Решение по делу № 4-А-Т-09 о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ОАО "Военно-страховая компания" в отношении ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия"

Дата публикации: 6 марта 2009, 07:00

РЕШЕНИЕ
по делу № 4-А-Т-09

6 марта 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гофман Э. Р. – руководитель Хакасского УФАС России;
Члены комиссии: Широкова О.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь»:
- Тукачевой Ксении Александровны (доверенность № 31-14 от 1 января 2009г.);
- Псаревой Ларисы Геннадьевны (доверенность № 16/2009 от 11 января 2009г.).
До рассмотрения дела от заявителя – ОАО «Военно-страховая компания» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя компании (вх. № 459 от 6 марта 2009г.) в связи с тем, что явка представителя ОАО «Военно-страховая компания» не представляется возможной.
В ходатайстве представитель компании указал, что общество настаивает на изложенных в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 8 от 11.01.2009) требованиях в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) комиссия вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела в случае их надлежащего извещения. Таким образом, дело № 4-А-Т-09 рассматривается в отсутствие заявителя – ОАО «Военно-страховая компания».

рассмотрев материалы дела № 4-А-Т-09, возбужденного в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

11 января 2009 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ООО «Росгосстрах – Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» на 2009 год.
В проведении запроса котировок участвовали две страховые компании - ОАО «Военно-страховая компания» и ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия».
Из заявления ОАО «Военно-страховая компания» следует, что в результате рассмотрения и оценки котировочных заявок 10 декабря 2008 года победителем признано ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуги – 3810,94 рублей.
ОАО «Военно-страховая компания» считает, что их компанией сумма страховой премии рассчитана верно, в соответствии с требованиями законодательства, а ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», занизив расчет страховой премии и став победителем в проведении запроса котировок, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице МУЗ «Абазинская городская больница».
Заявитель просит по данному факту провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства, и в случае выявления нарушений привлечь ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного 4 февраля 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела назначено на 6 марта 2009 года.

На заседании комиссии 6 марта 2009 года представитель ООО «Росгосстрах – Сибирь» Тукачева К.С. пояснила, что расчет страховой премии по вышеназванному запросу котировок производился согласно данным, представленным заказчиком в извещении № 120-к о проведении запроса котировок на оказание услуг ОСАГО. МУЗ «Абазинская городская больница» по трем транспортным средствам, подлежащим страхованию, указало марку автомобилей, категорию транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Заказчиком не было представлено сведений о классе по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат в предыдущий период страхования, необходимом для определения коэффициента КБМ, и у ООО «Росгосстрах – Сибирь» отсутствовала информация о предыдущих договорах страхования, необходимая для определения класса собственника, поэтому общество при определении коэффициента КБМ и подсчете суммы страховой премии по трем транспортным средствам руководствовалось информацией о годе выпуска и начале страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для бюджетных организаций.
ООО «Росгосстрах – Сибирь» по автомобилям, подлежащим страхованию, применило коэффициент КБМ равный 0,75, в связи с тем, что посчитало отсутствие информации о страховых выплатах в предыдущие периоды страхования как отсутствие страховых случаев и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» в случае отсутствия страховых случаев на период страхования 2009 года соответствует класс 8 и коэффициент КБМ равный 0,75.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
17 декабря 2008 года по результатам запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» был заключен муниципальный контракт № 1 с ООО «Росгосстрах-Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах-Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» на сумму 3810,94 руб.
Предложенная заявителем ОАО «Военно-страховая компания» сумма оказания услуги составила 4345,30 руб.
При проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте было размещено извещение о проведении вышеназванного запроса котировок, в котором заказчиком указана информация о транспортных средствах в количестве 3 единиц, подлежащих страхованию, а именно, марка автомобиля, категория транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Таким образом, представленная заказчиком информация не позволяла страховщикам при подаче котировочной заявки произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, так как отсутствовала информация о текущем классе страхования для определения коэффициента бонуса-малуса.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
10 февраля 2009 года в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Военно-страховая компания», из которых следует, что при расчете суммы страховой премии общество исходило из той информации, которой располагала компания, так как являлась страховщиком МУЗ «Абазинская городская больница» в 2008 году.
В пояснениях ОАО «Военно-страховая компания» указано, что в 2008 году при проведении открытого конкурса ОСАГО для МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте были размещены разъяснения конкурсной документации по автомобилям в количестве 8 единиц, в которых была указана информация о наличии ДТП в 2007 году. В 2009 году из 8 транспортных средств размещение заказа проходило по 3 автомобилям: ГАЗ 2705, ГАЗ 32214, ГАЗ 5204. Из разъяснений конкурсной документации по открытому конкурсу прошлого периода страхования следует, что в 2007 году имелись страховые выплаты по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214, по автомобилю ГАЗ 5204 страховые выплаты отсутствовали. Так как ОАО «Военно-страховая компания» располагала этими сведениями, то указала предыдущий класс с учетом ДТП по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214 – 4 (по окончании годового срока страхования класс станет 5, КБМ – 0,9), по автомобилю ГАЗ 5204 – 7 (по окончании годового срока страхования класс станет 8, КБМ – 0,75).
ООО «Росгосстрах-Сибирь», не имея сведений о наличии страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования, по всем транспортным средствам, подлежащим страхованию в 2009 году, применило коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат равный 0,75, базовый страховой тариф и другие коэффициенты у обоих страховых компаний совпадают. Таким образом, ООО «Росгосстрах-Сибирь» занизило сумму страховой премии по вышеназванному запросу котировок на 534,36 рубля и было признано победителем в проведении запроса котировок.
Однако Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Росгосстрах-Сибирь» по занижению суммы страховой премии при составлении котировочной заявки по запросу котировок по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» не могут быть расценены как недобросовестная конкуренция.
Заказчик - МУЗ «Абазинская городская больница» проводил размещение путем запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Глава 4 «Размещение заказов путем запроса котировок» указанного закона не предусматривает возможности для участников размещения заказа получить разъяснения или уточнения сведений по запросу котировок.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В связи с тем, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не имело данных о предыдущих договорах страхования и не имело возможности применить коэффициент КБМ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не совершало действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии оснований для прекращения дела в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь» в связи с отсутствием в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

прекратить производство по делу № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь».


Председатель комиссии:Э.Р. Гофман

Члены комиссии: О.В. Широкова

Т.В. Панова   

Т.В. Темерева

Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

stdClass Object ( [vid] => 6830 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 4-А-Т-09 о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ОАО "Военно-страховая компания" в отношении ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6830 [type] => solution [language] => ru [created] => 1236286800 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 4-А-Т-09

6 марта 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гофман Э. Р. – руководитель Хакасского УФАС России;
Члены комиссии: Широкова О.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь»:
- Тукачевой Ксении Александровны (доверенность № 31-14 от 1 января 2009г.);
- Псаревой Ларисы Геннадьевны (доверенность № 16/2009 от 11 января 2009г.).
До рассмотрения дела от заявителя – ОАО «Военно-страховая компания» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя компании (вх. № 459 от 6 марта 2009г.) в связи с тем, что явка представителя ОАО «Военно-страховая компания» не представляется возможной.
В ходатайстве представитель компании указал, что общество настаивает на изложенных в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 8 от 11.01.2009) требованиях в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) комиссия вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела в случае их надлежащего извещения. Таким образом, дело № 4-А-Т-09 рассматривается в отсутствие заявителя – ОАО «Военно-страховая компания».

рассмотрев материалы дела № 4-А-Т-09, возбужденного в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

11 января 2009 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ООО «Росгосстрах – Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» на 2009 год.
В проведении запроса котировок участвовали две страховые компании - ОАО «Военно-страховая компания» и ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия».
Из заявления ОАО «Военно-страховая компания» следует, что в результате рассмотрения и оценки котировочных заявок 10 декабря 2008 года победителем признано ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуги – 3810,94 рублей.
ОАО «Военно-страховая компания» считает, что их компанией сумма страховой премии рассчитана верно, в соответствии с требованиями законодательства, а ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», занизив расчет страховой премии и став победителем в проведении запроса котировок, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице МУЗ «Абазинская городская больница».
Заявитель просит по данному факту провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства, и в случае выявления нарушений привлечь ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного 4 февраля 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела назначено на 6 марта 2009 года.

На заседании комиссии 6 марта 2009 года представитель ООО «Росгосстрах – Сибирь» Тукачева К.С. пояснила, что расчет страховой премии по вышеназванному запросу котировок производился согласно данным, представленным заказчиком в извещении № 120-к о проведении запроса котировок на оказание услуг ОСАГО. МУЗ «Абазинская городская больница» по трем транспортным средствам, подлежащим страхованию, указало марку автомобилей, категорию транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Заказчиком не было представлено сведений о классе по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат в предыдущий период страхования, необходимом для определения коэффициента КБМ, и у ООО «Росгосстрах – Сибирь» отсутствовала информация о предыдущих договорах страхования, необходимая для определения класса собственника, поэтому общество при определении коэффициента КБМ и подсчете суммы страховой премии по трем транспортным средствам руководствовалось информацией о годе выпуска и начале страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для бюджетных организаций.
ООО «Росгосстрах – Сибирь» по автомобилям, подлежащим страхованию, применило коэффициент КБМ равный 0,75, в связи с тем, что посчитало отсутствие информации о страховых выплатах в предыдущие периоды страхования как отсутствие страховых случаев и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» в случае отсутствия страховых случаев на период страхования 2009 года соответствует класс 8 и коэффициент КБМ равный 0,75.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
17 декабря 2008 года по результатам запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» был заключен муниципальный контракт № 1 с ООО «Росгосстрах-Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах-Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» на сумму 3810,94 руб.
Предложенная заявителем ОАО «Военно-страховая компания» сумма оказания услуги составила 4345,30 руб.
При проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте было размещено извещение о проведении вышеназванного запроса котировок, в котором заказчиком указана информация о транспортных средствах в количестве 3 единиц, подлежащих страхованию, а именно, марка автомобиля, категория транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Таким образом, представленная заказчиком информация не позволяла страховщикам при подаче котировочной заявки произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, так как отсутствовала информация о текущем классе страхования для определения коэффициента бонуса-малуса.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
10 февраля 2009 года в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Военно-страховая компания», из которых следует, что при расчете суммы страховой премии общество исходило из той информации, которой располагала компания, так как являлась страховщиком МУЗ «Абазинская городская больница» в 2008 году.
В пояснениях ОАО «Военно-страховая компания» указано, что в 2008 году при проведении открытого конкурса ОСАГО для МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте были размещены разъяснения конкурсной документации по автомобилям в количестве 8 единиц, в которых была указана информация о наличии ДТП в 2007 году. В 2009 году из 8 транспортных средств размещение заказа проходило по 3 автомобилям: ГАЗ 2705, ГАЗ 32214, ГАЗ 5204. Из разъяснений конкурсной документации по открытому конкурсу прошлого периода страхования следует, что в 2007 году имелись страховые выплаты по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214, по автомобилю ГАЗ 5204 страховые выплаты отсутствовали. Так как ОАО «Военно-страховая компания» располагала этими сведениями, то указала предыдущий класс с учетом ДТП по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214 – 4 (по окончании годового срока страхования класс станет 5, КБМ – 0,9), по автомобилю ГАЗ 5204 – 7 (по окончании годового срока страхования класс станет 8, КБМ – 0,75).
ООО «Росгосстрах-Сибирь», не имея сведений о наличии страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования, по всем транспортным средствам, подлежащим страхованию в 2009 году, применило коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат равный 0,75, базовый страховой тариф и другие коэффициенты у обоих страховых компаний совпадают. Таким образом, ООО «Росгосстрах-Сибирь» занизило сумму страховой премии по вышеназванному запросу котировок на 534,36 рубля и было признано победителем в проведении запроса котировок.
Однако Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Росгосстрах-Сибирь» по занижению суммы страховой премии при составлении котировочной заявки по запросу котировок по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» не могут быть расценены как недобросовестная конкуренция.
Заказчик - МУЗ «Абазинская городская больница» проводил размещение путем запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Глава 4 «Размещение заказов путем запроса котировок» указанного закона не предусматривает возможности для участников размещения заказа получить разъяснения или уточнения сведений по запросу котировок.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В связи с тем, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не имело данных о предыдущих договорах страхования и не имело возможности применить коэффициент КБМ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не совершало действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии оснований для прекращения дела в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь» в связи с отсутствием в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

прекратить производство по делу № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь».


Председатель комиссии:Э.Р. Гофман

Члены комиссии: О.В. Широкова

Т.В. Панова   

Т.В. Темерева

Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 4-А-Т-09

6 марта 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Гофман Э. Р. – руководитель Хакасского УФАС России;
Члены комиссии: Широкова О.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Панова Т.В. – главный специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Темерева Т.В. – специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в присутствии представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь»:
- Тукачевой Ксении Александровны (доверенность № 31-14 от 1 января 2009г.);
- Псаревой Ларисы Геннадьевны (доверенность № 16/2009 от 11 января 2009г.).
До рассмотрения дела от заявителя – ОАО «Военно-страховая компания» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя компании (вх. № 459 от 6 марта 2009г.) в связи с тем, что явка представителя ОАО «Военно-страховая компания» не представляется возможной.
В ходатайстве представитель компании указал, что общество настаивает на изложенных в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 8 от 11.01.2009) требованиях в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) комиссия вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела в случае их надлежащего извещения. Таким образом, дело № 4-А-Т-09 рассматривается в отсутствие заявителя – ОАО «Военно-страховая компания».

рассмотрев материалы дела № 4-А-Т-09, возбужденного в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

11 января 2009 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ОАО «Военно-страховая компания» в лице Хакасского филиала с жалобой на неправомерные действия ООО «Росгосстрах – Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» по занижению страховой премии при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» на 2009 год.
В проведении запроса котировок участвовали две страховые компании - ОАО «Военно-страховая компания» и ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия».
Из заявления ОАО «Военно-страховая компания» следует, что в результате рассмотрения и оценки котировочных заявок 10 декабря 2008 года победителем признано ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» как участник, предложивший наименьшую цену оказания услуги – 3810,94 рублей.
ОАО «Военно-страховая компания» считает, что их компанией сумма страховой премии рассчитана верно, в соответствии с требованиями законодательства, а ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия», занизив расчет страховой премии и став победителем в проведении запроса котировок, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности и лишило других участников конкурса возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице МУЗ «Абазинская городская больница».
Заявитель просит по данному факту провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства, и в случае выявления нарушений привлечь ООО «Росгосстрах – Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного 4 февраля 2009 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах – Сибирь» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела назначено на 6 марта 2009 года.

На заседании комиссии 6 марта 2009 года представитель ООО «Росгосстрах – Сибирь» Тукачева К.С. пояснила, что расчет страховой премии по вышеназванному запросу котировок производился согласно данным, представленным заказчиком в извещении № 120-к о проведении запроса котировок на оказание услуг ОСАГО. МУЗ «Абазинская городская больница» по трем транспортным средствам, подлежащим страхованию, указало марку автомобилей, категорию транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Заказчиком не было представлено сведений о классе по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат в предыдущий период страхования, необходимом для определения коэффициента КБМ, и у ООО «Росгосстрах – Сибирь» отсутствовала информация о предыдущих договорах страхования, необходимая для определения класса собственника, поэтому общество при определении коэффициента КБМ и подсчете суммы страховой премии по трем транспортным средствам руководствовалось информацией о годе выпуска и начале страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для бюджетных организаций.
ООО «Росгосстрах – Сибирь» по автомобилям, подлежащим страхованию, применило коэффициент КБМ равный 0,75, в связи с тем, что посчитало отсутствие информации о страховых выплатах в предыдущие периоды страхования как отсутствие страховых случаев и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» в случае отсутствия страховых случаев на период страхования 2009 года соответствует класс 8 и коэффициент КБМ равный 0,75.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО «Росгосстрах – Сибирь», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
17 декабря 2008 года по результатам запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» был заключен муниципальный контракт № 1 с ООО «Росгосстрах-Сибирь» в лице Филиала ООО «Росгосстрах-Сибирь» - «Управление по Республике Хакасия» на сумму 3810,94 руб.
Предложенная заявителем ОАО «Военно-страховая компания» сумма оказания услуги составила 4345,30 руб.
При проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте было размещено извещение о проведении вышеназванного запроса котировок, в котором заказчиком указана информация о транспортных средствах в количестве 3 единиц, подлежащих страхованию, а именно, марка автомобиля, категория транспортного средства, мощность двигателя, год изготовления, наличие страховых выплат в 2008 году, количество допущенных к управлению лиц. Таким образом, представленная заказчиком информация не позволяла страховщикам при подаче котировочной заявки произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, так как отсутствовала информация о текущем классе страхования для определения коэффициента бонуса-малуса.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхованию Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739).
10 февраля 2009 года в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Военно-страховая компания», из которых следует, что при расчете суммы страховой премии общество исходило из той информации, которой располагала компания, так как являлась страховщиком МУЗ «Абазинская городская больница» в 2008 году.
В пояснениях ОАО «Военно-страховая компания» указано, что в 2008 году при проведении открытого конкурса ОСАГО для МУЗ «Абазинская городская больница» на официальном сайте были размещены разъяснения конкурсной документации по автомобилям в количестве 8 единиц, в которых была указана информация о наличии ДТП в 2007 году. В 2009 году из 8 транспортных средств размещение заказа проходило по 3 автомобилям: ГАЗ 2705, ГАЗ 32214, ГАЗ 5204. Из разъяснений конкурсной документации по открытому конкурсу прошлого периода страхования следует, что в 2007 году имелись страховые выплаты по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214, по автомобилю ГАЗ 5204 страховые выплаты отсутствовали. Так как ОАО «Военно-страховая компания» располагала этими сведениями, то указала предыдущий класс с учетом ДТП по автомобилям ГАЗ 2705 и ГАЗ 32214 – 4 (по окончании годового срока страхования класс станет 5, КБМ – 0,9), по автомобилю ГАЗ 5204 – 7 (по окончании годового срока страхования класс станет 8, КБМ – 0,75).
ООО «Росгосстрах-Сибирь», не имея сведений о наличии страховых выплат в период действия предыдущих договоров страхования, по всем транспортным средствам, подлежащим страхованию в 2009 году, применило коэффициент страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат равный 0,75, базовый страховой тариф и другие коэффициенты у обоих страховых компаний совпадают. Таким образом, ООО «Росгосстрах-Сибирь» занизило сумму страховой премии по вышеназванному запросу котировок на 534,36 рубля и было признано победителем в проведении запроса котировок.
Однако Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Росгосстрах-Сибирь» по занижению суммы страховой премии при составлении котировочной заявки по запросу котировок по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для МУЗ «Абазинская городская больница» не могут быть расценены как недобросовестная конкуренция.
Заказчик - МУЗ «Абазинская городская больница» проводил размещение путем запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Глава 4 «Размещение заказов путем запроса котировок» указанного закона не предусматривает возможности для участников размещения заказа получить разъяснения или уточнения сведений по запросу котировок.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В связи с тем, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не имело данных о предыдущих договорах страхования и не имело возможности применить коэффициент КБМ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что ООО «Росгосстрах-Сибирь» не совершало действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии оснований для прекращения дела в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь» в связи с отсутствием в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

прекратить производство по делу № 4-А-Т-09 в отношении ООО «Росгосстрах-Сибирь».


Председатель комиссии:Э.Р. Гофман

Члены комиссии: О.В. Широкова

Т.В. Панова   

Т.В. Темерева

Примечание: в соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Хакасия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Хакасское УФАС России вынесло решение о прекращении дела в отношении ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" в связи сотсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Хакасское УФАС России вынесло решение о прекращении дела в отношении ООО "Росгосстрах-Сибирь" - "Управление по Республике Хакасия" в связи сотсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )