РЕШЕНИЕ
по делу № 14-А-09
27 мая 2009 г. г. Абакан
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии Гофман Э.Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Андрюшкова И.А. – главный специалист –эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е. С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
при участии:
• директора ООО «Лифтремонтмонтаж» Бодягина Олега Георгиевича;
• председателя Товарищества домовладельцев «Сибирь» Аксенова Анатолия Ивановича,
возбуждённого в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» (ул. Вяткина 35а, г. Абакан, РХ, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
27 января 2009 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление Товарищества домовладельцев «Сибирь» (далее ТД «Сибирь») на действия ООО «Лифтремонтмонтаж», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части повышения стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России проведен предварительный анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Из анализа следует, что имеются признаки наличия доминирующего положения ООО «Лифтремонтмонтаж» на названном товарном рынке на локальной территории г. Абакана.
В связи с этим 6 апреля 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 14-А-09 в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела № 14-А-09 назначено на 19.05.2009 г.
В связи с производственной необходимостью определением Хакасского УФАС России от 10 апреля 2009 года рассмотрение дела № 14-А-09 перенесено на 5 мая 2009 г. Стороны о переносе данного дела надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении № 12006 и № 12005.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции в заседании комиссии объявлялся перерыв с 10.00 - 5 мая 2009 года до 14.00 - 7 мая 2009 года.
На заседании комиссии (7 мая 209 г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что навязывание невыгодных условий договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресу: ул. Аскизская, 126, г. не имело место. Председателю ТД «Сибирь» было дано разъяснение о принципах расчета технического обслуживания и ремонта лифтов, а так же в случае несогласия работать по сметным нормам, было предложено обратиться в аналогичные специализированные организации, работающие в г. Абакане (ООО «Абаканлифт», ООО «Лифт»). Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно нормативному документу «Сборник сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (СН-ТОЛ), утвержденному Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
Согласно СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически, стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком.
При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». В 2008 году базовая ставка составляла 2550 рублей. В 2009 году – 3500 рублей. Соответственно возросли налоговые отчисления. Повысились расходы на коммунальные платежи и содержание автотранспорта для лифтовой аварийной службы.
Идя навстречу заказчикам и реально оценивая обстановку на рынке оказания услуг, а также учитывая платежеспособность населения ООО «Лифтремонтмонтаж» при сметной стоимости 3080 рублей за 1 лифт в месяц в 2008 году заключило договоры на техобслуживание лифтов со стоимостью цены от 1360 до 1504 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. 45-49% от установленной нормативной сметной стоимости. На 2009 год при сметной стоимости обслуживания 4228 рублей за 1 лифт в месяц, ООО «Лифтремонтмонтаж» предлагает заказчикам заключить договоры по договорной стоимости от 2041 до 3163 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. от 48 до 75% от установленной на 2009 год нормативной сметной стоимости. При этом все затраты на приобретение материалов и запасных частей, необходимых для проведения текущего ремонта оборудования лифтов, ООО «Лифтремонтмонтаж» в 2009 году берет на себя.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав доказательства, позицию заявителя, пришла к выводу о невозможности разрешения дела в данном заседании в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации и отложила рассмотрение дела на 27.05.2009 г.
На заседании комиссии (27.05.2009г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы, что подтверждается заключенным договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Исследовав доказательства по делу, комиссия выявила следующее.
ТД «Сибирь», образованное в 1996 г., обслуживает многоквартирный дом по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия. В течение ряда лет ТД «Сибирь» имело договорные отношения с ООО «Лифтремонтмонтаж», в частности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов вышеуказанного многоквартирного дома. Между ТД «Сибирь» и ООО «Лифтремонтмонтаж» на 2008 г. был заключен договор от 16.01.2008 г. № 7то на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Срок договора по 31.12.2008 г. Действие договора автоматически продлевается на последующий год, если ни одной из сторон не будет направлено письменное уведомление о расторжении договора.
В начале 2009 года между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» возникли разногласия по поводу стоимости услуг на 2009 г. за техническое обслуживание и ремонт лифтов. Данный спор касались только вопросов стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифтов. Разногласий по предмету договора у сторон не возникало. Предметом вышеуказанного договора является техническое обслуживание и ремонт лифтов, а именно техническое обслуживание лифтов, состоящее из ежемесячных ТО-1 и полугодовых ТО-2, а так же аварийно-технического обслуживания.
Так согласно направленного ООО «Лифтремонтмонтаж» 16.01.2009 г. в адрес ТД «Сибирь» проекта договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов, стоимость услуг на 2009 г. повысилась по сравнению с 2008 г на 210%. В частности, в 2008 г. договорная стоимость обслуживания 1 лифта в месяц составляла 1504 руб., на 2009 г. предлагалась стоимость услуги по цене 3163руб. 46 коп. Не согласившись с данным повышением 27.01.2009 г., ТД «Сибирь» направило ООО «Лифтремонтмонтаж» договор с протоколом разногласий.
До рассмотрения дела № 14-А-09 по существу, разногласия между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы не были, ООО «Лифтремонтмонтаж» осуществляло обслуживание и ремонт лифтов многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, РХ без заключенного между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы Согласно ст. 6 вышеуказанного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производством объекте.
В соответствии с п.9.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2003, регистрационный N 4597 (далее Правила), деятельность, в том числе по техническому обслуживанию, ремонту лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнение соответствующих работ (специализированная организация).
Исходя из п.12.2.2 вышеуказанных Правил следует, что обслуживание лифтов включает в себя проведение ежемесячных осмотров лифта. Система плановопредупредительных ремонтов включает в себя систему технического обслуживания (периодические осмотры, текущие ремонты, аварийно-техническое обслуживание) и систему восстановления ресурсов лифтов (капитальный ремонт, модернизация при эксплуатации).
Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно Сборника сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (далее - СН-ТОЛ), утвержденного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
В соответствии с п.2.4 и п.2.6 СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком в сторону снижения. При этом учитываются такие особенности, как срок эксплуатации лифта, техническое состояние и изношенность лифта, интенсивность эксплуатации, качество эксплуатации, зависящее от контингента проживающих в жилых домах, удаленность лифа от центра города, схема управления лифтом (релейная, электронная либо микропроцессорная), обеспеченность лифта диспетчерской связью, наличие у заказчика задолженности за оказанные услуги, техническое состояние строительной конструкции шахты лифта и машинного помещения и др.
Кроме того, на фактическую стоимость технического обслуживания лифтов значительно влияет изменение размера оплаты труда персоналу (специализированной по лифтам организации). При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». Следует отметить, что в соответствии с вышеуказанным отраслевым тарифным соглашением в 2008 году базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составляла не менее 2550 рублей, а в 2009 г. согласно «Соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010» не ниже 3500 руб. Базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства выросла по сравнению с 2008 г. на 137%.
Из предоставленных ООО «Лифтремонтмонтаж» документов следует, что в 2008 г. стоимость услуг за обслуживание 1 лифта многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия, в месяц составляла 1504 руб. В 2009 г. согласно проекта договора и локальной сметы № 1 на техническое обслуживание и текущий ремонт лифта г/п 320-400 кг стоимость услуг за обслуживание 1 лифта вышеуказанного дома – 3163 руб. 46 коп.
В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение ООО «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана.
ООО «Лифтремонтмонтаж» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» были урегулированы, в частности договорная стоимость технического обслуживания и ремонта 1 лифта в месяц была установлена в сумме 2550 руб. Урегулирование разногласий подтверждается представленными директором ООО «Лифтремонтмонтаж» копиями документов, в частности заключенным между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» Договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. и приложением № 2 к данному договору. Согласно пояснениям директора ООО «Лифтремонтмонтаж» стоимость технического обслуживания и ремонта 1 пассажирского лифта в месяц на 2009 г. установлена в сумме 2550 руб. для всех хозяйствующих субъектов, с которыми ООО «Лифтремонтмонтаж» еще не заключило договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана, доминирующим.
2. Производство по делу № 14-А-09 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель комиссии Э.Р.Гофман
Члены комиссии И. А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Е.С. Северина
stdClass Object
(
[vid] => 6851
[uid] => 1
[title] => Решение по делу № 14-А-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Лифтремонтмонтаж"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6851
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1243368000
[changed] => 1368722873
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368722873
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 14-А-09
27 мая 2009 г. г. Абакан
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии Гофман Э.Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Андрюшкова И.А. – главный специалист –эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е. С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
при участии:
• директора ООО «Лифтремонтмонтаж» Бодягина Олега Георгиевича;
• председателя Товарищества домовладельцев «Сибирь» Аксенова Анатолия Ивановича,
возбуждённого в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» (ул. Вяткина 35а, г. Абакан, РХ, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
27 января 2009 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление Товарищества домовладельцев «Сибирь» (далее ТД «Сибирь») на действия ООО «Лифтремонтмонтаж», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части повышения стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России проведен предварительный анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Из анализа следует, что имеются признаки наличия доминирующего положения ООО «Лифтремонтмонтаж» на названном товарном рынке на локальной территории г. Абакана.
В связи с этим 6 апреля 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 14-А-09 в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела № 14-А-09 назначено на 19.05.2009 г.
В связи с производственной необходимостью определением Хакасского УФАС России от 10 апреля 2009 года рассмотрение дела № 14-А-09 перенесено на 5 мая 2009 г. Стороны о переносе данного дела надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении № 12006 и № 12005.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции в заседании комиссии объявлялся перерыв с 10.00 - 5 мая 2009 года до 14.00 - 7 мая 2009 года.
На заседании комиссии (7 мая 209 г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что навязывание невыгодных условий договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресу: ул. Аскизская, 126, г. не имело место. Председателю ТД «Сибирь» было дано разъяснение о принципах расчета технического обслуживания и ремонта лифтов, а так же в случае несогласия работать по сметным нормам, было предложено обратиться в аналогичные специализированные организации, работающие в г. Абакане (ООО «Абаканлифт», ООО «Лифт»). Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно нормативному документу «Сборник сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (СН-ТОЛ), утвержденному Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
Согласно СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически, стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком.
При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». В 2008 году базовая ставка составляла 2550 рублей. В 2009 году – 3500 рублей. Соответственно возросли налоговые отчисления. Повысились расходы на коммунальные платежи и содержание автотранспорта для лифтовой аварийной службы.
Идя навстречу заказчикам и реально оценивая обстановку на рынке оказания услуг, а также учитывая платежеспособность населения ООО «Лифтремонтмонтаж» при сметной стоимости 3080 рублей за 1 лифт в месяц в 2008 году заключило договоры на техобслуживание лифтов со стоимостью цены от 1360 до 1504 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. 45-49% от установленной нормативной сметной стоимости. На 2009 год при сметной стоимости обслуживания 4228 рублей за 1 лифт в месяц, ООО «Лифтремонтмонтаж» предлагает заказчикам заключить договоры по договорной стоимости от 2041 до 3163 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. от 48 до 75% от установленной на 2009 год нормативной сметной стоимости. При этом все затраты на приобретение материалов и запасных частей, необходимых для проведения текущего ремонта оборудования лифтов, ООО «Лифтремонтмонтаж» в 2009 году берет на себя.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав доказательства, позицию заявителя, пришла к выводу о невозможности разрешения дела в данном заседании в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации и отложила рассмотрение дела на 27.05.2009 г.
На заседании комиссии (27.05.2009г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы, что подтверждается заключенным договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Исследовав доказательства по делу, комиссия выявила следующее.
ТД «Сибирь», образованное в 1996 г., обслуживает многоквартирный дом по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия. В течение ряда лет ТД «Сибирь» имело договорные отношения с ООО «Лифтремонтмонтаж», в частности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов вышеуказанного многоквартирного дома. Между ТД «Сибирь» и ООО «Лифтремонтмонтаж» на 2008 г. был заключен договор от 16.01.2008 г. № 7то на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Срок договора по 31.12.2008 г. Действие договора автоматически продлевается на последующий год, если ни одной из сторон не будет направлено письменное уведомление о расторжении договора.
В начале 2009 года между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» возникли разногласия по поводу стоимости услуг на 2009 г. за техническое обслуживание и ремонт лифтов. Данный спор касались только вопросов стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифтов. Разногласий по предмету договора у сторон не возникало. Предметом вышеуказанного договора является техническое обслуживание и ремонт лифтов, а именно техническое обслуживание лифтов, состоящее из ежемесячных ТО-1 и полугодовых ТО-2, а так же аварийно-технического обслуживания.
Так согласно направленного ООО «Лифтремонтмонтаж» 16.01.2009 г. в адрес ТД «Сибирь» проекта договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов, стоимость услуг на 2009 г. повысилась по сравнению с 2008 г на 210%. В частности, в 2008 г. договорная стоимость обслуживания 1 лифта в месяц составляла 1504 руб., на 2009 г. предлагалась стоимость услуги по цене 3163руб. 46 коп. Не согласившись с данным повышением 27.01.2009 г., ТД «Сибирь» направило ООО «Лифтремонтмонтаж» договор с протоколом разногласий.
До рассмотрения дела № 14-А-09 по существу, разногласия между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы не были, ООО «Лифтремонтмонтаж» осуществляло обслуживание и ремонт лифтов многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, РХ без заключенного между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы Согласно ст. 6 вышеуказанного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производством объекте.
В соответствии с п.9.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2003, регистрационный N 4597 (далее Правила), деятельность, в том числе по техническому обслуживанию, ремонту лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнение соответствующих работ (специализированная организация).
Исходя из п.12.2.2 вышеуказанных Правил следует, что обслуживание лифтов включает в себя проведение ежемесячных осмотров лифта. Система плановопредупредительных ремонтов включает в себя систему технического обслуживания (периодические осмотры, текущие ремонты, аварийно-техническое обслуживание) и систему восстановления ресурсов лифтов (капитальный ремонт, модернизация при эксплуатации).
Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно Сборника сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (далее - СН-ТОЛ), утвержденного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
В соответствии с п.2.4 и п.2.6 СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком в сторону снижения. При этом учитываются такие особенности, как срок эксплуатации лифта, техническое состояние и изношенность лифта, интенсивность эксплуатации, качество эксплуатации, зависящее от контингента проживающих в жилых домах, удаленность лифа от центра города, схема управления лифтом (релейная, электронная либо микропроцессорная), обеспеченность лифта диспетчерской связью, наличие у заказчика задолженности за оказанные услуги, техническое состояние строительной конструкции шахты лифта и машинного помещения и др.
Кроме того, на фактическую стоимость технического обслуживания лифтов значительно влияет изменение размера оплаты труда персоналу (специализированной по лифтам организации). При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». Следует отметить, что в соответствии с вышеуказанным отраслевым тарифным соглашением в 2008 году базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составляла не менее 2550 рублей, а в 2009 г. согласно «Соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010» не ниже 3500 руб. Базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства выросла по сравнению с 2008 г. на 137%.
Из предоставленных ООО «Лифтремонтмонтаж» документов следует, что в 2008 г. стоимость услуг за обслуживание 1 лифта многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия, в месяц составляла 1504 руб. В 2009 г. согласно проекта договора и локальной сметы № 1 на техническое обслуживание и текущий ремонт лифта г/п 320-400 кг стоимость услуг за обслуживание 1 лифта вышеуказанного дома – 3163 руб. 46 коп.
В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение ООО «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана.
ООО «Лифтремонтмонтаж» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» были урегулированы, в частности договорная стоимость технического обслуживания и ремонта 1 лифта в месяц была установлена в сумме 2550 руб. Урегулирование разногласий подтверждается представленными директором ООО «Лифтремонтмонтаж» копиями документов, в частности заключенным между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» Договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. и приложением № 2 к данному договору. Согласно пояснениям директора ООО «Лифтремонтмонтаж» стоимость технического обслуживания и ремонта 1 пассажирского лифта в месяц на 2009 г. установлена в сумме 2550 руб. для всех хозяйствующих субъектов, с которыми ООО «Лифтремонтмонтаж» еще не заключило договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана, доминирующим.
2. Производство по делу № 14-А-09 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель комиссии Э.Р.Гофман
Члены комиссии И. А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Е.С. Северина
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 14-А-09
27 мая 2009 г. г. Абакан
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии Гофман Э.Р. – руководитель управления;
Члены комиссии: Андрюшкова И.А. – главный специалист –эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е. С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР.
при участии:
• директора ООО «Лифтремонтмонтаж» Бодягина Олега Георгиевича;
• председателя Товарищества домовладельцев «Сибирь» Аксенова Анатолия Ивановича,
возбуждённого в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» (ул. Вяткина 35а, г. Абакан, РХ, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
27 января 2009 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) поступило заявление Товарищества домовладельцев «Сибирь» (далее ТД «Сибирь») на действия ООО «Лифтремонтмонтаж», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части повышения стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 (далее Административный регламент), Хакасским УФАС России проведен предварительный анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Из анализа следует, что имеются признаки наличия доминирующего положения ООО «Лифтремонтмонтаж» на названном товарном рынке на локальной территории г. Абакана.
В связи с этим 6 апреля 2009 г. Хакасским УФАС России возбуждено дело № 14-А-09 в отношении ООО «Лифтремонтмонтаж» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела № 14-А-09 назначено на 19.05.2009 г.
В связи с производственной необходимостью определением Хакасского УФАС России от 10 апреля 2009 года рассмотрение дела № 14-А-09 перенесено на 5 мая 2009 г. Стороны о переносе данного дела надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении № 12006 и № 12005.
В соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции в заседании комиссии объявлялся перерыв с 10.00 - 5 мая 2009 года до 14.00 - 7 мая 2009 года.
На заседании комиссии (7 мая 209 г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что навязывание невыгодных условий договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресу: ул. Аскизская, 126, г. не имело место. Председателю ТД «Сибирь» было дано разъяснение о принципах расчета технического обслуживания и ремонта лифтов, а так же в случае несогласия работать по сметным нормам, было предложено обратиться в аналогичные специализированные организации, работающие в г. Абакане (ООО «Абаканлифт», ООО «Лифт»). Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно нормативному документу «Сборник сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (СН-ТОЛ), утвержденному Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
Согласно СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически, стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком.
При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». В 2008 году базовая ставка составляла 2550 рублей. В 2009 году – 3500 рублей. Соответственно возросли налоговые отчисления. Повысились расходы на коммунальные платежи и содержание автотранспорта для лифтовой аварийной службы.
Идя навстречу заказчикам и реально оценивая обстановку на рынке оказания услуг, а также учитывая платежеспособность населения ООО «Лифтремонтмонтаж» при сметной стоимости 3080 рублей за 1 лифт в месяц в 2008 году заключило договоры на техобслуживание лифтов со стоимостью цены от 1360 до 1504 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. 45-49% от установленной нормативной сметной стоимости. На 2009 год при сметной стоимости обслуживания 4228 рублей за 1 лифт в месяц, ООО «Лифтремонтмонтаж» предлагает заказчикам заключить договоры по договорной стоимости от 2041 до 3163 рублей за 1 лифт в месяц, т.е. от 48 до 75% от установленной на 2009 год нормативной сметной стоимости. При этом все затраты на приобретение материалов и запасных частей, необходимых для проведения текущего ремонта оборудования лифтов, ООО «Лифтремонтмонтаж» в 2009 году берет на себя.
Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав доказательства, позицию заявителя, пришла к выводу о невозможности разрешения дела в данном заседании в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации и отложила рассмотрение дела на 27.05.2009 г.
На заседании комиссии (27.05.2009г.) директор ООО «Лифтремонтмонтаж» пояснил, что все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы, что подтверждается заключенным договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов.
Исследовав доказательства по делу, комиссия выявила следующее.
ТД «Сибирь», образованное в 1996 г., обслуживает многоквартирный дом по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия. В течение ряда лет ТД «Сибирь» имело договорные отношения с ООО «Лифтремонтмонтаж», в частности по техническому обслуживанию и ремонту лифтов вышеуказанного многоквартирного дома. Между ТД «Сибирь» и ООО «Лифтремонтмонтаж» на 2008 г. был заключен договор от 16.01.2008 г. № 7то на техническое обслуживание и ремонт лифтов. Срок договора по 31.12.2008 г. Действие договора автоматически продлевается на последующий год, если ни одной из сторон не будет направлено письменное уведомление о расторжении договора.
В начале 2009 года между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» возникли разногласия по поводу стоимости услуг на 2009 г. за техническое обслуживание и ремонт лифтов. Данный спор касались только вопросов стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифтов. Разногласий по предмету договора у сторон не возникало. Предметом вышеуказанного договора является техническое обслуживание и ремонт лифтов, а именно техническое обслуживание лифтов, состоящее из ежемесячных ТО-1 и полугодовых ТО-2, а так же аварийно-технического обслуживания.
Так согласно направленного ООО «Лифтремонтмонтаж» 16.01.2009 г. в адрес ТД «Сибирь» проекта договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов, стоимость услуг на 2009 г. повысилась по сравнению с 2008 г на 210%. В частности, в 2008 г. договорная стоимость обслуживания 1 лифта в месяц составляла 1504 руб., на 2009 г. предлагалась стоимость услуги по цене 3163руб. 46 коп. Не согласившись с данным повышением 27.01.2009 г., ТД «Сибирь» направило ООО «Лифтремонтмонтаж» договор с протоколом разногласий.
До рассмотрения дела № 14-А-09 по существу, разногласия между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» урегулированы не были, ООО «Лифтремонтмонтаж» осуществляло обслуживание и ремонт лифтов многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, РХ без заключенного между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г.
В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы Согласно ст. 6 вышеуказанного закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производством объекте.
В соответствии с п.9.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2003, регистрационный N 4597 (далее Правила), деятельность, в том числе по техническому обслуживанию, ремонту лифтов осуществляется организациями, специализирующимися на выполнение соответствующих работ (специализированная организация).
Исходя из п.12.2.2 вышеуказанных Правил следует, что обслуживание лифтов включает в себя проведение ежемесячных осмотров лифта. Система плановопредупредительных ремонтов включает в себя систему технического обслуживания (периодические осмотры, текущие ремонты, аварийно-техническое обслуживание) и систему восстановления ресурсов лифтов (капитальный ремонт, модернизация при эксплуатации).
Определение сметной стоимости и формирование цен и тарифов специализированными по лифтам организациями производится согласно Сборника сметных норм затрат на техническое обслуживание лифтов» (далее - СН-ТОЛ), утвержденного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для определения стоимости технического и аварийного обслуживания лифтов составляется локальная смета.
В соответствии с п.2.4 и п.2.6 СН-ТОЛ специализированная по лифтам организация по договоренности с заказчиком имеет право снизить стоимость технического обслуживания лифтов за счет принятия затрат на приобретение материалов и запасных частей на себя и уменьшения своей сметной прибыли и накладных расходов. То есть, фактически стоимость технического обслуживания лифтов является договорной по согласованию с заказчиком в сторону снижения. При этом учитываются такие особенности, как срок эксплуатации лифта, техническое состояние и изношенность лифта, интенсивность эксплуатации, качество эксплуатации, зависящее от контингента проживающих в жилых домах, удаленность лифа от центра города, схема управления лифтом (релейная, электронная либо микропроцессорная), обеспеченность лифта диспетчерской связью, наличие у заказчика задолженности за оказанные услуги, техническое состояние строительной конструкции шахты лифта и машинного помещения и др.
Кроме того, на фактическую стоимость технического обслуживания лифтов значительно влияет изменение размера оплаты труда персоналу (специализированной по лифтам организации). При составлении сметы на основании СН-ТОЛ базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда принимается в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ Российской Федерации на 2008-2010 годы». Следует отметить, что в соответствии с вышеуказанным отраслевым тарифным соглашением в 2008 году базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда составляла не менее 2550 рублей, а в 2009 г. согласно «Соглашения о внесении изменений и дополнений в отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ на 2008-2010» не ниже 3500 руб. Базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального хозяйства выросла по сравнению с 2008 г. на 137%.
Из предоставленных ООО «Лифтремонтмонтаж» документов следует, что в 2008 г. стоимость услуг за обслуживание 1 лифта многоквартирного дома по адресу: ул. Аскизская, 216, г. Абакан, Республика Хакасия, в месяц составляла 1504 руб. В 2009 г. согласно проекта договора и локальной сметы № 1 на техническое обслуживание и текущий ремонт лифта г/п 320-400 кг стоимость услуг за обслуживание 1 лифта вышеуказанного дома – 3163 руб. 46 коп.
В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение ООО «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана.
ООО «Лифтремонтмонтаж» не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела все разногласия по поводу стоимости услуг за техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» были урегулированы, в частности договорная стоимость технического обслуживания и ремонта 1 лифта в месяц была установлена в сумме 2550 руб. Урегулирование разногласий подтверждается представленными директором ООО «Лифтремонтмонтаж» копиями документов, в частности заключенным между ООО «Лифтремонтмонтаж» и ТД «Сибирь» Договором № 8 от 01.05.2009 г. на техническое обслуживание и ремонт лифтов на 2009 г. и приложением № 2 к данному договору. Согласно пояснениям директора ООО «Лифтремонтмонтаж» стоимость технического обслуживания и ремонта 1 пассажирского лифта в месяц на 2009 г. установлена в сумме 2550 руб. для всех хозяйствующих субъектов, с которыми ООО «Лифтремонтмонтаж» еще не заключило договоры на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
В связи с этим, в соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать положение, занимаемое обществом с ограниченной ответственностью «Лифтремонтмонтаж» на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана, доминирующим.
2. Производство по делу № 14-А-09 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель комиссии Э.Р.Гофман
Члены комиссии И. А. Андрюшкова
И.И. Жукова
Е.С. Северина
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Хакасское УФАС России производство в отношении ООО "Лифтремонтмонтаж" прекратило, но положение, которое занимает данное общество на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана признало доминирующим.
[format] => full_html
[safe_value] =>
Хакасское УФАС России производство в отношении ООО "Лифтремонтмонтаж" прекратило, но положение, которое занимает данное общество на товарном рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов на локальной территории города Абакана признало доминирующим.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-05-27 00:00:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-05-27 00:00:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321542497
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хакасское УФАС России
)