Решение и предписание по делу № 10-А-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Абаканского городского Совета депутатов

Дата публикации: 6 мая 2009, 08:00

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-А-09

06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
при участии:
- директора МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Арокина Игоря Васильевича;
- представителя МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Григорьева Александра Викторовича.
рассмотрев дело № 10-А-09, возбужденное по признакам нарушения Абаканским городским Советом депутатов части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения руководителя ФАС России от 10.12.2008 г. № ИА/33111 Хакасское УФАС России провело проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, при взаимодействии органа местного самоуправления МО г. Абакана с хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг.
Анализ «Правил содержания муниципальных кладбищ», утвержденных решением Абаканского городского совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 (далее – Правила) послужил основанием для возбуждения в отношении Абаканского городского Совета депутатов (далее – Совет) дела по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что Совет надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, но своих представителей не направил и ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, дело рассмотрено в их отсутствии.
В ходе рассмотрения дела представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» (далее – предприятие) согласились с тем, что Правила содержат нормы, противоречащие как федеральному закону от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ (с дальнейшими изменениями и дополнениями) «О погребении и похоронном деле», так и антимонопольному законодательству в части предоставления только им полномочий по подготовке могил и погребению умерших а так же наделения МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации похоронного обслуживания на общественных кладбищах г. Абакана, в том числе, передача Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия, отвод земельных участков для погребения; принятие и оформление заказов на погребение и подготовку могил; регистрация захоронений; составление протоколов об административных правонарушениях; выдача пропусков на въезд катафалка и т.д.
Вместе с тем, представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» дополнительно пояснили, что хотя Правилами и закреплены нормы противоречащие действующему законодательству, фактически в настоящее время некоторые из таких норм не действуют. Так все городские кладбища находятся в ведении Администрации г. Абакана и предприятию не передавались; должностными лицами предприятия протоколы об административных правонарушениях не составлялись; на городских кладбищах кроме данного предприятия деятельность по подготовке могил и захоронению умерших осуществляют и иные хозяйствующие субъекты (ОАО «Военно-мемориальная компания», индивидуальные предприниматели).
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой либо сфере, а также предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам работающим на рынке того же товара.
Кроме того, частью 3 вышеназванной законодательной нормы запрещается, в частности, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности установлены Федеральным законом от 12.01.2006 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В силу статей 16, 18, 25 вышеназванного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом организация похоронного дела, а так же предоставление земельного участка для размещения места погребения умершего осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, статьей 10 данного закона лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по погребению, т.е. данный товарный рынок должен быть равнодоступен для хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, анализ Правил позволяет комиссии прийти к выводу о нарушении Советом частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии данного акта.
Так предоставление только МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» возможности по подготовке могил и погребению умерших (п.4.1 Правил) исключает деятельность других хозяйствующих субъектов в сфере оказания ритуальных услуг, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Наделение предприятия функциями органа местного самоуправления в виде:
1. Предоставление Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия (п.1.2 Правил);
2. Закрепление за предприятием функций по организации похоронного дела;
• принятие и оформление заказов на подготовку могил и погребения (п.2.2 Правил);
• отвод земельных участков для погребения (п.2.3 Правил);
• регистрация захоронений (п.2.10 Правил);
• соблюдение норм отвода каждого земельного участка (п.4.1 Правил);
• выдача пропусков на въезд катафального транспортного средства (п.7.3 Правил);
3. Предоставление предприятию полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункты 3.3 и 6.6 Правил);
нарушает ч.3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также создает преимущественные условия деятельности для предприятия и ограничивает самостоятельность, создает дискриминационные условия деятельности для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерения осуществлять) деятельность по оказанию ритуальных услуг.
Следует отметить, что выводы комиссии подтверждены действующей арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года по делу № 12027/07).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьями 23, статьи 41, 49, 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Абаканский городской Совет депутатов нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта (утвержденного решением горсовета от 27.02.2006 года № 239 «Правил содержания муниципальных кладбищ), содержащего нормы, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов по оказанию ритуальных услуг, а также наделяющие МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, что ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.
2. Выдать Абаканскому городскому Совету депутатов предписание об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.


Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

 И.И. Жукова

Е.С.Северина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 10-А-09


06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 мая 2009 г. по делу № 10-А-09 о нарушении Абаканским городским Советом депутатов (г. Абакан, ул. Щетинкина 10) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Абаканскому городскому совету депутатов прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделение хозяйствующего субъекта - МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, а так же создании преимущественных условий для осуществления деятельности МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» и необоснованного препятствования осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг для чего:
1. В срок до 25.06.2009 г. внести изменения в «Правила содержания муниципальных кладбищ», утвержденных Решением Абаканского городского Совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 следующего содержания:
• в п.1.2 Правил слова «….и находящихся в ведении муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги» - Абаканской городской специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее по тексту – МУП «Ритуальные услуги) – исключить.
• в п.2.2 Правил слова «.. Заказы на подготовку могил оформляются в МУП «Ритуальные услуги». Заказы на погребение оформляются агентами специализированных служб по вопросам похоронного дела» - исключить.
• в п.2.3 Правил слова «…Отвод земельных участков для погребения производится администрацией кладбища на основании решения МУП «Ритуальные услуги», а так же слова «…при условии заключения договора с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в 2.10 Правил – исключить.
• в п. 3.3 Правил слова «… Если эти нарушения не устранены, то составляется протокол о незаконном занятии места захоронения и направляется в Административную комиссию г. Абакана…» - исключить.
• в п. 3.4 Правил слова «…На старых ….» - исключить.
• в п.3.5 Правил слова «…..и согласовании с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п. 3.10 Правил слова «….с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п.4.1 Правил слова «…. на МУП «Ритуальные услуги» заменить словами «…. на Администрацию г. Абакана».
• в п.6.6 Правил слова «….Протоколы об административных правонарушениях составляются директором МУП «Ритуальные услуги» либо его заместителем в порядке, установленном законодательством» - исключить.
• п.7.3 Правил – исключить.
2. О выполнении п.1 настоящего предписания Абаканскому городскому Совету депутатов необходимо сообщить в адрес управления в срок до 01.07.2009 г., предоставив документальные доказательства его исполнения.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

И.И. Жукова

Е.С.Северина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6848 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 10-А-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Абаканского городского Совета депутатов [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6848 [type] => solution [language] => ru [created] => 1241553600 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-А-09

06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
при участии:
- директора МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Арокина Игоря Васильевича;
- представителя МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Григорьева Александра Викторовича.
рассмотрев дело № 10-А-09, возбужденное по признакам нарушения Абаканским городским Советом депутатов части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения руководителя ФАС России от 10.12.2008 г. № ИА/33111 Хакасское УФАС России провело проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, при взаимодействии органа местного самоуправления МО г. Абакана с хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг.
Анализ «Правил содержания муниципальных кладбищ», утвержденных решением Абаканского городского совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 (далее – Правила) послужил основанием для возбуждения в отношении Абаканского городского Совета депутатов (далее – Совет) дела по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что Совет надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, но своих представителей не направил и ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, дело рассмотрено в их отсутствии.
В ходе рассмотрения дела представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» (далее – предприятие) согласились с тем, что Правила содержат нормы, противоречащие как федеральному закону от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ (с дальнейшими изменениями и дополнениями) «О погребении и похоронном деле», так и антимонопольному законодательству в части предоставления только им полномочий по подготовке могил и погребению умерших а так же наделения МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации похоронного обслуживания на общественных кладбищах г. Абакана, в том числе, передача Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия, отвод земельных участков для погребения; принятие и оформление заказов на погребение и подготовку могил; регистрация захоронений; составление протоколов об административных правонарушениях; выдача пропусков на въезд катафалка и т.д.
Вместе с тем, представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» дополнительно пояснили, что хотя Правилами и закреплены нормы противоречащие действующему законодательству, фактически в настоящее время некоторые из таких норм не действуют. Так все городские кладбища находятся в ведении Администрации г. Абакана и предприятию не передавались; должностными лицами предприятия протоколы об административных правонарушениях не составлялись; на городских кладбищах кроме данного предприятия деятельность по подготовке могил и захоронению умерших осуществляют и иные хозяйствующие субъекты (ОАО «Военно-мемориальная компания», индивидуальные предприниматели).
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой либо сфере, а также предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам работающим на рынке того же товара.
Кроме того, частью 3 вышеназванной законодательной нормы запрещается, в частности, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности установлены Федеральным законом от 12.01.2006 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В силу статей 16, 18, 25 вышеназванного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом организация похоронного дела, а так же предоставление земельного участка для размещения места погребения умершего осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, статьей 10 данного закона лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по погребению, т.е. данный товарный рынок должен быть равнодоступен для хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, анализ Правил позволяет комиссии прийти к выводу о нарушении Советом частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии данного акта.
Так предоставление только МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» возможности по подготовке могил и погребению умерших (п.4.1 Правил) исключает деятельность других хозяйствующих субъектов в сфере оказания ритуальных услуг, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Наделение предприятия функциями органа местного самоуправления в виде:
1. Предоставление Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия (п.1.2 Правил);
2. Закрепление за предприятием функций по организации похоронного дела;
• принятие и оформление заказов на подготовку могил и погребения (п.2.2 Правил);
• отвод земельных участков для погребения (п.2.3 Правил);
• регистрация захоронений (п.2.10 Правил);
• соблюдение норм отвода каждого земельного участка (п.4.1 Правил);
• выдача пропусков на въезд катафального транспортного средства (п.7.3 Правил);
3. Предоставление предприятию полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункты 3.3 и 6.6 Правил);
нарушает ч.3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также создает преимущественные условия деятельности для предприятия и ограничивает самостоятельность, создает дискриминационные условия деятельности для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерения осуществлять) деятельность по оказанию ритуальных услуг.
Следует отметить, что выводы комиссии подтверждены действующей арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года по делу № 12027/07).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьями 23, статьи 41, 49, 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Абаканский городской Совет депутатов нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта (утвержденного решением горсовета от 27.02.2006 года № 239 «Правил содержания муниципальных кладбищ), содержащего нормы, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов по оказанию ритуальных услуг, а также наделяющие МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, что ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.
2. Выдать Абаканскому городскому Совету депутатов предписание об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.


Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

 И.И. Жукова

Е.С.Северина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 10-А-09


06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 мая 2009 г. по делу № 10-А-09 о нарушении Абаканским городским Советом депутатов (г. Абакан, ул. Щетинкина 10) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Абаканскому городскому совету депутатов прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделение хозяйствующего субъекта - МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, а так же создании преимущественных условий для осуществления деятельности МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» и необоснованного препятствования осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг для чего:
1. В срок до 25.06.2009 г. внести изменения в «Правила содержания муниципальных кладбищ», утвержденных Решением Абаканского городского Совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 следующего содержания:
• в п.1.2 Правил слова «….и находящихся в ведении муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги» - Абаканской городской специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее по тексту – МУП «Ритуальные услуги) – исключить.
• в п.2.2 Правил слова «.. Заказы на подготовку могил оформляются в МУП «Ритуальные услуги». Заказы на погребение оформляются агентами специализированных служб по вопросам похоронного дела» - исключить.
• в п.2.3 Правил слова «…Отвод земельных участков для погребения производится администрацией кладбища на основании решения МУП «Ритуальные услуги», а так же слова «…при условии заключения договора с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в 2.10 Правил – исключить.
• в п. 3.3 Правил слова «… Если эти нарушения не устранены, то составляется протокол о незаконном занятии места захоронения и направляется в Административную комиссию г. Абакана…» - исключить.
• в п. 3.4 Правил слова «…На старых ….» - исключить.
• в п.3.5 Правил слова «…..и согласовании с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п. 3.10 Правил слова «….с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п.4.1 Правил слова «…. на МУП «Ритуальные услуги» заменить словами «…. на Администрацию г. Абакана».
• в п.6.6 Правил слова «….Протоколы об административных правонарушениях составляются директором МУП «Ритуальные услуги» либо его заместителем в порядке, установленном законодательством» - исключить.
• п.7.3 Правил – исключить.
2. О выполнении п.1 настоящего предписания Абаканскому городскому Совету депутатов необходимо сообщить в адрес управления в срок до 01.07.2009 г., предоставив документальные доказательства его исполнения.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

И.И. Жукова

Е.С.Северина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-А-09

06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
при участии:
- директора МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Арокина Игоря Васильевича;
- представителя МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» Григорьева Александра Викторовича.
рассмотрев дело № 10-А-09, возбужденное по признакам нарушения Абаканским городским Советом депутатов части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

Во исполнение поручения руководителя ФАС России от 10.12.2008 г. № ИА/33111 Хакасское УФАС России провело проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, при взаимодействии органа местного самоуправления МО г. Абакана с хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг.
Анализ «Правил содержания муниципальных кладбищ», утвержденных решением Абаканского городского совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 (далее – Правила) послужил основанием для возбуждения в отношении Абаканского городского Совета депутатов (далее – Совет) дела по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что Совет надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, но своих представителей не направил и ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, дело рассмотрено в их отсутствии.
В ходе рассмотрения дела представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» (далее – предприятие) согласились с тем, что Правила содержат нормы, противоречащие как федеральному закону от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ (с дальнейшими изменениями и дополнениями) «О погребении и похоронном деле», так и антимонопольному законодательству в части предоставления только им полномочий по подготовке могил и погребению умерших а так же наделения МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления по организации похоронного обслуживания на общественных кладбищах г. Абакана, в том числе, передача Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия, отвод земельных участков для погребения; принятие и оформление заказов на погребение и подготовку могил; регистрация захоронений; составление протоколов об административных правонарушениях; выдача пропусков на въезд катафалка и т.д.
Вместе с тем, представители МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» дополнительно пояснили, что хотя Правилами и закреплены нормы противоречащие действующему законодательству, фактически в настоящее время некоторые из таких норм не действуют. Так все городские кладбища находятся в ведении Администрации г. Абакана и предприятию не передавались; должностными лицами предприятия протоколы об административных правонарушениях не составлялись; на городских кладбищах кроме данного предприятия деятельность по подготовке могил и захоронению умерших осуществляют и иные хозяйствующие субъекты (ОАО «Военно-мемориальная компания», индивидуальные предприниматели).
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой либо сфере, а также предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам работающим на рынке того же товара.
Кроме того, частью 3 вышеназванной законодательной нормы запрещается, в частности, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.
Правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности установлены Федеральным законом от 12.01.2006 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В силу статей 16, 18, 25 вышеназванного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. При этом организация похоронного дела, а так же предоставление земельного участка для размещения места погребения умершего осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, статьей 10 данного закона лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по погребению, т.е. данный товарный рынок должен быть равнодоступен для хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, анализ Правил позволяет комиссии прийти к выводу о нарушении Советом частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии данного акта.
Так предоставление только МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» возможности по подготовке могил и погребению умерших (п.4.1 Правил) исключает деятельность других хозяйствующих субъектов в сфере оказания ритуальных услуг, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Наделение предприятия функциями органа местного самоуправления в виде:
1. Предоставление Абаканских городских кладбищ в ведение предприятия (п.1.2 Правил);
2. Закрепление за предприятием функций по организации похоронного дела;
• принятие и оформление заказов на подготовку могил и погребения (п.2.2 Правил);
• отвод земельных участков для погребения (п.2.3 Правил);
• регистрация захоронений (п.2.10 Правил);
• соблюдение норм отвода каждого земельного участка (п.4.1 Правил);
• выдача пропусков на въезд катафального транспортного средства (п.7.3 Правил);
3. Предоставление предприятию полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункты 3.3 и 6.6 Правил);
нарушает ч.3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также создает преимущественные условия деятельности для предприятия и ограничивает самостоятельность, создает дискриминационные условия деятельности для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерения осуществлять) деятельность по оказанию ритуальных услуг.
Следует отметить, что выводы комиссии подтверждены действующей арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 сентября 2008 года по делу № 12027/07).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьями 23, статьи 41, 49, 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Абаканский городской Совет депутатов нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта (утвержденного решением горсовета от 27.02.2006 года № 239 «Правил содержания муниципальных кладбищ), содержащего нормы, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов по оказанию ритуальных услуг, а также наделяющие МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, что ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.
2. Выдать Абаканскому городскому Совету депутатов предписание об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.


Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

 И.И. Жукова

Е.С.Северина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 10-А-09


06 мая 2009 г. г. Абакан

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист - эксперт отдела АЗР;
Жукова И. И. - специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 мая 2009 г. по делу № 10-А-09 о нарушении Абаканским городским Советом депутатов (г. Абакан, ул. Щетинкина 10) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Абаканскому городскому совету депутатов прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделение хозяйствующего субъекта - МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, а так же создании преимущественных условий для осуществления деятельности МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» и необоснованного препятствования осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг для чего:
1. В срок до 25.06.2009 г. внести изменения в «Правила содержания муниципальных кладбищ», утвержденных Решением Абаканского городского Совета депутатов от 27.02.2006 г. № 239 следующего содержания:
• в п.1.2 Правил слова «….и находящихся в ведении муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Ритуальные услуги» - Абаканской городской специализированной службы по вопросам похоронного дела (далее по тексту – МУП «Ритуальные услуги) – исключить.
• в п.2.2 Правил слова «.. Заказы на подготовку могил оформляются в МУП «Ритуальные услуги». Заказы на погребение оформляются агентами специализированных служб по вопросам похоронного дела» - исключить.
• в п.2.3 Правил слова «…Отвод земельных участков для погребения производится администрацией кладбища на основании решения МУП «Ритуальные услуги», а так же слова «…при условии заключения договора с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в 2.10 Правил – исключить.
• в п. 3.3 Правил слова «… Если эти нарушения не устранены, то составляется протокол о незаконном занятии места захоронения и направляется в Административную комиссию г. Абакана…» - исключить.
• в п. 3.4 Правил слова «…На старых ….» - исключить.
• в п.3.5 Правил слова «…..и согласовании с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п. 3.10 Правил слова «….с МУП «Ритуальные услуги» - исключить.
• в п.4.1 Правил слова «…. на МУП «Ритуальные услуги» заменить словами «…. на Администрацию г. Абакана».
• в п.6.6 Правил слова «….Протоколы об административных правонарушениях составляются директором МУП «Ритуальные услуги» либо его заместителем в порядке, установленном законодательством» - исключить.
• п.7.3 Правил – исключить.
2. О выполнении п.1 настоящего предписания Абаканскому городскому Совету депутатов необходимо сообщить в адрес управления в срок до 01.07.2009 г., предоставив документальные доказательства его исполнения.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов

Члены комиссии: И.А. Андрюшкова

И.И. Жукова

Е.С.Северина


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Хакасское УФАС России признало  Абаканский городской Совет депутатов нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта (утвержденного решением горсовета от 27.02.2006 года № 239 «Правил содержания муниципальных кладбищ), содержащего нормы, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов по оказанию ритуальных услуг, а также наделяющие МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, что ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг. И в соответствии с вышеизложенным, комисстя антимонопольного органа выдала  Абаканскому городскому Совету депутатов предписание об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.
 

[format] => full_html [safe_value] =>

Хакасское УФАС России признало  Абаканский городской Совет депутатов нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта (утвержденного решением горсовета от 27.02.2006 года № 239 «Правил содержания муниципальных кладбищ), содержащего нормы, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов по оказанию ритуальных услуг, а также наделяющие МУП г. Абакана «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления, что ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг. И в соответствии с вышеизложенным, комисстя антимонопольного органа выдала  Абаканскому городскому Совету депутатов предписание об изменении акта, противоречащего антимонопольному законодательству.
 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-05-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )