность за сохранность имущества, его функциональность, полноту и своевременность оплаты за потребленную электроэнергию с учетом технологических потерь по действующим тарифам.

         В соответствии с решением по подстанции ТП-339 собранием членов СНТ «Койбал» в период с 01.10.2011 года по 30.04.2012 года старшим по подстанции был избран <…>, кроме того на собрании было принято решение о сборе 15 рублей ежемесячно с каждого пользователя для покрытия расходов <…> за использование сотовой связи, расходы на оплату канцелярии, расходы на ГСМ, используемых при объезде дачного массива, территориально относящегося к подстанции ТП-339, по выявлению самовольно подключенных участков к сети. В период с 01.05.2012 года сбор денежных средств в размере 15 рублей с пользователя не производится.

         В сумму расходов по организации подачи электроэнергии субабоненту в размере 200 рублей в месяц (п. 4.2 договора энергоснабжения с субабонентами) фактически включены среднерасчетные данные для оплаты технологических потерь, поскольку каких-либо иных средств для погашения технологических потерь СНТ «Койбал» не имеет, кроме того в действующий расчетный период, то есть с момента подписания новой редакции договора энергоснабжения № 1938 от 31.10.2012, размер технологических потерь увеличился, так как согласно условий нового договора учет потребленной электроэнергии производится по показаниям измерительного комплекса учета, установленного в РУ-10кВ ТП-206, находящегося в районе Мостотряда в г. Абакане, что добавляет протяженность линий до пользователей более 3 км.

        Поскольку владелец участка по ул. <…>,  отказался заключать договор энергоснабжения с субабонентом на зимний период, то в связи с окончанием дачного периода в соответствии с решением Общего собрания от 19.01.2008 подача электроэнергии была приостановлена с 01.10.2012 года. Кроме того, возобновление подачи электроэнергии по ул. <…>, д.  будет возможно лишь после получения заключения Ростехнадзора, так как на участке возведено двухэтажное строение, практически под линией электропередачи, электропровод находится в недопустимой близости от кровли.

Из представленных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 03.02.2010 <…> является собственником земельного участка общей площадью 719 кв. м, расположенного РХ, г. Абакан, дачный район Койбал, массив <…>, ул. <…>, .

СНТ «Койбал» является действующим юридическим лицом, основной государственный регистрационный номер 1031900519089. Согласно Уставу СНТ «Койбал» создано в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

01.01.2007 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. В соответствии с пунктом 1.1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также с привлечением сетевой организации оказывать услуги по передаче электрической энергии, покупатель обязуется принимать и оплачивать за электрическую энергию и заявленную мощность, включая оказанные услуги в объеме, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Дополнительным соглашением от 01.10.2012 договор № 1938 дополнен пунктом 5.4, который предусматривает право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

         31.10.2012 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. Договором определено понятие «субабонент» - лицо, подключенное к электрическим сетям покупателя и получающее по договору с покупателем электрическую энергию для собственных бытовых нужд. Пунктом 5.7 договора предусмотрено право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от Гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

Приложением № 4 к договору энергоснабжения № 1938 является акт раздела границ балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому ТП-339 «Заготзерно» с силовым трансформатором 100 кВА принадлежит и обслуживается СНТ «Койбал».

В материалы дела ответчиком была представлена копия протокола собрания собственников дачных земельных участков, потребляющих электроэнергию от ТП-339 на территории СНТ «Койбал» от 29.09.2012. В соответствии с названным протоколом на собрании было принято решение:

 1) Окончание дачного сезона – 01.10.2012, все желающие пользоваться электроэнергией в период с 01.10.2012 заключают субабонентские договоры энергоснабжения с СНТ «Койбал» в соответствии со ст. 545 ГК, в случае отсутствия субабонентского договора энергоснабжения участок подлежит отключению от электросети по окончании дачного сезона.

2) Согласно условий субабонентского договора потребление электроэнергии оплачивается по действующему тарифу с учетом количества потребленных киловатт в месяц согласно приборам индивидуального учета субабонента, а также ежемесячно 200 рублей с каждого субабонента на покрытие расходов на содержание электрохозяйства и гашение технологических потерь.

3) Комиссии произвести отключение участков, на которые не заключены субабонентские договоры в срок до 04.10.2012.

Заявителю <…> было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012.  Согласно проекту договора энергоснабжения с субабонентом СНТ «Койбал» с согласия энергоснабжающей организации предоставляет субабоненту право пользоваться своими энергосетями для получения электрической энергии от энергоснабжающей организации и оказывает субабоненту услуги по организации расчетов между ним и энергоснабжающей организацией, а субабонент пользуется энергосетями абонента и принимает по этим сетям электрическую энергию от энергоснабжающей организации с помощью энергопринимающего устройства абонента. Энергоснабжающей организацией как по отношению к абоненту так и по отношению к субабоненту выступает ООО «Абаканэнергосбыт».

Пунктом 4.1 договора энергоснабжения с субабонентом установлено, что оплата за потребленную электроэнергию производится субабонентом в порядке и сроки, предусмотренные договором путем внесения наличных денежных средств по квитанциям установленной формы в кассу абонента. Оплата расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии производится одновременно с оплатой услуг за потребленную электроэнергию и составляет 200 рублей в месяц (пункт 4.2 договора).     

   Неоплата субабонентом полученной энергии и платежей, указанных в п. 4.2 договора является основанием для прекращения и ограничения абонентом отпуска электроэнергии (пункт 5.3 договора).

Не согласившись с предложенным проектом договора энергоснабжения с субабонентом, <…> обратилась в адрес СНТ «Койбал» с претензией, в которой указала, что договор нарушает права членов товарищества. На указанную претензию председатель СНТ «Койбал» сообщил, что в соответствии с Уставом товарищества вопросы заключения договоров энергоснабжения относятся к компетенции председателя СНТ «Койбал», нарушение прав членов СНТ «Койбал» при заключении договоров энергоснабжения отсутствуют, так как договоры заключаются в соответствии со статьей 545 ГК РФ.   

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Статьей 546 ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение договора энергоснабжения. Так согласно части 2 указанной статьи  перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 25  Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861).

Пунктом 2 Правил № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Таким образом, в полномочия антимонопольных органов входит осуществление контроля за соблюдением Правил № 861.

Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

В силу абзаца 1 пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Исходя из смысла указанных норм права следует, что на владельцах объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в рассматриваемом случае это СНТ «Койбал», в силу закона лежит обязанность по недопущению совершения действий направленных на препятствование в передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты потребителя электрической энергии.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав нормы права, комиссия приходит к выводу о том, что СНТ «Койбал» неправомерно требовало заключить договор на условиях включения в него пункта 4.2, который предусматривает оплату расходов СНТ «Койбал» по организации подачи субабоненту электроэнергии в размере 200 рублей ежемесячно, так как фактически товарищество требовало оплату за переток электрической энергии. Действия по прекращению энергоснабжения дачного участка члена товарищества <…> по причине не подписания договора энергоснабжения с субабонентом противоречат требованиям действующего законодательства, а именно абзацу 1 пункта 6 Правил № 861, и свидетельствуют о незаконности отключения ответчиком дачного дома <…> от электроэнергии.

 

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что в данном случае  основания для выдачи СНТ «Койбал» предписания отсутствуют, так как на момент принятия решения по настоящему делу дачный участок заявителя обеспечен электрической энергией.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СНТ «Койбал» нарушившим абзац 1 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства СНТ «Койбал» не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                              К.А.Лебедева

 

 

 

Члены Комиссии                                  (отсутствует)

 

 

 

                                                          (отсутствует)

 

О.В. Широкова

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Председателю Садоводческого некоммерческого товарищества «Койбал»

<…>

ул. Маршала Жукова, 22, г. Абакан, 655017

 

Представителю СНТ «Койбал»

<…>

ул. Б.Хмельницкого, д. 152, г. Абакан, 655017 (ООО «СКАТ-Плюс»)

 

<…>

ул. Крылова, 81 – 93, г. Абакан, 655017

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-13

                                                                                                                                      г. Абакан

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 05 ноября 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее возможно – Хакасское УФАС России, управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

в отсутствие членов комиссии Широковой О.В., занятой в рассмотрении другого дела и Исаковой Е.А., находящейся в служебной командировке, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

заявителя (паспорт серия  № ),

в отсутствие представителей СНТ «Койбал», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 6-А-Т-13 (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 66 73187 2),

рассмотрев дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29 марта 2013 года приказом Хакасского УФАС России № 65 возбуждено дело № 6-А-Т-13 по признакам нарушения СНТ «Койбал» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением – прекращение энергоснабжения дачного участка, расположенного СНТ «Койбал» ул. <…>, . Определением от 10.04.2013 рассмотрение дела № 6-А-Т-13 назначено на 27.05.2013, определениями от 27.05.2013, 08.07.2013, 09.08.2013 рассмотрение дела откладывалось на 08.07.2013, 09.08.2013, 19.09.2013 соответственно.

19.09.2013 комиссия установила, что СНТ «Койбал» является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства (ТП-339), через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, таким образом, правовые основания рассматривать СНТ «Койбал» в качестве сетевой организации и хозяйствующего субъекта, осуществляющего естественно монопольный вид деятельности, отсутствуют. Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в действиях СНТ «Койбал» отсутствует злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи электроэнергии, а имеются признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В ходе рассмотрения дела № 6-А-Т-13 заявитель <…> поддержала свои требования, пояснив следующее. СНТ «Койбал» членам садоводческого товарищества было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012. Однако, заявитель не согласна с пунктом 4.2 данного договора, который предусматривает оплату расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии одновременно с оплатой потребленной электроэнергии в размере 200 рублей в месяц. В связи с тем, что <…> не подписала проект договора от 01.10.2012, в начале октября 2012 года было осуществлено полное ограничение энергоснабжения ее дачного дома старшим по подстанции СНТ «Койбал» <…>, при этом задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию и по оплате членских взносов отсутствует. <…> также пояснила, что в  период дачного сезона с 01.05.2013 электрическая энергия на ее дачном участке имеется.

СНТ «Койбал» были представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.

         На территории СНТ «Койбал» энергоснабжающей организацией является ООО «Абаканэнергосбыт», абонентом с правом заключения субабонентских договоров является СНТ «Койбал». В соответствии с решением Общего собрания членов СНТ «Койбал» от 19.01.2008 режим подачи электроэнергии в дачный период был определен с 1 мая до 1 октября (в дальнейшем протяженность дачного периода не менялась), право на использование электроэнергии СНТ «Койбал» предоставляется его членам.

         Право на заключение субабонентского договора энергоснабжения предоставляется членам СНТ «Койбал» как круглогодично проживающим на территории СНТ «Койбал», так и использующим электроэнергию в дачный период. До внесения изменений в договор энергоснабжения СНТ «Койбал» не имело права предоставлять электроэнергию каким-либо третьим лицам - субабонентам, поэтому была сформирована следующая процедура по оплате за потребленную электроэнергию: в дачный период члены СНТ «Койбал» оплачивали потребленную электроэнергию за счет собранных членских взносов либо устанавливали счетчики и платили по показаниям счетчика по действующему тарифу, утвержденному на территории г. Абакана уполномоченными государственными органами, недостающие денежные средства на оплату технологических потерь в дачный период оплачивались за счет оставшейся части членских взносов. В зимний период (с 1 октября до 1 мая) желающие использовать электроэнергию проводили собрание по территориальности подключения к той или иной подстанции, выбирали старшего по подстанции, с которым заключался договор аренды по подстанции, и на которого возлагалась полная материальная ответственность за сохранность имущества, его функциональность, полноту и своевременность оплаты за потребленную электроэнергию с учетом технологических потерь по действующим тарифам.

         В соответствии с решением по подстанции ТП-339 собранием членов СНТ «Койбал» в период с 01.10.2011 года по 30.04.2012 года старшим по подстанции был избран <…>, кроме того на собрании было принято решение о сборе 15 рублей ежемесячно с каждого пользователя для покрытия расходов <…> за использование сотовой связи, расходы на оплату канцелярии, расходы на ГСМ, используемых при объезде дачного массива, территориально относящегося к подстанции ТП-339, по выявлению самовольно подключенных участков к сети. В период с 01.05.2012 года сбор денежных средств в размере 15 рублей с пользователя не производится.

         В сумму расходов по организации подачи электроэнергии субабоненту в размере 200 рублей в месяц (п. 4.2 договора энергоснабжения с субабонентами) фактически включены среднерасчетные данные для оплаты технологических потерь, поскольку каких-либо иных средств для погашения технологических потерь СНТ «Койбал» не имеет, кроме того в действующий расчетный период, то есть с момента подписания новой редакции договора энергоснабжения № 1938 от 31.10.2012, размер технологических потерь увеличился, так как согласно условий нового договора учет потребленной электроэнергии производится по показаниям измерительного комплекса учета, установленного в РУ-10кВ ТП-206, находящегося в районе Мостотряда в г. Абакане, что добавляет протяженность линий до пользователей более 3 км.

        Поскольку владелец участка по ул. <…>,  отказался заключать договор энергоснабжения с субабонентом на зимний период, то в связи с окончанием дачного периода в соответствии с решением Общего собрания от 19.01.2008 подача электроэнергии была приостановлена с 01.10.2012 года. Кроме того, возобновление подачи электроэнергии по ул. <…>, д.  будет возможно лишь после получения заключения Ростехнадзора, так как на участке возведено двухэтажное строение, практически под линией электропередачи, электропровод находится в недопустимой близости от кровли.

Из представленных пояснений и анализа  имеющихся в материалах дела документов комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 03.02.2010 <…> является собственником земельного участка общей площадью 719 кв. м, расположенного РХ, г. Абакан, дачный район Койбал, массив <…>, ул. <…>, .

СНТ «Койбал» является действующим юридическим лицом, основной государственный регистрационный номер 1031900519089. Согласно Уставу СНТ «Койбал» создано в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

01.01.2007 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. В соответствии с пунктом 1.1 договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также с привлечением сетевой организации оказывать услуги по передаче электрической энергии, покупатель обязуется принимать и оплачивать за электрическую энергию и заявленную мощность, включая оказанные услуги в объеме, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Дополнительным соглашением от 01.10.2012 договор № 1938 дополнен пунктом 5.4, который предусматривает право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

         31.10.2012 между ООО «Абаканэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и СНТ «Койбал» заключен договор № 1938 энергоснабжения. Договором определено понятие «субабонент» - лицо, подключенное к электрическим сетям покупателя и получающее по договору с покупателем электрическую энергию для собственных бытовых нужд. Пунктом 5.7 договора предусмотрено право СНТ «Койбал» передавать электрическую энергию, принятую от Гарантирующего поставщика через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) в соответствии со статьей 545 ГК РФ.

Приложением № 4 к договору энергоснабжения № 1938 является акт раздела границ балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому ТП-339 «Заготзерно» с силовым трансформатором 100 кВА принадлежит и обслуживается СНТ «Койбал».

В материалы дела ответчиком была представлена копия протокола собрания собственников дачных земельных участков, потребляющих электроэнергию от ТП-339 на территории СНТ «Койбал» от 29.09.2012. В соответствии с названным протоколом на собрании было принято решение:

 1) Окончание дачного сезона – 01.10.2012, все желающие пользоваться электроэнергией в период с 01.10.2012 заключают субабонентские договоры энергоснабжения с СНТ «Койбал» в соответствии со ст. 545 ГК, в случае отсутствия субабонентского договора энергоснабжения участок подлежит отключению от электросети по окончании дачного сезона.

2) Согласно условий субабонентского договора потребление электроэнергии оплачивается по действующему тарифу с учетом количества потребленных киловатт в месяц согласно приборам индивидуального учета субабонента, а также ежемесячно 200 рублей с каждого субабонента на покрытие расходов на содержание электрохозяйства и гашение технологических потерь.

3) Комиссии произвести отключение участков, на которые не заключены субабонентские договоры в срок до 04.10.2012.

Заявителю <…> было предложено подписать проект договора энергоснабжения с субабонентом от 01.10.2012.  Согласно проекту договора энергоснабжения с субабонентом СНТ «Койбал» с согласия энергоснабжающей организации предоставляет субабоненту право пользоваться своими энергосетями для получения электрической энергии от энергоснабжающей организации и оказывает субабоненту услуги по организации расчетов между ним и энергоснабжающей организацией, а субабонент пользуется энергосетями абонента и принимает по этим сетям электрическую энергию от энергоснабжающей организации с помощью энергопринимающего устройства абонента. Энергоснабжающей организацией как по отношению к абоненту так и по отношению к субабоненту выступает ООО «Абаканэнергосбыт».

Пунктом 4.1 договора энергоснабжения с субабонентом установлено, что оплата за потребленную электроэнергию производится субабонентом в порядке и сроки, предусмотренные договором путем внесения наличных денежных средств по квитанциям установленной формы в кассу абонента. Оплата расходов абонента по организации подачи субабоненту электроэнергии производится одновременно с оплатой услуг за потребленную электроэнергию и составляет 200 рублей в месяц (пункт 4.2 договора).     

   Неоплата субабонентом полученной энергии и платежей, указанных в п. 4.2 договора является основанием для прекращения и ограничения абонентом отпуска электроэнергии (пункт 5.3 договора).

Не согласившись с предложенным проектом договора энергоснабжения с субабонентом, <…> обратилась в адрес СНТ «Койбал» с претензией, в которой указала, что договор нарушает права членов товарищества. На указанную претензию председатель СНТ «Койбал» сообщил, что в соответствии с Уставом товарищества вопросы заключения договоров энергоснабжения относятся к компетенции председателя СНТ «Койбал», нарушение прав членов СНТ «Койбал» при заключении договоров энергоснабжения отсутствуют, так как договоры заключаются в соответствии со статьей 545 ГК РФ.   

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Статьей 546 ГК РФ предусмотрено изменение и расторжение договора энергоснабжения. Так согласно части 2 указанной статьи  перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 25  Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона об электроэнергетике Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861).

Пунктом 2 Правил № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Таким образом, в полномочия антимонопольных органов входит осуществление контроля за соблюдением Правил № 861.

Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

В силу абзаца 1 пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Исходя из смысла указанных норм права следует, что на владельцах объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в рассматриваемом случае это СНТ «Койбал», в силу закона лежит обязанность по недопущению совершения действий направленных на препятствование в передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты потребителя электрической энергии.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные доказательства и проанализировав нормы права, комиссия приходит к выводу о том, что СНТ «Койбал» неправомерно требовало заключить договор на условиях включения в него пункта 4.2, который предусматривает оплату расходов СНТ «Койбал» по организации подачи субабоненту электроэнергии в размере 200 рублей ежемесячно, так как фактически товарищество требовало оплату за переток электрической энергии. Действия по прекращению энергоснабжения дачного участка члена товарищества <…> по причине не подписания договора энергоснабжения с субабонентом противоречат требованиям действующего законодательства, а именно абзацу 1 пункта 6 Правил № 861, и свидетельствуют о незаконности отключения ответчиком дачного дома <…> от электроэнергии.

 

Согласно положениям статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что в данном случае  основания для выдачи СНТ «Койбал» предписания отсутствуют, так как на момент принятия решения по настоящему делу дачный участок заявителя обеспечен электрической энергией.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать СНТ «Койбал» нарушившим абзац 1 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

2. Предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства СНТ «Койбал» не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                              К.А.Лебедева

 

 

 

Члены Комиссии                                  (отсутствует)

 

 

 

                                                          (отсутствует)

 

О.В. Широкова

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 6-А-Т-13 [format] => [safe_value] => 6-А-Т-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-07 00:49:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-24 00:49:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383785537 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )