РЕШЕНИЕ по делу № 69-А-11

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: №69-А-11
Дата публикации: 31 июля 2012, 15:18

РЕШЕНИЕ

по делу №  69-А-11

 

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2012 года.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР.

Лесниченко Н. В. –специалист - эксперт отдела АЗР, в присутствии:

-  представителей открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ОАО «МРСК Сибири»): начальника правового обеспечения филиала «Хакасэнерго» «…» (доверенность № 19АА 0084553 от 26.08.2011), «…» (доверенность № 19АА 0084555 от 26.08.2011);

  •  представителя муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

рассмотрев  материалы дела № 69-А-11, возбуждённого в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 43-А-11 Хакасским УФАС России было выявлено, что МП «АЭС» направило 30.11.2010 г. заявку на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение ОАО «МРСК Сибири» был направлен в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС».

Таким образом, нарушение филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» сроков заключения договора, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 содержат признаки злоупотребления доминирующим положением.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В связи с этим, 23 декабря 2011 года в отношении ОАО «МРСК Сибири»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства не признали и в обоснование своей позиции представили следующие доводы:

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по ПС 110 кВ Юго - Западная от 08.12.2009г. между филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и МП «Абаканские электрические сети», максимальная мощность, разрешенная к потреблению МП «Абаканские электрические сети» от ПС Юго - Западная составляет 16 500 кВт. (акт разграничения балансовой принадлежности прилагается).

Согласно данным системы АИИС КУЭ максимальная мощность (Рактив отдача, кВт) потребленная МП «АЭС» от ПС Юго-западная (по сумме фидеров 97-13 + 97-15 + 97-17 + 97-18) за период с 01.10.2010г. по 31.12.2011г. была достигнута 13.01.2011г. и составила 11 991,6 кВт, что не превышает максимальную мощность, согласованную в АРБПиЭО (диаграмма системы АИИС КУЭ, показатели АИИС КУЭ).

Таким образом, на основании пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций... подача заявки на технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» с запрашиваемой мощностью 519кВт не требуется, т.к. суммарная максимальная мощность (существующая + планируемая к присоединению) не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями в АРБПиЭО.

Указанная информация была доведена до МП «АЭС» письмом от 25.01.2012.

В этой связи ОАО "МРСК Сибири" полагает, что нарушений Правил технологического присоединения, в части незаключения договора с МП «АЭС» на технологическое присоединение, не имело место быть.

На основании изложенного,  ОАО «МРСК Сибири» просит прекратить дело № 69 - А-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав пояснения  лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

30 ноября 2010 года МП «АЭС» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2 х 400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра (сопроводительное письмо № 1809 от 30.11.2010). Данная заявка поступила в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» 1 декабря 2010 года.

28 января 2011 года письмом № 91 МП «АЭС» повторно просило ОАО «МРСК Сибири» в кратчайшие сроки решить вопрос и дать ответ на данную заявку.

Аналогичное письмо было направлено МП «АЭС» 25 февраля 2011 года  (№ 219 от 25.02.2011).

Однако, несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 1809 от 30.11.2010, № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение и технические условия к нему ОАО «МРСК Сибири» были направлены в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС», что свидетельствует об уклонении ОАО «МРСК Сибири» от заключения договора на осуществление технологическое присоединение с МП «АЭС».

Также об уклонение от заключения договора свидетельствует  письмо филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 25.01.2012 № 1.7/19.2/135-исх.

Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены, в том числе,  Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 7 Правил установлено, что  процедура технологического присоединения включает в себя:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Исходя из этого, а также учитывая правовую природу публичного договора, устанавливающего обязанность коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ), следует, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям относится к публичным договорам.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 установила доминирующее положение ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири».

Согласно пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов любых лиц, вызванное экономически или технологически не обоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ОАО «МРСК Сибири»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

Технологическая возможность заключения договора технологического присоединения имеется, что подтверждает тот факт, что в дальнейшем ОАО «МРСК Сибири» направило договор на осуществление технологического присоединения в МП «АЭС».

Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «МРСК Сибири», так как на момент подачи  МП «АЭС» заявки на технологическое присоединение территории Республики Хакасия действовал тариф, установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 17.03.2009 № 11 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2009 год».

Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов, прямо предусматривающих отказ (уклонение) от заключения договора технологического присоединения не установлено, представителями ОАО «МРСК Сибири» не представлено, более того, действующим законодательством предусмотрено обратное.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

С учетом вышеперечисленных норм права, уклонение  от заключения договора в течение 3-х месяцев означает  злоупотребление правом и недопустимы для контрагента, занимающего доминирующее положение.

Ссылка ОАО «МРСК Сибири» на нормы пункта 41 Правил технологического присоединения несостоятельна.  Несмотря на тот факт, что пунктом 41  данных Правил на МП «АЭС» не возложена обязанность подачи заявки в вышестоящую сетевую организацию (ОАО «МРСК Сибири») на технологическое присоединение (суммарная максимальная мощность -  существующая  и планируемая к присоединению -  не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями), нормами названных Правил не предусмотрен отказ (уклонение) от заключения договора на осуществление технологического присоединения по данному основанию.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра злоупотреблением доминирующим положением.

Комиссия Хакасского УФАС России считает что,  указанное бездействие ОАО «МРСК Сибири» содержит нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

До вынесения решения по существу дела № 69-А-11 ОАО «МРСК Сибири» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, направив проект договора об осуществлении технологического присоединения от 24.03.2011 года в адрес МП «АЭС».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  статьей 41,  частью 1 статьи 49  Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах локальной территории энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» и расположенных на территории Республики Хакасия, доминирующим.
  2. Признать ОАО «МРСК «Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части бездействия  филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», выразившегося в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра.
  3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

 

 

 

Председатель комиссии:                                             П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                                  И. А. Андрюшкова

 

 

 

И. И. Жукова

 

 

 

Н. В. Лесниченко

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 8539 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 69-А-11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8539 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343719294 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  69-А-11

 

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2012 года.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР.

Лесниченко Н. В. –специалист - эксперт отдела АЗР, в присутствии:

-  представителей открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ОАО «МРСК Сибири»): начальника правового обеспечения филиала «Хакасэнерго» «…» (доверенность № 19АА 0084553 от 26.08.2011), «…» (доверенность № 19АА 0084555 от 26.08.2011);

  •  представителя муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

рассмотрев  материалы дела № 69-А-11, возбуждённого в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 43-А-11 Хакасским УФАС России было выявлено, что МП «АЭС» направило 30.11.2010 г. заявку на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение ОАО «МРСК Сибири» был направлен в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС».

Таким образом, нарушение филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» сроков заключения договора, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 содержат признаки злоупотребления доминирующим положением.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В связи с этим, 23 декабря 2011 года в отношении ОАО «МРСК Сибири»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства не признали и в обоснование своей позиции представили следующие доводы:

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по ПС 110 кВ Юго - Западная от 08.12.2009г. между филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и МП «Абаканские электрические сети», максимальная мощность, разрешенная к потреблению МП «Абаканские электрические сети» от ПС Юго - Западная составляет 16 500 кВт. (акт разграничения балансовой принадлежности прилагается).

Согласно данным системы АИИС КУЭ максимальная мощность (Рактив отдача, кВт) потребленная МП «АЭС» от ПС Юго-западная (по сумме фидеров 97-13 + 97-15 + 97-17 + 97-18) за период с 01.10.2010г. по 31.12.2011г. была достигнута 13.01.2011г. и составила 11 991,6 кВт, что не превышает максимальную мощность, согласованную в АРБПиЭО (диаграмма системы АИИС КУЭ, показатели АИИС КУЭ).

Таким образом, на основании пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций... подача заявки на технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» с запрашиваемой мощностью 519кВт не требуется, т.к. суммарная максимальная мощность (существующая + планируемая к присоединению) не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями в АРБПиЭО.

Указанная информация была доведена до МП «АЭС» письмом от 25.01.2012.

В этой связи ОАО "МРСК Сибири" полагает, что нарушений Правил технологического присоединения, в части незаключения договора с МП «АЭС» на технологическое присоединение, не имело место быть.

На основании изложенного,  ОАО «МРСК Сибири» просит прекратить дело № 69 - А-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав пояснения  лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

30 ноября 2010 года МП «АЭС» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2 х 400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра (сопроводительное письмо № 1809 от 30.11.2010). Данная заявка поступила в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» 1 декабря 2010 года.

28 января 2011 года письмом № 91 МП «АЭС» повторно просило ОАО «МРСК Сибири» в кратчайшие сроки решить вопрос и дать ответ на данную заявку.

Аналогичное письмо было направлено МП «АЭС» 25 февраля 2011 года  (№ 219 от 25.02.2011).

Однако, несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 1809 от 30.11.2010, № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение и технические условия к нему ОАО «МРСК Сибири» были направлены в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС», что свидетельствует об уклонении ОАО «МРСК Сибири» от заключения договора на осуществление технологическое присоединение с МП «АЭС».

Также об уклонение от заключения договора свидетельствует  письмо филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 25.01.2012 № 1.7/19.2/135-исх.

Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены, в том числе,  Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 7 Правил установлено, что  процедура технологического присоединения включает в себя:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Исходя из этого, а также учитывая правовую природу публичного договора, устанавливающего обязанность коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ), следует, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям относится к публичным договорам.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 установила доминирующее положение ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири».

Согласно пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов любых лиц, вызванное экономически или технологически не обоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ОАО «МРСК Сибири»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

Технологическая возможность заключения договора технологического присоединения имеется, что подтверждает тот факт, что в дальнейшем ОАО «МРСК Сибири» направило договор на осуществление технологического присоединения в МП «АЭС».

Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «МРСК Сибири», так как на момент подачи  МП «АЭС» заявки на технологическое присоединение территории Республики Хакасия действовал тариф, установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 17.03.2009 № 11 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2009 год».

Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов, прямо предусматривающих отказ (уклонение) от заключения договора технологического присоединения не установлено, представителями ОАО «МРСК Сибири» не представлено, более того, действующим законодательством предусмотрено обратное.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

С учетом вышеперечисленных норм права, уклонение  от заключения договора в течение 3-х месяцев означает  злоупотребление правом и недопустимы для контрагента, занимающего доминирующее положение.

Ссылка ОАО «МРСК Сибири» на нормы пункта 41 Правил технологического присоединения несостоятельна.  Несмотря на тот факт, что пунктом 41  данных Правил на МП «АЭС» не возложена обязанность подачи заявки в вышестоящую сетевую организацию (ОАО «МРСК Сибири») на технологическое присоединение (суммарная максимальная мощность -  существующая  и планируемая к присоединению -  не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями), нормами названных Правил не предусмотрен отказ (уклонение) от заключения договора на осуществление технологического присоединения по данному основанию.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра злоупотреблением доминирующим положением.

Комиссия Хакасского УФАС России считает что,  указанное бездействие ОАО «МРСК Сибири» содержит нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

До вынесения решения по существу дела № 69-А-11 ОАО «МРСК Сибири» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, направив проект договора об осуществлении технологического присоединения от 24.03.2011 года в адрес МП «АЭС».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  статьей 41,  частью 1 статьи 49  Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах локальной территории энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» и расположенных на территории Республики Хакасия, доминирующим.
  2. Признать ОАО «МРСК «Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части бездействия  филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», выразившегося в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра.
  3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

 

 

 

Председатель комиссии:                                             П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                                  И. А. Андрюшкова

 

 

 

И. И. Жукова

 

 

 

Н. В. Лесниченко

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу №  69-А-11

 

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2012 года.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Жукова И. И. – ведущий специалист – эксперт отдела АЗР.

Лесниченко Н. В. –специалист - эксперт отдела АЗР, в присутствии:

-  представителей открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее ОАО «МРСК Сибири»): начальника правового обеспечения филиала «Хакасэнерго» «…» (доверенность № 19АА 0084553 от 26.08.2011), «…» (доверенность № 19АА 0084555 от 26.08.2011);

  •  представителя муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские электрические сети» (далее МП «АЭС»): начальника юридического отдела «…» (доверенность от 16.09.2011),

рассмотрев  материалы дела № 69-А-11, возбуждённого в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № 43-А-11 Хакасским УФАС России было выявлено, что МП «АЭС» направило 30.11.2010 г. заявку на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение ОАО «МРСК Сибири» был направлен в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС».

Таким образом, нарушение филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» сроков заключения договора, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 содержат признаки злоупотребления доминирующим положением.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услугой по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Таким образом, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В связи с этим, 23 декабря 2011 года в отношении ОАО «МРСК Сибири»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства не признали и в обоснование своей позиции представили следующие доводы:

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по ПС 110 кВ Юго - Западная от 08.12.2009г. между филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и МП «Абаканские электрические сети», максимальная мощность, разрешенная к потреблению МП «Абаканские электрические сети» от ПС Юго - Западная составляет 16 500 кВт. (акт разграничения балансовой принадлежности прилагается).

Согласно данным системы АИИС КУЭ максимальная мощность (Рактив отдача, кВт) потребленная МП «АЭС» от ПС Юго-западная (по сумме фидеров 97-13 + 97-15 + 97-17 + 97-18) за период с 01.10.2010г. по 31.12.2011г. была достигнута 13.01.2011г. и составила 11 991,6 кВт, что не превышает максимальную мощность, согласованную в АРБПиЭО (диаграмма системы АИИС КУЭ, показатели АИИС КУЭ).

Таким образом, на основании пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций... подача заявки на технологическое присоединение объекта капитального строительства к сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» с запрашиваемой мощностью 519кВт не требуется, т.к. суммарная максимальная мощность (существующая + планируемая к присоединению) не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями в АРБПиЭО.

Указанная информация была доведена до МП «АЭС» письмом от 25.01.2012.

В этой связи ОАО "МРСК Сибири" полагает, что нарушений Правил технологического присоединения, в части незаключения договора с МП «АЭС» на технологическое присоединение, не имело место быть.

На основании изложенного,  ОАО «МРСК Сибири» просит прекратить дело № 69 - А-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав пояснения  лиц, участвующих в деле, комиссия установила следующее.

30 ноября 2010 года МП «АЭС» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявку на технологическое присоединение трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2 х 400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра (сопроводительное письмо № 1809 от 30.11.2010). Данная заявка поступила в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» 1 декабря 2010 года.

28 января 2011 года письмом № 91 МП «АЭС» повторно просило ОАО «МРСК Сибири» в кратчайшие сроки решить вопрос и дать ответ на данную заявку.

Аналогичное письмо было направлено МП «АЭС» 25 февраля 2011 года  (№ 219 от 25.02.2011).

Однако, несмотря на неоднократные просьбы МП «АЭС» (исх. № 1809 от 30.11.2010, № 91 от 28.01.2011, № 219 от 25.02.2011 г.), договор на технологическое присоединение и технические условия к нему ОАО «МРСК Сибири» были направлены в адрес МП «АЭС» только 24 марта 2011 года, то есть, через 4 месяца после подачи заявки МП «АЭС», что свидетельствует об уклонении ОАО «МРСК Сибири» от заключения договора на осуществление технологическое присоединение с МП «АЭС».

Также об уклонение от заключения договора свидетельствует  письмо филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 25.01.2012 № 1.7/19.2/135-исх.

Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены, в том числе,  Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 7 Правил установлено, что  процедура технологического присоединения включает в себя:

а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

На основании части 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Исходя из этого, а также учитывая правовую природу публичного договора, устанавливающего обязанность коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится (ст. 426 ГК РФ), следует, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям относится к публичным договорам.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в  соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 установила доминирующее положение ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны деятельности энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири».

Согласно пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов любых лиц, вызванное экономически или технологически не обоснованным отказом либо уклонением от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ОАО «МРСК Сибири»  не предоставило в антимонопольный орган доказательства, а также не привело доводов, что его положение не может быть признано доминирующим. Кроме того, общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

Технологическая возможность заключения договора технологического присоединения имеется, что подтверждает тот факт, что в дальнейшем ОАО «МРСК Сибири» направило договор на осуществление технологического присоединения в МП «АЭС».

Экономическая возможность осуществить технологическое присоединение у ОАО «МРСК Сибири», так как на момент подачи  МП «АЭС» заявки на технологическое присоединение территории Республики Хакасия действовал тариф, установленный Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 17.03.2009 № 11 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2009 год».

Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебных актов, прямо предусматривающих отказ (уклонение) от заключения договора технологического присоединения не установлено, представителями ОАО «МРСК Сибири» не представлено, более того, действующим законодательством предусмотрено обратное.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

С учетом вышеперечисленных норм права, уклонение  от заключения договора в течение 3-х месяцев означает  злоупотребление правом и недопустимы для контрагента, занимающего доминирующее положение.

Ссылка ОАО «МРСК Сибири» на нормы пункта 41 Правил технологического присоединения несостоятельна.  Несмотря на тот факт, что пунктом 41  данных Правил на МП «АЭС» не возложена обязанность подачи заявки в вышестоящую сетевую организацию (ОАО «МРСК Сибири») на технологическое присоединение (суммарная максимальная мощность -  существующая  и планируемая к присоединению -  не превышает максимальную мощность, согласованную сетевыми организациями), нормами названных Правил не предусмотрен отказ (уклонение) от заключения договора на осуществление технологического присоединения по данному основанию.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России признает бездействие  ОАО «МРСК Сибири», выразившееся в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра злоупотреблением доминирующим положением.

Комиссия Хакасского УФАС России считает что,  указанное бездействие ОАО «МРСК Сибири» содержит нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

До вынесения решения по существу дела № 69-А-11 ОАО «МРСК Сибири» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, направив проект договора об осуществлении технологического присоединения от 24.03.2011 года в адрес МП «АЭС».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  статьей 41,  частью 1 статьи 49  Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах локальной территории энергоустановок, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» и расположенных на территории Республики Хакасия, доминирующим.
  2. Признать ОАО «МРСК «Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 в части бездействия  филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», выразившегося в уклонении в течение трех месяцев от заключения с МП «АЭС» договора на осуществлении технологического присоединения трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ мощностью 2х400 кВА для подключения торгово – развлекательного центра.
  3. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу прекратить.

 

 

 

Председатель комиссии:                                             П. А. Шалимов

 

 

 

Члены комиссии:                                                                  И. А. Андрюшкова

 

 

 

И. И. Жукова

 

 

 

Н. В. Лесниченко

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в арбитражном суде.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №69-А-11 [format] => [safe_value] => №69-А-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 07:18:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-27 07:18:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343719294 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )