• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

РЕШЕНИЕ по делу № 54-А-13

Номер дела: 54-А-13
Дата публикации: 27 октября 2014, 13:32

1. Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия»

ул. Бограда, 135-41-Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. «…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-13

                                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                  

Франскевич О.П., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Алехина А.А., главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Чиж Д.А., ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции.

в присутствии «…», представителя Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» по доверенности от 30.08.2013 года б/н,

рассмотрев материалы дела № 54-А-13, возбужденного в отношении Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера,

УСТАНОВИЛА:

19.04.2013 года (входящий № 1502) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление гражданки «…» о незаконных действиях нотариуса Абаканского нотариального округа «…», выразившихся во взимании необоснованно высокой стоимости услуг правового и технического характера при оформлении наследства, а также ограничении возможности обращения к другому нотариусу для оформления наследства в связи с разделением полномочий по ведению наследственных дел по буквам алфавита.

В рамках указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия были направлены запросы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, из ответов на которые следует, что Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

В вышеназванном Решении усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которая запрещает осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2014 года № 173 возбуждено дело № 54-А-13 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

13.08.2013 года (входящий № 3780) Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» заявлено Ходатайство об отложении рассмотрения дела № 54-А-13, в связи с тем, что некоммерческая организация обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2013 года № 173.

Определением об удовлетворении ходатайства и приостановлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 05.09.2013 года рассмотрение дела приостановлено на срок принятия окончательного судебного решения.

19.06.2014 года Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по делу № А74-4484/2013 вынесено постановление об оставлении без изменений Определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.12.2013 года по делу № А74-4484/2013, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по тому же делу, и оставлении без удовлетворения кассационной жалобы Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия». Срок для обжалования постановления суда истек.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 24.09.2014 года дело возобновлено и назначено на 24.10.2014 года.

На заседании комиссии 24.10.2014 года представитель ответчиков представила письменные пояснения, в которых указано следующее.

НО «Нотариальная палата Республики Хакасия» считает возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палаты Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению по следующим основаниям.

Во-первых, Федеральным законом от 21.12.2013 года № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнена, вступившей в действие, частью шестой следующего содержания: «Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства».

Во-вторых, из положений пункта 5 статьи 4, статей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 154-ФЗ «О защите конкуренции», Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, постановлений Конституционного суда РФ от 19.05.1998 года № 15-П и от 23.12.1999 года № 18-П, определения Конституционного суда РФ от 11.07.2007 № 349-0, Определения Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2010 года № 5-10-177, а также писем Минфина России от 31.12.2004 года № 03-06-03-03, 21.01.2005 года № 03-0603-03/07, 10.06.2009 года № 03-05-06- 03/25, а также ряда иных правовых актов следует, что нотариальные палаты субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены к числу хозяйствующих субъектов, а Закон о защите конкуренции не может распространяться на нотариальные палаты.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу, дана правовая оценка действиям республиканского антимонопольного органа и в том числе указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, некоммерческая организация считает, что возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палатой Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 – 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Согласно положений статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.

Кроме того, в Решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, так как отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 45, пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. В действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, выразившихся в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии:                                                      К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                         О.П. Франскевич

 

А.А. Алехина

 

Д.А. Чиж

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 12049 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 54-А-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12049 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414391631 [changed] => 1414391631 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414391631 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

1. Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия»

ул. Бограда, 135-41-Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. «…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-13

                                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                  

Франскевич О.П., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Алехина А.А., главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Чиж Д.А., ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции.

в присутствии «…», представителя Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» по доверенности от 30.08.2013 года б/н,

рассмотрев материалы дела № 54-А-13, возбужденного в отношении Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера,

УСТАНОВИЛА:

19.04.2013 года (входящий № 1502) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление гражданки «…» о незаконных действиях нотариуса Абаканского нотариального округа «…», выразившихся во взимании необоснованно высокой стоимости услуг правового и технического характера при оформлении наследства, а также ограничении возможности обращения к другому нотариусу для оформления наследства в связи с разделением полномочий по ведению наследственных дел по буквам алфавита.

В рамках указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия были направлены запросы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, из ответов на которые следует, что Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

В вышеназванном Решении усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которая запрещает осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2014 года № 173 возбуждено дело № 54-А-13 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

13.08.2013 года (входящий № 3780) Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» заявлено Ходатайство об отложении рассмотрения дела № 54-А-13, в связи с тем, что некоммерческая организация обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2013 года № 173.

Определением об удовлетворении ходатайства и приостановлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 05.09.2013 года рассмотрение дела приостановлено на срок принятия окончательного судебного решения.

19.06.2014 года Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по делу № А74-4484/2013 вынесено постановление об оставлении без изменений Определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.12.2013 года по делу № А74-4484/2013, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по тому же делу, и оставлении без удовлетворения кассационной жалобы Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия». Срок для обжалования постановления суда истек.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 24.09.2014 года дело возобновлено и назначено на 24.10.2014 года.

На заседании комиссии 24.10.2014 года представитель ответчиков представила письменные пояснения, в которых указано следующее.

НО «Нотариальная палата Республики Хакасия» считает возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палаты Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению по следующим основаниям.

Во-первых, Федеральным законом от 21.12.2013 года № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнена, вступившей в действие, частью шестой следующего содержания: «Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства».

Во-вторых, из положений пункта 5 статьи 4, статей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 154-ФЗ «О защите конкуренции», Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, постановлений Конституционного суда РФ от 19.05.1998 года № 15-П и от 23.12.1999 года № 18-П, определения Конституционного суда РФ от 11.07.2007 № 349-0, Определения Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2010 года № 5-10-177, а также писем Минфина России от 31.12.2004 года № 03-06-03-03, 21.01.2005 года № 03-0603-03/07, 10.06.2009 года № 03-05-06- 03/25, а также ряда иных правовых актов следует, что нотариальные палаты субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены к числу хозяйствующих субъектов, а Закон о защите конкуренции не может распространяться на нотариальные палаты.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу, дана правовая оценка действиям республиканского антимонопольного органа и в том числе указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, некоммерческая организация считает, что возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палатой Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 – 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Согласно положений статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.

Кроме того, в Решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, так как отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 45, пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. В действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, выразившихся в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии:                                                      К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                         О.П. Франскевич

 

А.А. Алехина

 

Д.А. Чиж

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

1. Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия»

ул. Бограда, 135-41-Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. «…»

«…»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 54-А-13

                                                                                                                      г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 27.10.2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                  

Франскевич О.П., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Алехина А.А., главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Чиж Д.А., ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции.

в присутствии «…», представителя Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» по доверенности от 30.08.2013 года б/н,

рассмотрев материалы дела № 54-А-13, возбужденного в отношении Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера,

УСТАНОВИЛА:

19.04.2013 года (входящий № 1502) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление гражданки «…» о незаконных действиях нотариуса Абаканского нотариального округа «…», выразившихся во взимании необоснованно высокой стоимости услуг правового и технического характера при оформлении наследства, а также ограничении возможности обращения к другому нотариусу для оформления наследства в связи с разделением полномочий по ведению наследственных дел по буквам алфавита.

В рамках указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия были направлены запросы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, из ответов на которые следует, что Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

В вышеназванном Решении усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которая запрещает осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2014 года № 173 возбуждено дело № 54-А-13 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

13.08.2013 года (входящий № 3780) Некоммерческой организацией «Нотариальная палата Республики Хакасия» заявлено Ходатайство об отложении рассмотрения дела № 54-А-13, в связи с тем, что некоммерческая организация обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 18.07.2013 года № 173.

Определением об удовлетворении ходатайства и приостановлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 05.09.2013 года рассмотрение дела приостановлено на срок принятия окончательного судебного решения.

19.06.2014 года Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по делу № А74-4484/2013 вынесено постановление об оставлении без изменений Определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.12.2013 года по делу № А74-4484/2013, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по тому же делу, и оставлении без удовлетворения кассационной жалобы Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия». Срок для обжалования постановления суда истек.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 54-А-13 от 24.09.2014 года дело возобновлено и назначено на 24.10.2014 года.

На заседании комиссии 24.10.2014 года представитель ответчиков представила письменные пояснения, в которых указано следующее.

НО «Нотариальная палата Республики Хакасия» считает возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палаты Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению по следующим основаниям.

Во-первых, Федеральным законом от 21.12.2013 года № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнена, вступившей в действие, частью шестой следующего содержания: «Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства».

Во-вторых, из положений пункта 5 статьи 4, статей 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 154-ФЗ «О защите конкуренции», Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, постановлений Конституционного суда РФ от 19.05.1998 года № 15-П и от 23.12.1999 года № 18-П, определения Конституционного суда РФ от 11.07.2007 № 349-0, Определения Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2010 года № 5-10-177, а также писем Минфина России от 31.12.2004 года № 03-06-03-03, 21.01.2005 года № 03-0603-03/07, 10.06.2009 года № 03-05-06- 03/25, а также ряда иных правовых актов следует, что нотариальные палаты субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены к числу хозяйствующих субъектов, а Закон о защите конкуренции не может распространяться на нотариальные палаты.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу, дана правовая оценка действиям республиканского антимонопольного органа и в том числе указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, некоммерческая организация считает, что возбужденное УФАС по РХ дело № 54-А-13 по признакам нарушения Нотариальной палатой Республики Хакасия части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.

Решением Правления Нотариальной палаты Республики Хакасия от 15.03.2011 года утверждены размеры нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера. Данные тарифы рекомендованы для применения нотариусами Республики Хакасия с 01.04.2011 года.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 – 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.

Согласно положений статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.

Кроме того, в Решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.02.2014 года по делу № А74-6605/2013, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 года по указанному делу и Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 года по указанному делу указано, что антимонопольные органы не вправе проверять соблюдение нотариусами и нотариальными палатами требований антимонопольного законодательства, а правоотношения, связанные с оказанием нотариальных услуг, а также услуг правового и технического характера, не регулируются Законом о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, так как отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 45, пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. В действиях Некоммерческой организации «Нотариальная палата Республики Хакасия» отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, выразившихся в координации экономической деятельности путем установления размеров нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела № 54-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии:                                                      К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                         О.П. Франскевич

 

А.А. Алехина

 

Д.А. Чиж

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 54-А-13 [format] => [safe_value] => 54-А-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-27 06:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-24 05:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414391631 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )