РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ПО ДЕЛУ № А74-3652/2012

Номер дела: А74-3652/2012
Дата публикации: 18 октября 2012, 07:59

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
26 сентября 2012 года Дело № А74-3652/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.
Решение в полном объёме изготовлено 26 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Л.С. Сусла,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519443)
о признании незаконным решения от 04.05.2012 по делу № 16-А-12,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Разумова Станислава Андреевича (ИНН 190100066534, ОГРН 306190119300066).
В судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22.12.2011 № 04-4858,
представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия – отсутствовал,
индивидуальный предприниматель Разумов С.А. – отсутствовал.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – антимонопольный орган) от 04.05.2012 по делу № 16-А-12.
Определением арбитражного суда от 06.08.2012 в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён индивидуальный предприниматель Разумов Станислав Андреевич (далее – предприниматель).
В судебное заседание предприниматель не явился, уполномоченного представителя не направил, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал предпринимателя и Минтранс Хакасии надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, что
подтверждается почтовыми уведомлениями №85144 и № 85142, и рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия требования не признал, полагает решение антимонопольного органа законным и обоснованным, на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Антимонопольным органом на основании материалов прокурорской проверки приказом от 21.02.2012 № 47 возбуждено дело № 16–А–12 по признакам нарушения Минтранс Хакасии части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения материалов дела № 16–А–12 антимонопольным органом принято решение от 04.05.2012 о признании Минтранса Хакасии нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный срок с формулировкой «до проведения конкурса», а также о выдаче предписания о проведении конкурсов на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки».
Антимонопольным органом на основании принятого решения 05.05.2012 выдано заявителю соответствующее предписание от 04.05.2012 о немедленном устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением от 14.06.2012 антимонопольным органом по ходатайству Минтранса Хакасии продлён срок исполнения предписания до 15.10.2012.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Минтранс Хакасии в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30).
В силу подпункта 4.4. пункта 4 Положения, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (в редакции, действующей в спорный период), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 части 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
Пунктом 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что коммерческие пассажирские перевозки автомобильным транспортом сверх утвержденного государственного заказа могут осуществляться по действующим и дополнительным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и расписаниям, при наличии спроса на такие перевозки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Привлечение перевозчиков на указанные пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» на Минтранс Хакасии.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4.1. названного Положения в редакции, действующей в спорный период, транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством формирования и размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок
Согласно пункту 4.4 Положения в редакции, действующей в спорный период, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6. Положения в редакции, действующей в спорный период, коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту и линейному расписанию осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается между заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту и линейным расписаниям, являвшимся предметом данного договора.
В силу пункта 4.7. Положения в редакции, действующей в спорный период, договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок может заключаться без проведения конкурса исключительно в следующих случаях:
- если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
- в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
- если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;
- в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
- если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
В случаях, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Минтранса Хакасии от 27.06.2011 № 180-П-105.
Как следует из материалов дела, 10.11.2011 министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур утверждено расписание движения автобуса по межмуниципальному междугороднему маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределённый срок с формулировкой «до проведения конкурса», что является нарушением положений части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд отклоняет доводы Минтранса Хакасии о том, что индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. расписание по маршруту № 246 было утверждено на основании его заявления, поскольку он был разработчиком данного маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, и, кроме того, оснований для отказа предпринимателю в утверждении расписания действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно части 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлены порядок и условия проведения конкурсов на право заключения контрактов (договоров) по осуществлению определённого вида деятельности.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что на период утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» от 10.11.2011 Минтранс Хакасии имел возможность проведения открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством, тем самым обеспечив соблюдение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Тот факт, что Разумов С.А. являлся разработчиком указанного межмуниципального междугороднего маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Минтранса Хакасии признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не к её ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования положений приведённой правовой нормы следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведённый в указанной норме перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства, является примерным, о чём свидетельствует использование законодателем слов «в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд также полагает несостоятельными доводы Минтранса Хакасии о том, что в оспариваемом решении отсутствует обоснование того, каким образом вследствие совершения им действий по утверждению расписания предприниматель Разумов С.А. оказался в более выгодных условиях по оказанию услуг по перевозке пассажиров на указанном маршруте по отношению к иным хозяйствующим субъектам и о том, что оспариваемое решение не содержит сведений о хозяйствующих субъектах, которым созданы ограничения (либо они устранены или не допущены к рынку по предоставлению услуг по перевозке пассажиров) указанными действиями.
По смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении указанной нормы является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган в данном случае не обязан в своём решении указывать сведения о хозяйствующих субъектах, конкурентные права которых ущемлены действиями Минтранса Хакасии, а также обосновывать преимущественное положение предпринимателя Разумова С.А. по отношению к другим хозяйствующим субъектам на рынке пассажирских перевозок на рассматриваемом маршруте.
Таким образом, утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере организации пассажирских перевозок, расписания межмуниципального междугороднего маршрута без проведения конкурса свидетельствует о нарушении им упомянутого положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Данная позиция арбитражного суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный
срок с формулировкой «до проведения конкурса». Решение антимонопольного органа от 04.05.2012 по делу № 16–А–12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины. В этой связи государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04 мая 2012 года по делу № 16-А-12.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путём подачи апелляционной жалобы в течение месячного срока со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова

stdClass Object ( [vid] => 8811 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ПО ДЕЛУ № А74-3652/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8811 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350518594 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
26 сентября 2012 года Дело № А74-3652/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.
Решение в полном объёме изготовлено 26 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Л.С. Сусла,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519443)
о признании незаконным решения от 04.05.2012 по делу № 16-А-12,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Разумова Станислава Андреевича (ИНН 190100066534, ОГРН 306190119300066).
В судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22.12.2011 № 04-4858,
представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия – отсутствовал,
индивидуальный предприниматель Разумов С.А. – отсутствовал.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – антимонопольный орган) от 04.05.2012 по делу № 16-А-12.
Определением арбитражного суда от 06.08.2012 в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён индивидуальный предприниматель Разумов Станислав Андреевич (далее – предприниматель).
В судебное заседание предприниматель не явился, уполномоченного представителя не направил, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал предпринимателя и Минтранс Хакасии надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, что
подтверждается почтовыми уведомлениями №85144 и № 85142, и рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия требования не признал, полагает решение антимонопольного органа законным и обоснованным, на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Антимонопольным органом на основании материалов прокурорской проверки приказом от 21.02.2012 № 47 возбуждено дело № 16–А–12 по признакам нарушения Минтранс Хакасии части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения материалов дела № 16–А–12 антимонопольным органом принято решение от 04.05.2012 о признании Минтранса Хакасии нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный срок с формулировкой «до проведения конкурса», а также о выдаче предписания о проведении конкурсов на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки».
Антимонопольным органом на основании принятого решения 05.05.2012 выдано заявителю соответствующее предписание от 04.05.2012 о немедленном устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением от 14.06.2012 антимонопольным органом по ходатайству Минтранса Хакасии продлён срок исполнения предписания до 15.10.2012.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Минтранс Хакасии в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30).
В силу подпункта 4.4. пункта 4 Положения, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (в редакции, действующей в спорный период), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 части 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
Пунктом 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что коммерческие пассажирские перевозки автомобильным транспортом сверх утвержденного государственного заказа могут осуществляться по действующим и дополнительным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и расписаниям, при наличии спроса на такие перевозки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Привлечение перевозчиков на указанные пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» на Минтранс Хакасии.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4.1. названного Положения в редакции, действующей в спорный период, транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством формирования и размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок
Согласно пункту 4.4 Положения в редакции, действующей в спорный период, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6. Положения в редакции, действующей в спорный период, коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту и линейному расписанию осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается между заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту и линейным расписаниям, являвшимся предметом данного договора.
В силу пункта 4.7. Положения в редакции, действующей в спорный период, договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок может заключаться без проведения конкурса исключительно в следующих случаях:
- если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
- в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
- если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;
- в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
- если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
В случаях, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Минтранса Хакасии от 27.06.2011 № 180-П-105.
Как следует из материалов дела, 10.11.2011 министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур утверждено расписание движения автобуса по межмуниципальному междугороднему маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределённый срок с формулировкой «до проведения конкурса», что является нарушением положений части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд отклоняет доводы Минтранса Хакасии о том, что индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. расписание по маршруту № 246 было утверждено на основании его заявления, поскольку он был разработчиком данного маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, и, кроме того, оснований для отказа предпринимателю в утверждении расписания действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно части 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлены порядок и условия проведения конкурсов на право заключения контрактов (договоров) по осуществлению определённого вида деятельности.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что на период утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» от 10.11.2011 Минтранс Хакасии имел возможность проведения открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством, тем самым обеспечив соблюдение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Тот факт, что Разумов С.А. являлся разработчиком указанного межмуниципального междугороднего маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Минтранса Хакасии признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не к её ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования положений приведённой правовой нормы следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведённый в указанной норме перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства, является примерным, о чём свидетельствует использование законодателем слов «в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд также полагает несостоятельными доводы Минтранса Хакасии о том, что в оспариваемом решении отсутствует обоснование того, каким образом вследствие совершения им действий по утверждению расписания предприниматель Разумов С.А. оказался в более выгодных условиях по оказанию услуг по перевозке пассажиров на указанном маршруте по отношению к иным хозяйствующим субъектам и о том, что оспариваемое решение не содержит сведений о хозяйствующих субъектах, которым созданы ограничения (либо они устранены или не допущены к рынку по предоставлению услуг по перевозке пассажиров) указанными действиями.
По смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении указанной нормы является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган в данном случае не обязан в своём решении указывать сведения о хозяйствующих субъектах, конкурентные права которых ущемлены действиями Минтранса Хакасии, а также обосновывать преимущественное положение предпринимателя Разумова С.А. по отношению к другим хозяйствующим субъектам на рынке пассажирских перевозок на рассматриваемом маршруте.
Таким образом, утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере организации пассажирских перевозок, расписания межмуниципального междугороднего маршрута без проведения конкурса свидетельствует о нарушении им упомянутого положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Данная позиция арбитражного суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный
срок с формулировкой «до проведения конкурса». Решение антимонопольного органа от 04.05.2012 по делу № 16–А–12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины. В этой связи государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04 мая 2012 года по делу № 16-А-12.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путём подачи апелляционной жалобы в течение месячного срока со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
26 сентября 2012 года Дело № А74-3652/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.
Решение в полном объёме изготовлено 26 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.Г. Коршуновой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Л.С. Сусла,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519443)
о признании незаконным решения от 04.05.2012 по делу № 16-А-12,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Разумова Станислава Андреевича (ИНН 190100066534, ОГРН 306190119300066).
В судебном заседании приняли участие:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22.12.2011 № 04-4858,
представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия – отсутствовал,
индивидуальный предприниматель Разумов С.А. – отсутствовал.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – антимонопольный орган) от 04.05.2012 по делу № 16-А-12.
Определением арбитражного суда от 06.08.2012 в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён индивидуальный предприниматель Разумов Станислав Андреевич (далее – предприниматель).
В судебное заседание предприниматель не явился, уполномоченного представителя не направил, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал предпринимателя и Минтранс Хакасии надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, что
подтверждается почтовыми уведомлениями №85144 и № 85142, и рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия требования не признал, полагает решение антимонопольного органа законным и обоснованным, на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Антимонопольным органом на основании материалов прокурорской проверки приказом от 21.02.2012 № 47 возбуждено дело № 16–А–12 по признакам нарушения Минтранс Хакасии части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения материалов дела № 16–А–12 антимонопольным органом принято решение от 04.05.2012 о признании Минтранса Хакасии нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный срок с формулировкой «до проведения конкурса», а также о выдаче предписания о проведении конкурсов на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки».
Антимонопольным органом на основании принятого решения 05.05.2012 выдано заявителю соответствующее предписание от 04.05.2012 о немедленном устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Определением от 14.06.2012 антимонопольным органом по ходатайству Минтранса Хакасии продлён срок исполнения предписания до 15.10.2012.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Минтранс Хакасии в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (Приказ ФАС России от 26.01.2011 № 30).
В силу подпункта 4.4. пункта 4 Положения, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия наделено полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (в редакции, действующей в спорный период), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 части 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
Пунктом 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что коммерческие пассажирские перевозки автомобильным транспортом сверх утвержденного государственного заказа могут осуществляться по действующим и дополнительным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и расписаниям, при наличии спроса на такие перевозки, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Привлечение перевозчиков на указанные пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» на Минтранс Хакасии.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 4.1. названного Положения в редакции, действующей в спорный период, транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством формирования и размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок
Согласно пункту 4.4 Положения в редакции, действующей в спорный период, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6. Положения в редакции, действующей в спорный период, коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту и линейному расписанию осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается между заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту и линейным расписаниям, являвшимся предметом данного договора.
В силу пункта 4.7. Положения в редакции, действующей в спорный период, договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок может заключаться без проведения конкурса исключительно в следующих случаях:
- если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
- в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
- если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;
- в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
- если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
В случаях, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Минтранса Хакасии от 27.06.2011 № 180-П-105.
Как следует из материалов дела, 10.11.2011 министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур утверждено расписание движения автобуса по межмуниципальному междугороднему маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределённый срок с формулировкой «до проведения конкурса», что является нарушением положений части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд отклоняет доводы Минтранса Хакасии о том, что индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. расписание по маршруту № 246 было утверждено на основании его заявления, поскольку он был разработчиком данного маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, и, кроме того, оснований для отказа предпринимателю в утверждении расписания действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно части 6 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки осуществляется на конкурсной основе в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлены порядок и условия проведения конкурсов на право заключения контрактов (договоров) по осуществлению определённого вида деятельности.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что на период утверждения предпринимателю расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» от 10.11.2011 Минтранс Хакасии имел возможность проведения открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством, тем самым обеспечив соблюдение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Тот факт, что Разумов С.А. являлся разработчиком указанного межмуниципального междугороднего маршрута и на протяжении нескольких лет им осуществлялись пассажирские перевозки, иные перевозчики не обращались в Минтранс Хакасии для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров.
Ссылка заявителя на приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, несостоятельна. Так, применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Ссылка представителя заявителя на отсутствие в действиях Минтранса Хакасии признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, не принимается арбитражным судом. В данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписания по межмуниципальному
маршруту без проведения конкурса привели к недопущению и устранению конкуренции, а не к её ограничению.
Довод представителя заявителя о том, что часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования положений приведённой правовой нормы следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Приведённый в указанной норме перечень действий, которые признаются нарушением антимонопольного законодательства, является примерным, о чём свидетельствует использование законодателем слов «в частности». Следовательно, антимонопольный орган может признать нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые прямо не поименованы в указанной части, но которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Арбитражный суд также полагает несостоятельными доводы Минтранса Хакасии о том, что в оспариваемом решении отсутствует обоснование того, каким образом вследствие совершения им действий по утверждению расписания предприниматель Разумов С.А. оказался в более выгодных условиях по оказанию услуг по перевозке пассажиров на указанном маршруте по отношению к иным хозяйствующим субъектам и о том, что оспариваемое решение не содержит сведений о хозяйствующих субъектах, которым созданы ограничения (либо они устранены или не допущены к рынку по предоставлению услуг по перевозке пассажиров) указанными действиями.
По смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении указанной нормы является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нём.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган в данном случае не обязан в своём решении указывать сведения о хозяйствующих субъектах, конкурентные права которых ущемлены действиями Минтранса Хакасии, а также обосновывать преимущественное положение предпринимателя Разумова С.А. по отношению к другим хозяйствующим субъектам на рынке пассажирских перевозок на рассматриваемом маршруте.
Таким образом, утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере организации пассажирских перевозок, расписания межмуниципального междугороднего маршрута без проведения конкурса свидетельствует о нарушении им упомянутого положения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Данная позиция арбитражного суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения индивидуальному предпринимателю Разумову С.А. без проведения конкурсных процедур расписания по маршруту № 246 МТ «Абакан-Черемушки» с 11.11.2011 на неопределенный
срок с формулировкой «до проведения конкурса». Решение антимонопольного органа от 04.05.2012 по делу № 16–А–12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины. В этой связи государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04 мая 2012 года по делу № 16-А-12.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путём подачи апелляционной жалобы в течение месячного срока со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А74-3652/2012 [format] => [safe_value] => А74-3652/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-17 23:59:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 23:59:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350518594 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )