Решение по делу № 2-А-Т-09 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного по заявлению ЗАО СО "Надежда" в отношении Страхового Зао "МСК-Стандарт"

Дата публикации: 25 февраля 2009, 07:00

РЕШЕНИЕ
по делу № 2-А-Т-09

25 февраля 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии Гофман Э. Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей:
со стороны Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование «Стандарт-Резерв»):
- Вопилова Галина Викторовна (доверенность № 125/1 от 22.01.2009г.);
- Артюхова Людмила Александровна (доверенность № 09 от 24.02.2009г.);

со стороны ЗАО СО «Надежда»:
- Ермоленко Виталий Викторович (доверенность № 230 от 28.11.2008г.),

рассмотрев материалы дела № 2-А-Т-09, возбужденного в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

29 декабря 2008 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ЗАО СО «Надежда» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ЗАО «Стандарт-Резерв» в лице филиала в г. Абакан по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Хакасского технического института – филиала ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на 2009 год.
Из заявления Хакасского филиала ЗАО СО «Надежда» следует, что по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок 24 декабря 2008 года победителем признано ЗАО «Стандарт-Резерв» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуг – 18149,04 рублей.
Остальные участники запроса котировок (ООО «Росгосстрах Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда», Хакасский филиал ОАО «ВСК», ООО «Восточный страховой Альянс») предложили одинаковую цену контракта – 18398,45 рублей.
Заявитель считает, что ЗАО «Стандарт-Резерв», предоставив заниженный расчет страховой премии, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице ХТИ – филиала ФГОУ ВПО СФУ.
В своем заявлении Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда» просил в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства принять меры в соответствии с полномочиями Федеральной антимонопольной службы.
На основании вышеизложенного 28 января 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 2-А-Т-09 в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Из представленных в адрес управления документов (Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 011249322, Лицензия на осуществление страхования С № 113777) следует, что Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв» переименовано в Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», 24 декабря 2008 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственный регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
24 февраля 2009 года ЗАО «МСК-Стандарт» в адрес Хакасского УФАС России были представлены письменные пояснения, из которых следует, что при расчете страховой премии по позиции № 5 (автомобиль ВАЗ 2109) главным специалистом Артюховой Л.А. вместо коэффициента КБМ равного 1 был применен КБМ равный 0,9. Уменьшение КБМ по указанному автотранспортному средству привело к занижению цены контракта. Для устранения допущенной ошибки филиалом страховой компании был произведен перерасчет суммы страховой премии и в Хакасский технический институт направлено уведомление о необходимости доплаты по государственному контракту в размере 249,41 рублей. За допущенные нарушения на главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюхову Л.А. приказом № 01/1К от 30.01.2009г. наложено дисциплинарное взыскание – выговор.
Также в объяснениях директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. указала, что занижение суммы страховой премии не является умышленным, указание ошибочных сведений в котировочной заявке является технической ошибкой сотрудника филиала. К письменным пояснениям от 24.02.2009г. приложена объяснительная главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюховой Л.А., в которой она пояснила, что ею допущена арифметическая ошибка, преднамеренного занижения суммы страховой премии и получения преимущества перед другими участниками запроса котировок не было.
В ходе рассмотрения дела директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. подтвердила письменные пояснения, которые были даны 24.02.2009г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
При проведении запроса котировок на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на официальном сайте 17 декабря 2008 года было размещено извещение о проведении запроса котировок. В указанном извещении содержалась информация о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, которая включала в себя: данные о марке автомобилей, категории транспортных средств, годе выпуска, мощности транспортных средств (в л.с.), периоде страхования, текущем классе для определения коэффициента страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ).
По спорному транспортному средству (автомобиль ВАЗ 2109) заказчиком указан текущий класс 2.
Сумма страховой премии по договорам обязательного страхования рассчитывается как произведение базовых страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов. Базовый страховой тариф определяется в зависимости от типа (категории) транспортного средства, коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Таким образом, заказчиком была предоставлена информация, необходимая для расчета страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, в полном объеме и страховщики, участвующие в запросе котировок, имели возможность для верного применения страховых тарифов при определении страховой премии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
Согласно размещенной на сайте информации текущий класс автомобиля ВАЗ-2109 – 2. Из раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 следует, что при текущем классе 2 и отсутствии страховых выплат класс станет равным 3, а КБМ для 3 класса равен 1.
Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» при расчете страховой премии по проводимому Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» запросу котировок по автомобилю ВАЗ-2109 применило коэффициент страхового тарифа КБМ 0,9 вместо коэффициента 1.
Таким образом, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Применив заниженный коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат по транспортному средству ВАЗ-2109, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» уменьшило итоговую сумму страховой премии. В результате уменьшения суммы страховой премии в соответствии с протоколом № 100 от 24.12.2008г. рассмотрения и оценки котировочных заявок, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» заняло 1 место, как предложившее наименьшую цену оказания услуг.
Заказчик – Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» заключил со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» в лице директора Филиала в г. Абакан государственный контракт № 39/08 от 30.12.2008г. на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки, указанную в котировочной заявке Страхового ЗАО «МСК-Стандарт».

Комиссия Хакасского УФАС России считает, что вышеописанные действия Страхового ЗАО «МСК-Стандарт»:
– противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
– направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем остальным страховым компаниям, заключил договор ОСАГО именно с Страховым ЗАО «МСК-Стандарт».
– причинили убытки добросовестным страховщикам (в том числе ЗАО СО «Надежда»), лишив их возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Данные действия комиссия Хакасского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.
Определение «недобросовестной конкуренции» дано в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это – любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция не допускается.
В связи с тем, что государственный контракт № 39/08 на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки заключен Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв») в лице Филиала в г. Абакан 30 декабря 2008 года и в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства устранить не представляется возможным, Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение предписание по делу № 2-А-Т-09 не выдавать.

Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:


1. Признать Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (в данном случае – страховым организациям – конкурентам на рынке страховых услуг).
2. Направить уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России материалы дела для принятия решения о необходимости возбуждения административного производства по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии:  Э.Р. Гофман


Члены комиссии: П.А. Шалимов


Т.В. Панова


Т.В. Темерева

 


Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

stdClass Object ( [vid] => 6828 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 2-А-Т-09 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного по заявлению ЗАО СО "Надежда" в отношении Страхового Зао "МСК-Стандарт" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6828 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235509200 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 2-А-Т-09

25 февраля 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии Гофман Э. Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей:
со стороны Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование «Стандарт-Резерв»):
- Вопилова Галина Викторовна (доверенность № 125/1 от 22.01.2009г.);
- Артюхова Людмила Александровна (доверенность № 09 от 24.02.2009г.);

со стороны ЗАО СО «Надежда»:
- Ермоленко Виталий Викторович (доверенность № 230 от 28.11.2008г.),

рассмотрев материалы дела № 2-А-Т-09, возбужденного в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

29 декабря 2008 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ЗАО СО «Надежда» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ЗАО «Стандарт-Резерв» в лице филиала в г. Абакан по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Хакасского технического института – филиала ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на 2009 год.
Из заявления Хакасского филиала ЗАО СО «Надежда» следует, что по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок 24 декабря 2008 года победителем признано ЗАО «Стандарт-Резерв» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуг – 18149,04 рублей.
Остальные участники запроса котировок (ООО «Росгосстрах Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда», Хакасский филиал ОАО «ВСК», ООО «Восточный страховой Альянс») предложили одинаковую цену контракта – 18398,45 рублей.
Заявитель считает, что ЗАО «Стандарт-Резерв», предоставив заниженный расчет страховой премии, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице ХТИ – филиала ФГОУ ВПО СФУ.
В своем заявлении Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда» просил в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства принять меры в соответствии с полномочиями Федеральной антимонопольной службы.
На основании вышеизложенного 28 января 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 2-А-Т-09 в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Из представленных в адрес управления документов (Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 011249322, Лицензия на осуществление страхования С № 113777) следует, что Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв» переименовано в Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», 24 декабря 2008 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственный регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
24 февраля 2009 года ЗАО «МСК-Стандарт» в адрес Хакасского УФАС России были представлены письменные пояснения, из которых следует, что при расчете страховой премии по позиции № 5 (автомобиль ВАЗ 2109) главным специалистом Артюховой Л.А. вместо коэффициента КБМ равного 1 был применен КБМ равный 0,9. Уменьшение КБМ по указанному автотранспортному средству привело к занижению цены контракта. Для устранения допущенной ошибки филиалом страховой компании был произведен перерасчет суммы страховой премии и в Хакасский технический институт направлено уведомление о необходимости доплаты по государственному контракту в размере 249,41 рублей. За допущенные нарушения на главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюхову Л.А. приказом № 01/1К от 30.01.2009г. наложено дисциплинарное взыскание – выговор.
Также в объяснениях директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. указала, что занижение суммы страховой премии не является умышленным, указание ошибочных сведений в котировочной заявке является технической ошибкой сотрудника филиала. К письменным пояснениям от 24.02.2009г. приложена объяснительная главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюховой Л.А., в которой она пояснила, что ею допущена арифметическая ошибка, преднамеренного занижения суммы страховой премии и получения преимущества перед другими участниками запроса котировок не было.
В ходе рассмотрения дела директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. подтвердила письменные пояснения, которые были даны 24.02.2009г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
При проведении запроса котировок на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на официальном сайте 17 декабря 2008 года было размещено извещение о проведении запроса котировок. В указанном извещении содержалась информация о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, которая включала в себя: данные о марке автомобилей, категории транспортных средств, годе выпуска, мощности транспортных средств (в л.с.), периоде страхования, текущем классе для определения коэффициента страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ).
По спорному транспортному средству (автомобиль ВАЗ 2109) заказчиком указан текущий класс 2.
Сумма страховой премии по договорам обязательного страхования рассчитывается как произведение базовых страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов. Базовый страховой тариф определяется в зависимости от типа (категории) транспортного средства, коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Таким образом, заказчиком была предоставлена информация, необходимая для расчета страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, в полном объеме и страховщики, участвующие в запросе котировок, имели возможность для верного применения страховых тарифов при определении страховой премии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
Согласно размещенной на сайте информации текущий класс автомобиля ВАЗ-2109 – 2. Из раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 следует, что при текущем классе 2 и отсутствии страховых выплат класс станет равным 3, а КБМ для 3 класса равен 1.
Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» при расчете страховой премии по проводимому Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» запросу котировок по автомобилю ВАЗ-2109 применило коэффициент страхового тарифа КБМ 0,9 вместо коэффициента 1.
Таким образом, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Применив заниженный коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат по транспортному средству ВАЗ-2109, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» уменьшило итоговую сумму страховой премии. В результате уменьшения суммы страховой премии в соответствии с протоколом № 100 от 24.12.2008г. рассмотрения и оценки котировочных заявок, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» заняло 1 место, как предложившее наименьшую цену оказания услуг.
Заказчик – Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» заключил со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» в лице директора Филиала в г. Абакан государственный контракт № 39/08 от 30.12.2008г. на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки, указанную в котировочной заявке Страхового ЗАО «МСК-Стандарт».

Комиссия Хакасского УФАС России считает, что вышеописанные действия Страхового ЗАО «МСК-Стандарт»:
– противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
– направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем остальным страховым компаниям, заключил договор ОСАГО именно с Страховым ЗАО «МСК-Стандарт».
– причинили убытки добросовестным страховщикам (в том числе ЗАО СО «Надежда»), лишив их возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Данные действия комиссия Хакасского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.
Определение «недобросовестной конкуренции» дано в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это – любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция не допускается.
В связи с тем, что государственный контракт № 39/08 на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки заключен Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв») в лице Филиала в г. Абакан 30 декабря 2008 года и в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства устранить не представляется возможным, Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение предписание по делу № 2-А-Т-09 не выдавать.

Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:


1. Признать Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (в данном случае – страховым организациям – конкурентам на рынке страховых услуг).
2. Направить уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России материалы дела для принятия решения о необходимости возбуждения административного производства по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии:  Э.Р. Гофман


Члены комиссии: П.А. Шалимов


Т.В. Панова


Т.В. Темерева

 


Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 2-А-Т-09

25 февраля 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии Гофман Э. Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей:
со стороны Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование «Стандарт-Резерв»):
- Вопилова Галина Викторовна (доверенность № 125/1 от 22.01.2009г.);
- Артюхова Людмила Александровна (доверенность № 09 от 24.02.2009г.);

со стороны ЗАО СО «Надежда»:
- Ермоленко Виталий Викторович (доверенность № 230 от 28.11.2008г.),

рассмотрев материалы дела № 2-А-Т-09, возбужденного в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

29 декабря 2008 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ЗАО СО «Надежда» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ЗАО «Стандарт-Резерв» в лице филиала в г. Абакан по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Хакасского технического института – филиала ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на 2009 год.
Из заявления Хакасского филиала ЗАО СО «Надежда» следует, что по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок 24 декабря 2008 года победителем признано ЗАО «Стандарт-Резерв» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуг – 18149,04 рублей.
Остальные участники запроса котировок (ООО «Росгосстрах Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда», Хакасский филиал ОАО «ВСК», ООО «Восточный страховой Альянс») предложили одинаковую цену контракта – 18398,45 рублей.
Заявитель считает, что ЗАО «Стандарт-Резерв», предоставив заниженный расчет страховой премии, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице ХТИ – филиала ФГОУ ВПО СФУ.
В своем заявлении Хакасский филиал ЗАО СО «Надежда» просил в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства принять меры в соответствии с полномочиями Федеральной антимонопольной службы.
На основании вышеизложенного 28 января 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 2-А-Т-09 в отношении Страхового ЗАО «Стандарт-Резерв» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Из представленных в адрес управления документов (Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 011249322, Лицензия на осуществление страхования С № 113777) следует, что Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв» переименовано в Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», 24 декабря 2008 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственный регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
24 февраля 2009 года ЗАО «МСК-Стандарт» в адрес Хакасского УФАС России были представлены письменные пояснения, из которых следует, что при расчете страховой премии по позиции № 5 (автомобиль ВАЗ 2109) главным специалистом Артюховой Л.А. вместо коэффициента КБМ равного 1 был применен КБМ равный 0,9. Уменьшение КБМ по указанному автотранспортному средству привело к занижению цены контракта. Для устранения допущенной ошибки филиалом страховой компании был произведен перерасчет суммы страховой премии и в Хакасский технический институт направлено уведомление о необходимости доплаты по государственному контракту в размере 249,41 рублей. За допущенные нарушения на главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюхову Л.А. приказом № 01/1К от 30.01.2009г. наложено дисциплинарное взыскание – выговор.
Также в объяснениях директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. указала, что занижение суммы страховой премии не является умышленным, указание ошибочных сведений в котировочной заявке является технической ошибкой сотрудника филиала. К письменным пояснениям от 24.02.2009г. приложена объяснительная главного специалиста по страхованию филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Артюховой Л.А., в которой она пояснила, что ею допущена арифметическая ошибка, преднамеренного занижения суммы страховой премии и получения преимущества перед другими участниками запроса котировок не было.
В ходе рассмотрения дела директор филиала Страхового ЗАО «МСК-Стандарт» в г. Абакан Вопилова Г.В. подтвердила письменные пояснения, которые были даны 24.02.2009г.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
При проведении запроса котировок на право заключить государственный контракт на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» на официальном сайте 17 декабря 2008 года было размещено извещение о проведении запроса котировок. В указанном извещении содержалась информация о транспортных средствах, подлежащих обязательному страхованию, которая включала в себя: данные о марке автомобилей, категории транспортных средств, годе выпуска, мощности транспортных средств (в л.с.), периоде страхования, текущем классе для определения коэффициента страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в период действия предыдущих договоров ОСАГО (КБМ).
По спорному транспортному средству (автомобиль ВАЗ 2109) заказчиком указан текущий класс 2.
Сумма страховой премии по договорам обязательного страхования рассчитывается как произведение базовых страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов. Базовый страховой тариф определяется в зависимости от типа (категории) транспортного средства, коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Таким образом, заказчиком была предоставлена информация, необходимая для расчета страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, в полном объеме и страховщики, участвующие в запросе котировок, имели возможность для верного применения страховых тарифов при определении страховой премии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
Согласно размещенной на сайте информации текущий класс автомобиля ВАЗ-2109 – 2. Из раздела 3 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 следует, что при текущем классе 2 и отсутствии страховых выплат класс станет равным 3, а КБМ для 3 класса равен 1.
Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» при расчете страховой премии по проводимому Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» запросу котировок по автомобилю ВАЗ-2109 применило коэффициент страхового тарифа КБМ 0,9 вместо коэффициента 1.
Таким образом, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Применив заниженный коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат по транспортному средству ВАЗ-2109, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» уменьшило итоговую сумму страховой премии. В результате уменьшения суммы страховой премии в соответствии с протоколом № 100 от 24.12.2008г. рассмотрения и оценки котировочных заявок, Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» заняло 1 место, как предложившее наименьшую цену оказания услуг.
Заказчик – Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» заключил со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» в лице директора Филиала в г. Абакан государственный контракт № 39/08 от 30.12.2008г. на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки, указанную в котировочной заявке Страхового ЗАО «МСК-Стандарт».

Комиссия Хакасского УФАС России считает, что вышеописанные действия Страхового ЗАО «МСК-Стандарт»:
– противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
– направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Хакасский технический институт – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», желая выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем остальным страховым компаниям, заключил договор ОСАГО именно с Страховым ЗАО «МСК-Стандарт».
– причинили убытки добросовестным страховщикам (в том числе ЗАО СО «Надежда»), лишив их возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет».

Данные действия комиссия Хакасского УФАС России расценивает как недобросовестную конкуренцию.
Определение «недобросовестной конкуренции» дано в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это – любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция не допускается.
В связи с тем, что государственный контракт № 39/08 на сумму 18149,04 (восемнадцать тысяч сто сорок девять) рублей 04 копейки заключен Хакасским техническим институтом – филиалом ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» со Страховым ЗАО «МСК-Стандарт» (прежнее наименование Страховое ЗАО «Стандарт-Резерв») в лице Филиала в г. Абакан 30 декабря 2008 года и в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства устранить не представляется возможным, Комиссия Хакасского УФАС России приняла решение предписание по делу № 2-А-Т-09 не выдавать.

Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:


1. Признать Страховое ЗАО «МСК-Стандарт» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (в данном случае – страховым организациям – конкурентам на рынке страховых услуг).
2. Направить уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России материалы дела для принятия решения о необходимости возбуждения административного производства по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии:  Э.Р. Гофман


Члены комиссии: П.А. Шалимов


Т.В. Панова


Т.В. Темерева

 


Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Хакасское УФАС России признало Страховое ЗАО "МСК-Стандарт" нарушившим часть 1 статьи 14 Фезерального закона "О защите конкуренции " в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», которые противоречат законодательству РФ.

[format] => full_html [safe_value] =>

Хакасское УФАС России признало Страховое ЗАО "МСК-Стандарт" нарушившим часть 1 статьи 14 Фезерального закона "О защите конкуренции " в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении ОСАГО транспортных средств Хакасского технического института – филиал ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», которые противоречат законодательству РФ.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )