Решение по делу № 7-А-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Хакасское по племенной работе"

Дата публикации: 29 апреля 2009, 08:00

РЕШЕНИЕ
по делу № 7-А-09

29 апреля 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П. А. – заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н. В. – специалист – эксперт отдела АЗР;
при участии:
- представителя Хакасского филиала ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет (далее ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ) – начальника отдела кадров Скоробогатовой Татьяны Юрьевны (доверенность № 18 от 29.04.2009);
- представителя открытого акционерного общества «Хакасское по племенной работе» - Овчинниковой Светланы Николаевны (доверенность от 29.04.2009),
рассмотрев материалы дела № 7-А-09, возбуждённого в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

17 февраля в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ об установлении ОАО «Хакасское по племенной работе» завышенного тарифа (20 000 рублей за 1 кВт) на технологическое подключение к его электрическим сетям и о предупреждении, что общество «согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт».
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России предварительно определено, что имеются признаки наличия доминирующего положения ОАО «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе».
В связи с этим 17 марта 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 7-А-09 в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании комиссии представитель ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ пояснил, что ФГОУ ВПО КрасГАУ имеет на праве оперативного управления 1 и 3 этаж административного здания, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), к которым имеется технологическая возможность подключения энергоснабжения 1 и 3 этажей названного здания.
14 января 2009 года ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключили договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии, из которого следовало, что тариф за технологическое присоединение 1 кВт составил 5000 рублей.
Однако, 2 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес ХФ ФГОУ ВПО «КрасГАУ» письмо исх. № 15 от 02.02.09, в котором сообщило, что согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт.
Кроме того, представитель заявителя сообщила, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания в настоящее время разрешен по соглашению сторон.
Представитель ОАО «Хакасское по племенной работе» подтвердила, что общество является собственником объектов электросетевого хозяйства, и пояснила, что стоимость за технологическое присоединение была увеличена до 20 000 рублей за 1 кВт в связи с принятием Постановления Мэра г. Абакана № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана».
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия выявила следующее.
14 января 2009 года между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключен договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Пунктом 1.1. договора определено, что стороны обязуются выполнить мероприятия по дополнительному технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) Покупателя, по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02 к электрическим сетям поставщика (ТП – 286) и передавать Покупателю через присоединенную от себя сеть энергию (далее транзит электроэнергии), а Покупатель обязуется внести разовую оплату за технологическое присоединение.
Пунктом 1.2. стороны установили, что технологическое присоединение и транзит электроэнергии обеспечивается Продавцом после представление Покупателем Продавцу копии платежного поручения об оплате за присоединение, а также подписания сторонами Заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям. (Приложение № 1).
Оплата за технологическое присоединение 1 этажа производится разовым платежом в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей на счет Поставщика (Пункт 3.1. договора).
Из названных условий договора следует, что плата за технологическое присоединение 1 кВт составила 5 000 рублей, что ориентировочно соответствует тарифу, утвержденному Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия».
Однако, 2 февраля 2009 года 29 декабря 2008 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило заявителю предупреждение (письмо вх. № 15 от 02.02.2009 г) о том, что оно согласно выполнить мероприятия по технологическому подключению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт. Общая сумма за технологическое присоединение составит 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Кроме того, 5 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес заявителя второе письмо (вх. № 18), в котором оно требовало возместить свой ущерб, полученный от увеличения тарифов по технологическому присоединению в сумме 320 000 рублей.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
В соответствии с абз. 2. п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение 1 этажа административного здания ( 20кВт) будет осуществлено в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт означает необоснованный односторонний отказ от исполнения договора в существующей редакции в части оплаты по цене 5 000 рублей за 1 кВт., является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ) и недопустим для контрагента, занимающего доминирующее положение.
Также недопустимо применение ОАО «Хакасское по племенной работе» тарифа 20 000 руб. за 1кВт, ориентировочно соответствующего тарифу, установленному Постановлением Мэра г. Абакана № 2470 от 27.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (ред. от 26.07.2007) к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно 5, 7 Приказа ФСТ РФ от 23.10.2007 N 277-э/7 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» плата за технологическое присоединение взимается однократно.
Размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.
В Республике Хакасия в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.03.2005 N 74 "Об утверждении положения о государственном комитете по тарифам Республики" таким органом является Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия (Пункт 6.34).
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» установлена плата за технологическое присоединение в размере 4500 руб/кВт. С НДС плата составляет 5310 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, организация коммунального комплекса.
До 01.01.2009 года к системам коммунальной инфраструктуры относилась также и совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электроснабжения, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
29 декабря 2008 года Мэр г. Абакана Постановлением № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» установил тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе электроснабжения города Абакана (кроме физических лиц, подавших заявку до 15 кВт на использование электроэнергии для коммунально-бытовых нужд) в размере 21358,08 рубля за 1 кВт заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) с НДС и установил период действия тарифа на подключение с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Однако, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 25.12.2008 N 281- ФЗ «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 году органы регулирования муниципальных образований не вправе регулировать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электроснабжения, в связи с чем данное постановление Мэра г. Абакана признано утратившим силу.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что данный тариф на подключение не применим к имеющимся между ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» правоотношениям по технологическому присоединению, его использование не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим технологическое присоединение и заключенному между сторонами договору.
Таким образом, требование ОАО «Хакасское по племенной работе» оплатить за технологическое присоединение по тарифу 20 000 рублей за 1кВт нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Административным регламентом от 17.01.2007 N 5, Хакасским УФАС России проведены анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе». Из анализа следует, что имеются признаки доминирования у ОАО «Хакасское по племенной работе» на данном товарном рынке.
ОАО «Хакасское по племенной работе» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Технологическая возможность не прекращать производство товара, т.е. осуществить технологическое присоединение для ФГОУ ВПО «КрасГАУ» у ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется, о чем свидетельствует договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «Хакасское по племенной работе» также имеется, так как на момент заключения названного договора на территории Республики Хакасия действовал установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 № 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций республики Хакасия» экономически обоснованный тариф в размере 4500 руб./кВт (без НДС).
Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов прямо предусматривающий сокращение или прекращение производства товара Хакасским УФАС России не установлено, представителем ОАО «Хакасское по племенной работе» не представлено.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение будет осуществлено только в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт злоупотреблением доминирующим положением.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
До заседания комиссии от ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ поступило письмо (исх. № 820 от 24.03.2009) о том, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания, расположенного по адресу РХ, г. Абакан, ул. Зоотехническая,02 разрешен по соглашению сторон. Оплата за технологическое присоединение 1 этажа вышеуказанного здания по договору № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии от 14.01.2009 г. составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
Таким образом, после возбуждения дела ОАО «Хакасское по племенной работе» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе», доминирующим.
2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.


Председатель комиссии П. А. Шалимов

Члены комиссии И. А. Андрюшкова

 И. И. Жукова

 Н. В. Лесниченко

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6840 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 7-А-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Хакасское по племенной работе" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6840 [type] => solution [language] => ru [created] => 1240948800 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 7-А-09

29 апреля 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П. А. – заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н. В. – специалист – эксперт отдела АЗР;
при участии:
- представителя Хакасского филиала ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет (далее ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ) – начальника отдела кадров Скоробогатовой Татьяны Юрьевны (доверенность № 18 от 29.04.2009);
- представителя открытого акционерного общества «Хакасское по племенной работе» - Овчинниковой Светланы Николаевны (доверенность от 29.04.2009),
рассмотрев материалы дела № 7-А-09, возбуждённого в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

17 февраля в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ об установлении ОАО «Хакасское по племенной работе» завышенного тарифа (20 000 рублей за 1 кВт) на технологическое подключение к его электрическим сетям и о предупреждении, что общество «согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт».
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России предварительно определено, что имеются признаки наличия доминирующего положения ОАО «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе».
В связи с этим 17 марта 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 7-А-09 в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании комиссии представитель ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ пояснил, что ФГОУ ВПО КрасГАУ имеет на праве оперативного управления 1 и 3 этаж административного здания, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), к которым имеется технологическая возможность подключения энергоснабжения 1 и 3 этажей названного здания.
14 января 2009 года ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключили договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии, из которого следовало, что тариф за технологическое присоединение 1 кВт составил 5000 рублей.
Однако, 2 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес ХФ ФГОУ ВПО «КрасГАУ» письмо исх. № 15 от 02.02.09, в котором сообщило, что согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт.
Кроме того, представитель заявителя сообщила, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания в настоящее время разрешен по соглашению сторон.
Представитель ОАО «Хакасское по племенной работе» подтвердила, что общество является собственником объектов электросетевого хозяйства, и пояснила, что стоимость за технологическое присоединение была увеличена до 20 000 рублей за 1 кВт в связи с принятием Постановления Мэра г. Абакана № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана».
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия выявила следующее.
14 января 2009 года между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключен договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Пунктом 1.1. договора определено, что стороны обязуются выполнить мероприятия по дополнительному технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) Покупателя, по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02 к электрическим сетям поставщика (ТП – 286) и передавать Покупателю через присоединенную от себя сеть энергию (далее транзит электроэнергии), а Покупатель обязуется внести разовую оплату за технологическое присоединение.
Пунктом 1.2. стороны установили, что технологическое присоединение и транзит электроэнергии обеспечивается Продавцом после представление Покупателем Продавцу копии платежного поручения об оплате за присоединение, а также подписания сторонами Заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям. (Приложение № 1).
Оплата за технологическое присоединение 1 этажа производится разовым платежом в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей на счет Поставщика (Пункт 3.1. договора).
Из названных условий договора следует, что плата за технологическое присоединение 1 кВт составила 5 000 рублей, что ориентировочно соответствует тарифу, утвержденному Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия».
Однако, 2 февраля 2009 года 29 декабря 2008 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило заявителю предупреждение (письмо вх. № 15 от 02.02.2009 г) о том, что оно согласно выполнить мероприятия по технологическому подключению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт. Общая сумма за технологическое присоединение составит 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Кроме того, 5 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес заявителя второе письмо (вх. № 18), в котором оно требовало возместить свой ущерб, полученный от увеличения тарифов по технологическому присоединению в сумме 320 000 рублей.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
В соответствии с абз. 2. п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение 1 этажа административного здания ( 20кВт) будет осуществлено в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт означает необоснованный односторонний отказ от исполнения договора в существующей редакции в части оплаты по цене 5 000 рублей за 1 кВт., является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ) и недопустим для контрагента, занимающего доминирующее положение.
Также недопустимо применение ОАО «Хакасское по племенной работе» тарифа 20 000 руб. за 1кВт, ориентировочно соответствующего тарифу, установленному Постановлением Мэра г. Абакана № 2470 от 27.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (ред. от 26.07.2007) к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно 5, 7 Приказа ФСТ РФ от 23.10.2007 N 277-э/7 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» плата за технологическое присоединение взимается однократно.
Размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.
В Республике Хакасия в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.03.2005 N 74 "Об утверждении положения о государственном комитете по тарифам Республики" таким органом является Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия (Пункт 6.34).
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» установлена плата за технологическое присоединение в размере 4500 руб/кВт. С НДС плата составляет 5310 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, организация коммунального комплекса.
До 01.01.2009 года к системам коммунальной инфраструктуры относилась также и совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электроснабжения, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
29 декабря 2008 года Мэр г. Абакана Постановлением № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» установил тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе электроснабжения города Абакана (кроме физических лиц, подавших заявку до 15 кВт на использование электроэнергии для коммунально-бытовых нужд) в размере 21358,08 рубля за 1 кВт заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) с НДС и установил период действия тарифа на подключение с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Однако, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 25.12.2008 N 281- ФЗ «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 году органы регулирования муниципальных образований не вправе регулировать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электроснабжения, в связи с чем данное постановление Мэра г. Абакана признано утратившим силу.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что данный тариф на подключение не применим к имеющимся между ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» правоотношениям по технологическому присоединению, его использование не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим технологическое присоединение и заключенному между сторонами договору.
Таким образом, требование ОАО «Хакасское по племенной работе» оплатить за технологическое присоединение по тарифу 20 000 рублей за 1кВт нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Административным регламентом от 17.01.2007 N 5, Хакасским УФАС России проведены анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе». Из анализа следует, что имеются признаки доминирования у ОАО «Хакасское по племенной работе» на данном товарном рынке.
ОАО «Хакасское по племенной работе» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Технологическая возможность не прекращать производство товара, т.е. осуществить технологическое присоединение для ФГОУ ВПО «КрасГАУ» у ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется, о чем свидетельствует договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «Хакасское по племенной работе» также имеется, так как на момент заключения названного договора на территории Республики Хакасия действовал установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 № 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций республики Хакасия» экономически обоснованный тариф в размере 4500 руб./кВт (без НДС).
Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов прямо предусматривающий сокращение или прекращение производства товара Хакасским УФАС России не установлено, представителем ОАО «Хакасское по племенной работе» не представлено.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение будет осуществлено только в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт злоупотреблением доминирующим положением.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
До заседания комиссии от ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ поступило письмо (исх. № 820 от 24.03.2009) о том, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания, расположенного по адресу РХ, г. Абакан, ул. Зоотехническая,02 разрешен по соглашению сторон. Оплата за технологическое присоединение 1 этажа вышеуказанного здания по договору № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии от 14.01.2009 г. составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
Таким образом, после возбуждения дела ОАО «Хакасское по племенной работе» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе», доминирующим.
2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.


Председатель комиссии П. А. Шалимов

Члены комиссии И. А. Андрюшкова

 И. И. Жукова

 Н. В. Лесниченко

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 7-А-09

29 апреля 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П. А. – заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н. В. – специалист – эксперт отдела АЗР;
при участии:
- представителя Хакасского филиала ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет (далее ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ) – начальника отдела кадров Скоробогатовой Татьяны Юрьевны (доверенность № 18 от 29.04.2009);
- представителя открытого акционерного общества «Хакасское по племенной работе» - Овчинниковой Светланы Николаевны (доверенность от 29.04.2009),
рассмотрев материалы дела № 7-А-09, возбуждённого в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

17 февраля в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ об установлении ОАО «Хакасское по племенной работе» завышенного тарифа (20 000 рублей за 1 кВт) на технологическое подключение к его электрическим сетям и о предупреждении, что общество «согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт».
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России предварительно определено, что имеются признаки наличия доминирующего положения ОАО «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе».
В связи с этим 17 марта 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 7-А-09 в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании комиссии представитель ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ пояснил, что ФГОУ ВПО КрасГАУ имеет на праве оперативного управления 1 и 3 этаж административного здания, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), к которым имеется технологическая возможность подключения энергоснабжения 1 и 3 этажей названного здания.
14 января 2009 года ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключили договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии, из которого следовало, что тариф за технологическое присоединение 1 кВт составил 5000 рублей.
Однако, 2 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес ХФ ФГОУ ВПО «КрасГАУ» письмо исх. № 15 от 02.02.09, в котором сообщило, что согласно выполнить мероприятия по технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт.
Кроме того, представитель заявителя сообщила, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания в настоящее время разрешен по соглашению сторон.
Представитель ОАО «Хакасское по племенной работе» подтвердила, что общество является собственником объектов электросетевого хозяйства, и пояснила, что стоимость за технологическое присоединение была увеличена до 20 000 рублей за 1 кВт в связи с принятием Постановления Мэра г. Абакана № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана».
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия выявила следующее.
14 января 2009 года между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» заключен договор № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Пунктом 1.1. договора определено, что стороны обязуются выполнить мероприятия по дополнительному технологическому присоединению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) Покупателя, по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02 к электрическим сетям поставщика (ТП – 286) и передавать Покупателю через присоединенную от себя сеть энергию (далее транзит электроэнергии), а Покупатель обязуется внести разовую оплату за технологическое присоединение.
Пунктом 1.2. стороны установили, что технологическое присоединение и транзит электроэнергии обеспечивается Продавцом после представление Покупателем Продавцу копии платежного поручения об оплате за присоединение, а также подписания сторонами Заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям. (Приложение № 1).
Оплата за технологическое присоединение 1 этажа производится разовым платежом в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей на счет Поставщика (Пункт 3.1. договора).
Из названных условий договора следует, что плата за технологическое присоединение 1 кВт составила 5 000 рублей, что ориентировочно соответствует тарифу, утвержденному Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия».
Однако, 2 февраля 2009 года 29 декабря 2008 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило заявителю предупреждение (письмо вх. № 15 от 02.02.2009 г) о том, что оно согласно выполнить мероприятия по технологическому подключению 1 этажа административного здания ( 20 кВт) к своим электрическим сетям (ТП-286) при оплате за технологическое присоединение по цене 20 000 рублей за 1 кВт. Общая сумма за технологическое присоединение составит 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Кроме того, 5 февраля 2009 года ОАО «Хакасское по племенной работе» направило в адрес заявителя второе письмо (вх. № 18), в котором оно требовало возместить свой ущерб, полученный от увеличения тарифов по технологическому присоединению в сумме 320 000 рублей.
ОАО «Хакасское по племенной работе» является владельцем объектов электроэнергетики (трансформаторной подстанции, ЛЭП – 10 кВ, ЛЭП – 0,4 кВ), расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Зоотехническая, 02.
В соответствии с абз. 2. п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Между ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» и ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение 1 этажа административного здания ( 20кВт) будет осуществлено в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт означает необоснованный односторонний отказ от исполнения договора в существующей редакции в части оплаты по цене 5 000 рублей за 1 кВт., является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ) и недопустим для контрагента, занимающего доминирующее положение.
Также недопустимо применение ОАО «Хакасское по племенной работе» тарифа 20 000 руб. за 1кВт, ориентировочно соответствующего тарифу, установленному Постановлением Мэра г. Абакана № 2470 от 27.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (ред. от 26.07.2007) к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно 5, 7 Приказа ФСТ РФ от 23.10.2007 N 277-э/7 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» плата за технологическое присоединение взимается однократно.
Размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.
В Республике Хакасия в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.03.2005 N 74 "Об утверждении положения о государственном комитете по тарифам Республики" таким органом является Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия (Пункт 6.34).
Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 N 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия» установлена плата за технологическое присоединение в размере 4500 руб/кВт. С НДС плата составляет 5310 рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, организация коммунального комплекса.
До 01.01.2009 года к системам коммунальной инфраструктуры относилась также и совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электроснабжения, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
29 декабря 2008 года Мэр г. Абакана Постановлением № 2470 от 29.12.2008 «Об установлении тарифов на подключение к системе электроснабжения города Абакана» установил тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе электроснабжения города Абакана (кроме физических лиц, подавших заявку до 15 кВт на использование электроэнергии для коммунально-бытовых нужд) в размере 21358,08 рубля за 1 кВт заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) с НДС и установил период действия тарифа на подключение с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Однако, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 25.12.2008 N 281- ФЗ «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2009 году органы регулирования муниципальных образований не вправе регулировать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электроснабжения, в связи с чем данное постановление Мэра г. Абакана признано утратившим силу.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что данный тариф на подключение не применим к имеющимся между ФГОУ ВПО «КрасГАУ» и ОАО «Хакасское по племенной работе» правоотношениям по технологическому присоединению, его использование не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим технологическое присоединение и заключенному между сторонами договору.
Таким образом, требование ОАО «Хакасское по племенной работе» оплатить за технологическое присоединение по тарифу 20 000 рублей за 1кВт нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с Административным регламентом от 17.01.2007 N 5, Хакасским УФАС России проведены анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе». Из анализа следует, что имеются признаки доминирования у ОАО «Хакасское по племенной работе» на данном товарном рынке.
ОАО «Хакасское по племенной работе» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, а также нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Технологическая возможность не прекращать производство товара, т.е. осуществить технологическое присоединение для ФГОУ ВПО «КрасГАУ» у ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется, о чем свидетельствует договор № 3-ар от 14 января 2009 года на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии.
Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «Хакасское по племенной работе» также имеется, так как на момент заключения названного договора на территории Республики Хакасия действовал установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 25.04.2008 № 22 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций республики Хакасия» экономически обоснованный тариф в размере 4500 руб./кВт (без НДС).
Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов прямо предусматривающий сокращение или прекращение производства товара Хакасским УФАС России не установлено, представителем ОАО «Хакасское по племенной работе» не представлено.
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает предупреждение ОАО «Хакасское по племенной работе» о том, что технологическое присоединение будет осуществлено только в случае оплаты за него по цене 20 000 рублей за 1 кВт злоупотреблением доминирующим положением.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасское по племенной работе» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
До заседания комиссии от ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ поступило письмо (исх. № 820 от 24.03.2009) о том, что вопрос об оплате за технологическое присоединение 1 этажа административного здания, расположенного по адресу РХ, г. Абакан, ул. Зоотехническая,02 разрешен по соглашению сторон. Оплата за технологическое присоединение 1 этажа вышеуказанного здания по договору № 3-ар на подключение к электрическим сетям и транзит электроэнергии от 14.01.2009 г. составляет 100 000 (сто тысяч) рублей.
Таким образом, после возбуждения дела ОАО «Хакасское по племенной работе» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении ОАО «Хакасское по племенной работе» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе», доминирующим.
2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Хакасское по племенной работе» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.


Председатель комиссии П. А. Шалимов

Члены комиссии И. А. Андрюшкова

 И. И. Жукова

 Н. В. Лесниченко

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Хакасское УФАС России признало ООО «Хакасское по племенной работе» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение, которое оно занимает  на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе», доминирующим. Но в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

[format] => full_html [safe_value] =>

Хакасское УФАС России признало ООО «Хакасское по племенной работе» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение, которое оно занимает  на товарном рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «Хакасское по племенной работе», доминирующим. Но в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-29 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-29 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )