РЕШЕНИЕ № 11-А-12

Сфера деятельности: Транспорт и связь
Номер дела: №11-А-12
Дата публикации: 31 июля 2012, 14:24

РЕШЕНИЕ

 № 11-А-12

 

 

                                                                                        г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  29 марта 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 10 апреля 2012

 

 

         Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:                Шалимов П.А. – заместитель руководителя -                     

                                                           начальник отдела антимонопольного                                               

                                                           законодательства и рекламы (АЗР);

 

Члены Комиссии:                            Андрюшкова И.А. – главный специалист-

                                                                    эксперт отдела АЗР;

                                                           Жукова И.И. – ведущий специалист-

                                                           отдела АЗР;

                                                           Северина Е.С. – старший специалист 3

                                                           разряда отдела АЗР;

 

в присутствии представителей:

         - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии) – «…» (дов. №180-562-АЕ от 22.03.2012) , Молоткова А.А. (дов. №180-561-АЕ от 22.03.2012);

         - ООО «Транс и Компания» - «…»  (дов. б/н от 06.10.2011);

- индивидуальный предприниматель «…», рассмотрев дело № 11-А-12 по признакам нарушения Минтрансом Хакасии (г. Абакан, ул. Вяткина 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции)

 

                                                         УСТАНОВИЛА:

 

         02.12.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство. Определением от 02.03.2012 дело № 11-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по маршруту № 202МТ Абакан - Сорск с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению 29.03.2012 с привлечением ИП «»  в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в материалах прокуратуры Республики Хакасия, дополнительно пояснив, что существующий порядок утверждения отдельным перевозчикам  расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур ограничивает доступ другим перевозчикам на данные маршруты, исключает равнодоступность, конкуренцию по входу на данный товарный рынок.

Представитель Минтранса Хакасии подтвердил доводы, изложенные в письме от 20.03.2012 №180-552-АБ дополнительно пояснив, что поскольку никто из иных перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск», Минтранс Хакасии в установленные сроки утвердил ИП «» действующие расписания до появления  конкурсной ситуации.

 

Вместе с тем, каким образом исполнить требования антимонопольного законодательства в части обеспечения конкуренции, равнодоступности по входу на вышеназванный товарный рынок без проведения конкурсных процедур, представитель Минтранса Хакасии пояснить не смог.

На момент рассмотрения настоящего дела конкурсные процедуры по данному расписанию Минтрансом Хакасии не начаты.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии и пояснений его представителей, оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Фактически ИП «…» обратился 27.04.2011 в Минтранс Хакасии с заявлением о продлении ему срока действия расписания движения автобуса по междугороднему маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск» и 18.05.2011 Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ ему было утверждено данное расписание с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

Ссылку представителей Минтранса Хакасии на «Административный регламент представления государственной услуги «Утверждение расписания движения маршрутного автобуса  (маршрутного такси) по межмуниципальным  междугородным и пригородным автобусным маршрутам, относящимся к ведению Минтранса Хакасии», утвержденный Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасии в редакции от 27.06.2008 №П-73, в части возможного проведения конкурса только при наличии нескольких предварительных заявлений от перевозчиков  Комиссия считает необоснованной, поскольку:

во-первых, данный ведомственный акт Минтранса Хакасии не соответствует как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 №347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса;

во вторых, вышеназванный Приказ Минтранса Хакасии создает для его сотрудников возможность совершения коррупционных действий при предоставлении государственной услуги   по утверждению расписаний движений автобусов по межмуниципальным междугородным и пригородным автобусным маршрутам, что дает основание для направления данного акта в Прокуратуру Республики Хакасия и Комитет Республики Хакасия по борьбе с коррупцией для проведения соответствующей экспертизы.

На основании вышеизложенного Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела и считает установленными нарушения Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1.Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному междугороднему маршруту № 202МТ «Абакан-Сорск» с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

2.Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по межмуниципальному междугороднему маршруту регулярных перевозок 202МТ «Абакан-Сорск».    

  

 

Председатель комиссии:                                          Шалимов П.А.

 

 

Члены комиссии:                                                       Андрюшкова И.А.

 

 

                                                                                     Жукова И.И.

 

 

                                                                                      Северина Е.С.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

  

stdClass Object ( [vid] => 8521 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 11-А-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8521 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343715995 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 № 11-А-12

 

 

                                                                                        г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  29 марта 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 10 апреля 2012

 

 

         Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:                Шалимов П.А. – заместитель руководителя -                     

                                                           начальник отдела антимонопольного                                               

                                                           законодательства и рекламы (АЗР);

 

Члены Комиссии:                            Андрюшкова И.А. – главный специалист-

                                                                    эксперт отдела АЗР;

                                                           Жукова И.И. – ведущий специалист-

                                                           отдела АЗР;

                                                           Северина Е.С. – старший специалист 3

                                                           разряда отдела АЗР;

 

в присутствии представителей:

         - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии) – «…» (дов. №180-562-АЕ от 22.03.2012) , Молоткова А.А. (дов. №180-561-АЕ от 22.03.2012);

         - ООО «Транс и Компания» - «…»  (дов. б/н от 06.10.2011);

- индивидуальный предприниматель «…», рассмотрев дело № 11-А-12 по признакам нарушения Минтрансом Хакасии (г. Абакан, ул. Вяткина 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции)

 

                                                         УСТАНОВИЛА:

 

         02.12.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство. Определением от 02.03.2012 дело № 11-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по маршруту № 202МТ Абакан - Сорск с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению 29.03.2012 с привлечением ИП «»  в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в материалах прокуратуры Республики Хакасия, дополнительно пояснив, что существующий порядок утверждения отдельным перевозчикам  расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур ограничивает доступ другим перевозчикам на данные маршруты, исключает равнодоступность, конкуренцию по входу на данный товарный рынок.

Представитель Минтранса Хакасии подтвердил доводы, изложенные в письме от 20.03.2012 №180-552-АБ дополнительно пояснив, что поскольку никто из иных перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск», Минтранс Хакасии в установленные сроки утвердил ИП «» действующие расписания до появления  конкурсной ситуации.

 

Вместе с тем, каким образом исполнить требования антимонопольного законодательства в части обеспечения конкуренции, равнодоступности по входу на вышеназванный товарный рынок без проведения конкурсных процедур, представитель Минтранса Хакасии пояснить не смог.

На момент рассмотрения настоящего дела конкурсные процедуры по данному расписанию Минтрансом Хакасии не начаты.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии и пояснений его представителей, оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Фактически ИП «…» обратился 27.04.2011 в Минтранс Хакасии с заявлением о продлении ему срока действия расписания движения автобуса по междугороднему маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск» и 18.05.2011 Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ ему было утверждено данное расписание с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

Ссылку представителей Минтранса Хакасии на «Административный регламент представления государственной услуги «Утверждение расписания движения маршрутного автобуса  (маршрутного такси) по межмуниципальным  междугородным и пригородным автобусным маршрутам, относящимся к ведению Минтранса Хакасии», утвержденный Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасии в редакции от 27.06.2008 №П-73, в части возможного проведения конкурса только при наличии нескольких предварительных заявлений от перевозчиков  Комиссия считает необоснованной, поскольку:

во-первых, данный ведомственный акт Минтранса Хакасии не соответствует как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 №347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса;

во вторых, вышеназванный Приказ Минтранса Хакасии создает для его сотрудников возможность совершения коррупционных действий при предоставлении государственной услуги   по утверждению расписаний движений автобусов по межмуниципальным междугородным и пригородным автобусным маршрутам, что дает основание для направления данного акта в Прокуратуру Республики Хакасия и Комитет Республики Хакасия по борьбе с коррупцией для проведения соответствующей экспертизы.

На основании вышеизложенного Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела и считает установленными нарушения Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1.Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному междугороднему маршруту № 202МТ «Абакан-Сорск» с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

2.Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по межмуниципальному междугороднему маршруту регулярных перевозок 202МТ «Абакан-Сорск».    

  

 

Председатель комиссии:                                          Шалимов П.А.

 

 

Члены комиссии:                                                       Андрюшкова И.А.

 

 

                                                                                     Жукова И.И.

 

 

                                                                                      Северина Е.С.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

  

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 № 11-А-12

 

 

                                                                                        г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  29 марта 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 10 апреля 2012

 

 

         Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:                Шалимов П.А. – заместитель руководителя -                     

                                                           начальник отдела антимонопольного                                               

                                                           законодательства и рекламы (АЗР);

 

Члены Комиссии:                            Андрюшкова И.А. – главный специалист-

                                                                    эксперт отдела АЗР;

                                                           Жукова И.И. – ведущий специалист-

                                                           отдела АЗР;

                                                           Северина Е.С. – старший специалист 3

                                                           разряда отдела АЗР;

 

в присутствии представителей:

         - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии) – «…» (дов. №180-562-АЕ от 22.03.2012) , Молоткова А.А. (дов. №180-561-АЕ от 22.03.2012);

         - ООО «Транс и Компания» - «…»  (дов. б/н от 06.10.2011);

- индивидуальный предприниматель «…», рассмотрев дело № 11-А-12 по признакам нарушения Минтрансом Хакасии (г. Абакан, ул. Вяткина 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции)

 

                                                         УСТАНОВИЛА:

 

         02.12.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство. Определением от 02.03.2012 дело № 11-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по маршруту № 202МТ Абакан - Сорск с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению 29.03.2012 с привлечением ИП «»  в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в материалах прокуратуры Республики Хакасия, дополнительно пояснив, что существующий порядок утверждения отдельным перевозчикам  расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур ограничивает доступ другим перевозчикам на данные маршруты, исключает равнодоступность, конкуренцию по входу на данный товарный рынок.

Представитель Минтранса Хакасии подтвердил доводы, изложенные в письме от 20.03.2012 №180-552-АБ дополнительно пояснив, что поскольку никто из иных перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск», Минтранс Хакасии в установленные сроки утвердил ИП «» действующие расписания до появления  конкурсной ситуации.

 

Вместе с тем, каким образом исполнить требования антимонопольного законодательства в части обеспечения конкуренции, равнодоступности по входу на вышеназванный товарный рынок без проведения конкурсных процедур, представитель Минтранса Хакасии пояснить не смог.

На момент рассмотрения настоящего дела конкурсные процедуры по данному расписанию Минтрансом Хакасии не начаты.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии и пояснений его представителей, оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Фактически ИП «…» обратился 27.04.2011 в Минтранс Хакасии с заявлением о продлении ему срока действия расписания движения автобуса по междугороднему маршруту № 202 МТ «Абакан – Сорск» и 18.05.2011 Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ ему было утверждено данное расписание с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

Ссылку представителей Минтранса Хакасии на «Административный регламент представления государственной услуги «Утверждение расписания движения маршрутного автобуса  (маршрутного такси) по межмуниципальным  междугородным и пригородным автобусным маршрутам, относящимся к ведению Минтранса Хакасии», утвержденный Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасии в редакции от 27.06.2008 №П-73, в части возможного проведения конкурса только при наличии нескольких предварительных заявлений от перевозчиков  Комиссия считает необоснованной, поскольку:

во-первых, данный ведомственный акт Минтранса Хакасии не соответствует как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 №126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 №347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса;

во вторых, вышеназванный Приказ Минтранса Хакасии создает для его сотрудников возможность совершения коррупционных действий при предоставлении государственной услуги   по утверждению расписаний движений автобусов по межмуниципальным междугородным и пригородным автобусным маршрутам, что дает основание для направления данного акта в Прокуратуру Республики Хакасия и Комитет Республики Хакасия по борьбе с коррупцией для проведения соответствующей экспертизы.

На основании вышеизложенного Комиссия не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела и считает установленными нарушения Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1.Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному междугороднему маршруту № 202МТ «Абакан-Сорск» с 02.06.2011 по 02.06.2013 без проведения конкурсных процедур.

2.Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по межмуниципальному междугороднему маршруту регулярных перевозок 202МТ «Абакан-Сорск».    

  

 

Председатель комиссии:                                          Шалимов П.А.

 

 

Члены комиссии:                                                       Андрюшкова И.А.

 

 

                                                                                     Жукова И.И.

 

 

                                                                                      Северина Е.С.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

  

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №11-А-12 [format] => [safe_value] => №11-А-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 06:24:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-10 06:24:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343715995 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )