Решение по делу № 26-А-08/2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении индивидуальных предпинимателей, занимающихся реализацией ГСМ в г. Абакане

Дата публикации: 5 марта 2009, 07:00

РЕШЕНИЕ
по делу № 26-А-08/2

05 марта 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

в присутствии:
- представителя индивидуального предпринимателя Голод Н.А. - Галенковского В.А.(доверенность от 12 января 2009 года, б/н) и Долматовой О.А. - Галенковского В.А. (доверенность от 09 февраля 2009 г., б/н),
рассмотрев дело N 26-А-08/2 по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачевым А.В. части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

06 октября 2008 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступил парламентский запрос о ситуации, сложившейся с ценообразованием на горюче-смазочные материалы в Республике Хакасия. Хакасскому УФАС России совместно с Прокуратурой Республики Хакасия поручено провести комплексную проверку и расследовать причины ситуации, имеющей признаки ценового сговора хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ГСМ в республике.
По результатам проведенного анализа ситуации на рынке ГСМ в Республике Хакасия Хакасским УФАС России установлено, что в связи с отсутствием нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов в Республику Хакасия бензины автомобильные и дизельное топливо завозятся железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов.
Оптовой поставкой нефтепродуктов занимается более пяти хозяйствующих субъектов. Самыми крупными из них являются индивидуальный предприниматель Городилов В.В. и ООО «Нефрас».
В розничной сети реализация автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется через стационарные автозаправочные станции (АЗС).
В целях установления хозяйствующих лиц, осуществляющих розничную реализацию ГСМ на территории г. Абакана Хакасское УФАС России использовало информацию, предоставленную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия. Список хозсубъектов дополнялся с учетом информации, полученной от данных предпринимателей в связи с передачей ими АЗС в аренду другим лицам. В итоге было выявлено 35 хозяйствующих субъектов, осуществляющих в границах г. Абакана розничную реализацию ГСМ: индивидуальные предприниматели Зуев Г.В., Гринько А.Г., Кобякова С.Н., Бугаева О.В., Агафонов А.С., Туревич А.Н., Дербенко В.М., Никулин В.И., Корякин В.М., Корякин Д.В. Нефедов М.В., Доможаков Ю.А Кулагина Г.А., Долматова О.А., Голод Н.А., Кондратьева М.Е., Тиникова К.Н., Андреева М.В., Астанаев Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимов В.Н., Шандро И.В., Хубанова Н.В., Торгашин А.К., Пугачев А.В., Городилова И.Г., Городилов В.В., Березина К.С, Саидова О.А., Гапоненко А.Е., Бугаев А.Н., Собеленскй А.С., Кавышкин В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север».
По результатам еженедельного мониторинга цен на горюче-смазочные материалы, проводимого Хакасским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы России, а также во исполнение вышеуказанного парламентского запроса, Хакасское УФАС России получило следующую информацию о ценах на ГСМ в августе - сентябре 2008 года.
Значительного изменения оптовых и розничных цен на бензин марки АИ-95 в указанный период не происходило.
С середины августа 2008 года и практически весь сентябрь 2008 года наблюдалась стойкая тенденция к уменьшению оптовой цены АИ-92 (с 29328 руб./т. до 24350 руб./т.) и дизтоплива (с 28665 руб./т. до 22875 руб./т.). Согласно данным мониторинга оптовых цен на ГСМ, проводимого Хакасским УФАС России в период в 04.08.08 по 31.08.08 оптовая цена бензина АИ-92 снизилась на 13,9%, дизтоплива – 11,8%
Розничная цена на бензин АИ-92 и дизтопливо, напротив, весь август и первую половину сентября 2008 года была стабильна. Начиная с середины сентября, началось снижение розничных цен на бензин марки АИ-92 (с 25,65 руб./л. до 23,95 руб./л.) и дизтоплива (с 26,95 руб./л. до 24,5 руб./л.).
Таким образом, Хакасским УФАС России была выявлена разница в тенденции снижения оптовой цены относительно тенденции снижения розничной цены: снижение розничных цен на АИ-92 и дизтопливо значительно отставало от темпов снижения оптовых цен. Исходя из представленной информации в указанный период в действиях хозяйствующих субъектов прослеживается относительно единообразная и синхронная динамика изменения розничных цен по бензину АИ-92 и дизтопливу.
Учитывая вышеуказанную информацию, Хакасское УФАС России усмотрело признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина АИ-92 и дизтоплива, выразившиеся в поддержании в течение одного месяца и одной недели розничных цен на ГСМ на уровне, установленном до снижения оптовых цен, в пределах территории г. Абакана.
28 октября 2008 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 26-А-08 по признакам нарушения 35 индивидуальными предпринимателями: Зуевым Г.В., Гринько А.Г., Кобяковой С.Н., Бугаевой О.В., Агафоновым А.С., Туревичем А.Н., Дербенко В.М., Никулиным В.И., Корякиным В.М., Корякиным Д.В. Нефедовым М.В., Доможаковым Ю.А Кулагиной Г.А., Долматовой О.А., Голод Н.А., Кондратьевой М.Е., Тиниковой К.Н., Андреевой М.В., Астанаевым Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимовым В.Н., Шандро И.В., Хубановой Н.В., Торгашиным А.К., Пугачевым А.В., Городиловой И.Г., Городиловым В.В., Березиной К.С, Саидовой О.А., Гапоненко А.Е., Бугаевым А.Н., Собеленским А.С., Кавышкиным В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север» части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России был уточнен круг лиц, участвующих в деле.
Определениями о прекращении участия ответчика по делу из рассмотрения дела были исключены индивидуальные предприниматели Тиникова К.Н., Астанаев Н.К., Туревич А.Н., Корякин В.М., Кавышкин В.П., Бугаев А.Н., Саидова О. А., ООО «Север».
Решением от 15 января 2009 года индивидуальные предприниматели Дербенко В.М. (ул. Щетинкина, 29, г. Абакан), ИП Доможаков Ю.А. (ул. Аскизская, 216-42, г. Абакан), Никулин В.И. (ул. Колхозная, 45-6, г. Абакан), Торгашин А.К. (ул. Чехова, 128-83, г. Абакан, 655001), Городилов В.В. (ул. Советская, 136-86, г. Абакан, 655004), Березина К.С. (ул. Совхозная, 19, г. Абакан, 655009), Гапоненко А.Е. (ул. Аскизская, 200-48, г. Абакан, 655000), Собеленский А.С. (ул. Торосова, 17-134, г. Абакан, 655010), Городилова И.Г. (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, 655017), Корякин Д.В. (ул. Первая, 27, г. Абакан, 655014), ЗАО «Хакаснефтепродукт» (ул. Гагарина, 7, г. Абакан, 655000) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08 в отношении перечисленных лиц было прекращено.
Решением от 11 февраля 2009 года индивидуальные предприниматели Нещадимов В.Н. (г. Абакан, ул. Дружбы Народов, 13-11), Нефедов М.Ф. (г. Абакан, ул. Тополевая, 18), Зуев Г.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 44-35), Кобякова С.Н. (г. Абакан, ул. Щетинкина, 75-16), Бугаева О.В. (г. Абакан, ул. Советская, 113-199), Агафонов А.С. (г. Абакан, ул. Саралинская, 13-1) Кулагина Г.А. (г. Абакан, ул. Трудовая, 11-9), Андреева М.В. (г. Абакан, ул. Крылова, 86-111), Стеценко Н.П.(г. Абакан, ул. Торосова, 23-43), Шандро И.В. (г. Абакан, ул.Стофато, 6-2), Хубанова Н.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 58-72), Кондратьева М.Е. (г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 7-30), Гринько А.Г. (г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 17-1) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была также снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08/1 в отношении перечисленных лиц было прекращено.

26 января 2009 года от Прокуратуры Республики Хакасия Комиссией Хакасского УФАС России получена уточненная информация Управления миграционной службы России по Республике Хакасия о месте регистрации хозсубъектов являющихся ответчиками по настоящему делу. Согласно данной информации Пугачев Анатолий Васильевич зарегистрирован по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13. Вместе с тем, определение о назначении дела № 26-А-08 от 1 ноября 2008 года было направлено Пугачеву А.В. по адресу: г. Абакан ул. Торговая, 14-57 и лично получено им, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма № 31987. Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России приято решение об извещении Пугачева А.В. о совершении процессуальных действий путем направления процессуальных документов по данному делу по двум известным адресам: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13 и г. Абакан ул. Торговая, 14-57.
Предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., была представлена динамика цен на нефтепродукты в ходе рассмотрения настоящего дела, то есть 11 февраля 2009 года.
Учитывая вышеизложенное в целях подробного изучения представленной информации, а также полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, определением от 11 февраля 2009 года дело № 26-А-08/1 в отношении индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачева А.В. было выделено в отдельное производство № 26-А-08/2.
Согласно справке Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, полученной Хакасским УФАС России 5 марта 2009 года, Пугачев А.В. в качестве индивидуального предпринимателя в региональной (по Республике Хакасия) базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей отсутствует, следовательно, деятельности по розничной реализации ГСМ через стационарные АЗС не осуществляет. В связи с этим Пугачев А.В. не может быть признан ответчиком по делу № 26-А-08/2. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия приняла решение о прекращении участия Пугачева А.В. в рассмотрении дела № 26-А-08/2.
Так как к моменту заседания комиссии 5 марта 2009 года индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А. представлена необходимая информация о динамике цен на ГСМ, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о возможности рассмотрения вопроса по существу дела в отношении указанных хозяйствующих субъектов.
В связи с объективными причинами (нахождение руководителя управления в командировке) рассмотрение дела № 26-А-08/2, назначенное на 05.03.2009 г. в 10 час. 00 мин. было перенесено на 14 час. – 00 мин. того же дня.
На заседании комиссии представитель вышеуказанных предпринимателей нарушения антимонопольного законодательства не признал и с требованиями Хакасского УФАС России не согласился по следующим основаниям.
1. Розничные цены на бензин АИ-92 и дизтопливо не совпадают, разница составляет от 10 до 50 копеек за 1 литр топлива;
2. Приобретается автомобильное топливо с разными затратами на транспортировку ГСМ;
3. Разный запас топлива, приобретенного по цене до ее изменения, следовательно, синхронности действий быть не может;
4. Друг с другом лично не знакомы, следовательно, сговориться о чем-либо, в том числе, о поддержании цены на ГСМ в определенный период, не могли;
5. Отсутствует законодательная норма, ограничивающая размер торговой надбавки при реализации ГСМ и период ее установления.
Согласно письменным пояснениям индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А. и Голод Н.А. от 04.02.2009 г. изменение цен на горюче-смазочные материалы на АЗС происходило в зависимости от изменения оптовой цены. Розничная реализация топлива на АЗС производилась различными способами: за наличный расчет, по талонам и по пластиковой карте «Золотая корона», при этом по каждому виду оплаты цена была различная.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Основными факторами, влияющими на формирование цены участниками рынка реализации ГСМ являются расходы за землю (арендная плата дифференцируется в зависимости от зоны нахождения объекта), размер доходной части (различный товарооборот), разные закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов и др.
Как следует из представленной в материалы дела индивидуальным предпринимателем Голод Н.А. информации, указанный предприниматель осуществляет розничную реализацию бензина марки АИ-92, дизтопливо Голод Н.А. не реализуется. Основным поставщиком нефтепродуктов для вышеназванного предпринимателя по договору № КП-27 купли-продажи нефтепродуктов от 01 августа 2006 года выступает индивидуальный предприниматель Михайлов О.А. (ИНН 190118297099). Согласно имеющимся в материалах дела счетам-фактурам, оптовая (закупочная) цена бензина АИ-92 до 29 августа 2008 года составляла 20,5 рублей за 1 литр, с 29 августа 2009 года по 16 сентября 2008 года – 18,9 руб./л., с 16 сентября по 24 сентября 2008 года – 18,5 руб./л, с 24 сентября - 17,6 руб./л. Таким образом, с начала августа до середины октября 2008 года цена на бензин АИ-92 снизилась на 17%. Розничная цена на бензин марки АИ-92, реализуемый через АЗС № 1 «М-1», расположенную в г. Абакане в период с августа по октябрь 2008 года была снижена в среднем на 15%. При этом, в отличие от закупочной цены, которая претерпела значительное снижение с середины августа по середину сентября (на 9%), розничная цена в этот же период снизилась с 25,24 руб./л. до 24,5 руб./л. (на 5%). С 27 сентября по 24 октября 2008 года цена на бензин АИ-92 была снижена до 22,05 руб./л.
Индивидуальный предприниматель Долматова О.А. также приобретает нефтепродукты у индивидуального предпринимателя Михайлова О.А. по договору № КП-38 купли-продажи нефтепродуктов от 02 ноября 2006 года. Закупочная цена на бензин марки АИ-92 в период с 07 августа по 22 сентября 2008 года снизилась с 22,7 до 18,5 рублей за 1 литр (на 23 %), на дизтопливо с 11 августа по 24 сентября 2008 года - с 22,0 до 20,1 рублей за 1 литр (на 10%). Розничная цена на вышеуказанное автомобильное топливо, реализуемое через стационарную АЗС-5 «АЯКС», расположенную в г. Абакане, в аналогичный период снизилась по бензину на 0,6% (с 25,21 до 25,07 руб./л.), по дизтопливу – на 1,5% (с 26, 29 до 25,89 руб./л.). Следует отметить, что розничная цена на дизтопливо весь август была неустойчивой и колебалась от 25,89 руб. до 26,50 руб. за 1 литр. С 13 сентября 2008 года согласно представленным Долматовой О.А. бухгалтерским ведомостям произошло снижение розничной цены на дизтопливо до 24,40 рублей за 1 литр, 25 октября 2008 года 1 литр дизтоплива стоил 23,14 рубля; бензин АИ-92 подешевел на 1 рубль (до 24,08 руб./л.), 25 октября 2008 года цена 1 литра бензина АИ-92 составила 22,08 рубля.
Из анализа представленных данных следует, что снижение указанных цен на ГСМ вышеперечисленными хозсубъектами началось с 13 - 27 сентября 2008 года и составило в среднем по бензину АИ-92 5%, дизтопливу – 8%.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в силу специфики данного рынка, его участники следят за изменением цен других хозяйствующих субъектов, реализующих ГСМ, поскольку результат данных действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. Данный вывод подтверждает, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Перечисленные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по розничной реализации ГСМ на одном локальном товарном рынке - в границах города Абакана.
Данные согласованные действия достигнуты без какого-либо письменного соглашения, однако совершены на одном локальном рынке, то есть известны каждому из хозсубъектов, осуществляющих розничную реализацию ГСМ. Несмотря на объективные факторы – закупочные цены, коммерческие расходы (издержки), влияющие на формирование розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо, которые имеют различный уровень, действия хозсубъектов по поддержанию розничных цен на нефтепродукты привели к отсутствию ценовой состязательности.
Также Комиссия не принимает довод хозсубъектов о том, что в связи с разными запасами топлива, приобретенного по цене до ее изменения, синхронности действий быть не может, а также довод об отсутствии между участниками данного локального рынка личного знакомства, и как следствии невозможности договориться о чем-либо, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи в применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Для доказательства согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. К таким обстоятельствам, статья 8 ФЗ «О защите конкуренции» относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В ходе рассмотрения дела индивидуальные предприниматели Голод Н.А. и Долматова О.А. не представили доказательств наличия у них больших емкостей, позволяющих хранить большие объемы нефтепродуктов. Следовательно, данные хозяйствующие субъекты при покупке новой партии ГСМ по сниженной цене, могли снизить розничную цену реализации ГСМ пропорционально снижению оптовой цены. Однако этого сделано не было.
Таким образом, действия названных хозяйствующих субъектов по поддержанию цены на ГСМ соответствуют условиям ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите конкуренции» и поэтому являются согласованными.
В соответствии с частью 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (цен), скидок, надбавок (доплат), наценок.
При возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о конкуренции не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами которые приводят или могут привести к поименованным последствиям. Данный вывод соответствует пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30.
В связи с тем, что в сентябре – в октябре 2008 года указанными хозсубъектами цены на ГСМ были снижены: цена одного литра бензина марки А-92 снизилась в среднем до 22,10 рублей, дизтоплива – до 23,14 рублей, а к моменту вынесения решения цена одного литра бензина марки А-92 в среднем до 17 руб. 50 коп., дизтоплива – до 20 руб., следовательно, до рассмотрения дела по существу названные индивидуальные предприниматели добровольно устранили нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело № 26-А-08/2 в отношении индивидуальных предпринимателей Голод Н.А. и Долматовой О.А. подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать индивидуальных предпринимателей Голод Наталью Александровну (ул. Рыбацкая, 21-34, г. Абакан) и Долматову Ольгу Александровну (ул. Лермонтова, 11-10, г. Абакан) нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями Голод Н.А. и Долматову О.А. в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производством прекратить.
3. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Пугачева Анатолия Васильевича прекратить в связи с тем, что от не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет деятельности по розничной реализации горюче-смазочных материалов через стационарные АЗС.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов


Члены комиссии: И.И.Жукова


Е.С.Северина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 6856 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 26-А-08/2 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении индивидуальных предпинимателей, занимающихся реализацией ГСМ в г. Абакане [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6856 [type] => solution [language] => ru [created] => 1236200400 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 26-А-08/2

05 марта 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

в присутствии:
- представителя индивидуального предпринимателя Голод Н.А. - Галенковского В.А.(доверенность от 12 января 2009 года, б/н) и Долматовой О.А. - Галенковского В.А. (доверенность от 09 февраля 2009 г., б/н),
рассмотрев дело N 26-А-08/2 по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачевым А.В. части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

06 октября 2008 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступил парламентский запрос о ситуации, сложившейся с ценообразованием на горюче-смазочные материалы в Республике Хакасия. Хакасскому УФАС России совместно с Прокуратурой Республики Хакасия поручено провести комплексную проверку и расследовать причины ситуации, имеющей признаки ценового сговора хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ГСМ в республике.
По результатам проведенного анализа ситуации на рынке ГСМ в Республике Хакасия Хакасским УФАС России установлено, что в связи с отсутствием нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов в Республику Хакасия бензины автомобильные и дизельное топливо завозятся железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов.
Оптовой поставкой нефтепродуктов занимается более пяти хозяйствующих субъектов. Самыми крупными из них являются индивидуальный предприниматель Городилов В.В. и ООО «Нефрас».
В розничной сети реализация автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется через стационарные автозаправочные станции (АЗС).
В целях установления хозяйствующих лиц, осуществляющих розничную реализацию ГСМ на территории г. Абакана Хакасское УФАС России использовало информацию, предоставленную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия. Список хозсубъектов дополнялся с учетом информации, полученной от данных предпринимателей в связи с передачей ими АЗС в аренду другим лицам. В итоге было выявлено 35 хозяйствующих субъектов, осуществляющих в границах г. Абакана розничную реализацию ГСМ: индивидуальные предприниматели Зуев Г.В., Гринько А.Г., Кобякова С.Н., Бугаева О.В., Агафонов А.С., Туревич А.Н., Дербенко В.М., Никулин В.И., Корякин В.М., Корякин Д.В. Нефедов М.В., Доможаков Ю.А Кулагина Г.А., Долматова О.А., Голод Н.А., Кондратьева М.Е., Тиникова К.Н., Андреева М.В., Астанаев Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимов В.Н., Шандро И.В., Хубанова Н.В., Торгашин А.К., Пугачев А.В., Городилова И.Г., Городилов В.В., Березина К.С, Саидова О.А., Гапоненко А.Е., Бугаев А.Н., Собеленскй А.С., Кавышкин В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север».
По результатам еженедельного мониторинга цен на горюче-смазочные материалы, проводимого Хакасским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы России, а также во исполнение вышеуказанного парламентского запроса, Хакасское УФАС России получило следующую информацию о ценах на ГСМ в августе - сентябре 2008 года.
Значительного изменения оптовых и розничных цен на бензин марки АИ-95 в указанный период не происходило.
С середины августа 2008 года и практически весь сентябрь 2008 года наблюдалась стойкая тенденция к уменьшению оптовой цены АИ-92 (с 29328 руб./т. до 24350 руб./т.) и дизтоплива (с 28665 руб./т. до 22875 руб./т.). Согласно данным мониторинга оптовых цен на ГСМ, проводимого Хакасским УФАС России в период в 04.08.08 по 31.08.08 оптовая цена бензина АИ-92 снизилась на 13,9%, дизтоплива – 11,8%
Розничная цена на бензин АИ-92 и дизтопливо, напротив, весь август и первую половину сентября 2008 года была стабильна. Начиная с середины сентября, началось снижение розничных цен на бензин марки АИ-92 (с 25,65 руб./л. до 23,95 руб./л.) и дизтоплива (с 26,95 руб./л. до 24,5 руб./л.).
Таким образом, Хакасским УФАС России была выявлена разница в тенденции снижения оптовой цены относительно тенденции снижения розничной цены: снижение розничных цен на АИ-92 и дизтопливо значительно отставало от темпов снижения оптовых цен. Исходя из представленной информации в указанный период в действиях хозяйствующих субъектов прослеживается относительно единообразная и синхронная динамика изменения розничных цен по бензину АИ-92 и дизтопливу.
Учитывая вышеуказанную информацию, Хакасское УФАС России усмотрело признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина АИ-92 и дизтоплива, выразившиеся в поддержании в течение одного месяца и одной недели розничных цен на ГСМ на уровне, установленном до снижения оптовых цен, в пределах территории г. Абакана.
28 октября 2008 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 26-А-08 по признакам нарушения 35 индивидуальными предпринимателями: Зуевым Г.В., Гринько А.Г., Кобяковой С.Н., Бугаевой О.В., Агафоновым А.С., Туревичем А.Н., Дербенко В.М., Никулиным В.И., Корякиным В.М., Корякиным Д.В. Нефедовым М.В., Доможаковым Ю.А Кулагиной Г.А., Долматовой О.А., Голод Н.А., Кондратьевой М.Е., Тиниковой К.Н., Андреевой М.В., Астанаевым Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимовым В.Н., Шандро И.В., Хубановой Н.В., Торгашиным А.К., Пугачевым А.В., Городиловой И.Г., Городиловым В.В., Березиной К.С, Саидовой О.А., Гапоненко А.Е., Бугаевым А.Н., Собеленским А.С., Кавышкиным В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север» части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России был уточнен круг лиц, участвующих в деле.
Определениями о прекращении участия ответчика по делу из рассмотрения дела были исключены индивидуальные предприниматели Тиникова К.Н., Астанаев Н.К., Туревич А.Н., Корякин В.М., Кавышкин В.П., Бугаев А.Н., Саидова О. А., ООО «Север».
Решением от 15 января 2009 года индивидуальные предприниматели Дербенко В.М. (ул. Щетинкина, 29, г. Абакан), ИП Доможаков Ю.А. (ул. Аскизская, 216-42, г. Абакан), Никулин В.И. (ул. Колхозная, 45-6, г. Абакан), Торгашин А.К. (ул. Чехова, 128-83, г. Абакан, 655001), Городилов В.В. (ул. Советская, 136-86, г. Абакан, 655004), Березина К.С. (ул. Совхозная, 19, г. Абакан, 655009), Гапоненко А.Е. (ул. Аскизская, 200-48, г. Абакан, 655000), Собеленский А.С. (ул. Торосова, 17-134, г. Абакан, 655010), Городилова И.Г. (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, 655017), Корякин Д.В. (ул. Первая, 27, г. Абакан, 655014), ЗАО «Хакаснефтепродукт» (ул. Гагарина, 7, г. Абакан, 655000) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08 в отношении перечисленных лиц было прекращено.
Решением от 11 февраля 2009 года индивидуальные предприниматели Нещадимов В.Н. (г. Абакан, ул. Дружбы Народов, 13-11), Нефедов М.Ф. (г. Абакан, ул. Тополевая, 18), Зуев Г.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 44-35), Кобякова С.Н. (г. Абакан, ул. Щетинкина, 75-16), Бугаева О.В. (г. Абакан, ул. Советская, 113-199), Агафонов А.С. (г. Абакан, ул. Саралинская, 13-1) Кулагина Г.А. (г. Абакан, ул. Трудовая, 11-9), Андреева М.В. (г. Абакан, ул. Крылова, 86-111), Стеценко Н.П.(г. Абакан, ул. Торосова, 23-43), Шандро И.В. (г. Абакан, ул.Стофато, 6-2), Хубанова Н.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 58-72), Кондратьева М.Е. (г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 7-30), Гринько А.Г. (г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 17-1) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была также снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08/1 в отношении перечисленных лиц было прекращено.

26 января 2009 года от Прокуратуры Республики Хакасия Комиссией Хакасского УФАС России получена уточненная информация Управления миграционной службы России по Республике Хакасия о месте регистрации хозсубъектов являющихся ответчиками по настоящему делу. Согласно данной информации Пугачев Анатолий Васильевич зарегистрирован по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13. Вместе с тем, определение о назначении дела № 26-А-08 от 1 ноября 2008 года было направлено Пугачеву А.В. по адресу: г. Абакан ул. Торговая, 14-57 и лично получено им, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма № 31987. Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России приято решение об извещении Пугачева А.В. о совершении процессуальных действий путем направления процессуальных документов по данному делу по двум известным адресам: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13 и г. Абакан ул. Торговая, 14-57.
Предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., была представлена динамика цен на нефтепродукты в ходе рассмотрения настоящего дела, то есть 11 февраля 2009 года.
Учитывая вышеизложенное в целях подробного изучения представленной информации, а также полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, определением от 11 февраля 2009 года дело № 26-А-08/1 в отношении индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачева А.В. было выделено в отдельное производство № 26-А-08/2.
Согласно справке Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, полученной Хакасским УФАС России 5 марта 2009 года, Пугачев А.В. в качестве индивидуального предпринимателя в региональной (по Республике Хакасия) базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей отсутствует, следовательно, деятельности по розничной реализации ГСМ через стационарные АЗС не осуществляет. В связи с этим Пугачев А.В. не может быть признан ответчиком по делу № 26-А-08/2. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия приняла решение о прекращении участия Пугачева А.В. в рассмотрении дела № 26-А-08/2.
Так как к моменту заседания комиссии 5 марта 2009 года индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А. представлена необходимая информация о динамике цен на ГСМ, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о возможности рассмотрения вопроса по существу дела в отношении указанных хозяйствующих субъектов.
В связи с объективными причинами (нахождение руководителя управления в командировке) рассмотрение дела № 26-А-08/2, назначенное на 05.03.2009 г. в 10 час. 00 мин. было перенесено на 14 час. – 00 мин. того же дня.
На заседании комиссии представитель вышеуказанных предпринимателей нарушения антимонопольного законодательства не признал и с требованиями Хакасского УФАС России не согласился по следующим основаниям.
1. Розничные цены на бензин АИ-92 и дизтопливо не совпадают, разница составляет от 10 до 50 копеек за 1 литр топлива;
2. Приобретается автомобильное топливо с разными затратами на транспортировку ГСМ;
3. Разный запас топлива, приобретенного по цене до ее изменения, следовательно, синхронности действий быть не может;
4. Друг с другом лично не знакомы, следовательно, сговориться о чем-либо, в том числе, о поддержании цены на ГСМ в определенный период, не могли;
5. Отсутствует законодательная норма, ограничивающая размер торговой надбавки при реализации ГСМ и период ее установления.
Согласно письменным пояснениям индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А. и Голод Н.А. от 04.02.2009 г. изменение цен на горюче-смазочные материалы на АЗС происходило в зависимости от изменения оптовой цены. Розничная реализация топлива на АЗС производилась различными способами: за наличный расчет, по талонам и по пластиковой карте «Золотая корона», при этом по каждому виду оплаты цена была различная.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Основными факторами, влияющими на формирование цены участниками рынка реализации ГСМ являются расходы за землю (арендная плата дифференцируется в зависимости от зоны нахождения объекта), размер доходной части (различный товарооборот), разные закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов и др.
Как следует из представленной в материалы дела индивидуальным предпринимателем Голод Н.А. информации, указанный предприниматель осуществляет розничную реализацию бензина марки АИ-92, дизтопливо Голод Н.А. не реализуется. Основным поставщиком нефтепродуктов для вышеназванного предпринимателя по договору № КП-27 купли-продажи нефтепродуктов от 01 августа 2006 года выступает индивидуальный предприниматель Михайлов О.А. (ИНН 190118297099). Согласно имеющимся в материалах дела счетам-фактурам, оптовая (закупочная) цена бензина АИ-92 до 29 августа 2008 года составляла 20,5 рублей за 1 литр, с 29 августа 2009 года по 16 сентября 2008 года – 18,9 руб./л., с 16 сентября по 24 сентября 2008 года – 18,5 руб./л, с 24 сентября - 17,6 руб./л. Таким образом, с начала августа до середины октября 2008 года цена на бензин АИ-92 снизилась на 17%. Розничная цена на бензин марки АИ-92, реализуемый через АЗС № 1 «М-1», расположенную в г. Абакане в период с августа по октябрь 2008 года была снижена в среднем на 15%. При этом, в отличие от закупочной цены, которая претерпела значительное снижение с середины августа по середину сентября (на 9%), розничная цена в этот же период снизилась с 25,24 руб./л. до 24,5 руб./л. (на 5%). С 27 сентября по 24 октября 2008 года цена на бензин АИ-92 была снижена до 22,05 руб./л.
Индивидуальный предприниматель Долматова О.А. также приобретает нефтепродукты у индивидуального предпринимателя Михайлова О.А. по договору № КП-38 купли-продажи нефтепродуктов от 02 ноября 2006 года. Закупочная цена на бензин марки АИ-92 в период с 07 августа по 22 сентября 2008 года снизилась с 22,7 до 18,5 рублей за 1 литр (на 23 %), на дизтопливо с 11 августа по 24 сентября 2008 года - с 22,0 до 20,1 рублей за 1 литр (на 10%). Розничная цена на вышеуказанное автомобильное топливо, реализуемое через стационарную АЗС-5 «АЯКС», расположенную в г. Абакане, в аналогичный период снизилась по бензину на 0,6% (с 25,21 до 25,07 руб./л.), по дизтопливу – на 1,5% (с 26, 29 до 25,89 руб./л.). Следует отметить, что розничная цена на дизтопливо весь август была неустойчивой и колебалась от 25,89 руб. до 26,50 руб. за 1 литр. С 13 сентября 2008 года согласно представленным Долматовой О.А. бухгалтерским ведомостям произошло снижение розничной цены на дизтопливо до 24,40 рублей за 1 литр, 25 октября 2008 года 1 литр дизтоплива стоил 23,14 рубля; бензин АИ-92 подешевел на 1 рубль (до 24,08 руб./л.), 25 октября 2008 года цена 1 литра бензина АИ-92 составила 22,08 рубля.
Из анализа представленных данных следует, что снижение указанных цен на ГСМ вышеперечисленными хозсубъектами началось с 13 - 27 сентября 2008 года и составило в среднем по бензину АИ-92 5%, дизтопливу – 8%.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в силу специфики данного рынка, его участники следят за изменением цен других хозяйствующих субъектов, реализующих ГСМ, поскольку результат данных действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. Данный вывод подтверждает, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Перечисленные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по розничной реализации ГСМ на одном локальном товарном рынке - в границах города Абакана.
Данные согласованные действия достигнуты без какого-либо письменного соглашения, однако совершены на одном локальном рынке, то есть известны каждому из хозсубъектов, осуществляющих розничную реализацию ГСМ. Несмотря на объективные факторы – закупочные цены, коммерческие расходы (издержки), влияющие на формирование розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо, которые имеют различный уровень, действия хозсубъектов по поддержанию розничных цен на нефтепродукты привели к отсутствию ценовой состязательности.
Также Комиссия не принимает довод хозсубъектов о том, что в связи с разными запасами топлива, приобретенного по цене до ее изменения, синхронности действий быть не может, а также довод об отсутствии между участниками данного локального рынка личного знакомства, и как следствии невозможности договориться о чем-либо, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи в применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Для доказательства согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. К таким обстоятельствам, статья 8 ФЗ «О защите конкуренции» относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В ходе рассмотрения дела индивидуальные предприниматели Голод Н.А. и Долматова О.А. не представили доказательств наличия у них больших емкостей, позволяющих хранить большие объемы нефтепродуктов. Следовательно, данные хозяйствующие субъекты при покупке новой партии ГСМ по сниженной цене, могли снизить розничную цену реализации ГСМ пропорционально снижению оптовой цены. Однако этого сделано не было.
Таким образом, действия названных хозяйствующих субъектов по поддержанию цены на ГСМ соответствуют условиям ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите конкуренции» и поэтому являются согласованными.
В соответствии с частью 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (цен), скидок, надбавок (доплат), наценок.
При возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о конкуренции не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами которые приводят или могут привести к поименованным последствиям. Данный вывод соответствует пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30.
В связи с тем, что в сентябре – в октябре 2008 года указанными хозсубъектами цены на ГСМ были снижены: цена одного литра бензина марки А-92 снизилась в среднем до 22,10 рублей, дизтоплива – до 23,14 рублей, а к моменту вынесения решения цена одного литра бензина марки А-92 в среднем до 17 руб. 50 коп., дизтоплива – до 20 руб., следовательно, до рассмотрения дела по существу названные индивидуальные предприниматели добровольно устранили нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело № 26-А-08/2 в отношении индивидуальных предпринимателей Голод Н.А. и Долматовой О.А. подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать индивидуальных предпринимателей Голод Наталью Александровну (ул. Рыбацкая, 21-34, г. Абакан) и Долматову Ольгу Александровну (ул. Лермонтова, 11-10, г. Абакан) нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями Голод Н.А. и Долматову О.А. в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производством прекратить.
3. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Пугачева Анатолия Васильевича прекратить в связи с тем, что от не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет деятельности по розничной реализации горюче-смазочных материалов через стационарные АЗС.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов


Члены комиссии: И.И.Жукова


Е.С.Северина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу № 26-А-08/2

05 марта 2009 года г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: Шалимов П.А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Члены комиссии: Жукова И.И. – ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С. – старший специалист 3-го разряда отдела АЗР,

в присутствии:
- представителя индивидуального предпринимателя Голод Н.А. - Галенковского В.А.(доверенность от 12 января 2009 года, б/н) и Долматовой О.А. - Галенковского В.А. (доверенность от 09 февраля 2009 г., б/н),
рассмотрев дело N 26-А-08/2 по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачевым А.В. части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

06 октября 2008 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступил парламентский запрос о ситуации, сложившейся с ценообразованием на горюче-смазочные материалы в Республике Хакасия. Хакасскому УФАС России совместно с Прокуратурой Республики Хакасия поручено провести комплексную проверку и расследовать причины ситуации, имеющей признаки ценового сговора хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию ГСМ в республике.
По результатам проведенного анализа ситуации на рынке ГСМ в Республике Хакасия Хакасским УФАС России установлено, что в связи с отсутствием нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов в Республику Хакасия бензины автомобильные и дизельное топливо завозятся железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов.
Оптовой поставкой нефтепродуктов занимается более пяти хозяйствующих субъектов. Самыми крупными из них являются индивидуальный предприниматель Городилов В.В. и ООО «Нефрас».
В розничной сети реализация автомобильного бензина и дизельного топлива осуществляется через стационарные автозаправочные станции (АЗС).
В целях установления хозяйствующих лиц, осуществляющих розничную реализацию ГСМ на территории г. Абакана Хакасское УФАС России использовало информацию, предоставленную Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия. Список хозсубъектов дополнялся с учетом информации, полученной от данных предпринимателей в связи с передачей ими АЗС в аренду другим лицам. В итоге было выявлено 35 хозяйствующих субъектов, осуществляющих в границах г. Абакана розничную реализацию ГСМ: индивидуальные предприниматели Зуев Г.В., Гринько А.Г., Кобякова С.Н., Бугаева О.В., Агафонов А.С., Туревич А.Н., Дербенко В.М., Никулин В.И., Корякин В.М., Корякин Д.В. Нефедов М.В., Доможаков Ю.А Кулагина Г.А., Долматова О.А., Голод Н.А., Кондратьева М.Е., Тиникова К.Н., Андреева М.В., Астанаев Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимов В.Н., Шандро И.В., Хубанова Н.В., Торгашин А.К., Пугачев А.В., Городилова И.Г., Городилов В.В., Березина К.С, Саидова О.А., Гапоненко А.Е., Бугаев А.Н., Собеленскй А.С., Кавышкин В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север».
По результатам еженедельного мониторинга цен на горюче-смазочные материалы, проводимого Хакасским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы России, а также во исполнение вышеуказанного парламентского запроса, Хакасское УФАС России получило следующую информацию о ценах на ГСМ в августе - сентябре 2008 года.
Значительного изменения оптовых и розничных цен на бензин марки АИ-95 в указанный период не происходило.
С середины августа 2008 года и практически весь сентябрь 2008 года наблюдалась стойкая тенденция к уменьшению оптовой цены АИ-92 (с 29328 руб./т. до 24350 руб./т.) и дизтоплива (с 28665 руб./т. до 22875 руб./т.). Согласно данным мониторинга оптовых цен на ГСМ, проводимого Хакасским УФАС России в период в 04.08.08 по 31.08.08 оптовая цена бензина АИ-92 снизилась на 13,9%, дизтоплива – 11,8%
Розничная цена на бензин АИ-92 и дизтопливо, напротив, весь август и первую половину сентября 2008 года была стабильна. Начиная с середины сентября, началось снижение розничных цен на бензин марки АИ-92 (с 25,65 руб./л. до 23,95 руб./л.) и дизтоплива (с 26,95 руб./л. до 24,5 руб./л.).
Таким образом, Хакасским УФАС России была выявлена разница в тенденции снижения оптовой цены относительно тенденции снижения розничной цены: снижение розничных цен на АИ-92 и дизтопливо значительно отставало от темпов снижения оптовых цен. Исходя из представленной информации в указанный период в действиях хозяйствующих субъектов прослеживается относительно единообразная и синхронная динамика изменения розничных цен по бензину АИ-92 и дизтопливу.
Учитывая вышеуказанную информацию, Хакасское УФАС России усмотрело признаки согласованных действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина АИ-92 и дизтоплива, выразившиеся в поддержании в течение одного месяца и одной недели розничных цен на ГСМ на уровне, установленном до снижения оптовых цен, в пределах территории г. Абакана.
28 октября 2008 года Хакасским УФАС России возбуждено дело № 26-А-08 по признакам нарушения 35 индивидуальными предпринимателями: Зуевым Г.В., Гринько А.Г., Кобяковой С.Н., Бугаевой О.В., Агафоновым А.С., Туревичем А.Н., Дербенко В.М., Никулиным В.И., Корякиным В.М., Корякиным Д.В. Нефедовым М.В., Доможаковым Ю.А Кулагиной Г.А., Долматовой О.А., Голод Н.А., Кондратьевой М.Е., Тиниковой К.Н., Андреевой М.В., Астанаевым Н.К., Стеценко Н.П., Нещадимовым В.Н., Шандро И.В., Хубановой Н.В., Торгашиным А.К., Пугачевым А.В., Городиловой И.Г., Городиловым В.В., Березиной К.С, Саидовой О.А., Гапоненко А.Е., Бугаевым А.Н., Собеленским А.С., Кавышкиным В.П., ЗАО «Хакаснефтепродукт», ООО «Север» части 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России был уточнен круг лиц, участвующих в деле.
Определениями о прекращении участия ответчика по делу из рассмотрения дела были исключены индивидуальные предприниматели Тиникова К.Н., Астанаев Н.К., Туревич А.Н., Корякин В.М., Кавышкин В.П., Бугаев А.Н., Саидова О. А., ООО «Север».
Решением от 15 января 2009 года индивидуальные предприниматели Дербенко В.М. (ул. Щетинкина, 29, г. Абакан), ИП Доможаков Ю.А. (ул. Аскизская, 216-42, г. Абакан), Никулин В.И. (ул. Колхозная, 45-6, г. Абакан), Торгашин А.К. (ул. Чехова, 128-83, г. Абакан, 655001), Городилов В.В. (ул. Советская, 136-86, г. Абакан, 655004), Березина К.С. (ул. Совхозная, 19, г. Абакан, 655009), Гапоненко А.Е. (ул. Аскизская, 200-48, г. Абакан, 655000), Собеленский А.С. (ул. Торосова, 17-134, г. Абакан, 655010), Городилова И.Г. (ул. Чертыгашева, 124-53, г. Абакан, 655017), Корякин Д.В. (ул. Первая, 27, г. Абакан, 655014), ЗАО «Хакаснефтепродукт» (ул. Гагарина, 7, г. Абакан, 655000) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08 в отношении перечисленных лиц было прекращено.
Решением от 11 февраля 2009 года индивидуальные предприниматели Нещадимов В.Н. (г. Абакан, ул. Дружбы Народов, 13-11), Нефедов М.Ф. (г. Абакан, ул. Тополевая, 18), Зуев Г.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 44-35), Кобякова С.Н. (г. Абакан, ул. Щетинкина, 75-16), Бугаева О.В. (г. Абакан, ул. Советская, 113-199), Агафонов А.С. (г. Абакан, ул. Саралинская, 13-1) Кулагина Г.А. (г. Абакан, ул. Трудовая, 11-9), Андреева М.В. (г. Абакан, ул. Крылова, 86-111), Стеценко Н.П.(г. Абакан, ул. Торосова, 23-43), Шандро И.В. (г. Абакан, ул.Стофато, 6-2), Хубанова Н.В. (г. Абакан, ул. Пушкина, 58-72), Кондратьева М.Е. (г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, 7-30), Гринько А.Г. (г. Абакан, ул. Маршала Жукова, 17-1) признаны нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так как указанными хозсубъектами, начиная с середины сентября 2008 года, цена на бензин марки АИ-92 и дизтопливо была также снижена, по основанию, определенному п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» - добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства - дело № 26-А-08/1 в отношении перечисленных лиц было прекращено.

26 января 2009 года от Прокуратуры Республики Хакасия Комиссией Хакасского УФАС России получена уточненная информация Управления миграционной службы России по Республике Хакасия о месте регистрации хозсубъектов являющихся ответчиками по настоящему делу. Согласно данной информации Пугачев Анатолий Васильевич зарегистрирован по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13. Вместе с тем, определение о назначении дела № 26-А-08 от 1 ноября 2008 года было направлено Пугачеву А.В. по адресу: г. Абакан ул. Торговая, 14-57 и лично получено им, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма № 31987. Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России приято решение об извещении Пугачева А.В. о совершении процессуальных действий путем направления процессуальных документов по данному делу по двум известным адресам: г. Абакан, ул. Торосова, 17-13 и г. Абакан ул. Торговая, 14-57.
Предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А., была представлена динамика цен на нефтепродукты в ходе рассмотрения настоящего дела, то есть 11 февраля 2009 года.
Учитывая вышеизложенное в целях подробного изучения представленной информации, а также полного, всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, определением от 11 февраля 2009 года дело № 26-А-08/1 в отношении индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А., Голод Н.А., Пугачева А.В. было выделено в отдельное производство № 26-А-08/2.
Согласно справке Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, полученной Хакасским УФАС России 5 марта 2009 года, Пугачев А.В. в качестве индивидуального предпринимателя в региональной (по Республике Хакасия) базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей отсутствует, следовательно, деятельности по розничной реализации ГСМ через стационарные АЗС не осуществляет. В связи с этим Пугачев А.В. не может быть признан ответчиком по делу № 26-А-08/2. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия приняла решение о прекращении участия Пугачева А.В. в рассмотрении дела № 26-А-08/2.
Так как к моменту заседания комиссии 5 марта 2009 года индивидуальными предпринимателями Долматовой О.А., Голод Н.А. представлена необходимая информация о динамике цен на ГСМ, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о возможности рассмотрения вопроса по существу дела в отношении указанных хозяйствующих субъектов.
В связи с объективными причинами (нахождение руководителя управления в командировке) рассмотрение дела № 26-А-08/2, назначенное на 05.03.2009 г. в 10 час. 00 мин. было перенесено на 14 час. – 00 мин. того же дня.
На заседании комиссии представитель вышеуказанных предпринимателей нарушения антимонопольного законодательства не признал и с требованиями Хакасского УФАС России не согласился по следующим основаниям.
1. Розничные цены на бензин АИ-92 и дизтопливо не совпадают, разница составляет от 10 до 50 копеек за 1 литр топлива;
2. Приобретается автомобильное топливо с разными затратами на транспортировку ГСМ;
3. Разный запас топлива, приобретенного по цене до ее изменения, следовательно, синхронности действий быть не может;
4. Друг с другом лично не знакомы, следовательно, сговориться о чем-либо, в том числе, о поддержании цены на ГСМ в определенный период, не могли;
5. Отсутствует законодательная норма, ограничивающая размер торговой надбавки при реализации ГСМ и период ее установления.
Согласно письменным пояснениям индивидуальных предпринимателей Долматовой О.А. и Голод Н.А. от 04.02.2009 г. изменение цен на горюче-смазочные материалы на АЗС происходило в зависимости от изменения оптовой цены. Розничная реализация топлива на АЗС производилась различными способами: за наличный расчет, по талонам и по пластиковой карте «Золотая корона», при этом по каждому виду оплаты цена была различная.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.
Основными факторами, влияющими на формирование цены участниками рынка реализации ГСМ являются расходы за землю (арендная плата дифференцируется в зависимости от зоны нахождения объекта), размер доходной части (различный товарооборот), разные закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов и др.
Как следует из представленной в материалы дела индивидуальным предпринимателем Голод Н.А. информации, указанный предприниматель осуществляет розничную реализацию бензина марки АИ-92, дизтопливо Голод Н.А. не реализуется. Основным поставщиком нефтепродуктов для вышеназванного предпринимателя по договору № КП-27 купли-продажи нефтепродуктов от 01 августа 2006 года выступает индивидуальный предприниматель Михайлов О.А. (ИНН 190118297099). Согласно имеющимся в материалах дела счетам-фактурам, оптовая (закупочная) цена бензина АИ-92 до 29 августа 2008 года составляла 20,5 рублей за 1 литр, с 29 августа 2009 года по 16 сентября 2008 года – 18,9 руб./л., с 16 сентября по 24 сентября 2008 года – 18,5 руб./л, с 24 сентября - 17,6 руб./л. Таким образом, с начала августа до середины октября 2008 года цена на бензин АИ-92 снизилась на 17%. Розничная цена на бензин марки АИ-92, реализуемый через АЗС № 1 «М-1», расположенную в г. Абакане в период с августа по октябрь 2008 года была снижена в среднем на 15%. При этом, в отличие от закупочной цены, которая претерпела значительное снижение с середины августа по середину сентября (на 9%), розничная цена в этот же период снизилась с 25,24 руб./л. до 24,5 руб./л. (на 5%). С 27 сентября по 24 октября 2008 года цена на бензин АИ-92 была снижена до 22,05 руб./л.
Индивидуальный предприниматель Долматова О.А. также приобретает нефтепродукты у индивидуального предпринимателя Михайлова О.А. по договору № КП-38 купли-продажи нефтепродуктов от 02 ноября 2006 года. Закупочная цена на бензин марки АИ-92 в период с 07 августа по 22 сентября 2008 года снизилась с 22,7 до 18,5 рублей за 1 литр (на 23 %), на дизтопливо с 11 августа по 24 сентября 2008 года - с 22,0 до 20,1 рублей за 1 литр (на 10%). Розничная цена на вышеуказанное автомобильное топливо, реализуемое через стационарную АЗС-5 «АЯКС», расположенную в г. Абакане, в аналогичный период снизилась по бензину на 0,6% (с 25,21 до 25,07 руб./л.), по дизтопливу – на 1,5% (с 26, 29 до 25,89 руб./л.). Следует отметить, что розничная цена на дизтопливо весь август была неустойчивой и колебалась от 25,89 руб. до 26,50 руб. за 1 литр. С 13 сентября 2008 года согласно представленным Долматовой О.А. бухгалтерским ведомостям произошло снижение розничной цены на дизтопливо до 24,40 рублей за 1 литр, 25 октября 2008 года 1 литр дизтоплива стоил 23,14 рубля; бензин АИ-92 подешевел на 1 рубль (до 24,08 руб./л.), 25 октября 2008 года цена 1 литра бензина АИ-92 составила 22,08 рубля.
Из анализа представленных данных следует, что снижение указанных цен на ГСМ вышеперечисленными хозсубъектами началось с 13 - 27 сентября 2008 года и составило в среднем по бензину АИ-92 5%, дизтопливу – 8%.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в силу специфики данного рынка, его участники следят за изменением цен других хозяйствующих субъектов, реализующих ГСМ, поскольку результат данных действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов. Данный вывод подтверждает, что действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Перечисленные хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность по розничной реализации ГСМ на одном локальном товарном рынке - в границах города Абакана.
Данные согласованные действия достигнуты без какого-либо письменного соглашения, однако совершены на одном локальном рынке, то есть известны каждому из хозсубъектов, осуществляющих розничную реализацию ГСМ. Несмотря на объективные факторы – закупочные цены, коммерческие расходы (издержки), влияющие на формирование розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо, которые имеют различный уровень, действия хозсубъектов по поддержанию розничных цен на нефтепродукты привели к отсутствию ценовой состязательности.
Также Комиссия не принимает довод хозсубъектов о том, что в связи с разными запасами топлива, приобретенного по цене до ее изменения, синхронности действий быть не может, а также довод об отсутствии между участниками данного локального рынка личного знакомства, и как следствии невозможности договориться о чем-либо, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи в применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Для доказательства согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. К таким обстоятельствам, статья 8 ФЗ «О защите конкуренции» относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В ходе рассмотрения дела индивидуальные предприниматели Голод Н.А. и Долматова О.А. не представили доказательств наличия у них больших емкостей, позволяющих хранить большие объемы нефтепродуктов. Следовательно, данные хозяйствующие субъекты при покупке новой партии ГСМ по сниженной цене, могли снизить розничную цену реализации ГСМ пропорционально снижению оптовой цены. Однако этого сделано не было.
Таким образом, действия названных хозяйствующих субъектов по поддержанию цены на ГСМ соответствуют условиям ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите конкуренции» и поэтому являются согласованными.
В соответствии с частью 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (цен), скидок, надбавок (доплат), наценок.
При возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о конкуренции не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами которые приводят или могут привести к поименованным последствиям. Данный вывод соответствует пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30.
В связи с тем, что в сентябре – в октябре 2008 года указанными хозсубъектами цены на ГСМ были снижены: цена одного литра бензина марки А-92 снизилась в среднем до 22,10 рублей, дизтоплива – до 23,14 рублей, а к моменту вынесения решения цена одного литра бензина марки А-92 в среднем до 17 руб. 50 коп., дизтоплива – до 20 руб., следовательно, до рассмотрения дела по существу названные индивидуальные предприниматели добровольно устранили нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции» дело № 26-А-08/2 в отношении индивидуальных предпринимателей Голод Н.А. и Долматовой О.А. подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 41, частью 1 статьи 48, Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать индивидуальных предпринимателей Голод Наталью Александровну (ул. Рыбацкая, 21-34, г. Абакан) и Долматову Ольгу Александровну (ул. Лермонтова, 11-10, г. Абакан) нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями Голод Н.А. и Долматову О.А. в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производством прекратить.
3. Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Пугачева Анатолия Васильевича прекратить в связи с тем, что от не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет деятельности по розничной реализации горюче-смазочных материалов через стационарные АЗС.

Председатель комиссии: П.А.Шалимов


Члены комиссии: И.И.Жукова


Е.С.Северина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Хакасское УФАС России признало ИП Голод Н.А.  и Долматову О.А.  нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями Голод Н.А. и Долматову О.А. в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производством прекратить.

Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Пугачева А.В. прекратить в связи с тем, что от не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет деятельности по розничной реализации горюче-смазочных материалов через стационарные АЗС.
 

[format] => full_html [safe_value] =>

Хакасское УФАС России признало ИП Голод Н.А.  и Долматову О.А.  нарушившими часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» индивидуальными предпринимателями Голод Н.А. и Долматову О.А. в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производством прекратить.

Дело № 26-А-08/2 о нарушении части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Пугачева А.В. прекратить в связи с тем, что от не является индивидуальным предпринимателем и не осуществляет деятельности по розничной реализации горюче-смазочных материалов через стационарные АЗС.
 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-05 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-05 00:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321542497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )