РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-Т-14

Номер дела: 27-А-Т-14
Дата публикации: 11 апреля 2014, 10:08

                                                                                         ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

Директору <…>

ул. Советская, 5, с. Боград, Боградский район, 655340

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 31.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                   Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Кыжинаев Е.О. отсутствует в связи с занятостью в заседании Арбитражного суда Республики Хакасия, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Боградский сельсовет <…> (постановление муниципальной избирательной комиссии МО Боградский сельсовет от 03.03.2013 №5/9-3, распоряжение о назначении на должность от 13.03.2013 № 19-к);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления 655017 71 71572 0),

рассмотрев дело № 27-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Боградского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Боградского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрацией МО Боградский сельсовет договором № 3/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению сроком на 30 дней (до 16 ноября 2013 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 19.02.2014 № 69 возбудило дело № 27-А-Т-14 в отношении администрации Боградского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 19.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 18.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пункта 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Боградского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Боградского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Боградский сельсовет <…> подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

15 сентября 2013 года расторгнут договор безвозмездного пользования имуществом № 120/02-10 от 22.11.2010 г., заключенный с ГУП РХ «Хакресводоканал». Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо было объявить и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, предназначенных для водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. Однако при отсутствии независимой оценки рыночной стоимости объектов концессионного соглашения Администрация Боградского сельсовета была вынуждена заключить договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом сроком на 30 дней для обеспечения бесперебойной подачи теплоснабжения.

После изготовления необходимой оценочной документации возникла необходимость регистрации на официальном сайте www.torgi.gov.ru для размещения и опубликования извещения и конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью эксплуатации муниципального имущества, предназначенного для производства и бесперебойной передачи теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Более того, в связи с несоответствием пакета документов была повторная отправка пакета документов для регистрации.

В связи с вышеизложенным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, заключался сроком на тридцать дней. Договор между Администрацией Боградского сельсовета и ОАО «Хакасэнергосбыт» на данные объекты муниципального имущества не заключался, оплату за потребленную электроэнергию производит ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

 

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Бородинского сельсовет.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Боградский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, накопительные емкости, скважины, помещения, котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрация Боградского сельсовета заключила с ООО «ХРВК Боградского района» договор № 3/14-13, согласно которому муниципальное имущество вновь было передано в безвозмездное пользование указанному хозяйствующему субъекту для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

Торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 администрацией Боградского сельсовета не проводились.

05 марта 2014 года администрация Боградского сельсовета обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «ХРВК Боградского района» в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества в целях социального обеспечения населения. Решением Хакасского УФАС России № 6-14-П от 17.03.2014 было отказано в даче согласия на предоставление указанной муниципальной преференции, так как муниципальная преференция не соответствует заявленной цели.

Таким образом, комиссией Хакасского УФАС России установлено, что до настоящего времени договор аренды муниципального имущества, предназначенного для целей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения Боградского сельсовета в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен.

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 муниципального имущества администрацией Бородинского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Боградского сельсовета обратилась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в антимонопольный орган только 05 марта 2014 года, то есть после заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013, при этом, цель указанная в заявлении не соответствовала установленным целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 2/14-13 от 16.09.2013 и № 3/14-13 от 17.10.2013 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которая устанавливает, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

 

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в частности, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь требованиями статьи 23 Закона о защите конкуренции и разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела договор владения (пользования) муниципальным имуществом для обеспечения населения Боградского сельсовета услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение выдать администрации Боградского сельсовета предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при распределении муниципального имущества.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию муниципального образования Боградский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего администрации Боградского сельсовета необходимо в соответствии с требованиями законодательства провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества  либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Боградский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

 

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

                   

Е.А. Исакова

 

(отсутствует)       К.О. Кыжинаев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

 

31 марта 2014 года                                                                                г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 31.03.2014 по делу № 27-А-Т-14 о нарушении администрацией Боградского сельсовета (655340, с. Боград, ул. Новая, д. 10) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации МО Боградский сельсовет прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, для чего: в срок до 01.05.2014 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

О выполнении настоящего предписания сообщить Хакасскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 О.В.Широкова

 

 

       

 

Члены Комиссии

 

                                                   

 

                                                                  (отсутствует)              

 

Т.В. Темерева

 

               Е.А. Исакова

 

              К.О. Кыжинаев

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11262 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-Т-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11262 [type] => solution [language] => ru [created] => 1397182291 [changed] => 1397182291 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1397182291 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                         ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

Директору <…>

ул. Советская, 5, с. Боград, Боградский район, 655340

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 31.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                   Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Кыжинаев Е.О. отсутствует в связи с занятостью в заседании Арбитражного суда Республики Хакасия, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Боградский сельсовет <…> (постановление муниципальной избирательной комиссии МО Боградский сельсовет от 03.03.2013 №5/9-3, распоряжение о назначении на должность от 13.03.2013 № 19-к);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления 655017 71 71572 0),

рассмотрев дело № 27-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Боградского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Боградского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрацией МО Боградский сельсовет договором № 3/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению сроком на 30 дней (до 16 ноября 2013 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 19.02.2014 № 69 возбудило дело № 27-А-Т-14 в отношении администрации Боградского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 19.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 18.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пункта 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Боградского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Боградского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Боградский сельсовет <…> подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

15 сентября 2013 года расторгнут договор безвозмездного пользования имуществом № 120/02-10 от 22.11.2010 г., заключенный с ГУП РХ «Хакресводоканал». Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо было объявить и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, предназначенных для водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. Однако при отсутствии независимой оценки рыночной стоимости объектов концессионного соглашения Администрация Боградского сельсовета была вынуждена заключить договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом сроком на 30 дней для обеспечения бесперебойной подачи теплоснабжения.

После изготовления необходимой оценочной документации возникла необходимость регистрации на официальном сайте www.torgi.gov.ru для размещения и опубликования извещения и конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью эксплуатации муниципального имущества, предназначенного для производства и бесперебойной передачи теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Более того, в связи с несоответствием пакета документов была повторная отправка пакета документов для регистрации.

В связи с вышеизложенным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, заключался сроком на тридцать дней. Договор между Администрацией Боградского сельсовета и ОАО «Хакасэнергосбыт» на данные объекты муниципального имущества не заключался, оплату за потребленную электроэнергию производит ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

 

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Бородинского сельсовет.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Боградский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, накопительные емкости, скважины, помещения, котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрация Боградского сельсовета заключила с ООО «ХРВК Боградского района» договор № 3/14-13, согласно которому муниципальное имущество вновь было передано в безвозмездное пользование указанному хозяйствующему субъекту для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

Торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 администрацией Боградского сельсовета не проводились.

05 марта 2014 года администрация Боградского сельсовета обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «ХРВК Боградского района» в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества в целях социального обеспечения населения. Решением Хакасского УФАС России № 6-14-П от 17.03.2014 было отказано в даче согласия на предоставление указанной муниципальной преференции, так как муниципальная преференция не соответствует заявленной цели.

Таким образом, комиссией Хакасского УФАС России установлено, что до настоящего времени договор аренды муниципального имущества, предназначенного для целей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения Боградского сельсовета в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен.

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 муниципального имущества администрацией Бородинского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Боградского сельсовета обратилась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в антимонопольный орган только 05 марта 2014 года, то есть после заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013, при этом, цель указанная в заявлении не соответствовала установленным целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 2/14-13 от 16.09.2013 и № 3/14-13 от 17.10.2013 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которая устанавливает, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

 

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в частности, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь требованиями статьи 23 Закона о защите конкуренции и разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела договор владения (пользования) муниципальным имуществом для обеспечения населения Боградского сельсовета услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение выдать администрации Боградского сельсовета предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при распределении муниципального имущества.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию муниципального образования Боградский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего администрации Боградского сельсовета необходимо в соответствии с требованиями законодательства провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества  либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Боградский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

 

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

                   

Е.А. Исакова

 

(отсутствует)       К.О. Кыжинаев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

 

31 марта 2014 года                                                                                г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 31.03.2014 по делу № 27-А-Т-14 о нарушении администрацией Боградского сельсовета (655340, с. Боград, ул. Новая, д. 10) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации МО Боградский сельсовет прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, для чего: в срок до 01.05.2014 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

О выполнении настоящего предписания сообщить Хакасскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 О.В.Широкова

 

 

       

 

Члены Комиссии

 

                                                   

 

                                                                  (отсутствует)              

 

Т.В. Темерева

 

               Е.А. Исакова

 

              К.О. Кыжинаев

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                         ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, 41а, г. Абакан, 655017

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

Директору <…>

ул. Советская, 5, с. Боград, Боградский район, 655340

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2014

В полном объеме решение изготовлено 31.03.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                   Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Кыжинаев Е.О. отсутствует в связи с занятостью в заседании Арбитражного суда Республики Хакасия, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя заявителя ОАО «Хакасэнергосбыт» - <…> (доверенность № 09 от 09.01.2014);

- главы муниципального образования Боградский сельсовет <…> (постановление муниципальной избирательной комиссии МО Боградский сельсовет от 03.03.2013 №5/9-3, распоряжение о назначении на должность от 13.03.2013 № 19-к);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления 655017 71 71572 0),

рассмотрев дело № 27-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Боградского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

11.02.2014 в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО «Хакасэнергосбыт» о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом, с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». ОАО «Хакасэнергосбыт» приложены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения), которые были представлены ООО «Хакасресводоканал Боградского района» в составе заявления о заключении договора энергоснабжения.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрацией МО Боградский сельсовет договором № 3/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению сроком на 30 дней (до 16 ноября 2013 года).

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 19.02.2014 № 69 возбудило дело № 27-А-Т-14 в отношении администрации Боградского сельсовета по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 19.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 18.03.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

В ходе заседания комиссии представитель ОАО «Хакасэнергосбыт» поддержал заявление общества, пояснив при этом следующее.

Исключение, предусмотренное пункта 11 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции, разрешает заключение договоров владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, приведенным в п. 1 Постановления от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Кроме того, в силу прямого указания Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, неправомерные действия местной администрации по передаче прав владения муниципальными объектами коммунальной инфраструктуры нарушают принцип стабильности гражданских правоотношений.

Учитывая то обстоятельство, что имущество было передано ООО «Хакасресводоканал Боградского района» с нарушениями законодательства, ОАО «Хакасэнергосбыт» вынуждено выставлять счета по оплате за потребленную объектами коммунальной инфраструктуры, находящимся в муниципальной собственности, электрическую энергию с 16.10.2013 администрации Боградского сельсовета, как собственнику имущества. 

Присутствующий на заседании комиссии глава МО Боградский сельсовет <…> подтвердил свои письменные пояснения, представленные в материалы дела, указав следующее.

15 сентября 2013 года расторгнут договор безвозмездного пользования имуществом № 120/02-10 от 22.11.2010 г., заключенный с ГУП РХ «Хакресводоканал». Согласно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» необходимо было объявить и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, предназначенных для водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения. Однако при отсутствии независимой оценки рыночной стоимости объектов концессионного соглашения Администрация Боградского сельсовета была вынуждена заключить договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом сроком на 30 дней для обеспечения бесперебойной подачи теплоснабжения.

После изготовления необходимой оценочной документации возникла необходимость регистрации на официальном сайте www.torgi.gov.ru для размещения и опубликования извещения и конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью эксплуатации муниципального имущества, предназначенного для производства и бесперебойной передачи теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Более того, в связи с несоответствием пакета документов была повторная отправка пакета документов для регистрации.

В связи с вышеизложенным договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, предназначенным для бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, заключался сроком на тридцать дней. Договор между Администрацией Боградского сельсовета и ОАО «Хакасэнергосбыт» на данные объекты муниципального имущества не заключался, оплату за потребленную электроэнергию производит ООО «Хакасресводоканал Боградского района».

 

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

16.09.2013 между администрацией МО Боградского сельсовета и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» был заключен договор № 2/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Бородинского сельсовет.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Боградский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Боградский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, накопительные емкости, скважины, помещения, котельные, сети водоснабжения и водоотведения.

Приложением № 2 к договору № 2/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

17.10.2013 администрация Боградского сельсовета заключила с ООО «ХРВК Боградского района» договор № 3/14-13, согласно которому муниципальное имущество вновь было передано в безвозмездное пользование указанному хозяйствующему субъекту для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

Торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 администрацией Боградского сельсовета не проводились.

05 марта 2014 года администрация Боградского сельсовета обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «ХРВК Боградского района» в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества в целях социального обеспечения населения. Решением Хакасского УФАС России № 6-14-П от 17.03.2014 было отказано в даче согласия на предоставление указанной муниципальной преференции, так как муниципальная преференция не соответствует заявленной цели.

Таким образом, комиссией Хакасского УФАС России установлено, что до настоящего времени договор аренды муниципального имущества, предназначенного для целей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения Боградского сельсовета в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен.

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013 муниципального имущества администрацией Бородинского сельсовета не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Боградского сельсовета обратилась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в антимонопольный орган только 05 марта 2014 года, то есть после заключения договора № 3/14-13 от 17.10.2013, при этом, цель указанная в заявлении не соответствовала установленным целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Боградского сельсовета антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 2/14-13 от 16.09.2013 и № 3/14-13 от 17.10.2013 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которая устанавливает, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

 

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания, в частности, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь требованиями статьи 23 Закона о защите конкуренции и разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела договор владения (пользования) муниципальным имуществом для обеспечения населения Боградского сельсовета услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не заключен, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение выдать администрации Боградского сельсовета предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при распределении муниципального имущества.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию муниципального образования Боградский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего администрации Боградского сельсовета необходимо в соответствии с требованиями законодательства провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества  либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Боградский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

 

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

                   

Е.А. Исакова

 

(отсутствует)       К.О. Кыжинаев

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Администрация Боградского сельсовета

Главе <…>

ул. Новая, 10, с. Боград, Боградский район, РХ, 655340

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-14

 

31 марта 2014 года                                                                                г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Кыжинаев К.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 31.03.2014 по делу № 27-А-Т-14 о нарушении администрацией Боградского сельсовета (655340, с. Боград, ул. Новая, д. 10) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации МО Боградский сельсовет прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования № 3/14-13 от 17.10.2013 без проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, для чего: в срок до 01.05.2014 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества либо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества.

О выполнении настоящего предписания сообщить Хакасскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 О.В.Широкова

 

 

       

 

Члены Комиссии

 

                                                   

 

                                                                  (отсутствует)              

 

Т.В. Темерева

 

               Е.А. Исакова

 

              К.О. Кыжинаев

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 27-А-Т-14 [format] => [safe_value] => 27-А-Т-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-11 02:08:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-31 02:08:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1397182291 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )