Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-4364/2012

Номер дела: А74-4364/2012
Дата публикации: 18 октября 2012, 08:17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
15 октября 2012 года Дело № А74-4364/2012
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,
при ведении протокола секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243)
о признании незаконным решения от 14 июня 2012 года № 32-А-12,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ИНН 2404008400, ОГРН 1072404000195) и индивидуального предпринимателя Зубарева А В .
В судебном заседании приняла участие представитель ответчика Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12.
Определением арбитражного суда от 13 сентября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Зубарев .
В судебном заседании представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм заявитель допустил предпринимателя Зубарева А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, о привлечении его к участию в деле извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 87772.
Предприниматель Зубарев А.В. в судебное заседание не явился, заказное письмо № 87769 с копией судебного акта, направленное по месту жительства третьего лица, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истёк срок хранения».
В соответствии с правилами статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателям Алёшичеву Е.А., Альферу А.Л., Анищук З.Н., Бодягину Е.Г., Вейт Я.В., Дамер С.П., Зубареву А.В., Ивакину А.И., Кончакову С.Г., Крачуну О.В., Кружкову А.В., Мухину А.В., Никифорову С.К., Нурову С.Е., Попову С.А., Таркину В.А., Шнейгельбергеру А.И., Яковлеву В.Н., Янову В.Н. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 32-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур.
14 июня 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 32-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту
№ 224 «Абакан-Бискамжа» с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года без проведения конкурсных процедур.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в арбитражный суд.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в рассматриваемый период (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 27 июня 2011 года № 180-П-105, действующим в рассматриваемый период.
Как следует из материалов дела, 9 июня 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года.
23 августа 2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением об утверждении действующего расписания движения маршрутного автобуса по указанному выше маршруту отправлением из Абакана в 13 час. 40 мин.
6 сентября 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд полагает доказанным, что в данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписаний по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса привели к устранению конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка межмуниципальных перевозок. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал наличие законных оснований для утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Тот факт, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило предпринимателю расписания по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурса, поскольку Зубарев А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута, а иные перевозчики не обращались для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. До объявления и проведения конкурса некорректно делать вывод о количестве его участников. В данном случае расписания утверждены без объявления конкурса при отсутствии установленных законом оснований для его временного утверждения.
Ссылка заявителя на приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, не принимается арбитражным судом, поскольку применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Довод заявителя о том, что процедуры утверждения расписаний и привлечения перевозчиков являются различными, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования пункта 4.6 Положения следует, что коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора, заключённого по результатам конкурса. При заключении договора заказчик выдаёт перевозчику маршрутную карту на каждую единицу транспортного средства, а также паспорт маршрута и утверждённое расписание. Таким образом, заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется исключительно по результатам проведённого конкурса. Заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и, как следствие, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях, которые поименованы в пункте 4.7 Положения.
Тот факт, что заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Распоряжение № 180-25-Р о проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа», датировано 17 апреля 2012 года, то есть заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства только после возбуждения дела № 32-А-12 (26 марта 2012 года). Данное обстоятельство учтено антимонопольным органом, в связи с чем производство по делу № 32-А-12 правомерно прекращено.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур. Решение антимонопольного органа от 14 июня 2012 года № 32-А-12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12 в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

stdClass Object ( [vid] => 8813 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-4364/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8813 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350519674 [changed] => 1390894949 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390894949 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
15 октября 2012 года Дело № А74-4364/2012
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,
при ведении протокола секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243)
о признании незаконным решения от 14 июня 2012 года № 32-А-12,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ИНН 2404008400, ОГРН 1072404000195) и индивидуального предпринимателя Зубарева А В .
В судебном заседании приняла участие представитель ответчика Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12.
Определением арбитражного суда от 13 сентября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Зубарев .
В судебном заседании представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм заявитель допустил предпринимателя Зубарева А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, о привлечении его к участию в деле извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 87772.
Предприниматель Зубарев А.В. в судебное заседание не явился, заказное письмо № 87769 с копией судебного акта, направленное по месту жительства третьего лица, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истёк срок хранения».
В соответствии с правилами статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателям Алёшичеву Е.А., Альферу А.Л., Анищук З.Н., Бодягину Е.Г., Вейт Я.В., Дамер С.П., Зубареву А.В., Ивакину А.И., Кончакову С.Г., Крачуну О.В., Кружкову А.В., Мухину А.В., Никифорову С.К., Нурову С.Е., Попову С.А., Таркину В.А., Шнейгельбергеру А.И., Яковлеву В.Н., Янову В.Н. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 32-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур.
14 июня 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 32-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту
№ 224 «Абакан-Бискамжа» с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года без проведения конкурсных процедур.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в арбитражный суд.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в рассматриваемый период (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 27 июня 2011 года № 180-П-105, действующим в рассматриваемый период.
Как следует из материалов дела, 9 июня 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года.
23 августа 2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением об утверждении действующего расписания движения маршрутного автобуса по указанному выше маршруту отправлением из Абакана в 13 час. 40 мин.
6 сентября 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд полагает доказанным, что в данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписаний по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса привели к устранению конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка межмуниципальных перевозок. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал наличие законных оснований для утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Тот факт, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило предпринимателю расписания по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурса, поскольку Зубарев А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута, а иные перевозчики не обращались для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. До объявления и проведения конкурса некорректно делать вывод о количестве его участников. В данном случае расписания утверждены без объявления конкурса при отсутствии установленных законом оснований для его временного утверждения.
Ссылка заявителя на приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, не принимается арбитражным судом, поскольку применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Довод заявителя о том, что процедуры утверждения расписаний и привлечения перевозчиков являются различными, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования пункта 4.6 Положения следует, что коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора, заключённого по результатам конкурса. При заключении договора заказчик выдаёт перевозчику маршрутную карту на каждую единицу транспортного средства, а также паспорт маршрута и утверждённое расписание. Таким образом, заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется исключительно по результатам проведённого конкурса. Заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и, как следствие, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях, которые поименованы в пункте 4.7 Положения.
Тот факт, что заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Распоряжение № 180-25-Р о проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа», датировано 17 апреля 2012 года, то есть заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства только после возбуждения дела № 32-А-12 (26 марта 2012 года). Данное обстоятельство учтено антимонопольным органом, в связи с чем производство по делу № 32-А-12 правомерно прекращено.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур. Решение антимонопольного органа от 14 июня 2012 года № 32-А-12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12 в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
15 октября 2012 года Дело № А74-4364/2012
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,
при ведении протокола секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243)
о признании незаконным решения от 14 июня 2012 года № 32-А-12,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ИНН 2404008400, ОГРН 1072404000195) и индивидуального предпринимателя Зубарева А В .
В судебном заседании приняла участие представитель ответчика Андрюшкова И.А. на основании доверенности от 22 декабря 2011 года № 04-4858.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12.
Определением арбитражного суда от 13 сентября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Зубарев .
В судебном заседании представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по
результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм заявитель допустил предпринимателя Зубарева А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, о привлечении его к участию в деле извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 87772.
Предприниматель Зубарев А.В. в судебное заседание не явился, заказное письмо № 87769 с копией судебного акта, направленное по месту жительства третьего лица, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истёк срок хранения».
В соответствии с правилами статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателям Алёшичеву Е.А., Альферу А.Л., Анищук З.Н., Бодягину Е.Г., Вейт Я.В., Дамер С.П., Зубареву А.В., Ивакину А.И., Кончакову С.Г., Крачуну О.В., Кружкову А.В., Мухину А.В., Никифорову С.К., Нурову С.Е., Попову С.А., Таркину В.А., Шнейгельбергеру А.И., Яковлеву В.Н., Янову В.Н. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 32-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур.
14 июня 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 32-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту
№ 224 «Абакан-Бискамжа» с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года без проведения конкурсных процедур.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в арбитражный суд.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в рассматриваемый период (далее – Закон Республики Хакасия № 126-ЗРХ), государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
1) если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
2) в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
3) если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
4) в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
5) если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 27 июня 2011 года № 180-П-105, действующим в рассматриваемый период.
Как следует из материалов дела, 9 июня 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года.
23 августа 2011 года предприниматель обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением об утверждении действующего расписания движения маршрутного автобуса по указанному выше маршруту отправлением из Абакана в 13 час. 40 мин.
6 сентября 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Зубареву А.В. расписание движения маршрутного автобуса по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд полагает доказанным, что в данном случае действия органа государственной власти по утверждению перевозчику расписаний по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса привели к устранению конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка межмуниципальных перевозок. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал наличие законных оснований для утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» со сроком действия с 27 июня 2011 года по 27 июня 2013 года и с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2012 года.
Тот факт, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило предпринимателю расписания по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурса, поскольку Зубарев А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута, а иные перевозчики не обращались для утверждения расписания по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров. До объявления и проведения конкурса некорректно делать вывод о количестве его участников. В данном случае расписания утверждены без объявления конкурса при отсутствии установленных законом оснований для его временного утверждения.
Ссылка заявителя на приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», устанавливающий срок действия расписания, не принимается арбитражным судом, поскольку применение данного приказа органами государственной власти субъектов Российской Федерации не должно противоречить требованиям антимонопольного законодательства о запрете недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Довод заявителя о том, что процедуры утверждения расписаний и привлечения перевозчиков являются различными, арбитражный суд считает ошибочным. Из буквального толкования пункта 4.6 Положения следует, что коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора, заключённого по результатам конкурса. При заключении договора заказчик выдаёт перевозчику маршрутную карту на каждую единицу транспортного средства, а также паспорт маршрута и утверждённое расписание. Таким образом, заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок осуществляется исключительно по результатам проведённого конкурса. Заключение договоров на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и, как следствие, разработка и утверждение расписаний движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговоренных случаях, которые поименованы в пункте 4.7 Положения.
Тот факт, что заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Распоряжение № 180-25-Р о проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, в том числе по маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа», датировано 17 апреля 2012 года, то есть заявитель устранил нарушение антимонопольного законодательства только после возбуждения дела № 32-А-12 (26 марта 2012 года). Данное обстоятельство учтено антимонопольным органом, в связи с чем производство по делу № 32-А-12 правомерно прекращено.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Зубареву А.В. расписаний по межмуниципальному маршруту № 224 «Абакан-Бискамжа» без проведения конкурсных процедур. Решение антимонопольного органа от 14 июня 2012 года № 32-А-12 соответствует приведённому выше нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Хакасия от 14 июня 2012 года № 32-А-12 в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А74-4364/2012 [format] => [safe_value] => А74-4364/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-18 00:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-12 00:17:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350519674 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )