Решение по делу № 11-А-Т-11 в отношении Совета депутатов г. Черногорска

Номер дела: 11-А-Т-11
Дата публикации: 21 декабря 2011, 17:52

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-А-Т-11

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.12.2011

В полном объеме решение изготовлено 19.12.2011

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

При участии представителя Совета депутатов г. Черногорска <…> (доверенность б/н от 05.12.2011),

В отсутствии представителя МП «Благоустройство», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 11-А-Т-11 по признакам нарушения Советом депутатов г. Черногорска (юридический адрес: ул. Советская, 66, г. Черногорск, 655154) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осмотра интернет сайта МО г. Черногорск на вкладке «решения Совета депутатов» было обнаружено решение Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20 мая 2011 года (подписанное главой г. Черногорска Белоноговым В.В.) о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан в виде предоставления льготы по арендной плате за использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55 (городская баня), предоставленного по договору аренды № 1696Ю от 24.06.2008 в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска в размере 74651,99 рублей.

Совет депутатов г. Черногорска не обращался в адрес Хакасского УФАС России о предварительном согласовании проекта решения о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство».

Исходя из смысла пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление льгот по арендной плате за использование земельного участка является муниципальной преференцией. Как муниципальная преференция истолкована льгота по арендной плате и Советом депутатов г. Черногорска, о чем указано в решении № 60 от 20.05.2011.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в указанной норме.

Установив, что МП «Благоустройство» осуществляет виды деятельности, не связанные с социальной защитой населения и охраной здоровья граждан, Хакасское УФАС России усмотрело в действиях Совета депутатов г. Черногорска признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приказом Хакасского УФАС России от 18.11.2011 № 361 было возбуждено дело № 11-А-Т-11 в отношении Совета депутатов г. Черногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МП «Благоустройство».

         28 ноября 2011 года Советом депутатов г. Черногорска были представлены документы, запрашиваемые в определении о назначении дела к рассмотрению, а также письменные пояснения по существу вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. Из письменных пояснений председателя Совета депутатов г. Черногорска следует, что в связи с тем, что предоставление населению услуг общественной (городской)
бани является одним из основных видов уставной деятельности МП «Благоустройство» города Черногорска, а на балансе и обслуживании МП «Благоустройство» находится городская баня (имущество на праве хозяйственного ведения), в целях уменьшения расходов по
содержанию было принято решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей (50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в
местный бюджет, так как 20% зачисляется в бюджет Республики Хакасия).

При принятии данного решения Совет депутатов г. Черногорска руководствовался полномочиями, определенными в пункте 16 статьи 20 Устава г.Черногорска.

В соответствии с договором аренды № 1696Ю от 24.06.2008г. арендная плата за пользование земельным участком, расположенным по адресу ул.Чкалова, 55, г. Черногорск, составляет на 2011 год 186629,98 рублей.

Для многих из жителей города Черногорска городская баня – единственное место, где можно помыться. На сегодняшний день экономические условия изменились, значительно выросли цены на энергоносители, а себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу.

При этом необходимо сохранить для населения приемлемые цены за
предоставляемую услугу в целях охраны здоровья граждан, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний.

Задача, поставленная и решаемая администрацией города – сохранить для горожан доступность пользования баней. Варианты при этом рассматривались различные: от передачи в аренду частному бизнесу до самостоятельного предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Все эти варианты были рассмотрены, но отклонены.
Органы местного самоуправления города Черногорска не заинтересованы в потере контроля за указанным предприятием, так как оно выполняет важные социальные функции местного уровня. И в Совете депутатов, и в администрации города считают, что муниципальная баня должна сохраниться в городе для предоставления услуг населению.

Кроме того, в пояснениях председателя Совета депутатов г. Черногорска указано, что в связи с внесением арендной платы МП «Благоустройство» в бюджет г. Черногорска по вышеуказанному договору (платежное поручение № 1576 от 25.11.2011) решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год» решением Совета депутатов г. Черногорска от 25.11.2011 № 125 признано утратившим силу.

На заседании комиссии 6 декабря 2011 года представитель Совета депутатов г. Черногорска Чеснокова С.Н. подтвердила ранее данные письменные пояснения, дополнительно указала, что фактически муниципальная преференция МП «Благоустройство» предоставлена не была, так как предприятие не успело воспользоваться льготой по арендной плате, оплатив 06 мая 2011 года 62209,99 рублей, и 25 ноября 2011 года – оставшиеся 124419,99 рублей.

Заинтересованное лицо – МП «Благоустройство» также представило запрашиваемые сведения, в том числе, копии учредительных документов, копию постановления об утверждении тарифов на услуги бани для населения на 2011 год, копию договора на земельный участок с приложением расчета арендной платы на 2011 год.

Исследовав материалы настоящего дела, пояснения сторон, представленные ими доказательства, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.

24 июня 2008 года между администрацией г. Черногорска и МП «Благоустройство» был заключен договор аренды № 1696Ю, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) земельный участок площадью 2481 кв. м, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55, предоставленный для размещения городской бани.

17 мая 2011 года директор МП «Благоустройство» В.П. Сорокаев обратился в Совет депутатов г. Черногорска с ходатайством о предоставлении льготы по уплате арендной платы за земельные участки, в том числе, за земельный участок, на котором расположена городская баня (ул. Чкалова, 55, г. Черногорск). Просьбу о снижении арендной платы директор МП «Благоустройство»  мотивировал значительным ростом суммы арендной платы в 2011 году, так, в 2010 году арендная плата составляла 108423,8 рублей, в 2011 году сумма арендной платы возросла до 186629,98 рублей.

На основании этого ходатайства Советом депутатов г. Черногорска было принято решение от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей, что составляет 50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в городской бюджет.    

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

        

Как разъясняет ФАС России, относительно целей предоставления государственных или муниципальных преференций следует обращаться к соответствующим отраслевым нормативным правовым актам.

В частности, при определении цели «охрана здоровья граждан» – к Основам  законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее Основы охраны здоровья).

Согласно статье 1 Основ охраны здоровья под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Таким образом, по мнению ФАС России, можно выделить два основных направления деятельности по охране здоровья граждан:

  1. деятельность, направленная на восстановление утраченного здоровья граждан;
  2. деятельность, направленная на сохранение здоровья граждан.

         К первому направлению относится предоставление медицинской помощи гражданам. Медицинская помощь, согласно статье 37.1 Основ охраны здоровья, оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, получившими лицензию на медицинскую деятельность.

Видами медицинской помощи являются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь.

В систему здравоохранения, помимо медицинских организаций и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, входят государственные, муниципальные и частные аптечные, фармацевтические организации, государственные научно-исследовательские учреждения, лица, занимающиеся частной фармацевтический практикой и иные лица, указанные в статьях 12-14 Основ охраны здоровья.

Таким образом, государственные или муниципальные преференции в целях, указанных в пункте 12 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам, входящим в систему здравоохранения, при условии, что их деятельность соответствует основным принципам охраны здоровья граждан, и направлена на сохранение, укрепление, поддержание здоровья каждого человека и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Ко второму направлению деятельности по охране здоровья граждан можно отнести деятельность по охране окружающей среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производству и реализации доброкачественных продуктов питания, лечебно-профилактические мероприятия.

Государственные или муниципальные преференции в этих целях могут быть предоставлены после оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта указанной цели в каждом конкретном случае согласно правовым основам государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, создания благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, и степени влияния такой деятельности на сохранение здоровья граждан.

 

         Как следует из разъяснений ФАС России, к социальной защите населения, как комплексу отношений, возникающих в результате предоставления различным категориям граждан отдельных видов обеспечения, помощи, услуг, в том числе, пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями, различных форм социального обслуживания, предоставления социальных услуг, могут быть, в частности, отнесены социальное обслуживание различных категорий социально незащищенных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, инвалидов, лиц пожилого возраста, безработных, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, и т.п.

При определении цели «социальная защита населения» необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

  Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» настоящий закон регламентирует деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Уставом муниципального предприятия г. Черногорска «Благоустройство», утвержденного руководителем Комитета по управлению имуществом г. Черногорска, предприятие создано в целях оказания услуг населению. Целями создания МП «Благоустройство» является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Для достижения указанных целей МП «Благоустройство» осуществляет следующие виды деятельности: благоустройство, уборка и озеленение города; вывоз, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов; торгово-закупочная деятельность; оказание банных услуг; оказание ритуальных услуг; содержание, благоустройство, санитарная очистка и озеленение кладбищ; оказание жилищных услуг и др.

Исходя из перечня осуществляемых видов деятельности Предприятия, никакого отношения к социальной защите населения и охране здоровья граждан МП «Благоустройство» не имеет. Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предоставление МП «Благоустройство» муниципальной преференции в виде льготы по арендной плате за земельный участок, на котором расположена баня, не регулируется перечисленными законами, и у Совета депутатов г. Черногорска отсутствовали законные основания предоставлять данному предприятию муниципальную преференцию в виде льготы по арендной плате за земельный участок, в том числе, в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставленная МП «Благоустройство» муниципальная преференция не соответствует требованиям части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, Советом депутатов г. Черногорска предоставлена муниципальная преференция МП «Благоустройство» в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Совета депутатов г. Черногорска состава нарушения указанной нормы.

Комиссией Хакасского УФАС России рассмотрен довод представителя ответчика о том, что себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу, который в настоящее время составляет 100 руб/час, однако данный довод не может быть принят комиссией.

У органа местного самоуправления муниципального образования имеется возможность на компенсацию выпадающих доходов МП «Благоустройство» на услуги бани. Выпадающие доходы могут образовываться в результате предоставления населению услуг по утвержденным тарифам, которые не обеспечивают возмещение издержек предприятия. Однако в данном случае предоставлена не компенсация выпадающих доходов, а льгота на земельный участок, что нельзя расценивать как компенсацию выпадающих доходов.

Также комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод представителя Совета депутатов г. Черногорска о том, что фактически муниципальная преференция не была предоставлена, исходя из следующего.

Согласно пункту 2.5 договора аренды на земельный участок № 1696Ю от 24.06.2008 арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 15 числа текущего месяца, моментом исполнения обязательств по внесению арендной платы считается момент поступления денежных средств на счет.

МП «Благоустройство» 6 мая 2011 года перечислило Комитету по управлению имуществом г. Черногорска арендную плату за земельный участок по ул. Чкалова, 55 (городская баня) за 4 месяца 2011 года в размере 62209,99 рублей.

После этого 20 мая 2011 года Совет депутатов г. Черногорска решил предоставить МП «Благоустройство» льготу по арендной плате за указанный земельный участок в размере 50% в сумме 74651,99 рублей.

25 ноября 2011 года МП «Благоустройство» была оплачена оставшаяся сумма арендной платы в размере 124419,99 рублей. Однако это было совершено после возбуждения дела № 11-А-Т-11 о нарушении антимонопольного законодательства и получения сторонами определения о назначении указанного дела к рассмотрению, таким образом, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в результате принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20.05.2011 бюджет г. Черногорска с июня по ноябрь 2011 года ежемесячно не получал денежных средств, как предусмотрено договором аренды. В период с июня по ноябрь 2011 года в городской бюджет не поступило денежных средств в размере 93315,0 рублей.

Исходя из изложенного, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставление Советом депутатов г. Черногорска муниципальной преференции МП «Благоустройство» в нарушение главы 5 Закона о защите конкуренции имело место. Однако до принятия решения по рассматриваемому делу нарушение антимонопольного законодательства Советом депутатов г. Черногорска было устранено путем принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 125 от 25.11.2011 о признании утратившим силу решения Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год». Кроме того, МП «Благоустройство» 25 ноября 2011 года перечислило в бюджет оставшуюся сумму арендной платы в размере 124419,99 рублей, таким образом, в сумме с оплаченной 6 мая 2011 года арендной платой за 4 месяца 2011 года – 62209,99 рублей,  размер арендной платы составит 186629,98 рублей, что является годовой арендной платой за земельный участок, на котором расположена городская баня.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 48 комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Совета депутатов г. Черногорска в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая то обстоятельство, что МП «Благоустройство» перечислило в бюджет денежные средства, которые являлись льготой по арендной плате, к моменту рассмотрения дела № 11-А-Т-11, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предписание о принятии мер по возврату объектов гражданских прав, переданных в качестве муниципальной преференции, выдавать нецелесообразно.

На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Совет депутатов г. Черногорска нарушившим  пункт 7 часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления муниципальной преференции МП «Благоустройство» в виде льготы по арендной платы за использование земельного участка в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска, в сумме 74651,99 рублей на 2011 год, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7698 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 11-А-Т-11 в отношении Совета депутатов г. Черногорска [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7698 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324461497 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-А-Т-11

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.12.2011

В полном объеме решение изготовлено 19.12.2011

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

При участии представителя Совета депутатов г. Черногорска <…> (доверенность б/н от 05.12.2011),

В отсутствии представителя МП «Благоустройство», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 11-А-Т-11 по признакам нарушения Советом депутатов г. Черногорска (юридический адрес: ул. Советская, 66, г. Черногорск, 655154) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осмотра интернет сайта МО г. Черногорск на вкладке «решения Совета депутатов» было обнаружено решение Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20 мая 2011 года (подписанное главой г. Черногорска Белоноговым В.В.) о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан в виде предоставления льготы по арендной плате за использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55 (городская баня), предоставленного по договору аренды № 1696Ю от 24.06.2008 в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска в размере 74651,99 рублей.

Совет депутатов г. Черногорска не обращался в адрес Хакасского УФАС России о предварительном согласовании проекта решения о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство».

Исходя из смысла пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление льгот по арендной плате за использование земельного участка является муниципальной преференцией. Как муниципальная преференция истолкована льгота по арендной плате и Советом депутатов г. Черногорска, о чем указано в решении № 60 от 20.05.2011.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в указанной норме.

Установив, что МП «Благоустройство» осуществляет виды деятельности, не связанные с социальной защитой населения и охраной здоровья граждан, Хакасское УФАС России усмотрело в действиях Совета депутатов г. Черногорска признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приказом Хакасского УФАС России от 18.11.2011 № 361 было возбуждено дело № 11-А-Т-11 в отношении Совета депутатов г. Черногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МП «Благоустройство».

         28 ноября 2011 года Советом депутатов г. Черногорска были представлены документы, запрашиваемые в определении о назначении дела к рассмотрению, а также письменные пояснения по существу вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. Из письменных пояснений председателя Совета депутатов г. Черногорска следует, что в связи с тем, что предоставление населению услуг общественной (городской)
бани является одним из основных видов уставной деятельности МП «Благоустройство» города Черногорска, а на балансе и обслуживании МП «Благоустройство» находится городская баня (имущество на праве хозяйственного ведения), в целях уменьшения расходов по
содержанию было принято решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей (50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в
местный бюджет, так как 20% зачисляется в бюджет Республики Хакасия).

При принятии данного решения Совет депутатов г. Черногорска руководствовался полномочиями, определенными в пункте 16 статьи 20 Устава г.Черногорска.

В соответствии с договором аренды № 1696Ю от 24.06.2008г. арендная плата за пользование земельным участком, расположенным по адресу ул.Чкалова, 55, г. Черногорск, составляет на 2011 год 186629,98 рублей.

Для многих из жителей города Черногорска городская баня – единственное место, где можно помыться. На сегодняшний день экономические условия изменились, значительно выросли цены на энергоносители, а себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу.

При этом необходимо сохранить для населения приемлемые цены за
предоставляемую услугу в целях охраны здоровья граждан, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний.

Задача, поставленная и решаемая администрацией города – сохранить для горожан доступность пользования баней. Варианты при этом рассматривались различные: от передачи в аренду частному бизнесу до самостоятельного предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Все эти варианты были рассмотрены, но отклонены.
Органы местного самоуправления города Черногорска не заинтересованы в потере контроля за указанным предприятием, так как оно выполняет важные социальные функции местного уровня. И в Совете депутатов, и в администрации города считают, что муниципальная баня должна сохраниться в городе для предоставления услуг населению.

Кроме того, в пояснениях председателя Совета депутатов г. Черногорска указано, что в связи с внесением арендной платы МП «Благоустройство» в бюджет г. Черногорска по вышеуказанному договору (платежное поручение № 1576 от 25.11.2011) решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год» решением Совета депутатов г. Черногорска от 25.11.2011 № 125 признано утратившим силу.

На заседании комиссии 6 декабря 2011 года представитель Совета депутатов г. Черногорска Чеснокова С.Н. подтвердила ранее данные письменные пояснения, дополнительно указала, что фактически муниципальная преференция МП «Благоустройство» предоставлена не была, так как предприятие не успело воспользоваться льготой по арендной плате, оплатив 06 мая 2011 года 62209,99 рублей, и 25 ноября 2011 года – оставшиеся 124419,99 рублей.

Заинтересованное лицо – МП «Благоустройство» также представило запрашиваемые сведения, в том числе, копии учредительных документов, копию постановления об утверждении тарифов на услуги бани для населения на 2011 год, копию договора на земельный участок с приложением расчета арендной платы на 2011 год.

Исследовав материалы настоящего дела, пояснения сторон, представленные ими доказательства, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.

24 июня 2008 года между администрацией г. Черногорска и МП «Благоустройство» был заключен договор аренды № 1696Ю, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) земельный участок площадью 2481 кв. м, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55, предоставленный для размещения городской бани.

17 мая 2011 года директор МП «Благоустройство» В.П. Сорокаев обратился в Совет депутатов г. Черногорска с ходатайством о предоставлении льготы по уплате арендной платы за земельные участки, в том числе, за земельный участок, на котором расположена городская баня (ул. Чкалова, 55, г. Черногорск). Просьбу о снижении арендной платы директор МП «Благоустройство»  мотивировал значительным ростом суммы арендной платы в 2011 году, так, в 2010 году арендная плата составляла 108423,8 рублей, в 2011 году сумма арендной платы возросла до 186629,98 рублей.

На основании этого ходатайства Советом депутатов г. Черногорска было принято решение от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей, что составляет 50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в городской бюджет.    

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

        

Как разъясняет ФАС России, относительно целей предоставления государственных или муниципальных преференций следует обращаться к соответствующим отраслевым нормативным правовым актам.

В частности, при определении цели «охрана здоровья граждан» – к Основам  законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее Основы охраны здоровья).

Согласно статье 1 Основ охраны здоровья под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Таким образом, по мнению ФАС России, можно выделить два основных направления деятельности по охране здоровья граждан:

  1. деятельность, направленная на восстановление утраченного здоровья граждан;
  2. деятельность, направленная на сохранение здоровья граждан.

         К первому направлению относится предоставление медицинской помощи гражданам. Медицинская помощь, согласно статье 37.1 Основ охраны здоровья, оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, получившими лицензию на медицинскую деятельность.

Видами медицинской помощи являются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь.

В систему здравоохранения, помимо медицинских организаций и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, входят государственные, муниципальные и частные аптечные, фармацевтические организации, государственные научно-исследовательские учреждения, лица, занимающиеся частной фармацевтический практикой и иные лица, указанные в статьях 12-14 Основ охраны здоровья.

Таким образом, государственные или муниципальные преференции в целях, указанных в пункте 12 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам, входящим в систему здравоохранения, при условии, что их деятельность соответствует основным принципам охраны здоровья граждан, и направлена на сохранение, укрепление, поддержание здоровья каждого человека и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Ко второму направлению деятельности по охране здоровья граждан можно отнести деятельность по охране окружающей среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производству и реализации доброкачественных продуктов питания, лечебно-профилактические мероприятия.

Государственные или муниципальные преференции в этих целях могут быть предоставлены после оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта указанной цели в каждом конкретном случае согласно правовым основам государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, создания благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, и степени влияния такой деятельности на сохранение здоровья граждан.

 

         Как следует из разъяснений ФАС России, к социальной защите населения, как комплексу отношений, возникающих в результате предоставления различным категориям граждан отдельных видов обеспечения, помощи, услуг, в том числе, пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями, различных форм социального обслуживания, предоставления социальных услуг, могут быть, в частности, отнесены социальное обслуживание различных категорий социально незащищенных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, инвалидов, лиц пожилого возраста, безработных, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, и т.п.

При определении цели «социальная защита населения» необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

  Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» настоящий закон регламентирует деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Уставом муниципального предприятия г. Черногорска «Благоустройство», утвержденного руководителем Комитета по управлению имуществом г. Черногорска, предприятие создано в целях оказания услуг населению. Целями создания МП «Благоустройство» является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Для достижения указанных целей МП «Благоустройство» осуществляет следующие виды деятельности: благоустройство, уборка и озеленение города; вывоз, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов; торгово-закупочная деятельность; оказание банных услуг; оказание ритуальных услуг; содержание, благоустройство, санитарная очистка и озеленение кладбищ; оказание жилищных услуг и др.

Исходя из перечня осуществляемых видов деятельности Предприятия, никакого отношения к социальной защите населения и охране здоровья граждан МП «Благоустройство» не имеет. Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предоставление МП «Благоустройство» муниципальной преференции в виде льготы по арендной плате за земельный участок, на котором расположена баня, не регулируется перечисленными законами, и у Совета депутатов г. Черногорска отсутствовали законные основания предоставлять данному предприятию муниципальную преференцию в виде льготы по арендной плате за земельный участок, в том числе, в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставленная МП «Благоустройство» муниципальная преференция не соответствует требованиям части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, Советом депутатов г. Черногорска предоставлена муниципальная преференция МП «Благоустройство» в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Совета депутатов г. Черногорска состава нарушения указанной нормы.

Комиссией Хакасского УФАС России рассмотрен довод представителя ответчика о том, что себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу, который в настоящее время составляет 100 руб/час, однако данный довод не может быть принят комиссией.

У органа местного самоуправления муниципального образования имеется возможность на компенсацию выпадающих доходов МП «Благоустройство» на услуги бани. Выпадающие доходы могут образовываться в результате предоставления населению услуг по утвержденным тарифам, которые не обеспечивают возмещение издержек предприятия. Однако в данном случае предоставлена не компенсация выпадающих доходов, а льгота на земельный участок, что нельзя расценивать как компенсацию выпадающих доходов.

Также комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод представителя Совета депутатов г. Черногорска о том, что фактически муниципальная преференция не была предоставлена, исходя из следующего.

Согласно пункту 2.5 договора аренды на земельный участок № 1696Ю от 24.06.2008 арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 15 числа текущего месяца, моментом исполнения обязательств по внесению арендной платы считается момент поступления денежных средств на счет.

МП «Благоустройство» 6 мая 2011 года перечислило Комитету по управлению имуществом г. Черногорска арендную плату за земельный участок по ул. Чкалова, 55 (городская баня) за 4 месяца 2011 года в размере 62209,99 рублей.

После этого 20 мая 2011 года Совет депутатов г. Черногорска решил предоставить МП «Благоустройство» льготу по арендной плате за указанный земельный участок в размере 50% в сумме 74651,99 рублей.

25 ноября 2011 года МП «Благоустройство» была оплачена оставшаяся сумма арендной платы в размере 124419,99 рублей. Однако это было совершено после возбуждения дела № 11-А-Т-11 о нарушении антимонопольного законодательства и получения сторонами определения о назначении указанного дела к рассмотрению, таким образом, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в результате принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20.05.2011 бюджет г. Черногорска с июня по ноябрь 2011 года ежемесячно не получал денежных средств, как предусмотрено договором аренды. В период с июня по ноябрь 2011 года в городской бюджет не поступило денежных средств в размере 93315,0 рублей.

Исходя из изложенного, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставление Советом депутатов г. Черногорска муниципальной преференции МП «Благоустройство» в нарушение главы 5 Закона о защите конкуренции имело место. Однако до принятия решения по рассматриваемому делу нарушение антимонопольного законодательства Советом депутатов г. Черногорска было устранено путем принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 125 от 25.11.2011 о признании утратившим силу решения Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год». Кроме того, МП «Благоустройство» 25 ноября 2011 года перечислило в бюджет оставшуюся сумму арендной платы в размере 124419,99 рублей, таким образом, в сумме с оплаченной 6 мая 2011 года арендной платой за 4 месяца 2011 года – 62209,99 рублей,  размер арендной платы составит 186629,98 рублей, что является годовой арендной платой за земельный участок, на котором расположена городская баня.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 48 комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Совета депутатов г. Черногорска в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая то обстоятельство, что МП «Благоустройство» перечислило в бюджет денежные средства, которые являлись льготой по арендной плате, к моменту рассмотрения дела № 11-А-Т-11, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предписание о принятии мер по возврату объектов гражданских прав, переданных в качестве муниципальной преференции, выдавать нецелесообразно.

На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Совет депутатов г. Черногорска нарушившим  пункт 7 часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления муниципальной преференции МП «Благоустройство» в виде льготы по арендной платы за использование земельного участка в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска, в сумме 74651,99 рублей на 2011 год, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 11-А-Т-11

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  06.12.2011

В полном объеме решение изготовлено 19.12.2011

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

<…>– заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

<…> – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>– специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

При участии представителя Совета депутатов г. Черногорска <…> (доверенность б/н от 05.12.2011),

В отсутствии представителя МП «Благоустройство», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 11-А-Т-11 по признакам нарушения Советом депутатов г. Черногорска (юридический адрес: ул. Советская, 66, г. Черногорск, 655154) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осмотра интернет сайта МО г. Черногорск на вкладке «решения Совета депутатов» было обнаружено решение Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20 мая 2011 года (подписанное главой г. Черногорска Белоноговым В.В.) о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан в виде предоставления льготы по арендной плате за использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55 (городская баня), предоставленного по договору аренды № 1696Ю от 24.06.2008 в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска в размере 74651,99 рублей.

Совет депутатов г. Черногорска не обращался в адрес Хакасского УФАС России о предварительном согласовании проекта решения о предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство».

Исходя из смысла пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление льгот по арендной плате за использование земельного участка является муниципальной преференцией. Как муниципальная преференция истолкована льгота по арендной плате и Советом депутатов г. Черногорска, о чем указано в решении № 60 от 20.05.2011.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в указанной норме.

Установив, что МП «Благоустройство» осуществляет виды деятельности, не связанные с социальной защитой населения и охраной здоровья граждан, Хакасское УФАС России усмотрело в действиях Совета депутатов г. Черногорска признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, приказом Хакасского УФАС России от 18.11.2011 № 361 было возбуждено дело № 11-А-Т-11 в отношении Совета депутатов г. Черногорска по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. К участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МП «Благоустройство».

         28 ноября 2011 года Советом депутатов г. Черногорска были представлены документы, запрашиваемые в определении о назначении дела к рассмотрению, а также письменные пояснения по существу вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. Из письменных пояснений председателя Совета депутатов г. Черногорска следует, что в связи с тем, что предоставление населению услуг общественной (городской)
бани является одним из основных видов уставной деятельности МП «Благоустройство» города Черногорска, а на балансе и обслуживании МП «Благоустройство» находится городская баня (имущество на праве хозяйственного ведения), в целях уменьшения расходов по
содержанию было принято решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей (50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в
местный бюджет, так как 20% зачисляется в бюджет Республики Хакасия).

При принятии данного решения Совет депутатов г. Черногорска руководствовался полномочиями, определенными в пункте 16 статьи 20 Устава г.Черногорска.

В соответствии с договором аренды № 1696Ю от 24.06.2008г. арендная плата за пользование земельным участком, расположенным по адресу ул.Чкалова, 55, г. Черногорск, составляет на 2011 год 186629,98 рублей.

Для многих из жителей города Черногорска городская баня – единственное место, где можно помыться. На сегодняшний день экономические условия изменились, значительно выросли цены на энергоносители, а себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу.

При этом необходимо сохранить для населения приемлемые цены за
предоставляемую услугу в целях охраны здоровья граждан, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний.

Задача, поставленная и решаемая администрацией города – сохранить для горожан доступность пользования баней. Варианты при этом рассматривались различные: от передачи в аренду частному бизнесу до самостоятельного предприятия - Общество с ограниченной ответственностью. Все эти варианты были рассмотрены, но отклонены.
Органы местного самоуправления города Черногорска не заинтересованы в потере контроля за указанным предприятием, так как оно выполняет важные социальные функции местного уровня. И в Совете депутатов, и в администрации города считают, что муниципальная баня должна сохраниться в городе для предоставления услуг населению.

Кроме того, в пояснениях председателя Совета депутатов г. Черногорска указано, что в связи с внесением арендной платы МП «Благоустройство» в бюджет г. Черногорска по вышеуказанному договору (платежное поручение № 1576 от 25.11.2011) решение Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год» решением Совета депутатов г. Черногорска от 25.11.2011 № 125 признано утратившим силу.

На заседании комиссии 6 декабря 2011 года представитель Совета депутатов г. Черногорска Чеснокова С.Н. подтвердила ранее данные письменные пояснения, дополнительно указала, что фактически муниципальная преференция МП «Благоустройство» предоставлена не была, так как предприятие не успело воспользоваться льготой по арендной плате, оплатив 06 мая 2011 года 62209,99 рублей, и 25 ноября 2011 года – оставшиеся 124419,99 рублей.

Заинтересованное лицо – МП «Благоустройство» также представило запрашиваемые сведения, в том числе, копии учредительных документов, копию постановления об утверждении тарифов на услуги бани для населения на 2011 год, копию договора на земельный участок с приложением расчета арендной платы на 2011 год.

Исследовав материалы настоящего дела, пояснения сторон, представленные ими доказательства, комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.

24 июня 2008 года между администрацией г. Черногорска и МП «Благоустройство» был заключен договор аренды № 1696Ю, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) земельный участок площадью 2481 кв. м, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Чкалова, 55, предоставленный для размещения городской бани.

17 мая 2011 года директор МП «Благоустройство» В.П. Сорокаев обратился в Совет депутатов г. Черногорска с ходатайством о предоставлении льготы по уплате арендной платы за земельные участки, в том числе, за земельный участок, на котором расположена городская баня (ул. Чкалова, 55, г. Черногорск). Просьбу о снижении арендной платы директор МП «Благоустройство»  мотивировал значительным ростом суммы арендной платы в 2011 году, так, в 2010 году арендная плата составляла 108423,8 рублей, в 2011 году сумма арендной платы возросла до 186629,98 рублей.

На основании этого ходатайства Советом депутатов г. Черногорска было принято решение от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год в сумме 74651,99 рублей, что составляет 50% от суммы годовой арендной платы в части зачисляемой в городской бюджет.    

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

        

Как разъясняет ФАС России, относительно целей предоставления государственных или муниципальных преференций следует обращаться к соответствующим отраслевым нормативным правовым актам.

В частности, при определении цели «охрана здоровья граждан» – к Основам  законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее Основы охраны здоровья).

Согласно статье 1 Основ охраны здоровья под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Таким образом, по мнению ФАС России, можно выделить два основных направления деятельности по охране здоровья граждан:

  1. деятельность, направленная на восстановление утраченного здоровья граждан;
  2. деятельность, направленная на сохранение здоровья граждан.

         К первому направлению относится предоставление медицинской помощи гражданам. Медицинская помощь, согласно статье 37.1 Основ охраны здоровья, оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, получившими лицензию на медицинскую деятельность.

Видами медицинской помощи являются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь.

В систему здравоохранения, помимо медицинских организаций и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, входят государственные, муниципальные и частные аптечные, фармацевтические организации, государственные научно-исследовательские учреждения, лица, занимающиеся частной фармацевтический практикой и иные лица, указанные в статьях 12-14 Основ охраны здоровья.

Таким образом, государственные или муниципальные преференции в целях, указанных в пункте 12 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам, входящим в систему здравоохранения, при условии, что их деятельность соответствует основным принципам охраны здоровья граждан, и направлена на сохранение, укрепление, поддержание здоровья каждого человека и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Ко второму направлению деятельности по охране здоровья граждан можно отнести деятельность по охране окружающей среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производству и реализации доброкачественных продуктов питания, лечебно-профилактические мероприятия.

Государственные или муниципальные преференции в этих целях могут быть предоставлены после оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта указанной цели в каждом конкретном случае согласно правовым основам государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, создания благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, и степени влияния такой деятельности на сохранение здоровья граждан.

 

         Как следует из разъяснений ФАС России, к социальной защите населения, как комплексу отношений, возникающих в результате предоставления различным категориям граждан отдельных видов обеспечения, помощи, услуг, в том числе, пенсионного обеспечения, обеспечения различными пособиями, различных форм социального обслуживания, предоставления социальных услуг, могут быть, в частности, отнесены социальное обслуживание различных категорий социально незащищенных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, инвалидов, лиц пожилого возраста, безработных, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, и т.п.

При определении цели «социальная защита населения» необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

  Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» настоящий закон регламентирует деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Уставом муниципального предприятия г. Черногорска «Благоустройство», утвержденного руководителем Комитета по управлению имуществом г. Черногорска, предприятие создано в целях оказания услуг населению. Целями создания МП «Благоустройство» является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Для достижения указанных целей МП «Благоустройство» осуществляет следующие виды деятельности: благоустройство, уборка и озеленение города; вывоз, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов; торгово-закупочная деятельность; оказание банных услуг; оказание ритуальных услуг; содержание, благоустройство, санитарная очистка и озеленение кладбищ; оказание жилищных услуг и др.

Исходя из перечня осуществляемых видов деятельности Предприятия, никакого отношения к социальной защите населения и охране здоровья граждан МП «Благоустройство» не имеет. Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предоставление МП «Благоустройство» муниципальной преференции в виде льготы по арендной плате за земельный участок, на котором расположена баня, не регулируется перечисленными законами, и у Совета депутатов г. Черногорска отсутствовали законные основания предоставлять данному предприятию муниципальную преференцию в виде льготы по арендной плате за земельный участок, в том числе, в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставленная МП «Благоустройство» муниципальная преференция не соответствует требованиям части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, Советом депутатов г. Черногорска предоставлена муниципальная преференция МП «Благоустройство» в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Совета депутатов г. Черногорска состава нарушения указанной нормы.

Комиссией Хакасского УФАС России рассмотрен довод представителя ответчика о том, что себестоимость помывки одного человека значительно превосходит взимаемую плату по тарифу, который в настоящее время составляет 100 руб/час, однако данный довод не может быть принят комиссией.

У органа местного самоуправления муниципального образования имеется возможность на компенсацию выпадающих доходов МП «Благоустройство» на услуги бани. Выпадающие доходы могут образовываться в результате предоставления населению услуг по утвержденным тарифам, которые не обеспечивают возмещение издержек предприятия. Однако в данном случае предоставлена не компенсация выпадающих доходов, а льгота на земельный участок, что нельзя расценивать как компенсацию выпадающих доходов.

Также комиссия Хакасского УФАС России отклоняет довод представителя Совета депутатов г. Черногорска о том, что фактически муниципальная преференция не была предоставлена, исходя из следующего.

Согласно пункту 2.5 договора аренды на земельный участок № 1696Ю от 24.06.2008 арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 15 числа текущего месяца, моментом исполнения обязательств по внесению арендной платы считается момент поступления денежных средств на счет.

МП «Благоустройство» 6 мая 2011 года перечислило Комитету по управлению имуществом г. Черногорска арендную плату за земельный участок по ул. Чкалова, 55 (городская баня) за 4 месяца 2011 года в размере 62209,99 рублей.

После этого 20 мая 2011 года Совет депутатов г. Черногорска решил предоставить МП «Благоустройство» льготу по арендной плате за указанный земельный участок в размере 50% в сумме 74651,99 рублей.

25 ноября 2011 года МП «Благоустройство» была оплачена оставшаяся сумма арендной платы в размере 124419,99 рублей. Однако это было совершено после возбуждения дела № 11-А-Т-11 о нарушении антимонопольного законодательства и получения сторонами определения о назначении указанного дела к рассмотрению, таким образом, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что в результате принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 60 от 20.05.2011 бюджет г. Черногорска с июня по ноябрь 2011 года ежемесячно не получал денежных средств, как предусмотрено договором аренды. В период с июня по ноябрь 2011 года в городской бюджет не поступило денежных средств в размере 93315,0 рублей.

Исходя из изложенного, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что предоставление Советом депутатов г. Черногорска муниципальной преференции МП «Благоустройство» в нарушение главы 5 Закона о защите конкуренции имело место. Однако до принятия решения по рассматриваемому делу нарушение антимонопольного законодательства Советом депутатов г. Черногорска было устранено путем принятия решения Совета депутатов г. Черногорска № 125 от 25.11.2011 о признании утратившим силу решения Совета депутатов г. Черногорска от 20.05.2011 № 60 «О предоставлении муниципальной преференции МП «Благоустройство» на 2011 год». Кроме того, МП «Благоустройство» 25 ноября 2011 года перечислило в бюджет оставшуюся сумму арендной платы в размере 124419,99 рублей, таким образом, в сумме с оплаченной 6 мая 2011 года арендной платой за 4 месяца 2011 года – 62209,99 рублей,  размер арендной платы составит 186629,98 рублей, что является годовой арендной платой за земельный участок, на котором расположена городская баня.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 48 комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела в отношении Совета депутатов г. Черногорска в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая то обстоятельство, что МП «Благоустройство» перечислило в бюджет денежные средства, которые являлись льготой по арендной плате, к моменту рассмотрения дела № 11-А-Т-11, комиссия Хакасского УФАС России считает, что предписание о принятии мер по возврату объектов гражданских прав, переданных в качестве муниципальной преференции, выдавать нецелесообразно.

На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 20 статьи 4, пунктом 7 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Совет депутатов г. Черногорска нарушившим  пункт 7 часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления муниципальной преференции МП «Благоустройство» в виде льготы по арендной платы за использование земельного участка в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска, в сумме 74651,99 рублей на 2011 год, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-4785 [format] => [safe_value] => 05-4785 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11-А-Т-11 [format] => [safe_value] => 11-А-Т-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Хакасского УФАС России решила признать Совет депутатов г. Черногорска нарушившим  пункт 7 часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления муниципальной преференции МП «Благоустройство» в виде льготы по арендной платы за использование земельного участка в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска, в сумме 74651,99 рублей на 2011 год, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Хакасского УФАС России решила признать Совет депутатов г. Черногорска нарушившим  пункт 7 часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления муниципальной преференции МП «Благоустройство» в виде льготы по арендной платы за использование земельного участка в размере 50% в части, подлежащей зачислению в бюджет г. Черногорска, в сумме 74651,99 рублей на 2011 год, в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-21 09:52:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-19 09:52:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324461497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )