РЕШЕНИЕ по делу № 79-А-13

Номер дела: 79-А-13
Дата публикации: 10 декабря 2013, 15:24

) Администрации Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия

ул. Набережная, 9, пгт. Вершин Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

2) МУП «Тейский универсал»

ул. Советская, 10, п. Врешина Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 79-А-13

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Франскевич О.П. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   Алехина А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует;

                                               Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в отсутствии представителя Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия Рудник Елены Александровны, уведомленного о рассмотрении дела № 79-А-13 надлежащим,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – муниципального унитарного предприятия «Тейский универсал» (далее – МУП «Тейский универсал»), уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 79-А-13 надлежащим образом, и направившего Ходатайство от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 в отсутствии его представителя,

в присутствии слушателя «…»,

рассмотрев дело № 79-А-13 по признакам нарушения Администрацией Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (ул. Набережная, 9, пгт. Вершина Теи, 655731) положений части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В рамках возбужденного дела № 73-А-13 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено, что Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества (транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44) без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Усмотрев в действиях Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия признаки нарушения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия возбудило дело № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.11.2013 года данное дело назначено на 04.12.2013 года.

До настоящего заседания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило Ходатайство МУП «Тейский универсал» от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствии представителя предприятия.

Комиссия антимонопольного органа удовлетворяет данное ходатайство.

Администрация Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия в своих письменных пояснениях от 29.11.2013 года № 1638 указало следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право на передачу имущества в аренду принадлежит в первую очередь его собственнику, однако в качестве арендатора могут выступать и иные лица, которым такое право предоставлено законом или собственником.

В частности к лицам, управомоченным законом на распоряжение имуществом путем заключения в отношении него договора аренды, относятся обладатели прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Однако объем их права и порядок его осуществления различаются в зависимости от организационно-правовой формы и типа таких субъектов.

Так, муниципальные унитарные предприятия могут самостоятельно принимать решения о передаче в аренду закрепленного за ними движимого имущества, однако договор аренды недвижимого имущества может быть заключен ими только с предварительного согласия его собственника (пункт 1 статьи 295Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Однако в любом случае независимо от того, требует ли передача имущества в аренду согласия собственника, указанные субъекты выступают в качестве арендодателя по договору. Собственник имущества стороной договора аренды не является. Его согласие может рассматриваться лишь в качестве условия, необходимого для совершения данной сделки.

В данном случае организатором конкурса должно быть муниципальное унитарное предприятие согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства и установила следующее.

Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44 без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Исследовав материалы дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) установлено, что имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, любое предоставление государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованиям публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

Проанализировав материалы дела, рассмотрев документы и материалы, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что действия Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов, нарушают положения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, и создает преимущественные условия ООО «Комфорт» в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Администрацию Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов.

 

 

Председатель комиссии

 

 

О.П. Франскевич

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.А. Алехина

 

 

 

 

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 10579 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 79-А-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10579 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386660382 [changed] => 1386660382 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386660382 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

) Администрации Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия

ул. Набережная, 9, пгт. Вершин Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

2) МУП «Тейский универсал»

ул. Советская, 10, п. Врешина Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 79-А-13

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Франскевич О.П. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   Алехина А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует;

                                               Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в отсутствии представителя Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия Рудник Елены Александровны, уведомленного о рассмотрении дела № 79-А-13 надлежащим,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – муниципального унитарного предприятия «Тейский универсал» (далее – МУП «Тейский универсал»), уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 79-А-13 надлежащим образом, и направившего Ходатайство от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 в отсутствии его представителя,

в присутствии слушателя «…»,

рассмотрев дело № 79-А-13 по признакам нарушения Администрацией Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (ул. Набережная, 9, пгт. Вершина Теи, 655731) положений части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В рамках возбужденного дела № 73-А-13 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено, что Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества (транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44) без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Усмотрев в действиях Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия признаки нарушения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия возбудило дело № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.11.2013 года данное дело назначено на 04.12.2013 года.

До настоящего заседания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило Ходатайство МУП «Тейский универсал» от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствии представителя предприятия.

Комиссия антимонопольного органа удовлетворяет данное ходатайство.

Администрация Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия в своих письменных пояснениях от 29.11.2013 года № 1638 указало следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право на передачу имущества в аренду принадлежит в первую очередь его собственнику, однако в качестве арендатора могут выступать и иные лица, которым такое право предоставлено законом или собственником.

В частности к лицам, управомоченным законом на распоряжение имуществом путем заключения в отношении него договора аренды, относятся обладатели прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Однако объем их права и порядок его осуществления различаются в зависимости от организационно-правовой формы и типа таких субъектов.

Так, муниципальные унитарные предприятия могут самостоятельно принимать решения о передаче в аренду закрепленного за ними движимого имущества, однако договор аренды недвижимого имущества может быть заключен ими только с предварительного согласия его собственника (пункт 1 статьи 295Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Однако в любом случае независимо от того, требует ли передача имущества в аренду согласия собственника, указанные субъекты выступают в качестве арендодателя по договору. Собственник имущества стороной договора аренды не является. Его согласие может рассматриваться лишь в качестве условия, необходимого для совершения данной сделки.

В данном случае организатором конкурса должно быть муниципальное унитарное предприятие согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства и установила следующее.

Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44 без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Исследовав материалы дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) установлено, что имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, любое предоставление государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованиям публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

Проанализировав материалы дела, рассмотрев документы и материалы, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что действия Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов, нарушают положения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, и создает преимущественные условия ООО «Комфорт» в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Администрацию Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов.

 

 

Председатель комиссии

 

 

О.П. Франскевич

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.А. Алехина

 

 

 

 

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

) Администрации Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия

ул. Набережная, 9, пгт. Вершин Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

2) МУП «Тейский универсал»

ул. Советская, 10, п. Врешина Теи, Аскизский район, Республика Хакасия, 655731

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 79-А-13

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Франскевич О.П. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   Алехина А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует;

                                               Марова О.О. – старший специалист 3 разряда отдела антимонопольного законодательства и рекламы.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в отсутствии представителя Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия Рудник Елены Александровны, уведомленного о рассмотрении дела № 79-А-13 надлежащим,

в отсутствии представителя заинтересованного лица – муниципального унитарного предприятия «Тейский универсал» (далее – МУП «Тейский универсал»), уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 79-А-13 надлежащим образом, и направившего Ходатайство от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 в отсутствии его представителя,

в присутствии слушателя «…»,

рассмотрев дело № 79-А-13 по признакам нарушения Администрацией Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия (ул. Набережная, 9, пгт. Вершина Теи, 655731) положений части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В рамках возбужденного дела № 73-А-13 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено, что Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества (транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44) без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Усмотрев в действиях Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия признаки нарушения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия возбудило дело № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.11.2013 года данное дело назначено на 04.12.2013 года.

До настоящего заседания в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило Ходатайство МУП «Тейский универсал» от 02.12.2013 года № 242 о рассмотрении дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствии представителя предприятия.

Комиссия антимонопольного органа удовлетворяет данное ходатайство.

Администрация Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия в своих письменных пояснениях от 29.11.2013 года № 1638 указало следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право на передачу имущества в аренду принадлежит в первую очередь его собственнику, однако в качестве арендатора могут выступать и иные лица, которым такое право предоставлено законом или собственником.

В частности к лицам, управомоченным законом на распоряжение имуществом путем заключения в отношении него договора аренды, относятся обладатели прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Однако объем их права и порядок его осуществления различаются в зависимости от организационно-правовой формы и типа таких субъектов.

Так, муниципальные унитарные предприятия могут самостоятельно принимать решения о передаче в аренду закрепленного за ними движимого имущества, однако договор аренды недвижимого имущества может быть заключен ими только с предварительного согласия его собственника (пункт 1 статьи 295Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Однако в любом случае независимо от того, требует ли передача имущества в аренду согласия собственника, указанные субъекты выступают в качестве арендодателя по договору. Собственник имущества стороной договора аренды не является. Его согласие может рассматриваться лишь в качестве условия, необходимого для совершения данной сделки.

В данном случае организатором конкурса должно быть муниципальное унитарное предприятие согласно пункту 4 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, - уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства и установила следующее.

Администрация Муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия как собственник имущества дала согласие на отчуждение МУП «Тейский универсал» имущества транспортного средства ГАЗ 3309 КО 440 (мусоровоз) КО-44 без проведения торгов. Данное согласие отражено в Договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 01.04.2013 года № 01/2013-28.

Исследовав материалы дела № 79-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) установлено, что имущество унитарного предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, любое предоставление государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, передача прав владения, пользования и распоряжения в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, должна осуществляться с использованиям публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

Проанализировав материалы дела, рассмотрев документы и материалы, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что действия Администрации Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия, выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов, нарушают положения части 1 статьи 15 и статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, и создает преимущественные условия ООО «Комфорт» в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Администрацию Вершино – Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в даче согласия на переход прав владения и (или) пользования МУП «Тейский универсал» муниципального имущества по договору от 01.04.2013 года № 01/2013-28 без проведения торгов.

 

 

Председатель комиссии

 

 

О.П. Франскевич

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.А. Алехина

 

 

 

 

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 79-А-13 [format] => [safe_value] => 79-А-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-10 07:24:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-09 07:24:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386660382 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )