Решение по делу № 6-А-Т-12

Номер дела: 6-А-Т-12
Дата публикации: 20 сентября 2012, 11:25

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-12

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  31.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 14.09.2012

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

Член комиссии Широкова О.В. отсутствует по причине занятости в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии представителя ОАО «Хакасгаз» <…>  (доверенность б/н от 13.06.2012);

в отсутствии заявителей по настоящему делу, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении заказной корреспонденции,

рассмотрев дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения ОАО «Хакасгаз» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

09 апреля 2012 года в адрес Хакасского УФАС России обратились жители г. Черногорска, проживающие по ул. М. Горького, 2;  ул. Ленина, 80:

с жалобой на несогласие с повышением в 2012 году стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования до 19,30 руб. в месяц (231,60 руб. в год) согласно предлагаемому к заключению ОАО «Хакасгаз» договору. Граждане в заявлениях указали, что ОАО «Хакасгаз» уведомило жильцов о том, что в случае не заключения договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее ТО ВДГО) по данной цене, общество будет вынуждено приостановить подачу газа. До настоящего времени цена на ТО ВДГО составляла 7,83 руб. в месяц (93,96 в год). Заявители считают такое  повышение цены на обслуживание ВДГО не обоснованным.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, усмотрев в действиях ОАО «Хакасгаз» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 10.05.2012 № 104 возбудило дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определение от 10.05.2012 рассмотрение дела было назначено на 13.06.2012, определениями от 13.06.2012 и 12.07.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств.

В ходе рассмотрения дела присутствующие на заседаниях комиссии заявители пояснили, что поводом к обращению с заявлением в антимонопольный орган послужило резкое увеличение цены на обслуживание внутридомового газового оборудования (с 7,83 руб. до 19,3 руб.), а также отсутствие информации о причинах и обоснованности увеличения стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования.   

ОАО «Хакасгаз» в материалы дела были представлены документы, расчеты установленной стоимости ТО ВДГО в 2012 году, а также письменные пояснения, из которых установлено следующее.

Стоимость оказания услуг по ТО ВДГО - это не тарифицируемый вид деятельности предприятия, то есть не регулируемый государством вид деятельности. Размер платы за планово-предупредительный ремонт газового оборудования, указанный в договорах, заключаемых с собственниками жилья, использующих внутридомовое газовое оборудование, представляет собой технико - экономический расчет ОАО «Хакасгаз». Согласно составленной калькуляции годовой платеж ТО ВДГО составляет 231 рубль 60 копеек, в том числе НДС.

Основная сумма затрат - заработная плата сотрудников внутридомовой газовой службы, социальные отчисления с ФОТ составляют 30,2%, транспортные расходы службы - это содержание двух транспортных средств. Охрана труда сотрудников включает в себя затраты на приобретение спец. одежды, перчаток и других средств защиты, являющихся обязательными согласно законодательства РФ. Затраты на материалы, используемые в работе службы, рассчитаны производственно-техническим отделом предприятия на основе нормативов и регламентов установленных для работы газового хозяйства. Возмещение за подвижной характер - это компенсация проезда слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования в общественном транспорте.

ОАО «Хакасгаз» считает необходимым отметить в данной стоимости налог на добавленную стоимость (НДС) - 18%, который подлежит уплате в бюджет и не является доходом ОАО «Хакасгаз». То есть 41 рубль 68 копеек, заложенные в стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО - это НДС, уплачиваемый в федеральный бюджет, таким образом, в распоряжении ОАО «Хакасгаз» от годового платежа остается сумма равная 189,92 копейки. Стоимость услуги по обслуживанию ВДГО в Республике Хакасия самая низкая по Российской Федерации.

В период с 2008 по 2012 год стоимость ТО ВДГО не повышалась, таким образом, стоимость планово-предупредительного ремонта газового оборудования на протяжении трех лет с 2008 по 2011 год составляла 7,83 рублей.

  Основу расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО составляют  Методические  указания  по  регулированию  розничных  цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2. Согласно данных методических указаний составляется общая калькуляция затрат организации с распределением по регулируемому (реализация СУГ населению) и нерегулируемому видам деятельности организации (оказание услуг ТО ВДГО и реализация СУГ оптом). Так все затраты предприятия рассчитываются по фактически относимым на определенный вид деятельности, а в отношении тех расходов, где невозможно определить назначение платежа - пропорционально выручке предшествующего периода.

Стоимость реализации СУГ для населения проходит проверку в Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, то есть все затраты включенные в смету являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

 Кроме этого, ОАО «Хакасгаз» 22.08.2012 в материалы дела были представлены все подтверждающие документы и расчеты в обоснование фактических затрат общества, понесенных в рамках осуществления деятельности внутридомовой газовой службы, подтверждающих стоимость ТО ВДГО в размере 19,30 рублей в месяц согласно Приказа № 360-ПР от 03.10.2011.

Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, имеющиеся в материалах дела информация и доказательства, свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Приказом № 360-ПР от 03.10.2011 ОАО «Хакасгаз» был утвержден размер стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования: 231,60 руб. – в год, 19,30 руб. – ежемесячный платеж с одной газифицированной квартиры.

Согласно Приказу № 360-ПР от 03.10.2011 произведен следующий расчет ТО ВДГО.

п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Затраты, включенные в тариф 2012 года

     1

Газифицированных квартир от групповых подземных установок

квартиры

20041

1.1

Количество газифицированных квартир, отключенных от групповых подземных установок с применением сварочных работ.

квартиры

2793

   1.2

Количество газифицированных квартир, подлежащих обслуживанию

квартиры

17248

     2

Эксплуатационные затраты, в том числе:

руб.

3 084 663,28

2.1

Фонд оплаты труда

руб.

1793956

2.2

Единый социальный налог-30,2%

руб.

541775

2.3

Транспортные расходы ВДГС

руб.

405249

2.4

Охрана труда сотрудников

руб.

78233,4

2.5

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

руб.

17892

2.6

Материалы

руб.

175558

2.7

Возмещение за подвижной характер работы

руб.

72000

3

Рентабельность 10 %

руб.

308 466,33

4

Всего расходов

руб.

3 393 129,61

5

НДС 18%

руб.

610 763,33

6

Всего расходов с НДС

руб.

4 003 892,94

7

Стоимость ТО ВДГО жилого фонда из расчета с 1 квартиры руб. в месяц

руб.

19,3

8

Размер годовой платы с одной квартиры

руб.

231,6

 

В марте 2012 года ОАО «Хакасгаз» посредством расклеивания объявлений на подъездах многоквартирных домов г. Черногорска, в том числе, тех, в которых проживают заявители по настоящему делу, предложило до 31.03.2012 обратиться в абонентский отдел Черногорского представительства ОАО «Хакасгаз» для заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, стоимость которого составляет 19,30 руб. в месяц, 231,60 руб. в год. Также ОАО «Хакасгаз» в объявлениях сообщило о том, что в случае не заключения указанных договоров будет вынуждено приостановить подачу газа в квартиры.

Комиссией установлено, что до 2012 года стоимость ТО ВДГО составляла 7,83 руб. согласно Постановлению администрации г. Черногорска от 30.11.2007 № 3310. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ОАО «Хакасгаз», оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с понятиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»,  "внутридомовое газовое оборудование" – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа; "специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

        ОАО «Хакасгаз», как единственная газораспределительная организация в Республике Хакасия, является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию ВДГО.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что газопроводы многоквартирного дома до первых запорно - регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, также установлено, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на потребителе.

Исходя из указанных норм законодательства, обязанность абонента по содержанию ВДГО, установленная подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Соответственно, поставщик газа вправе требовать при заключении договора поставки газа с абонентом обязательного предоставления договора на обслуживание ВДГО, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании ВДГО, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращении подачи газа, о чем свидетельствует подпункт «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а также пункт 97 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, ОАО «Хакасгаз», предлагая собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме заключить договор на техническое обслуживание ВДГО во избежание отключения от газоснабжения, действует в соответствии с действующим законодательством РФ.

ФАС России письмом от 23.06.2010 № АГ/19556 также разъяснила, что обязанность потребителей - граждан заключить договор технического обслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение закреплена Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549. Указанное Постановление предусматривает заключение договора на техническое обслуживание ВДГО только с газораспределительными организациями, что предопределяет монополизацию рынков услуг ТО ВДГО во всех регионах.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, Хакасским УФАС России  с целью установления доминирующего положения ОАО «Хакасгаз» проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Учитывая то обстоятельство, что в Республике Хакасия отсутствует сопоставимый товарный рынок, функционирующий в условиях конкуренции, а имеется единственная газораспределительная специализированная организация ОАО «Хакасгаз», ОАО «Хакасгаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет долю 100%, рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.

Комиссией не установлены обстоятельства, которые бы говорили о том, что положение ответчика не является доминирующим. ОАО «Хакасгаз» не представило в Хакасское УФАС России доказательств того, что его положение на данном товарном рынке не может быть признано доминирующим. Таким образом, установлено, что ОАО «Хакасгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации реализованы посредством запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции, а именно частью 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасгаз» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из того факта, что фактические затраты общества в 2011 году превышают те, которые были включены в расчет стоимости ТО ВДГО (тариф на 2012 год).

 

Сравнительная характеристика фактических затрат и включенных в расчет стоимости приведена в таблице.

Наименование затрат

Затраты, включенные в тариф 2012 года

Фактические затраты в 2011 году

Наименование документа, подтверждающего затраты

Фонд оплаты труда

1793956

3115338,58

Расчетная ведомость организации за 2011 год

Единый социальный налог-30,2%

541775

34,2% - 1028350

Расчет ЕСН за 2011 год

Транспортные расходы ВДГС

405249

405249

Состоит из: техосмотр  - 500 руб., расход моторного масла – 9177 руб., расход газа на собственные нужды – 30146 руб., аренда ТС – 289600 руб., страхование ТС – 5854,38 руб., запчасти – 69972 руб.  

Охрана труда сотрудников

78233,4

78223,4

Состоит из: одежда сотрудников ВДГС – 41483,4 руб., аттестация рабочих мест – 36750 руб.

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

                 17892

 

17892,15

 

Материалы

175558

260807,92

Перечень материалов ВДГС

Возмещение за подвижной характер работы

72000

 

 

71232

Приказ № 26-Пр от 26.01.2011 – 800 руб. на 1 сотрудника в месяц в 2011 г., с учетом инфляции 6% - 848 руб. на 2012 год.

 

Все фактические расходы ОАО «Хакасгаз» подтверждаются копиями документов, представленных ОАО «Хакасгаз» в материалы дела, комиссией Хакасского УФАС России проверены все расчеты общества и установлено, что все затраты и расходы, понесенные ответчиком в 2011 году обоснованно включены в расчет стоимости ТО ВДГО. При этом, комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что фактические затраты ОАО «Хакасгаз» в 2011 году значительно превышают суммы, включенные в расчет стоимости ТО ВДГО.  

Кроме этого, комиссия Хакасского УФАС России в ходе рассмотрения дела оценила сведения о стоимости ТО ВДГО в других регионах Сибирского-Федерального округа, представленные на запрос Хакасского УФАС России территориальными антимонопольными управлениями. Из представленной информации установлено, что стоимость ТО ВДГО следующая:

- Новосибирская область – 500 рублей в год;

- Омская область – 0,60 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц;

- Республика Тува – 0,58 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что стоимость ТО ВДГО, установленная ОАО «Хакасгаз», не превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

 

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что основания для признания ОАО «Хакасгаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать положение ОАО «Хакасгаз»  на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия доминирующим.

2. Прекратить производство по делу № 6-А-Т-12 в связи с отсутствием в действиях ОАО «Хакасгаз» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

stdClass Object ( [vid] => 8714 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 6-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8714 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348111607 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-12

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  31.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 14.09.2012

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

Член комиссии Широкова О.В. отсутствует по причине занятости в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии представителя ОАО «Хакасгаз» <…>  (доверенность б/н от 13.06.2012);

в отсутствии заявителей по настоящему делу, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении заказной корреспонденции,

рассмотрев дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения ОАО «Хакасгаз» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

09 апреля 2012 года в адрес Хакасского УФАС России обратились жители г. Черногорска, проживающие по ул. М. Горького, 2;  ул. Ленина, 80:

с жалобой на несогласие с повышением в 2012 году стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования до 19,30 руб. в месяц (231,60 руб. в год) согласно предлагаемому к заключению ОАО «Хакасгаз» договору. Граждане в заявлениях указали, что ОАО «Хакасгаз» уведомило жильцов о том, что в случае не заключения договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее ТО ВДГО) по данной цене, общество будет вынуждено приостановить подачу газа. До настоящего времени цена на ТО ВДГО составляла 7,83 руб. в месяц (93,96 в год). Заявители считают такое  повышение цены на обслуживание ВДГО не обоснованным.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, усмотрев в действиях ОАО «Хакасгаз» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 10.05.2012 № 104 возбудило дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определение от 10.05.2012 рассмотрение дела было назначено на 13.06.2012, определениями от 13.06.2012 и 12.07.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств.

В ходе рассмотрения дела присутствующие на заседаниях комиссии заявители пояснили, что поводом к обращению с заявлением в антимонопольный орган послужило резкое увеличение цены на обслуживание внутридомового газового оборудования (с 7,83 руб. до 19,3 руб.), а также отсутствие информации о причинах и обоснованности увеличения стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования.   

ОАО «Хакасгаз» в материалы дела были представлены документы, расчеты установленной стоимости ТО ВДГО в 2012 году, а также письменные пояснения, из которых установлено следующее.

Стоимость оказания услуг по ТО ВДГО - это не тарифицируемый вид деятельности предприятия, то есть не регулируемый государством вид деятельности. Размер платы за планово-предупредительный ремонт газового оборудования, указанный в договорах, заключаемых с собственниками жилья, использующих внутридомовое газовое оборудование, представляет собой технико - экономический расчет ОАО «Хакасгаз». Согласно составленной калькуляции годовой платеж ТО ВДГО составляет 231 рубль 60 копеек, в том числе НДС.

Основная сумма затрат - заработная плата сотрудников внутридомовой газовой службы, социальные отчисления с ФОТ составляют 30,2%, транспортные расходы службы - это содержание двух транспортных средств. Охрана труда сотрудников включает в себя затраты на приобретение спец. одежды, перчаток и других средств защиты, являющихся обязательными согласно законодательства РФ. Затраты на материалы, используемые в работе службы, рассчитаны производственно-техническим отделом предприятия на основе нормативов и регламентов установленных для работы газового хозяйства. Возмещение за подвижной характер - это компенсация проезда слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования в общественном транспорте.

ОАО «Хакасгаз» считает необходимым отметить в данной стоимости налог на добавленную стоимость (НДС) - 18%, который подлежит уплате в бюджет и не является доходом ОАО «Хакасгаз». То есть 41 рубль 68 копеек, заложенные в стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО - это НДС, уплачиваемый в федеральный бюджет, таким образом, в распоряжении ОАО «Хакасгаз» от годового платежа остается сумма равная 189,92 копейки. Стоимость услуги по обслуживанию ВДГО в Республике Хакасия самая низкая по Российской Федерации.

В период с 2008 по 2012 год стоимость ТО ВДГО не повышалась, таким образом, стоимость планово-предупредительного ремонта газового оборудования на протяжении трех лет с 2008 по 2011 год составляла 7,83 рублей.

  Основу расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО составляют  Методические  указания  по  регулированию  розничных  цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2. Согласно данных методических указаний составляется общая калькуляция затрат организации с распределением по регулируемому (реализация СУГ населению) и нерегулируемому видам деятельности организации (оказание услуг ТО ВДГО и реализация СУГ оптом). Так все затраты предприятия рассчитываются по фактически относимым на определенный вид деятельности, а в отношении тех расходов, где невозможно определить назначение платежа - пропорционально выручке предшествующего периода.

Стоимость реализации СУГ для населения проходит проверку в Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, то есть все затраты включенные в смету являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

 Кроме этого, ОАО «Хакасгаз» 22.08.2012 в материалы дела были представлены все подтверждающие документы и расчеты в обоснование фактических затрат общества, понесенных в рамках осуществления деятельности внутридомовой газовой службы, подтверждающих стоимость ТО ВДГО в размере 19,30 рублей в месяц согласно Приказа № 360-ПР от 03.10.2011.

Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, имеющиеся в материалах дела информация и доказательства, свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Приказом № 360-ПР от 03.10.2011 ОАО «Хакасгаз» был утвержден размер стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования: 231,60 руб. – в год, 19,30 руб. – ежемесячный платеж с одной газифицированной квартиры.

Согласно Приказу № 360-ПР от 03.10.2011 произведен следующий расчет ТО ВДГО.

п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Затраты, включенные в тариф 2012 года

     1

Газифицированных квартир от групповых подземных установок

квартиры

20041

1.1

Количество газифицированных квартир, отключенных от групповых подземных установок с применением сварочных работ.

квартиры

2793

   1.2

Количество газифицированных квартир, подлежащих обслуживанию

квартиры

17248

     2

Эксплуатационные затраты, в том числе:

руб.

3 084 663,28

2.1

Фонд оплаты труда

руб.

1793956

2.2

Единый социальный налог-30,2%

руб.

541775

2.3

Транспортные расходы ВДГС

руб.

405249

2.4

Охрана труда сотрудников

руб.

78233,4

2.5

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

руб.

17892

2.6

Материалы

руб.

175558

2.7

Возмещение за подвижной характер работы

руб.

72000

3

Рентабельность 10 %

руб.

308 466,33

4

Всего расходов

руб.

3 393 129,61

5

НДС 18%

руб.

610 763,33

6

Всего расходов с НДС

руб.

4 003 892,94

7

Стоимость ТО ВДГО жилого фонда из расчета с 1 квартиры руб. в месяц

руб.

19,3

8

Размер годовой платы с одной квартиры

руб.

231,6

 

В марте 2012 года ОАО «Хакасгаз» посредством расклеивания объявлений на подъездах многоквартирных домов г. Черногорска, в том числе, тех, в которых проживают заявители по настоящему делу, предложило до 31.03.2012 обратиться в абонентский отдел Черногорского представительства ОАО «Хакасгаз» для заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, стоимость которого составляет 19,30 руб. в месяц, 231,60 руб. в год. Также ОАО «Хакасгаз» в объявлениях сообщило о том, что в случае не заключения указанных договоров будет вынуждено приостановить подачу газа в квартиры.

Комиссией установлено, что до 2012 года стоимость ТО ВДГО составляла 7,83 руб. согласно Постановлению администрации г. Черногорска от 30.11.2007 № 3310. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ОАО «Хакасгаз», оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с понятиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»,  "внутридомовое газовое оборудование" – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа; "специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

        ОАО «Хакасгаз», как единственная газораспределительная организация в Республике Хакасия, является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию ВДГО.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что газопроводы многоквартирного дома до первых запорно - регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, также установлено, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на потребителе.

Исходя из указанных норм законодательства, обязанность абонента по содержанию ВДГО, установленная подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Соответственно, поставщик газа вправе требовать при заключении договора поставки газа с абонентом обязательного предоставления договора на обслуживание ВДГО, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании ВДГО, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращении подачи газа, о чем свидетельствует подпункт «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а также пункт 97 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, ОАО «Хакасгаз», предлагая собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме заключить договор на техническое обслуживание ВДГО во избежание отключения от газоснабжения, действует в соответствии с действующим законодательством РФ.

ФАС России письмом от 23.06.2010 № АГ/19556 также разъяснила, что обязанность потребителей - граждан заключить договор технического обслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение закреплена Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549. Указанное Постановление предусматривает заключение договора на техническое обслуживание ВДГО только с газораспределительными организациями, что предопределяет монополизацию рынков услуг ТО ВДГО во всех регионах.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, Хакасским УФАС России  с целью установления доминирующего положения ОАО «Хакасгаз» проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Учитывая то обстоятельство, что в Республике Хакасия отсутствует сопоставимый товарный рынок, функционирующий в условиях конкуренции, а имеется единственная газораспределительная специализированная организация ОАО «Хакасгаз», ОАО «Хакасгаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет долю 100%, рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.

Комиссией не установлены обстоятельства, которые бы говорили о том, что положение ответчика не является доминирующим. ОАО «Хакасгаз» не представило в Хакасское УФАС России доказательств того, что его положение на данном товарном рынке не может быть признано доминирующим. Таким образом, установлено, что ОАО «Хакасгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации реализованы посредством запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции, а именно частью 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасгаз» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из того факта, что фактические затраты общества в 2011 году превышают те, которые были включены в расчет стоимости ТО ВДГО (тариф на 2012 год).

 

Сравнительная характеристика фактических затрат и включенных в расчет стоимости приведена в таблице.

Наименование затрат

Затраты, включенные в тариф 2012 года

Фактические затраты в 2011 году

Наименование документа, подтверждающего затраты

Фонд оплаты труда

1793956

3115338,58

Расчетная ведомость организации за 2011 год

Единый социальный налог-30,2%

541775

34,2% - 1028350

Расчет ЕСН за 2011 год

Транспортные расходы ВДГС

405249

405249

Состоит из: техосмотр  - 500 руб., расход моторного масла – 9177 руб., расход газа на собственные нужды – 30146 руб., аренда ТС – 289600 руб., страхование ТС – 5854,38 руб., запчасти – 69972 руб.  

Охрана труда сотрудников

78233,4

78223,4

Состоит из: одежда сотрудников ВДГС – 41483,4 руб., аттестация рабочих мест – 36750 руб.

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

                 17892

 

17892,15

 

Материалы

175558

260807,92

Перечень материалов ВДГС

Возмещение за подвижной характер работы

72000

 

 

71232

Приказ № 26-Пр от 26.01.2011 – 800 руб. на 1 сотрудника в месяц в 2011 г., с учетом инфляции 6% - 848 руб. на 2012 год.

 

Все фактические расходы ОАО «Хакасгаз» подтверждаются копиями документов, представленных ОАО «Хакасгаз» в материалы дела, комиссией Хакасского УФАС России проверены все расчеты общества и установлено, что все затраты и расходы, понесенные ответчиком в 2011 году обоснованно включены в расчет стоимости ТО ВДГО. При этом, комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что фактические затраты ОАО «Хакасгаз» в 2011 году значительно превышают суммы, включенные в расчет стоимости ТО ВДГО.  

Кроме этого, комиссия Хакасского УФАС России в ходе рассмотрения дела оценила сведения о стоимости ТО ВДГО в других регионах Сибирского-Федерального округа, представленные на запрос Хакасского УФАС России территориальными антимонопольными управлениями. Из представленной информации установлено, что стоимость ТО ВДГО следующая:

- Новосибирская область – 500 рублей в год;

- Омская область – 0,60 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц;

- Республика Тува – 0,58 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что стоимость ТО ВДГО, установленная ОАО «Хакасгаз», не превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

 

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что основания для признания ОАО «Хакасгаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать положение ОАО «Хакасгаз»  на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия доминирующим.

2. Прекратить производство по делу № 6-А-Т-12 в связи с отсутствием в действиях ОАО «Хакасгаз» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 6-А-Т-12

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  31.08.2012

В полном объеме решение изготовлено 14.09.2012

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

Член комиссии Широкова О.В. отсутствует по причине занятости в рассмотрении другого дела в качестве председателя комиссии, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

при участии представителя ОАО «Хакасгаз» <…>  (доверенность б/н от 13.06.2012);

в отсутствии заявителей по настоящему делу, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении заказной корреспонденции,

рассмотрев дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения ОАО «Хакасгаз» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

09 апреля 2012 года в адрес Хакасского УФАС России обратились жители г. Черногорска, проживающие по ул. М. Горького, 2;  ул. Ленина, 80:

с жалобой на несогласие с повышением в 2012 году стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования до 19,30 руб. в месяц (231,60 руб. в год) согласно предлагаемому к заключению ОАО «Хакасгаз» договору. Граждане в заявлениях указали, что ОАО «Хакасгаз» уведомило жильцов о том, что в случае не заключения договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее ТО ВДГО) по данной цене, общество будет вынуждено приостановить подачу газа. До настоящего времени цена на ТО ВДГО составляла 7,83 руб. в месяц (93,96 в год). Заявители считают такое  повышение цены на обслуживание ВДГО не обоснованным.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, усмотрев в действиях ОАО «Хакасгаз» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России приказом от 10.05.2012 № 104 возбудило дело № 6-А-Т-12 по признакам нарушения пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определение от 10.05.2012 рассмотрение дела было назначено на 13.06.2012, определениями от 13.06.2012 и 12.07.2012 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств.

В ходе рассмотрения дела присутствующие на заседаниях комиссии заявители пояснили, что поводом к обращению с заявлением в антимонопольный орган послужило резкое увеличение цены на обслуживание внутридомового газового оборудования (с 7,83 руб. до 19,3 руб.), а также отсутствие информации о причинах и обоснованности увеличения стоимости обслуживания внутридомового газового оборудования.   

ОАО «Хакасгаз» в материалы дела были представлены документы, расчеты установленной стоимости ТО ВДГО в 2012 году, а также письменные пояснения, из которых установлено следующее.

Стоимость оказания услуг по ТО ВДГО - это не тарифицируемый вид деятельности предприятия, то есть не регулируемый государством вид деятельности. Размер платы за планово-предупредительный ремонт газового оборудования, указанный в договорах, заключаемых с собственниками жилья, использующих внутридомовое газовое оборудование, представляет собой технико - экономический расчет ОАО «Хакасгаз». Согласно составленной калькуляции годовой платеж ТО ВДГО составляет 231 рубль 60 копеек, в том числе НДС.

Основная сумма затрат - заработная плата сотрудников внутридомовой газовой службы, социальные отчисления с ФОТ составляют 30,2%, транспортные расходы службы - это содержание двух транспортных средств. Охрана труда сотрудников включает в себя затраты на приобретение спец. одежды, перчаток и других средств защиты, являющихся обязательными согласно законодательства РФ. Затраты на материалы, используемые в работе службы, рассчитаны производственно-техническим отделом предприятия на основе нормативов и регламентов установленных для работы газового хозяйства. Возмещение за подвижной характер - это компенсация проезда слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования в общественном транспорте.

ОАО «Хакасгаз» считает необходимым отметить в данной стоимости налог на добавленную стоимость (НДС) - 18%, который подлежит уплате в бюджет и не является доходом ОАО «Хакасгаз». То есть 41 рубль 68 копеек, заложенные в стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО - это НДС, уплачиваемый в федеральный бюджет, таким образом, в распоряжении ОАО «Хакасгаз» от годового платежа остается сумма равная 189,92 копейки. Стоимость услуги по обслуживанию ВДГО в Республике Хакасия самая низкая по Российской Федерации.

В период с 2008 по 2012 год стоимость ТО ВДГО не повышалась, таким образом, стоимость планово-предупредительного ремонта газового оборудования на протяжении трех лет с 2008 по 2011 год составляла 7,83 рублей.

  Основу расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию ВДГО составляют  Методические  указания  по  регулированию  розничных  цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2. Согласно данных методических указаний составляется общая калькуляция затрат организации с распределением по регулируемому (реализация СУГ населению) и нерегулируемому видам деятельности организации (оказание услуг ТО ВДГО и реализация СУГ оптом). Так все затраты предприятия рассчитываются по фактически относимым на определенный вид деятельности, а в отношении тех расходов, где невозможно определить назначение платежа - пропорционально выручке предшествующего периода.

Стоимость реализации СУГ для населения проходит проверку в Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, то есть все затраты включенные в смету являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.

 Кроме этого, ОАО «Хакасгаз» 22.08.2012 в материалы дела были представлены все подтверждающие документы и расчеты в обоснование фактических затрат общества, понесенных в рамках осуществления деятельности внутридомовой газовой службы, подтверждающих стоимость ТО ВДГО в размере 19,30 рублей в месяц согласно Приказа № 360-ПР от 03.10.2011.

Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, имеющиеся в материалах дела информация и доказательства, свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Приказом № 360-ПР от 03.10.2011 ОАО «Хакасгаз» был утвержден размер стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования: 231,60 руб. – в год, 19,30 руб. – ежемесячный платеж с одной газифицированной квартиры.

Согласно Приказу № 360-ПР от 03.10.2011 произведен следующий расчет ТО ВДГО.

п/п

Наименование затрат

Единица измерения

Затраты, включенные в тариф 2012 года

     1

Газифицированных квартир от групповых подземных установок

квартиры

20041

1.1

Количество газифицированных квартир, отключенных от групповых подземных установок с применением сварочных работ.

квартиры

2793

   1.2

Количество газифицированных квартир, подлежащих обслуживанию

квартиры

17248

     2

Эксплуатационные затраты, в том числе:

руб.

3 084 663,28

2.1

Фонд оплаты труда

руб.

1793956

2.2

Единый социальный налог-30,2%

руб.

541775

2.3

Транспортные расходы ВДГС

руб.

405249

2.4

Охрана труда сотрудников

руб.

78233,4

2.5

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

руб.

17892

2.6

Материалы

руб.

175558

2.7

Возмещение за подвижной характер работы

руб.

72000

3

Рентабельность 10 %

руб.

308 466,33

4

Всего расходов

руб.

3 393 129,61

5

НДС 18%

руб.

610 763,33

6

Всего расходов с НДС

руб.

4 003 892,94

7

Стоимость ТО ВДГО жилого фонда из расчета с 1 квартиры руб. в месяц

руб.

19,3

8

Размер годовой платы с одной квартиры

руб.

231,6

 

В марте 2012 года ОАО «Хакасгаз» посредством расклеивания объявлений на подъездах многоквартирных домов г. Черногорска, в том числе, тех, в которых проживают заявители по настоящему делу, предложило до 31.03.2012 обратиться в абонентский отдел Черногорского представительства ОАО «Хакасгаз» для заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, стоимость которого составляет 19,30 руб. в месяц, 231,60 руб. в год. Также ОАО «Хакасгаз» в объявлениях сообщило о том, что в случае не заключения указанных договоров будет вынуждено приостановить подачу газа в квартиры.

Комиссией установлено, что до 2012 года стоимость ТО ВДГО составляла 7,83 руб. согласно Постановлению администрации г. Черногорска от 30.11.2007 № 3310. 

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ОАО «Хакасгаз», оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с понятиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»,  "внутридомовое газовое оборудование" – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа; "специализированная организация" - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

        ОАО «Хакасгаз», как единственная газораспределительная организация в Республике Хакасия, является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию ВДГО.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что газопроводы многоквартирного дома до первых запорно - регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков относятся к внутридомовой инженерной системе газоснабжения и являются частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, на абоненте лежит обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Пунктом 93 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, также установлено, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации ВДГО лежит на потребителе.

Исходя из указанных норм законодательства, обязанность абонента по содержанию ВДГО, установленная подпунктом «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, будет считаться исполненной надлежащим образом в случае заключения со специализированной организацией договора на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в отношении внутридомовой инженерной системы газоснабжения, являющейся частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Соответственно, поставщик газа вправе требовать при заключении договора поставки газа с абонентом обязательного предоставления договора на обслуживание ВДГО, относящегося к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании ВДГО, заключенного со специализированной организацией, является одним из оснований прекращении подачи газа, о чем свидетельствует подпункт «е» пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а также пункт 97 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, ОАО «Хакасгаз», предлагая собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме заключить договор на техническое обслуживание ВДГО во избежание отключения от газоснабжения, действует в соответствии с действующим законодательством РФ.

ФАС России письмом от 23.06.2010 № АГ/19556 также разъяснила, что обязанность потребителей - граждан заключить договор технического обслуживания ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение закреплена Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549. Указанное Постановление предусматривает заключение договора на техническое обслуживание ВДГО только с газораспределительными организациями, что предопределяет монополизацию рынков услуг ТО ВДГО во всех регионах.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, Хакасским УФАС России  с целью установления доминирующего положения ОАО «Хакасгаз» проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Учитывая то обстоятельство, что в Республике Хакасия отсутствует сопоставимый товарный рынок, функционирующий в условиях конкуренции, а имеется единственная газораспределительная специализированная организация ОАО «Хакасгаз», ОАО «Хакасгаз» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет долю 100%, рынок является высококонцентрированным, конкуренция не развита.

Комиссией не установлены обстоятельства, которые бы говорили о том, что положение ответчика не является доминирующим. ОАО «Хакасгаз» не представило в Хакасское УФАС России доказательств того, что его положение на данном товарном рынке не может быть признано доминирующим. Таким образом, установлено, что ОАО «Хакасгаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации реализованы посредством запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции, а именно частью 1 данной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО «Хакасгаз» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из того факта, что фактические затраты общества в 2011 году превышают те, которые были включены в расчет стоимости ТО ВДГО (тариф на 2012 год).

 

Сравнительная характеристика фактических затрат и включенных в расчет стоимости приведена в таблице.

Наименование затрат

Затраты, включенные в тариф 2012 года

Фактические затраты в 2011 году

Наименование документа, подтверждающего затраты

Фонд оплаты труда

1793956

3115338,58

Расчетная ведомость организации за 2011 год

Единый социальный налог-30,2%

541775

34,2% - 1028350

Расчет ЕСН за 2011 год

Транспортные расходы ВДГС

405249

405249

Состоит из: техосмотр  - 500 руб., расход моторного масла – 9177 руб., расход газа на собственные нужды – 30146 руб., аренда ТС – 289600 руб., страхование ТС – 5854,38 руб., запчасти – 69972 руб.  

Охрана труда сотрудников

78233,4

78223,4

Состоит из: одежда сотрудников ВДГС – 41483,4 руб., аттестация рабочих мест – 36750 руб.

Обязательное страхование рабочих на опасном производстве

                 17892

 

17892,15

 

Материалы

175558

260807,92

Перечень материалов ВДГС

Возмещение за подвижной характер работы

72000

 

 

71232

Приказ № 26-Пр от 26.01.2011 – 800 руб. на 1 сотрудника в месяц в 2011 г., с учетом инфляции 6% - 848 руб. на 2012 год.

 

Все фактические расходы ОАО «Хакасгаз» подтверждаются копиями документов, представленных ОАО «Хакасгаз» в материалы дела, комиссией Хакасского УФАС России проверены все расчеты общества и установлено, что все затраты и расходы, понесенные ответчиком в 2011 году обоснованно включены в расчет стоимости ТО ВДГО. При этом, комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что фактические затраты ОАО «Хакасгаз» в 2011 году значительно превышают суммы, включенные в расчет стоимости ТО ВДГО.  

Кроме этого, комиссия Хакасского УФАС России в ходе рассмотрения дела оценила сведения о стоимости ТО ВДГО в других регионах Сибирского-Федерального округа, представленные на запрос Хакасского УФАС России территориальными антимонопольными управлениями. Из представленной информации установлено, что стоимость ТО ВДГО следующая:

- Новосибирская область – 500 рублей в год;

- Омская область – 0,60 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц;

- Республика Тува – 0,58 рублей за 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России считает, что стоимость ТО ВДГО, установленная ОАО «Хакасгаз», не превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом рынке услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

 

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, комиссия Хакасского УФАС России считает, что основания для признания ОАО «Хакасгаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.  

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) лица.   

 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями  41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хакасского УФАС России,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать положение ОАО «Хакасгаз»  на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Хакасия доминирующим.

2. Прекратить производство по делу № 6-А-Т-12 в связи с отсутствием в действиях ОАО «Хакасгаз» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 6-А-Т-12 [format] => [safe_value] => 6-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-20 03:25:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-14 03:25:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348111607 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )