РЕШЕНИЕ по делу № 52-А-Т-14

Номер дела: 52-А-Т-14
Дата публикации: 22 июля 2014, 14:17

                                                                                         Прокурору

                                                                                         Боградского  района

Младшему советнику юстиции (…)

Партизанская ул.,125,

с. Боград, Республика

Хакасия, 655340

 

Главе администрации

                                                                                         муниципального образования

Сонский сельсовет

(…)

Линейная ул., 2, с. Сонское, Боградский район, Республика Хакасия, 655360

 

Директору

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

(…)

Советская ул., 5, с. Боград, Республика Хакасия, 655340

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 52-А-Т-14

                                                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2014                                                   г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 03.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                  Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Темерева Т.В. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя прокуратуры Боградского района (…)

- главы муниципального образования Сонский сельсовет (…) (решение Избирательной комиссии МО  сельсовет  от 18.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакасресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 74 82664 5),

рассмотрев дело № 52-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Сонского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, Хакасское УФАС России) 30.04.2014  поступили материалы прокуратуры Боградского района о результатах проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Сонский сельсовет. По результатам проверки установлены факты нарушения администрацией муниципального образования Сонский сельсовет антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». В материалах прокуратуры Боградского района представлены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование).

 

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Боградского района» 28.08.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1131903001230. 

16.09.2013 между администрацией МО Сонский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 4/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, имущественный комплекс, тепловые сети, вентилятор и др. оборудование.

Приложением № 2 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

В соответствии с п. 2.1.1 договора № 4/14-13 от 16.09.2013 Ссудодатель обязуется безвозмездно предоставить Ссудополучателю  право пользования имуществом согласно  приложению № 1 к договору  № 4/14-13. Соответствующим актом  от 16.09.2013 (приложение № 2) муниципальное имущество  передано МО Сонский сельсовет  Ссудополучателю.

       17.10.2013 Администрацией муниципального образования Сонский сельсовет договором № 4/14-13/01 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

01.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 11/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению  до 30 декабря 2013 года.

Договором № 2 от 31.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 января 2014 года.

31.01.2014 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 3 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 28 февраля 2014 года.

Договором № 4 от 01.03.2014 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 марта 2014 года.

        Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 23.05.2014 № 255 возбудило дело № 52-А-Т-14 в отношении администрации МО Сонский сельсовет по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 23.05.2014 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ХРВК Боградского района».

Присутствующий  на заседании комиссии представитель прокуратуры Боградского района поддержал заявление, указал, что в действиях Администрации МО Сонский сельсовет имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом был заключен без проведения торгов и  предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции.  

       Из представленных в материалах объяснений директора ООО «ХРВК Боградского района» (…) установлено, что с 16.09.2013 по 13.05.2014 на основании  заключенных с администрацией МО Сонский сельсовет договоров  безвозмездного пользования эксплуатировались объекты  централизованного теплоснабжения в с. Сонское (здание котельной, тепловые сети, насос др. оборудование), которые являются муниципальной собственностью. Так же установлено, что ООО «ХРВК Боградского района» в торгах по передаче объектов теплоснабжения по концессионному соглашению, проводимых администрацией МО Сонский сельсовет не участвовало, в связи с тем, что условия концессионного соглашения не подходят для предприятия.

       В ходе заседания комиссии глава администрации МО Сонский сельсовет (…) подтвердил свои пояснения, представленные в материалах дела, указав следующее.

        Отопительный сезон 2013/2014 года на территории МО Сонского сельсовета начался с 24 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией МО Сонский сельсовет был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 4/14-13 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Боградского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013.

На основании распоряжения главы администрации МО Сонский сельсовет № 15 от 24.02.2014 был  объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, дата публикации сообщения 24.02.2014. Подведение итогов конкурса было назначено на 28.04.2014, однако конкурс не состоялся, в связи с отсутствием допущенных участников. На основании распоряжения № 26 от 14.04.2014  главы администрации МО Сонский сельсовет вновь был объявлен открытый конкурс  на право заключения концессионного соглашения, однако 25.06.2014  конкурс был признан несостоявшимся по  аналогичной причине.

        В связи с отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование) и окончанием срока действия ранее заключенных с ООО «ХРВК Боградского района» договоров безвозмездного пользования, Администрацией МО Сонский сельсовет указанное имущество было передано ООО «ХРВК Боградского района» на новый срок.

      Таким образом, в связи с окончанием срока действия договора безвозмездного пользования № 3 от 31.01.2014 и отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества между ООО «Хакасресводоканал Боградского района»  и администрацией МО Сонский сельсовет был заключен  договор безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

       Так же глава МО Сонский сельсовет указал,  что на момент заключения договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества ему было известно о требованиях Закона о защите конкуренции, которым установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.  Однако Администрацией МО Сонский сельсовет торги на право заключения указанных выше договоров не проводились, согласие Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции не получалось.

       В дополнение к представленным пояснениям глава МО Сонский сельсовет указал, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «ХРВК Боградского района» расторгнут и администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление на предоставление муниципальной преференции.

 

       Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Между администрацией МО Сонский сельсовет (Ссудодатель) и ООО «ХРВК Боградского района» (Ссудополучатель) 01.03.2014 заключен договор № 4 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Сонский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 01.03.2014 по 31.03.2014 (пункт 1.4 договора).

Ранее указанное муниципальное имущество администрацией МО Сонский сельсовет для осуществления деятельности  по теплоснабжению на территории МО Сонский сельсовет неоднократно передавалось ООО «ХРВК Боградского района» по следующим договорам: договор № 4/14-13 от 16.09.2013 со сроком действия до 16.10.2013; договор № 4/14-13/01 от 17.10.2013  со сроком действия до 30.11.2013, договор № 11/14-13 от 01.12.2013 со сроком действия до 30.12.2013; договор № 2 от 31.12.2014 со сроком действия до 31.01.2014; договор № 3 от 31.01.2014 со сроком действия до 28.02.2014.

Торги на право заключения вышеперечисленных договоров, в том числе  договора № 4 от 01.03.2014 администрацией Сонского сельсовета  не проводились.

В настоящее время договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 4 от 01.03.2014 муниципального имущества администрацией МО Сонский сельсовет не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация МО Сонский сельсовет с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Боградского района» для организации деятельности по обеспечению теплоснабжения  на территории муниципального образования  не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией МО Сонский сельсовет антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4/14-13 от 16.09.2013 и № 4 от 01.03.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которыми  установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Сонский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4 от 01.03.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Сонский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Сонский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                       (отсутствует)                           Т.В. Темерева

                                                   Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11728 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 52-А-Т-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11728 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406010072 [changed] => 1406010072 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406010072 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                         Прокурору

                                                                                         Боградского  района

Младшему советнику юстиции (…)

Партизанская ул.,125,

с. Боград, Республика

Хакасия, 655340

 

Главе администрации

                                                                                         муниципального образования

Сонский сельсовет

(…)

Линейная ул., 2, с. Сонское, Боградский район, Республика Хакасия, 655360

 

Директору

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

(…)

Советская ул., 5, с. Боград, Республика Хакасия, 655340

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 52-А-Т-14

                                                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2014                                                   г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 03.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                  Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Темерева Т.В. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя прокуратуры Боградского района (…)

- главы муниципального образования Сонский сельсовет (…) (решение Избирательной комиссии МО  сельсовет  от 18.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакасресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 74 82664 5),

рассмотрев дело № 52-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Сонского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, Хакасское УФАС России) 30.04.2014  поступили материалы прокуратуры Боградского района о результатах проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Сонский сельсовет. По результатам проверки установлены факты нарушения администрацией муниципального образования Сонский сельсовет антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». В материалах прокуратуры Боградского района представлены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование).

 

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Боградского района» 28.08.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1131903001230. 

16.09.2013 между администрацией МО Сонский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 4/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, имущественный комплекс, тепловые сети, вентилятор и др. оборудование.

Приложением № 2 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

В соответствии с п. 2.1.1 договора № 4/14-13 от 16.09.2013 Ссудодатель обязуется безвозмездно предоставить Ссудополучателю  право пользования имуществом согласно  приложению № 1 к договору  № 4/14-13. Соответствующим актом  от 16.09.2013 (приложение № 2) муниципальное имущество  передано МО Сонский сельсовет  Ссудополучателю.

       17.10.2013 Администрацией муниципального образования Сонский сельсовет договором № 4/14-13/01 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

01.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 11/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению  до 30 декабря 2013 года.

Договором № 2 от 31.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 января 2014 года.

31.01.2014 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 3 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 28 февраля 2014 года.

Договором № 4 от 01.03.2014 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 марта 2014 года.

        Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 23.05.2014 № 255 возбудило дело № 52-А-Т-14 в отношении администрации МО Сонский сельсовет по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 23.05.2014 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ХРВК Боградского района».

Присутствующий  на заседании комиссии представитель прокуратуры Боградского района поддержал заявление, указал, что в действиях Администрации МО Сонский сельсовет имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом был заключен без проведения торгов и  предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции.  

       Из представленных в материалах объяснений директора ООО «ХРВК Боградского района» (…) установлено, что с 16.09.2013 по 13.05.2014 на основании  заключенных с администрацией МО Сонский сельсовет договоров  безвозмездного пользования эксплуатировались объекты  централизованного теплоснабжения в с. Сонское (здание котельной, тепловые сети, насос др. оборудование), которые являются муниципальной собственностью. Так же установлено, что ООО «ХРВК Боградского района» в торгах по передаче объектов теплоснабжения по концессионному соглашению, проводимых администрацией МО Сонский сельсовет не участвовало, в связи с тем, что условия концессионного соглашения не подходят для предприятия.

       В ходе заседания комиссии глава администрации МО Сонский сельсовет (…) подтвердил свои пояснения, представленные в материалах дела, указав следующее.

        Отопительный сезон 2013/2014 года на территории МО Сонского сельсовета начался с 24 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией МО Сонский сельсовет был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 4/14-13 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Боградского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013.

На основании распоряжения главы администрации МО Сонский сельсовет № 15 от 24.02.2014 был  объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, дата публикации сообщения 24.02.2014. Подведение итогов конкурса было назначено на 28.04.2014, однако конкурс не состоялся, в связи с отсутствием допущенных участников. На основании распоряжения № 26 от 14.04.2014  главы администрации МО Сонский сельсовет вновь был объявлен открытый конкурс  на право заключения концессионного соглашения, однако 25.06.2014  конкурс был признан несостоявшимся по  аналогичной причине.

        В связи с отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование) и окончанием срока действия ранее заключенных с ООО «ХРВК Боградского района» договоров безвозмездного пользования, Администрацией МО Сонский сельсовет указанное имущество было передано ООО «ХРВК Боградского района» на новый срок.

      Таким образом, в связи с окончанием срока действия договора безвозмездного пользования № 3 от 31.01.2014 и отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества между ООО «Хакасресводоканал Боградского района»  и администрацией МО Сонский сельсовет был заключен  договор безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

       Так же глава МО Сонский сельсовет указал,  что на момент заключения договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества ему было известно о требованиях Закона о защите конкуренции, которым установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.  Однако Администрацией МО Сонский сельсовет торги на право заключения указанных выше договоров не проводились, согласие Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции не получалось.

       В дополнение к представленным пояснениям глава МО Сонский сельсовет указал, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «ХРВК Боградского района» расторгнут и администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление на предоставление муниципальной преференции.

 

       Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Между администрацией МО Сонский сельсовет (Ссудодатель) и ООО «ХРВК Боградского района» (Ссудополучатель) 01.03.2014 заключен договор № 4 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Сонский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 01.03.2014 по 31.03.2014 (пункт 1.4 договора).

Ранее указанное муниципальное имущество администрацией МО Сонский сельсовет для осуществления деятельности  по теплоснабжению на территории МО Сонский сельсовет неоднократно передавалось ООО «ХРВК Боградского района» по следующим договорам: договор № 4/14-13 от 16.09.2013 со сроком действия до 16.10.2013; договор № 4/14-13/01 от 17.10.2013  со сроком действия до 30.11.2013, договор № 11/14-13 от 01.12.2013 со сроком действия до 30.12.2013; договор № 2 от 31.12.2014 со сроком действия до 31.01.2014; договор № 3 от 31.01.2014 со сроком действия до 28.02.2014.

Торги на право заключения вышеперечисленных договоров, в том числе  договора № 4 от 01.03.2014 администрацией Сонского сельсовета  не проводились.

В настоящее время договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 4 от 01.03.2014 муниципального имущества администрацией МО Сонский сельсовет не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация МО Сонский сельсовет с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Боградского района» для организации деятельности по обеспечению теплоснабжения  на территории муниципального образования  не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией МО Сонский сельсовет антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4/14-13 от 16.09.2013 и № 4 от 01.03.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которыми  установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Сонский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4 от 01.03.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Сонский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Сонский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                       (отсутствует)                           Т.В. Темерева

                                                   Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                         Прокурору

                                                                                         Боградского  района

Младшему советнику юстиции (…)

Партизанская ул.,125,

с. Боград, Республика

Хакасия, 655340

 

Главе администрации

                                                                                         муниципального образования

Сонский сельсовет

(…)

Линейная ул., 2, с. Сонское, Боградский район, Республика Хакасия, 655360

 

Директору

ООО «Хакасресводоканал Боградского района»

(…)

Советская ул., 5, с. Боград, Республика Хакасия, 655340

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 52-А-Т-14

                                                                                                     

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2014                                                   г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 03.07.2014

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                  Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

Член комиссии Темерева Т.В. отсутствует в связи с нахождением в очередном отпуске, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии:

- представителя прокуратуры Боградского района (…)

- главы муниципального образования Сонский сельсовет (…) (решение Избирательной комиссии МО  сельсовет  от 18.10.2010 №17/19-2);

в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Хакасресводоканал Боградского района», уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления № 655017 74 82664 5),

рассмотрев дело № 52-А-Т-14 по признакам нарушения администрацией Сонского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, Хакасское УФАС России) 30.04.2014  поступили материалы прокуратуры Боградского района о результатах проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Сонский сельсовет. По результатам проверки установлены факты нарушения администрацией муниципального образования Сонский сельсовет антимонопольного законодательства в части заключения договоров, предусматривающих переход права владения (пользования) муниципальным имуществом с ООО «Хакасресводоканал Боградского района». В материалах прокуратуры Боградского района представлены копии договоров безвозмездного пользования имуществом (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование).

 

В ходе рассмотрения поступивших в адрес управления документов и материалов  Хакасским УФАС России установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасресводоканал Боградского района» 28.08.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1131903001230. 

16.09.2013 между администрацией МО Сонский сельсовет и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» (далее ООО «ХРВК Боградского района») был заключен договор № 4/14-13 безвозмездного пользования имуществом, согласно которому имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для использования в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет. Указанный договор заключен сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013 (пункт 1.4 договора).

Приложением № 1 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, имущественный комплекс, тепловые сети, вентилятор и др. оборудование.

Приложением № 2 к договору № 4/14-13 от 16.09.2013 является акт приема-передачи имущества.

В соответствии с п. 2.1.1 договора № 4/14-13 от 16.09.2013 Ссудодатель обязуется безвозмездно предоставить Ссудополучателю  право пользования имуществом согласно  приложению № 1 к договору  № 4/14-13. Соответствующим актом  от 16.09.2013 (приложение № 2) муниципальное имущество  передано МО Сонский сельсовет  Ссудополучателю.

       17.10.2013 Администрацией муниципального образования Сонский сельсовет договором № 4/14-13/01 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 30 ноября 2013 года.

01.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 11/14-13 было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению  до 30 декабря 2013 года.

Договором № 2 от 31.12.2013 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 января 2014 года.

31.01.2014 администрацией МО Сонский сельсовет договором № 3 то же самое муниципальное имущество было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 28 февраля 2014 года.

Договором № 4 от 01.03.2014 администрацией МО Сонский сельсовет было передано в безвозмездное пользование ООО «ХРВК Боградского района» муниципальное имущество для обеспечения деятельности по теплоснабжению до 31 марта 2014 года.

        Усмотрев в указанных действиях нарушение антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 23.05.2014 № 255 возбудило дело № 52-А-Т-14 в отношении администрации МО Сонский сельсовет по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Определением от 23.05.2014 дело назначено к рассмотрению на 19.06.2014.  К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ХРВК Боградского района».

Присутствующий  на заседании комиссии представитель прокуратуры Боградского района поддержал заявление, указал, что в действиях Администрации МО Сонский сельсовет имеется нарушение требований антимонопольного законодательства, так как договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом был заключен без проведения торгов и  предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной преференции.  

       Из представленных в материалах объяснений директора ООО «ХРВК Боградского района» (…) установлено, что с 16.09.2013 по 13.05.2014 на основании  заключенных с администрацией МО Сонский сельсовет договоров  безвозмездного пользования эксплуатировались объекты  централизованного теплоснабжения в с. Сонское (здание котельной, тепловые сети, насос др. оборудование), которые являются муниципальной собственностью. Так же установлено, что ООО «ХРВК Боградского района» в торгах по передаче объектов теплоснабжения по концессионному соглашению, проводимых администрацией МО Сонский сельсовет не участвовало, в связи с тем, что условия концессионного соглашения не подходят для предприятия.

       В ходе заседания комиссии глава администрации МО Сонский сельсовет (…) подтвердил свои пояснения, представленные в материалах дела, указав следующее.

        Отопительный сезон 2013/2014 года на территории МО Сонского сельсовета начался с 24 сентября 2013 года.

16 сентября 2013 года администрацией МО Сонский сельсовет был заключен договор безвозмездного пользования имуществом коммунальной инфраструктуры № 4/14-13 от 16.09.2013 с вновь созданным предприятием ООО «Хакасресводоканал Боградского района», сроком на 30 дней с 16.09.2013 по 16.10.2013.

На основании распоряжения главы администрации МО Сонский сельсовет № 15 от 24.02.2014 был  объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов недвижимого имущества, дата публикации сообщения 24.02.2014. Подведение итогов конкурса было назначено на 28.04.2014, однако конкурс не состоялся, в связи с отсутствием допущенных участников. На основании распоряжения № 26 от 14.04.2014  главы администрации МО Сонский сельсовет вновь был объявлен открытый конкурс  на право заключения концессионного соглашения, однако 25.06.2014  конкурс был признан несостоявшимся по  аналогичной причине.

        В связи с отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества (в том числе, здание котельной, тепловые сети, другое оборудование) и окончанием срока действия ранее заключенных с ООО «ХРВК Боградского района» договоров безвозмездного пользования, Администрацией МО Сонский сельсовет указанное имущество было передано ООО «ХРВК Боградского района» на новый срок.

      Таким образом, в связи с окончанием срока действия договора безвозмездного пользования № 3 от 31.01.2014 и отсутствием иного способа передачи  муниципального имущества между ООО «Хакасресводоканал Боградского района»  и администрацией МО Сонский сельсовет был заключен  договор безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, в целях обеспечения теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

       Так же глава МО Сонский сельсовет указал,  что на момент заключения договоров безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества ему было известно о требованиях Закона о защите конкуренции, которым установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.  Однако Администрацией МО Сонский сельсовет торги на право заключения указанных выше договоров не проводились, согласие Хакасского УФАС России на предоставление муниципальной преференции не получалось.

       В дополнение к представленным пояснениям глава МО Сонский сельсовет указал, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «ХРВК Боградского района» расторгнут и администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление на предоставление муниципальной преференции.

 

       Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

Между администрацией МО Сонский сельсовет (Ссудодатель) и ООО «ХРВК Боградского района» (Ссудополучатель) 01.03.2014 заключен договор № 4 безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности МО Сонский сельсовет в соответствии с приложением № 1 к договору. Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что имущество предоставляется Ссудополучателю для его использования (эксплуатации) в целях осуществления собственными и привлеченными силами деятельности по обеспечению теплоснабжения на территории МО Сонский сельсовет.

Договор заключен сроком на 30 дней с 01.03.2014 по 31.03.2014 (пункт 1.4 договора).

Ранее указанное муниципальное имущество администрацией МО Сонский сельсовет для осуществления деятельности  по теплоснабжению на территории МО Сонский сельсовет неоднократно передавалось ООО «ХРВК Боградского района» по следующим договорам: договор № 4/14-13 от 16.09.2013 со сроком действия до 16.10.2013; договор № 4/14-13/01 от 17.10.2013  со сроком действия до 30.11.2013, договор № 11/14-13 от 01.12.2013 со сроком действия до 30.12.2013; договор № 2 от 31.12.2014 со сроком действия до 31.01.2014; договор № 3 от 31.01.2014 со сроком действия до 28.02.2014.

Торги на право заключения вышеперечисленных договоров, в том числе  договора № 4 от 01.03.2014 администрацией Сонского сельсовета  не проводились.

В настоящее время договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в части 1 указанной нормы случаев.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение указанных договоров разрешается на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

Как указано ранее, торги на право заключения договора № 4 от 01.03.2014 муниципального имущества администрацией МО Сонский сельсовет не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Хакасского УФАС России администрация МО Сонский сельсовет с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества ООО «Хакасресводоканал Боградского района» для организации деятельности по обеспечению теплоснабжения  на территории муниципального образования  не обращалась.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией МО Сонский сельсовет антимонопольного законодательства при заключении договора безвозмездного пользования № 4 от 01.03.2014, которое выразилось в передаче муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов и без получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, комиссия Хакасского УФАС России считает необходимым отметить, что договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4/14-13 от 16.09.2013 и № 4 от 01.03.2014 заключены с нарушением части 1 статьи 28.1 Федерального закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и части 1 статьи 41.1 Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которыми  установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что в настоящее время  договор безвозмездного пользования заключенный между  Администрацией МО Сонский сельсовет  и ООО «Хакасресводоканал Боградского района» расторгнут, 09 июня 2014 года администрацией МО Сонский сельсовет в Хакасское УФАС России подано заявление (вх. № 3076) на предоставление муниципальной преференции,  вновь созданному хозяйствующему субъекту ООО «Водоканал Боградского района».

       Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Сонский сельсовет нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения с ООО «Хакасресводоканал Боградского района» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 4 от 01.03.2014 без проведения торгов на право заключения такого договора и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции – без получения согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

2. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, администрацией  МО Сонский сельсовет не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возможности возбуждения административного производства в отношении должностного лица администрации Сонский сельсовет.

 

Председатель комиссии                                                       О.В. Широкова

Члены комиссии                       (отсутствует)                           Т.В. Темерева

                                                   Е.А. Исакова

С.В. Мальцева

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 52-А-Т-14 [format] => [safe_value] => 52-А-Т-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя-начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы Ольга Олеговна Липина.

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-22 06:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-03 06:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406010072 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )