РЕШЕНИЕ по делу № 33-А-Т-14

Номер дела: 33-А-Т-14
Дата публикации: 8 мая 2014, 15:04

                                                                                         Прокурору г. Саяногорска

Старшему советнику юстиции

<…>

Заводской микрорайон, 41, г. Саяногорск, 655600

 

Руководителю Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска

<…>

Заводской микрорайон, 58, г. Саяногорск, 655600

 

ООО «Саяногорские коммунальные системы»

Директору <…>

ул. Индустриальная, 19, г. Саяногорск, 655603

 

                                                                         

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2014

В полном объеме решение изготовлено 07.05.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

- представителя прокуратуры г. Саяногорска <…> (удостоверение № 148818);

- представителя Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска <…>, действующей на основании доверенности № 12/2014 от 08.04.2014;

- представителя ООО «Саяногорские коммунальные системы» <…>, действующей на основании доверенности № 04 от 17.02.2014,

рассмотрев дело № 33-А-Т-14 по признакам нарушения Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее также ДАГН г. Саяногорска) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

14.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры г. Саяногорска о результатах проведения проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции в Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

На основании договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962, заключенного между ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) и ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор), имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, п. Майна, п. Черемушки, было передано Арендатору для оказания услуг по холодному водоснабжению с 01.08.2013 по 30.08.2013, т.е. на срок не более чем 30 календарных дней, который установлен пунктом 11 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска и ООО «Саяногорские коммунальные системы» пришли к соглашению продлить срок действия договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013, установив при этом срок аренды муниципального имущества по 30.09.2013.

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 27.02.2014 № 84 возбудило дело № 33-А-Т-14 в отношении ДАГН г. Саяногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 27.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 23.04.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Саяногорские коммунальные системы».

Присутствующий на заседании комиссии представитель прокуратуры г. Саяногорска поддержал заявление, указал, что в действиях ДАГН г. Саяногорска имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как соглашение к договору аренды муниципального имущества было заключено без проведения торгов и предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду данного имущества.

Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска в материалы дела представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела, из которых комиссией установлено следующее.

Одновременно с заключением договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962 начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества (распоряже­ние ДАГН г. Саяногорска № 1340 от 23.07.2013). Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 29.08.13г. конкурс признан несостоявшимся. После чего 03.09.2013 ДАГН г. Саяногорска направил обращение в Хакасское УФАС России обращение с просьбой дать согласие на продление срока действия договора аренды в свя­зи с несостоявшимся конкурсом и проведением повторного конкурса. 12.09.2013 ДАГН г. Саяногорска был получен ответ о несоответствии поданного обращения действующему законодательству и необходимости подачи заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Предписанием комиссии Хакасского УФАС России от 13.09.2013 ДАГН г. Саяногорска было предписано внести изменение в конкурсную документацию и продолжить процедуру проведения торгов. Предписание было исполнено, однако 07.10.2013 комиссия приняла решение об отказе от проведения конкурса, так как повторные заявки на участие в конкурсе не поступили.

15.10.2013 была начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного муниципального имущества (распоряжение ДАГН г. Саяногорска № 1944 от 15.10.201З), по ре­зультатам которого и был заключен ныне действующий договор аренды муниципального имущества.

18.10.2013 Администрация муниципального образования г. Саяногорск обратилась в Хакасское УФАС России о даче согласия на предоставление ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципальной преференции путем передачи в аренду муниципального имущества до проведения торгов на право заключения договора аренды, решение о даче согласия было получено 31.10.2013.

На основании изложенного, учитывая государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения, направленную на достижение охраны здоровья и населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, отсутствия каких-либо вредных последствий в результате несвоевре­менного получения согласия антимонопольного комитета, не причинения вреда интересам граждан, обществу, государству прошу производство по делу прекратить.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

01.08.2013 ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) с ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор) заключен договор № 962  аренды муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения по г. Саяногорску, рп. Майна, рп. Черемушки.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки в соответствии с приложением № 1 к договору.

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется в целях бесперебойной    подачи холодного водоснабжения потребителям услуг, обеспечение эксплуатации имущества централизованных систем холодного водоснабжения.

Согласно пункту 4.1 договора имущество передается в аренду сроком на 30 дней, срок аренды устанавливается с 01.08.2013 по 30.08.2013.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 договор аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 был продлен до 30.09.2013.

В указанном соглашении о продлении договора стороны договорились во всем остальном руководствоваться условиями договора безвозмездного пользования от 01.08.2013 № 962.

18.10.2013 ДАГН г. Саяногорска обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной  преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в виде передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества – централизованных систем холодного водоснабжения.

Решением Хакасского УФАС России № 38-13-П от 31.10.2013 было дано согласие на предоставление указанной муниципальной преференции и введено ограничение в отношении ее предоставления – установление предельного срока ее предоставления – 4 месяца до проведения торгов.

 

В настоящее время договор аренды рассматриваемого муниципального заключен с ООО «Саяногорские коммунальные системы» по результатам проведенных торгов (распоряжение ДАГН г. Саяногорска о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды № 15.10.2013 № 1944). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма № 66 от 11.01.2002 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Таким образом, при заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что торги на право заключения договора  аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 не проводились (указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на срок не более 30 дней), торги на право продления договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска также не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация МО г. Саяногорск только 18.10.2013 обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества для организации водоснабжения и водоотведения населения в г. Саяногорск, рп. Майна, п. Черемушки. Решение по результатам рассмотрения указанного заявления администрации МО г. Саяногорск принято антимонопольным органом 31.10.2013 (получено заявителем 01.11.2013 факсом, 05.11.2013 по почте).

Таким образом, передача ДАГН г. Саяногорска в аренду муниципального имущества без проведения торгов и получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в период с 31.08.2013 по 31.10.2013 является незаконной.

Учитывая изложенное, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ДАГН г. Саяногорска по продлению договора аренды № 962 от 01.08.2013 путем заключения соглашения от 30.08.2013 нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что ДАГН г. Саяногорска был проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях бесперебойного водоснабжения потребителей услуг, и договор аренды с ООО «Саяногорские коммунальные системы» в настоящее время заключен по результатам торгов.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет ходатайство ответчика о прекращении производства по делу  в виду отсутствия вредных последствий несвоевременного получения согласия Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

6) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

7) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции).

Комиссия полагает, что в данном случае имеется возможность  прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, так как впоследствии (18.10.2013) орган местного самоуправления обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы», и кроме того, ДАГН г. Саяногорска провел открытый конкурс на заключение договора аренды рассматриваемого муниципального имущества.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения путем заключения Соглашения № 1 от 30.08.2013 к договору № 962 от 01.08.2013 без проведения торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 11457 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 33-А-Т-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11457 [type] => solution [language] => ru [created] => 1399532796 [changed] => 1399532796 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1399532796 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                         Прокурору г. Саяногорска

Старшему советнику юстиции

<…>

Заводской микрорайон, 41, г. Саяногорск, 655600

 

Руководителю Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска

<…>

Заводской микрорайон, 58, г. Саяногорск, 655600

 

ООО «Саяногорские коммунальные системы»

Директору <…>

ул. Индустриальная, 19, г. Саяногорск, 655603

 

                                                                         

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2014

В полном объеме решение изготовлено 07.05.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

- представителя прокуратуры г. Саяногорска <…> (удостоверение № 148818);

- представителя Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска <…>, действующей на основании доверенности № 12/2014 от 08.04.2014;

- представителя ООО «Саяногорские коммунальные системы» <…>, действующей на основании доверенности № 04 от 17.02.2014,

рассмотрев дело № 33-А-Т-14 по признакам нарушения Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее также ДАГН г. Саяногорска) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

14.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры г. Саяногорска о результатах проведения проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции в Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

На основании договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962, заключенного между ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) и ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор), имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, п. Майна, п. Черемушки, было передано Арендатору для оказания услуг по холодному водоснабжению с 01.08.2013 по 30.08.2013, т.е. на срок не более чем 30 календарных дней, который установлен пунктом 11 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска и ООО «Саяногорские коммунальные системы» пришли к соглашению продлить срок действия договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013, установив при этом срок аренды муниципального имущества по 30.09.2013.

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 27.02.2014 № 84 возбудило дело № 33-А-Т-14 в отношении ДАГН г. Саяногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 27.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 23.04.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Саяногорские коммунальные системы».

Присутствующий на заседании комиссии представитель прокуратуры г. Саяногорска поддержал заявление, указал, что в действиях ДАГН г. Саяногорска имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как соглашение к договору аренды муниципального имущества было заключено без проведения торгов и предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду данного имущества.

Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска в материалы дела представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела, из которых комиссией установлено следующее.

Одновременно с заключением договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962 начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества (распоряже­ние ДАГН г. Саяногорска № 1340 от 23.07.2013). Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 29.08.13г. конкурс признан несостоявшимся. После чего 03.09.2013 ДАГН г. Саяногорска направил обращение в Хакасское УФАС России обращение с просьбой дать согласие на продление срока действия договора аренды в свя­зи с несостоявшимся конкурсом и проведением повторного конкурса. 12.09.2013 ДАГН г. Саяногорска был получен ответ о несоответствии поданного обращения действующему законодательству и необходимости подачи заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Предписанием комиссии Хакасского УФАС России от 13.09.2013 ДАГН г. Саяногорска было предписано внести изменение в конкурсную документацию и продолжить процедуру проведения торгов. Предписание было исполнено, однако 07.10.2013 комиссия приняла решение об отказе от проведения конкурса, так как повторные заявки на участие в конкурсе не поступили.

15.10.2013 была начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного муниципального имущества (распоряжение ДАГН г. Саяногорска № 1944 от 15.10.201З), по ре­зультатам которого и был заключен ныне действующий договор аренды муниципального имущества.

18.10.2013 Администрация муниципального образования г. Саяногорск обратилась в Хакасское УФАС России о даче согласия на предоставление ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципальной преференции путем передачи в аренду муниципального имущества до проведения торгов на право заключения договора аренды, решение о даче согласия было получено 31.10.2013.

На основании изложенного, учитывая государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения, направленную на достижение охраны здоровья и населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, отсутствия каких-либо вредных последствий в результате несвоевре­менного получения согласия антимонопольного комитета, не причинения вреда интересам граждан, обществу, государству прошу производство по делу прекратить.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

01.08.2013 ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) с ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор) заключен договор № 962  аренды муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения по г. Саяногорску, рп. Майна, рп. Черемушки.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки в соответствии с приложением № 1 к договору.

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется в целях бесперебойной    подачи холодного водоснабжения потребителям услуг, обеспечение эксплуатации имущества централизованных систем холодного водоснабжения.

Согласно пункту 4.1 договора имущество передается в аренду сроком на 30 дней, срок аренды устанавливается с 01.08.2013 по 30.08.2013.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 договор аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 был продлен до 30.09.2013.

В указанном соглашении о продлении договора стороны договорились во всем остальном руководствоваться условиями договора безвозмездного пользования от 01.08.2013 № 962.

18.10.2013 ДАГН г. Саяногорска обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной  преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в виде передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества – централизованных систем холодного водоснабжения.

Решением Хакасского УФАС России № 38-13-П от 31.10.2013 было дано согласие на предоставление указанной муниципальной преференции и введено ограничение в отношении ее предоставления – установление предельного срока ее предоставления – 4 месяца до проведения торгов.

 

В настоящее время договор аренды рассматриваемого муниципального заключен с ООО «Саяногорские коммунальные системы» по результатам проведенных торгов (распоряжение ДАГН г. Саяногорска о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды № 15.10.2013 № 1944). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма № 66 от 11.01.2002 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Таким образом, при заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что торги на право заключения договора  аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 не проводились (указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на срок не более 30 дней), торги на право продления договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска также не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация МО г. Саяногорск только 18.10.2013 обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества для организации водоснабжения и водоотведения населения в г. Саяногорск, рп. Майна, п. Черемушки. Решение по результатам рассмотрения указанного заявления администрации МО г. Саяногорск принято антимонопольным органом 31.10.2013 (получено заявителем 01.11.2013 факсом, 05.11.2013 по почте).

Таким образом, передача ДАГН г. Саяногорска в аренду муниципального имущества без проведения торгов и получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в период с 31.08.2013 по 31.10.2013 является незаконной.

Учитывая изложенное, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ДАГН г. Саяногорска по продлению договора аренды № 962 от 01.08.2013 путем заключения соглашения от 30.08.2013 нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что ДАГН г. Саяногорска был проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях бесперебойного водоснабжения потребителей услуг, и договор аренды с ООО «Саяногорские коммунальные системы» в настоящее время заключен по результатам торгов.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет ходатайство ответчика о прекращении производства по делу  в виду отсутствия вредных последствий несвоевременного получения согласия Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

6) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

7) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции).

Комиссия полагает, что в данном случае имеется возможность  прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, так как впоследствии (18.10.2013) орган местного самоуправления обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы», и кроме того, ДАГН г. Саяногорска провел открытый конкурс на заключение договора аренды рассматриваемого муниципального имущества.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения путем заключения Соглашения № 1 от 30.08.2013 к договору № 962 от 01.08.2013 без проведения торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                         Прокурору г. Саяногорска

Старшему советнику юстиции

<…>

Заводской микрорайон, 41, г. Саяногорск, 655600

 

Руководителю Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска

<…>

Заводской микрорайон, 58, г. Саяногорск, 655600

 

ООО «Саяногорские коммунальные системы»

Директору <…>

ул. Индустриальная, 19, г. Саяногорск, 655603

 

                                                                         

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-14

                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2014

В полном объеме решение изготовлено 07.05.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

- представителя прокуратуры г. Саяногорска <…> (удостоверение № 148818);

- представителя Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска <…>, действующей на основании доверенности № 12/2014 от 08.04.2014;

- представителя ООО «Саяногорские коммунальные системы» <…>, действующей на основании доверенности № 04 от 17.02.2014,

рассмотрев дело № 33-А-Т-14 по признакам нарушения Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска (далее также ДАГН г. Саяногорска) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

14.02.2014 в Хакасское УФАС России поступили материалы прокуратуры г. Саяногорска о результатах проведения проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции в Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

На основании договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962, заключенного между ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) и ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор), имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, п. Майна, п. Черемушки, было передано Арендатору для оказания услуг по холодному водоснабжению с 01.08.2013 по 30.08.2013, т.е. на срок не более чем 30 календарных дней, который установлен пунктом 11 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска и ООО «Саяногорские коммунальные системы» пришли к соглашению продлить срок действия договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013, установив при этом срок аренды муниципального имущества по 30.09.2013.

Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 27.02.2014 № 84 возбудило дело № 33-А-Т-14 в отношении ДАГН г. Саяногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 27.02.2014 дело назначено к рассмотрению на 23.04.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Саяногорские коммунальные системы».

Присутствующий на заседании комиссии представитель прокуратуры г. Саяногорска поддержал заявление, указал, что в действиях ДАГН г. Саяногорска имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как соглашение к договору аренды муниципального имущества было заключено без проведения торгов и предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в виде передачи в аренду данного имущества.

Департаментом архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска в материалы дела представлены письменные пояснения по существу возбужденного дела, из которых комиссией установлено следующее.

Одновременно с заключением договора аренды муниципального имущества от 01.08.2013 № 962 начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества (распоряже­ние ДАГН г. Саяногорска № 1340 от 23.07.2013). Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 29.08.13г. конкурс признан несостоявшимся. После чего 03.09.2013 ДАГН г. Саяногорска направил обращение в Хакасское УФАС России обращение с просьбой дать согласие на продление срока действия договора аренды в свя­зи с несостоявшимся конкурсом и проведением повторного конкурса. 12.09.2013 ДАГН г. Саяногорска был получен ответ о несоответствии поданного обращения действующему законодательству и необходимости подачи заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Предписанием комиссии Хакасского УФАС России от 13.09.2013 ДАГН г. Саяногорска было предписано внести изменение в конкурсную документацию и продолжить процедуру проведения торгов. Предписание было исполнено, однако 07.10.2013 комиссия приняла решение об отказе от проведения конкурса, так как повторные заявки на участие в конкурсе не поступили.

15.10.2013 была начата процедура проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды вышеуказанного муниципального имущества (распоряжение ДАГН г. Саяногорска № 1944 от 15.10.201З), по ре­зультатам которого и был заключен ныне действующий договор аренды муниципального имущества.

18.10.2013 Администрация муниципального образования г. Саяногорск обратилась в Хакасское УФАС России о даче согласия на предоставление ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципальной преференции путем передачи в аренду муниципального имущества до проведения торгов на право заключения договора аренды, решение о даче согласия было получено 31.10.2013.

На основании изложенного, учитывая государственную политику в сфере водоснабжения и водоотведения, направленную на достижение охраны здоровья и населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, отсутствия каких-либо вредных последствий в результате несвоевре­менного получения согласия антимонопольного комитета, не причинения вреда интересам граждан, обществу, государству прошу производство по делу прекратить.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

01.08.2013 ДАГН г. Саяногорска (Арендодатель) с ООО «Саяногорские коммунальные системы» (Арендатор) заключен договор № 962  аренды муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения по г. Саяногорску, рп. Майна, рп. Черемушки.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество – централизованные системы холодного водоснабжения, расположенные в г. Саяногорске, рп. Майна, рп. Черемушки в соответствии с приложением № 1 к договору.

Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется в целях бесперебойной    подачи холодного водоснабжения потребителям услуг, обеспечение эксплуатации имущества централизованных систем холодного водоснабжения.

Согласно пункту 4.1 договора имущество передается в аренду сроком на 30 дней, срок аренды устанавливается с 01.08.2013 по 30.08.2013.

Соглашением № 1 от 30.08.2013 договор аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 был продлен до 30.09.2013.

В указанном соглашении о продлении договора стороны договорились во всем остальном руководствоваться условиями договора безвозмездного пользования от 01.08.2013 № 962.

18.10.2013 ДАГН г. Саяногорска обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной  преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в виде передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества – централизованных систем холодного водоснабжения.

Решением Хакасского УФАС России № 38-13-П от 31.10.2013 было дано согласие на предоставление указанной муниципальной преференции и введено ограничение в отношении ее предоставления – установление предельного срока ее предоставления – 4 месяца до проведения торгов.

 

В настоящее время договор аренды рассматриваемого муниципального заключен с ООО «Саяногорские коммунальные системы» по результатам проведенных торгов (распоряжение ДАГН г. Саяногорска о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды № 15.10.2013 № 1944). 

Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма № 66 от 11.01.2002 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Таким образом, при заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.

Заключение договоров на новый срок без проведения торгов, в том числе заключение дополнительных соглашений, увеличивающих срок договоров, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что торги на право заключения договора  аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 не проводились (указанный договор заключен в соответствии с требованиями пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на срок не более 30 дней), торги на право продления договора аренды муниципального имущества № 962 от 01.08.2013 соглашением № 1 от 30.08.2013 ДАГН г. Саяногорска также не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация МО г. Саяногорск только 18.10.2013 обратилась в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества для организации водоснабжения и водоотведения населения в г. Саяногорск, рп. Майна, п. Черемушки. Решение по результатам рассмотрения указанного заявления администрации МО г. Саяногорск принято антимонопольным органом 31.10.2013 (получено заявителем 01.11.2013 факсом, 05.11.2013 по почте).

Таким образом, передача ДАГН г. Саяногорска в аренду муниципального имущества без проведения торгов и получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы» в период с 31.08.2013 по 31.10.2013 является незаконной.

Учитывая изложенное, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ДАГН г. Саяногорска по продлению договора аренды № 962 от 01.08.2013 путем заключения соглашения от 30.08.2013 нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что ДАГН г. Саяногорска был проведен открытый конкурс на право заключения договоров аренды муниципального имущества в целях бесперебойного водоснабжения потребителей услуг, и договор аренды с ООО «Саяногорские коммунальные системы» в настоящее время заключен по результатам торгов.

Комиссия Хакасского УФАС России отклоняет ходатайство ответчика о прекращении производства по делу  в виду отсутствия вредных последствий несвоевременного получения согласия Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

6) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

7) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции).

Комиссия полагает, что в данном случае имеется возможность  прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, так как впоследствии (18.10.2013) орган местного самоуправления обратился в Хакасское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Саяногорские коммунальные системы», и кроме того, ДАГН г. Саяногорска провел открытый конкурс на заключение договора аренды рассматриваемого муниципального имущества.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части передачи в аренду ООО «Саяногорские коммунальные системы» муниципального имущества – централизованные системы холодного водоснабжения путем заключения Соглашения № 1 от 30.08.2013 к договору № 962 от 01.08.2013 без проведения торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 33-А-Т-14 [format] => [safe_value] => 33-А-Т-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-08 07:04:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-07 07:04:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1399532796 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )