РЕШЕНИЕ по делу № 43-А-11

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: №43-А-11
Дата публикации: 31 июля 2012, 15:03

РЕШЕНИЕ

по делу №  43-А-11

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 декабря  2011 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

Северина Е. С. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

в присутствии:

- представителей муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): заместителя главного инженера «….» (доверенность от 16.09.2011), начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

- представителя общества с ограниченной ответственностью  «ВЕГА - ПЛЮС» (далее ООО «ВЕГА - ПЛЮС») «…» (доверенность от 01.06.2011), рассмотрев  материалы дела № 43-А-11, возбуждённого в отношении МП «АЭС» (ул. Советская, 25, г. Абакан, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

14 июля 2011 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО «ВЕГА - ПЛЮС» о нарушении муниципальным предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «»АЭС») сроков, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при заключении договора на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО«ВЕГА - ПЛЮС», строящегося торгово – развлекательного  центра по ул. Стофато, 12 и о незаконной выдаче МП «АЭС» новых технических условий № Э – 765 от 05.07.2011 взамен уже выполненных ООО «ВЕГА - ПЛЮС» № Э - 1045 от 05.08.2009, что приведет к дополнительным затратам со стороны ООО «Вега- плюс».

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Кроме того, МП «АЭС» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % » с долей  более 50% на рынке услуг по передаче электрической энергии, что также свидетельствует о том, что МП «АЭС» занимает доминирующее положение в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Хакасское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 43-А-11 в отношении МП «АЭС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

17 ноября 2010 года в МП «АЭС» поступила заявка ООО «ВЕГА - ПЛЮС» исх. № 263 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2 х 400 кВА к действующим электрическим сетям, принадлежащим МП «АЭС».

Получение названной заявки  МП «АЭС» подтверждает отметка о получении № 1682 от 17.11.2010.

11 июля 2011 года, через 8 месяцев после подачи ООО «ВЕГА ПЛЮС» заявки,  МП «АЭС» направлен подписанный проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12. 

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

МП «АЭС» является сетевой организацией, исходя из определения, данного в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в соответствии с которым "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из пунктов 7, 8 Правил следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной мощности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 4 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение МП «АЭС» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на локальной территории города Абакана.

МП «АЭС»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В качестве причины, по которой у МП «АЭС» не имелось  возможности своевременно заключить договор на технологическое присоединение с ООО «ВЕГА ПЛЮС», ответчик указал, что у него отсутствовала  техническая возможность технологического присоединения самого торгово- развлекательного центра максимальной мощностью 594 кВт на уровне напряжения 0,4 кВ, без строительства указанной в заявлении подстанции, так как ближайшая существующая трансформаторная подстанция ТП-621 с силовыми трансформаторами мощностью 2x630 кВА, принадлежащая МП «АЭС», была уже загружена, необходимая резервная мощности отсутствовала. В связи с чем, МП «АЭС» необходимо было утвердить индивидуальный тариф в Государственном комитете по тарифам и энергетике, предварительно заключив договор на технологическое присоединение с ОАО «МРСК Сибири», являющейся вышестоящей сетевой организацией.

Комиссия Хакасского УФАС России критически отнеслась к данному доводу ответчика, так как  из имеющихся в материалах дела документов следует, что технологическое присоединение ООО «ВЕГА ПЛЮС» требовалось на уровне напряжения 10 кВт, так как необходимо было подключить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ мощностью 2x400 кВА.

Комиссией Хакасского УФАС России также не принимается довод ответчика о том, что на момент подачи заявки ООО «ВЕГА ПЛЮС» в ноябре 2010 года, а также на момент передачи документации в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, МП «АЭС»» не располагало какой-либо информацией о том, что необходимо присоединить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 2x400 кВА на уровне напряжения 10 кВт, а не сам торгово – развлекательный центр на уровне напряжения 0,4 кВт.

В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном, в частности, заявка ООО «ВЕГА ПЛЮС» исх. № 263 от 17.11.2010 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2х 400 кВА к электрическим сетям ООО «ВЕГА ПЛЮС». Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что сетевой организацией нарушен пункт 15 Правил технологического присоединения.

Поскольку  нарушение МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение ущемляет интересы ООО «ВЕГА ПЛЮС», комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях муниципального предприятия г. Абакан «Абаканские электрические сети» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

11 июля 2011 года  МП «АЭС» направлен проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12, что свидетельствует о добровольным устранении МП «АЭС» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении МП «АЭС» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Однако, в целях необходимости предупреждения монополистической деятельности, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи МП «АЭС»  предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  МП «АЭС», выразившееся в нарушении МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение злоупотреблением доминирующим положением.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях МП «АЭС» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Также комиссия Хакасского УФАС России исследовала иные вопросы, изложенные в заявлении ООО «ВЕГА ПЛЮС», частности:

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о навязывании МП «АЭС» невыгодных условий договора.

МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» договор об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. Не согласившись с пунктами 1.3.,3.1. договора и пунктами 7,8,9,13 технических условий № Э-765 от 05.07.2011, являющихся приложением к договору ООО «ВЕГА ПЛЮС» 14.07.2011 направило протокол разногласий к названному договору, добавив дополнительно пункт 2.1.5 договора.

23 августа этого же года МП «АЭС» направило протокол согласования разногласий на протокол разногласий от 14.07.2011 к договору об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. и протокол согласования разногласий № 2 от 23.08.2011 года.

Из документов, имеющихся в материалах дела не усматривается угроз, неблагоприятных последствий для ООО «ВЕГА ПЛЮС» в случае незаключения договора на условиях сетевой  организации, оказания давления на ООО «ВЕГА ПЛЮС» совершением каких – либо действий и требований, уклонения от урегулирования разногласий по договору.

Предложение МП «АЭС» включить в договор об осуществлении  технологического присоединения, неприемлемые, по мнению ООО «ВЕГА ПЛЮС», не является навязыванием контрагенту невыгодных для него условий договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, поскольку сам по себе факт разногласий сторон по условиям заключаемого договора не может быть квалифицирован как нарушение антимонопольного законодательства, что также подтверждается арбитражной (Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно – Сибирского округа № А74-3222/2007 – ФО2-3977/2008) и антимонопольной практикой. Между сторонами возник гражданско - правовой спор преддоговорного характера в порядке статьи 445 Гражданского кодекса РФ, не свидетельствующий о наличии в действия МП «АЭС» нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме навязывании невыгодных условий.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о нарушении МП «АЭС» установленного нормативными актами порядка ценообразования в части установления платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.1. договора № 397 от 5 июля 2011 г. предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение определяется на основании тарифов, действующих на момент заключения настоящего договора, в соответствии с Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия от 30.12.2009 № 118 и составляет3 848 687,53 рубля в том числе, НДС.

В связи с вышеизложенным, Хакасское УФАС России обратилось в Госкомтарифэнерго РХ с просьбой сделать заключение:  соответствует ли расчет платы в размере 3 848 687,53 рублей, произведенный МП «АЭС» за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (установок) общей мощностью 680 кВт по договору №  397 от 5 июля 2011 года с ООО «Вега - плюс» нормативным актам, регулирующим данную сферу правоотношений?

21 ноября 2011 года от Госкомтарифэнерго РХ получено письмо № 5КТЭ-3270/п из которого следует, что расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 680 кВт с учетом заявленной категории надежности к электрическим сетям МП «АЭС» по  договору №  397 от 5 июля 2011 года в размере 3 848 687,53 рублей с НДС соответствует требованиям нормативно – правовых актов, регулирующих сферу технологического присоединения.

При изложенных обстоятельствах, комиссия полагает, что в действиях МП «АЭС» при расчете размера платы за технологическое присоединение отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о включении МП «АЭС» избыточного условия в ТУ № Э-765 от 05.07.2011.

В соответствии с пунктом 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 «точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме».

Не согласившись с данной редакцией пункта 7 ТУ, ООО «ВЕГА ПЛЮС» включила в протокол разногласий следующую редакцию данного пункта: «Точки присоединения установить в РУ-10 кВ в ячейках вновь построенной подстанции с трансформаторами 2 х 400 кВА».

В соответствии с подпунктом а.1) 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Кроме того, согласно пункту 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в приложениях N 2 и 3, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)), являющегося Приложением № 4 к Правилам технологического присоединения  сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

 Из анализа названных норм комиссия Хакасского УФАС России пришла  к выводу, что условие пункта 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 в редакции МП «АЭС»: «Точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме» не является избыточным и не противоречит названным нормам Правил технологического присоединения и, следовательно, не нарушает антимонопольное законодательство.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» об отказе продлить МП «АЭС» технические условия на подключение.

22 мая 2009 года ООО «ВЕГА - ПЛЮС» обратилось в МП «АЭС» с просьбой выдать технические условия на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12 согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения»

 6 августа 2009 года МП «АЭС» данные технические условия № Э- 1045 от 06.08.2009 были выданы ООО «ВЕГА ПЛЮС». Согласно пункта 19 названных технических условий  они действительны в течении двух лет.

По окончании срока действия технических условий, то есть  6 августа 2011 года ООО «Вега - плюс» обратилось в МП «АЭС» с просьбой продлить срок ТУ №3- 1045 от 06.08.2009 до 01.01.2013.

6 сентября 2011 года МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» письмо № 1221 в котором указало, что продление технических условий № Э-1045 от 06.08.2009 не представляется возможным в связи с тем, что в настоящее время ООО «ВЕГА ПЛЮС» уже выданы ТУ № Э- 765 по заявке от 17.11.2010 на заключение договора на технологическое присоединение электроустановок строящегося ТРЦ к действующим сетям.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 341 внесены изменения в Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения и с 23 июня 2010 года названные Правила не распространяются на правоотношения в части «электроснабжения». В связи с этим комиссия Хакасского УФАС России считает обоснованным довод МП «АЭС» об отсутствии обязанности продления технических условий № Э- 1045 от 06.08.2009 на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, пунктом 15 Правил технологического присоединения, комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение, занимаемое муниципальным  предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергооборудования, принадлежащего  МП «АЭС» в пределах локальной территории г. Абакана, доминирующим.
  2. Признать муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также  пункт 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части нарушения МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на осуществление технологического присоединения электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12.
  3. Выдать МП «АЭС»  предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства: рассмотрение заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств производить в соответствии со сроками, установленными  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
  4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

Председатель комиссии:                                         П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                     И.А. Андрюшкова

 

 

 

                                                                                 И. И. Жукова     

 

 

 

                                                                                                      Е. С. Северина

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8533 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 43-А-11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8533 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343718353 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  43-А-11

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 декабря  2011 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

Северина Е. С. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

в присутствии:

- представителей муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): заместителя главного инженера «….» (доверенность от 16.09.2011), начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

- представителя общества с ограниченной ответственностью  «ВЕГА - ПЛЮС» (далее ООО «ВЕГА - ПЛЮС») «…» (доверенность от 01.06.2011), рассмотрев  материалы дела № 43-А-11, возбуждённого в отношении МП «АЭС» (ул. Советская, 25, г. Абакан, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

14 июля 2011 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО «ВЕГА - ПЛЮС» о нарушении муниципальным предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «»АЭС») сроков, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при заключении договора на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО«ВЕГА - ПЛЮС», строящегося торгово – развлекательного  центра по ул. Стофато, 12 и о незаконной выдаче МП «АЭС» новых технических условий № Э – 765 от 05.07.2011 взамен уже выполненных ООО «ВЕГА - ПЛЮС» № Э - 1045 от 05.08.2009, что приведет к дополнительным затратам со стороны ООО «Вега- плюс».

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Кроме того, МП «АЭС» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % » с долей  более 50% на рынке услуг по передаче электрической энергии, что также свидетельствует о том, что МП «АЭС» занимает доминирующее положение в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Хакасское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 43-А-11 в отношении МП «АЭС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

17 ноября 2010 года в МП «АЭС» поступила заявка ООО «ВЕГА - ПЛЮС» исх. № 263 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2 х 400 кВА к действующим электрическим сетям, принадлежащим МП «АЭС».

Получение названной заявки  МП «АЭС» подтверждает отметка о получении № 1682 от 17.11.2010.

11 июля 2011 года, через 8 месяцев после подачи ООО «ВЕГА ПЛЮС» заявки,  МП «АЭС» направлен подписанный проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12. 

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

МП «АЭС» является сетевой организацией, исходя из определения, данного в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в соответствии с которым "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из пунктов 7, 8 Правил следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной мощности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 4 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение МП «АЭС» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на локальной территории города Абакана.

МП «АЭС»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В качестве причины, по которой у МП «АЭС» не имелось  возможности своевременно заключить договор на технологическое присоединение с ООО «ВЕГА ПЛЮС», ответчик указал, что у него отсутствовала  техническая возможность технологического присоединения самого торгово- развлекательного центра максимальной мощностью 594 кВт на уровне напряжения 0,4 кВ, без строительства указанной в заявлении подстанции, так как ближайшая существующая трансформаторная подстанция ТП-621 с силовыми трансформаторами мощностью 2x630 кВА, принадлежащая МП «АЭС», была уже загружена, необходимая резервная мощности отсутствовала. В связи с чем, МП «АЭС» необходимо было утвердить индивидуальный тариф в Государственном комитете по тарифам и энергетике, предварительно заключив договор на технологическое присоединение с ОАО «МРСК Сибири», являющейся вышестоящей сетевой организацией.

Комиссия Хакасского УФАС России критически отнеслась к данному доводу ответчика, так как  из имеющихся в материалах дела документов следует, что технологическое присоединение ООО «ВЕГА ПЛЮС» требовалось на уровне напряжения 10 кВт, так как необходимо было подключить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ мощностью 2x400 кВА.

Комиссией Хакасского УФАС России также не принимается довод ответчика о том, что на момент подачи заявки ООО «ВЕГА ПЛЮС» в ноябре 2010 года, а также на момент передачи документации в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, МП «АЭС»» не располагало какой-либо информацией о том, что необходимо присоединить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 2x400 кВА на уровне напряжения 10 кВт, а не сам торгово – развлекательный центр на уровне напряжения 0,4 кВт.

В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном, в частности, заявка ООО «ВЕГА ПЛЮС» исх. № 263 от 17.11.2010 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2х 400 кВА к электрическим сетям ООО «ВЕГА ПЛЮС». Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что сетевой организацией нарушен пункт 15 Правил технологического присоединения.

Поскольку  нарушение МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение ущемляет интересы ООО «ВЕГА ПЛЮС», комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях муниципального предприятия г. Абакан «Абаканские электрические сети» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

11 июля 2011 года  МП «АЭС» направлен проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12, что свидетельствует о добровольным устранении МП «АЭС» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении МП «АЭС» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Однако, в целях необходимости предупреждения монополистической деятельности, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи МП «АЭС»  предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  МП «АЭС», выразившееся в нарушении МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение злоупотреблением доминирующим положением.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях МП «АЭС» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Также комиссия Хакасского УФАС России исследовала иные вопросы, изложенные в заявлении ООО «ВЕГА ПЛЮС», частности:

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о навязывании МП «АЭС» невыгодных условий договора.

МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» договор об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. Не согласившись с пунктами 1.3.,3.1. договора и пунктами 7,8,9,13 технических условий № Э-765 от 05.07.2011, являющихся приложением к договору ООО «ВЕГА ПЛЮС» 14.07.2011 направило протокол разногласий к названному договору, добавив дополнительно пункт 2.1.5 договора.

23 августа этого же года МП «АЭС» направило протокол согласования разногласий на протокол разногласий от 14.07.2011 к договору об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. и протокол согласования разногласий № 2 от 23.08.2011 года.

Из документов, имеющихся в материалах дела не усматривается угроз, неблагоприятных последствий для ООО «ВЕГА ПЛЮС» в случае незаключения договора на условиях сетевой  организации, оказания давления на ООО «ВЕГА ПЛЮС» совершением каких – либо действий и требований, уклонения от урегулирования разногласий по договору.

Предложение МП «АЭС» включить в договор об осуществлении  технологического присоединения, неприемлемые, по мнению ООО «ВЕГА ПЛЮС», не является навязыванием контрагенту невыгодных для него условий договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, поскольку сам по себе факт разногласий сторон по условиям заключаемого договора не может быть квалифицирован как нарушение антимонопольного законодательства, что также подтверждается арбитражной (Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно – Сибирского округа № А74-3222/2007 – ФО2-3977/2008) и антимонопольной практикой. Между сторонами возник гражданско - правовой спор преддоговорного характера в порядке статьи 445 Гражданского кодекса РФ, не свидетельствующий о наличии в действия МП «АЭС» нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме навязывании невыгодных условий.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о нарушении МП «АЭС» установленного нормативными актами порядка ценообразования в части установления платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.1. договора № 397 от 5 июля 2011 г. предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение определяется на основании тарифов, действующих на момент заключения настоящего договора, в соответствии с Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия от 30.12.2009 № 118 и составляет3 848 687,53 рубля в том числе, НДС.

В связи с вышеизложенным, Хакасское УФАС России обратилось в Госкомтарифэнерго РХ с просьбой сделать заключение:  соответствует ли расчет платы в размере 3 848 687,53 рублей, произведенный МП «АЭС» за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (установок) общей мощностью 680 кВт по договору №  397 от 5 июля 2011 года с ООО «Вега - плюс» нормативным актам, регулирующим данную сферу правоотношений?

21 ноября 2011 года от Госкомтарифэнерго РХ получено письмо № 5КТЭ-3270/п из которого следует, что расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 680 кВт с учетом заявленной категории надежности к электрическим сетям МП «АЭС» по  договору №  397 от 5 июля 2011 года в размере 3 848 687,53 рублей с НДС соответствует требованиям нормативно – правовых актов, регулирующих сферу технологического присоединения.

При изложенных обстоятельствах, комиссия полагает, что в действиях МП «АЭС» при расчете размера платы за технологическое присоединение отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о включении МП «АЭС» избыточного условия в ТУ № Э-765 от 05.07.2011.

В соответствии с пунктом 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 «точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме».

Не согласившись с данной редакцией пункта 7 ТУ, ООО «ВЕГА ПЛЮС» включила в протокол разногласий следующую редакцию данного пункта: «Точки присоединения установить в РУ-10 кВ в ячейках вновь построенной подстанции с трансформаторами 2 х 400 кВА».

В соответствии с подпунктом а.1) 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Кроме того, согласно пункту 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в приложениях N 2 и 3, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)), являющегося Приложением № 4 к Правилам технологического присоединения  сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

 Из анализа названных норм комиссия Хакасского УФАС России пришла  к выводу, что условие пункта 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 в редакции МП «АЭС»: «Точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме» не является избыточным и не противоречит названным нормам Правил технологического присоединения и, следовательно, не нарушает антимонопольное законодательство.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» об отказе продлить МП «АЭС» технические условия на подключение.

22 мая 2009 года ООО «ВЕГА - ПЛЮС» обратилось в МП «АЭС» с просьбой выдать технические условия на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12 согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения»

 6 августа 2009 года МП «АЭС» данные технические условия № Э- 1045 от 06.08.2009 были выданы ООО «ВЕГА ПЛЮС». Согласно пункта 19 названных технических условий  они действительны в течении двух лет.

По окончании срока действия технических условий, то есть  6 августа 2011 года ООО «Вега - плюс» обратилось в МП «АЭС» с просьбой продлить срок ТУ №3- 1045 от 06.08.2009 до 01.01.2013.

6 сентября 2011 года МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» письмо № 1221 в котором указало, что продление технических условий № Э-1045 от 06.08.2009 не представляется возможным в связи с тем, что в настоящее время ООО «ВЕГА ПЛЮС» уже выданы ТУ № Э- 765 по заявке от 17.11.2010 на заключение договора на технологическое присоединение электроустановок строящегося ТРЦ к действующим сетям.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 341 внесены изменения в Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения и с 23 июня 2010 года названные Правила не распространяются на правоотношения в части «электроснабжения». В связи с этим комиссия Хакасского УФАС России считает обоснованным довод МП «АЭС» об отсутствии обязанности продления технических условий № Э- 1045 от 06.08.2009 на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, пунктом 15 Правил технологического присоединения, комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение, занимаемое муниципальным  предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергооборудования, принадлежащего  МП «АЭС» в пределах локальной территории г. Абакана, доминирующим.
  2. Признать муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также  пункт 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части нарушения МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на осуществление технологического присоединения электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12.
  3. Выдать МП «АЭС»  предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства: рассмотрение заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств производить в соответствии со сроками, установленными  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
  4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

Председатель комиссии:                                         П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                     И.А. Андрюшкова

 

 

 

                                                                                 И. И. Жукова     

 

 

 

                                                                                                      Е. С. Северина

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  43-А-11

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 декабря  2011 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР;

Северина Е. С. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.

в присутствии:

- представителей муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): заместителя главного инженера «….» (доверенность от 16.09.2011), начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

- представителя общества с ограниченной ответственностью  «ВЕГА - ПЛЮС» (далее ООО «ВЕГА - ПЛЮС») «…» (доверенность от 01.06.2011), рассмотрев  материалы дела № 43-А-11, возбуждённого в отношении МП «АЭС» (ул. Советская, 25, г. Абакан, 655017) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

14 июля 2011 года в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО «ВЕГА - ПЛЮС» о нарушении муниципальным предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «»АЭС») сроков, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при заключении договора на технологическое присоединение объекта, принадлежащего ООО«ВЕГА - ПЛЮС», строящегося торгово – развлекательного  центра по ул. Стофато, 12 и о незаконной выдаче МП «АЭС» новых технических условий № Э – 765 от 05.07.2011 взамен уже выполненных ООО «ВЕГА - ПЛЮС» № Э - 1045 от 05.08.2009, что приведет к дополнительным затратам со стороны ООО «Вега- плюс».

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Кроме того, МП «АЭС» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % » с долей  более 50% на рынке услуг по передаче электрической энергии, что также свидетельствует о том, что МП «АЭС» занимает доминирующее положение в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Хакасское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 43-А-11 в отношении МП «АЭС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

17 ноября 2010 года в МП «АЭС» поступила заявка ООО «ВЕГА - ПЛЮС» исх. № 263 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2 х 400 кВА к действующим электрическим сетям, принадлежащим МП «АЭС».

Получение названной заявки  МП «АЭС» подтверждает отметка о получении № 1682 от 17.11.2010.

11 июля 2011 года, через 8 месяцев после подачи ООО «ВЕГА ПЛЮС» заявки,  МП «АЭС» направлен подписанный проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12. 

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

МП «АЭС» является сетевой организацией, исходя из определения, данного в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в соответствии с которым "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением  Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Из пунктов 7, 8 Правил следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной мощности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 4 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5 установила доминирующее положение МП «АЭС» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на локальной территории города Абакана.

МП «АЭС»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, предприятие не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В качестве причины, по которой у МП «АЭС» не имелось  возможности своевременно заключить договор на технологическое присоединение с ООО «ВЕГА ПЛЮС», ответчик указал, что у него отсутствовала  техническая возможность технологического присоединения самого торгово- развлекательного центра максимальной мощностью 594 кВт на уровне напряжения 0,4 кВ, без строительства указанной в заявлении подстанции, так как ближайшая существующая трансформаторная подстанция ТП-621 с силовыми трансформаторами мощностью 2x630 кВА, принадлежащая МП «АЭС», была уже загружена, необходимая резервная мощности отсутствовала. В связи с чем, МП «АЭС» необходимо было утвердить индивидуальный тариф в Государственном комитете по тарифам и энергетике, предварительно заключив договор на технологическое присоединение с ОАО «МРСК Сибири», являющейся вышестоящей сетевой организацией.

Комиссия Хакасского УФАС России критически отнеслась к данному доводу ответчика, так как  из имеющихся в материалах дела документов следует, что технологическое присоединение ООО «ВЕГА ПЛЮС» требовалось на уровне напряжения 10 кВт, так как необходимо было подключить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ мощностью 2x400 кВА.

Комиссией Хакасского УФАС России также не принимается довод ответчика о том, что на момент подачи заявки ООО «ВЕГА ПЛЮС» в ноябре 2010 года, а также на момент передачи документации в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, МП «АЭС»» не располагало какой-либо информацией о том, что необходимо присоединить трансформаторную подстанцию ТП-10/0,4 кВ ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 2x400 кВА на уровне напряжения 10 кВт, а не сам торгово – развлекательный центр на уровне напряжения 0,4 кВт.

В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об обратном, в частности, заявка ООО «ВЕГА ПЛЮС» исх. № 263 от 17.11.2010 о заключении договора на осуществление технологического присоединение электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12 с мощностью присоединяемых трансформаторов типовой подстанции 2х 400 кВА к электрическим сетям ООО «ВЕГА ПЛЮС». Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что сетевой организацией нарушен пункт 15 Правил технологического присоединения.

Поскольку  нарушение МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение ущемляет интересы ООО «ВЕГА ПЛЮС», комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях муниципального предприятия г. Абакан «Абаканские электрические сети» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

11 июля 2011 года  МП «АЭС» направлен проект договора № 397 от 05.07.2011 на осуществление технологического присоединения энергоустановок торгово – развлекательного центра по ул. Стофато, 12, что свидетельствует о добровольным устранении МП «АЭС» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции дело в отношении МП «АЭС» подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Однако, в целях необходимости предупреждения монополистической деятельности, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для выдачи МП «АЭС»  предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  МП «АЭС», выразившееся в нарушении МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на технологическое присоединение злоупотреблением доминирующим положением.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях МП «АЭС» имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Также комиссия Хакасского УФАС России исследовала иные вопросы, изложенные в заявлении ООО «ВЕГА ПЛЮС», частности:

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о навязывании МП «АЭС» невыгодных условий договора.

МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» договор об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. Не согласившись с пунктами 1.3.,3.1. договора и пунктами 7,8,9,13 технических условий № Э-765 от 05.07.2011, являющихся приложением к договору ООО «ВЕГА ПЛЮС» 14.07.2011 направило протокол разногласий к названному договору, добавив дополнительно пункт 2.1.5 договора.

23 августа этого же года МП «АЭС» направило протокол согласования разногласий на протокол разногласий от 14.07.2011 к договору об осуществлении  технологического присоединения № 397 от 05.07.2011. и протокол согласования разногласий № 2 от 23.08.2011 года.

Из документов, имеющихся в материалах дела не усматривается угроз, неблагоприятных последствий для ООО «ВЕГА ПЛЮС» в случае незаключения договора на условиях сетевой  организации, оказания давления на ООО «ВЕГА ПЛЮС» совершением каких – либо действий и требований, уклонения от урегулирования разногласий по договору.

Предложение МП «АЭС» включить в договор об осуществлении  технологического присоединения, неприемлемые, по мнению ООО «ВЕГА ПЛЮС», не является навязыванием контрагенту невыгодных для него условий договора хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, поскольку сам по себе факт разногласий сторон по условиям заключаемого договора не может быть квалифицирован как нарушение антимонопольного законодательства, что также подтверждается арбитражной (Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно – Сибирского округа № А74-3222/2007 – ФО2-3977/2008) и антимонопольной практикой. Между сторонами возник гражданско - правовой спор преддоговорного характера в порядке статьи 445 Гражданского кодекса РФ, не свидетельствующий о наличии в действия МП «АЭС» нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме навязывании невыгодных условий.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о нарушении МП «АЭС» установленного нормативными актами порядка ценообразования в части установления платы за технологическое присоединение.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 3.1. договора № 397 от 5 июля 2011 г. предусмотрено, что размер платы за технологическое присоединение определяется на основании тарифов, действующих на момент заключения настоящего договора, в соответствии с Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республике Хакасия от 30.12.2009 № 118 и составляет3 848 687,53 рубля в том числе, НДС.

В связи с вышеизложенным, Хакасское УФАС России обратилось в Госкомтарифэнерго РХ с просьбой сделать заключение:  соответствует ли расчет платы в размере 3 848 687,53 рублей, произведенный МП «АЭС» за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (установок) общей мощностью 680 кВт по договору №  397 от 5 июля 2011 года с ООО «Вега - плюс» нормативным актам, регулирующим данную сферу правоотношений?

21 ноября 2011 года от Госкомтарифэнерго РХ получено письмо № 5КТЭ-3270/п из которого следует, что расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «ВЕГА ПЛЮС» мощностью 680 кВт с учетом заявленной категории надежности к электрическим сетям МП «АЭС» по  договору №  397 от 5 июля 2011 года в размере 3 848 687,53 рублей с НДС соответствует требованиям нормативно – правовых актов, регулирующих сферу технологического присоединения.

При изложенных обстоятельствах, комиссия полагает, что в действиях МП «АЭС» при расчете размера платы за технологическое присоединение отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» о включении МП «АЭС» избыточного условия в ТУ № Э-765 от 05.07.2011.

В соответствии с пунктом 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 «точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме».

Не согласившись с данной редакцией пункта 7 ТУ, ООО «ВЕГА ПЛЮС» включила в протокол разногласий следующую редакцию данного пункта: «Точки присоединения установить в РУ-10 кВ в ячейках вновь построенной подстанции с трансформаторами 2 х 400 кВА».

В соответствии с подпунктом а.1) 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Кроме того, согласно пункту 6 Типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА (за исключением случаев, указанных в приложениях N 2 и 3, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)), являющегося Приложением № 4 к Правилам технологического присоединения  сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

 Из анализа названных норм комиссия Хакасского УФАС России пришла  к выводу, что условие пункта 7 ТУ № Э-765 от 05.07.2011 в редакции МП «АЭС»: «Точки(и) присоединения расположены на границе земельного участка Заявителя и указаны на прилагаемой к техническим условиям схеме» не является избыточным и не противоречит названным нормам Правил технологического присоединения и, следовательно, не нарушает антимонопольное законодательство.

  1. Довод ООО «ВЕГА ПЛЮС» об отказе продлить МП «АЭС» технические условия на подключение.

22 мая 2009 года ООО «ВЕГА - ПЛЮС» обратилось в МП «АЭС» с просьбой выдать технические условия на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12 согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения»

 6 августа 2009 года МП «АЭС» данные технические условия № Э- 1045 от 06.08.2009 были выданы ООО «ВЕГА ПЛЮС». Согласно пункта 19 названных технических условий  они действительны в течении двух лет.

По окончании срока действия технических условий, то есть  6 августа 2011 года ООО «Вега - плюс» обратилось в МП «АЭС» с просьбой продлить срок ТУ №3- 1045 от 06.08.2009 до 01.01.2013.

6 сентября 2011 года МП «АЭС» направило в адрес ООО «ВЕГА ПЛЮС» письмо № 1221 в котором указало, что продление технических условий № Э-1045 от 06.08.2009 не представляется возможным в связи с тем, что в настоящее время ООО «ВЕГА ПЛЮС» уже выданы ТУ № Э- 765 по заявке от 17.11.2010 на заключение договора на технологическое присоединение электроустановок строящегося ТРЦ к действующим сетям.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 341 внесены изменения в Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения и с 23 июня 2010 года названные Правила не распространяются на правоотношения в части «электроснабжения». В связи с этим комиссия Хакасского УФАС России считает обоснованным довод МП «АЭС» об отсутствии обязанности продления технических условий № Э- 1045 от 06.08.2009 на подключение электроустановок строящегося торгово - развлекательного центра по ул. Стофато, 12.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь частью 1 статьи 23 и статьями 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, пунктом 15 Правил технологического присоединения, комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение, занимаемое муниципальным  предприятием г. Абакана «Абаканские электрические сети» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергооборудования, принадлежащего  МП «АЭС» в пределах локальной территории г. Абакана, доминирующим.
  2. Признать муниципальное предприятие г. Абакана «Абаканские электрические сети» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также  пункт 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части нарушения МП «АЭС» сроков  направления ООО «ВЕГА ПЛЮС» проекта договора на осуществление технологического присоединения электроустановок торгово-развлекательного центра по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 12.
  3. Выдать МП «АЭС»  предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства: рассмотрение заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств производить в соответствии со сроками, установленными  Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
  4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

Председатель комиссии:                                         П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                     И.А. Андрюшкова

 

 

 

                                                                                 И. И. Жукова     

 

 

 

                                                                                                      Е. С. Северина

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №43-А-11 [format] => [safe_value] => №43-А-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 07:03:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-05 07:03:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343718353 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )