Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-3929/2012

Номер дела: А74-3929/2012
Дата публикации: 18 октября 2012, 08:32

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
7 сентября 2012 года Дело № А74-3929/2012
Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 7 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195, ИНН 2404008400) и индивидуального предпринимателя Мухина Андрея Васильевича (ОГРНИП 304190108500170, ИНН 190107246938).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. на основании доверенности от 15 августа 2012 года № 180-1715-АЕ;
ответчика – Пахомова Е.С. на основании доверенности от 6 августа 2012 года № 04-3192;
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» – Кожевникова Г.М. на основании доверенности от 15 марта 2012 года.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части выводов антимонопольного органа, касающихся утверждения индивидуальному предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по маршруту № 250-МТ «Абакан-Бея».
Определением арбитражного суда от 20 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Мухин Андрей Васильевич.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование и пояснил, что оспариваемым решением Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) в части
утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» без проведения конкурсных процедур.
Представитель заявителя отметил, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило рассматриваемые расписания без проведения конкурса, поскольку Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута. Другие перевозчики не изъявили желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, хотя все участники перевозочной деятельности обладали информацией о сроке действия расписаний, поэтому имели возможность обратиться с соответствующим заявлением в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
По мнению представителя заявителя, оспариваемое решение не содержит доказательств того, что действия заявителя привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушили чьи-либо права. Утверждая расписание предпринимателю-разработчику маршрута Мухину А.В., Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия не ограничивало конкуренцию и не нарушало прав иных хозяйствующих субъектов. Также представитель заявителя пояснил, что несовершенство законодательства не позволило провести конкурс в 2011 году.
Представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по окончании срока действия расписания по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» допустило Мухина А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по указанному маршруту без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» поддержал позицию ответчика и пояснил, что утвердив расписания Мухину А.В. без проведения конкурсных процедур, заявитель ограничил доступ на данный маршрут иных субъектов перевозочной деятельности, исключил равнодоступность и конкуренцию по входу на данный товарный рынок. При условии объявления конкурса по спорному маршруту общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» приняло бы участие в данном конкурсе.
Предприниматель Мухин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещён надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением
№ 60932. В соответствии с правилами статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателям Таркину В.А., Мухину А.В., Дамер С.П., Кружкову А.В., Ивакину А.И., Никифорову С.К., Попову С.А., Бодягину Е.Г., Янову В.Н., Яковлеву В.Н., Шнейгельбергеру А.И., Кончакову С.Г., Вейт Я.В., Зубареву А.В., Нурову С.Е., Анищук З.Н., Альферу А.Л., Алёшичеву Е.А., Крачуну О.В. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 20-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателю Мухину А.В. расписания по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года, по межсубъектным маршрутам: № 650 МТ «Абакан-Курагино» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок и № 680/666 МТ «Абакан-Б.Ирба» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок без проведения конкурсных процедур.
11 мая 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 20-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур и выдаче Министерству предписания о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по указанному маршруту. В полном объёме решение изготовлено 16 мая 2012 года.
16 мая 2012 года антимонопольный орган выдал заявителю предписание по делу № 20-А-12 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ путём проведения в установленный действующим законодательством срок конкурса на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по расписанию по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
9 июня 2012 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, указав в нём, что во исполнение требований Федерального закона № 135-ФЗ в настоящее время Министерством планово организованы и проводятся конкурсные процедуры среди перевозчиков на маршрутную сеть Республики Хакасия.
Определением от 19 июня 2012 года по делу № 20-А-12 антимонопольный орган удовлетворил ходатайство заявителя и продлил срок исполнения предписания по делу № 20-А-12 до 19 октября 2012 года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговорённых случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 28 октября 2010 года № 180-П-180, действующим в спорный период.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом № 135-ФЗ, Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, 28 апреля 2009 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. расписание по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
26 апреля 2011 года предприниматель Мухин А.В. обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением о продлении срока действия расписаний по межмуниципальному междугороднему маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
11 мая 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. восемь расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея», на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Тот факт, что Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком межмуниципального междугородного маршрута № 250 МТ «Абакан-Бея» и то, что, по мнению заявителя, никто из других перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Довод представителя заявителя об отсутствии в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, признан арбитражным судом несостоятельным.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что конкурс не проводился, так как Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия полагало, что кроме Мухина А.В. никто не претендует на данный маршрут, поскольку все участники перевозочной деятельности знают, когда и у кого заканчивается срок действия расписаний, и поэтому могли своевременно обратиться с соответствующими заявлениями в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательства опубликования информации о проведении конкурса по маршруту № 250 «Абакан-Бея». В своих пояснениях представитель заявителя подтвердил, что конкурс по данному маршруту не проводился, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, заявитель планирует провести конкурс в пределах срока, указанного в предписании антимонопольного органа.
Данные обстоятельства подтверждают выводы антимонопольного органа о фактическом недопущении, устранении конкуренции в отношении спорного маршрута, где при условии объявления конкурса мог участвовать неопределённый круг лиц.
Ссылка представителя заявителя на несовершенство законодательства, которое не позволило провести конкурс в 2011 году, не принимается арбитражным судом, поскольку данный довод не нашёл подтверждения представленными заявителем доказательствами.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур. Нарушение решением антимонопольного органа в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя арбитражным судом не установлено. В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение антимонопольного органа от 16 мая по делу № 20-А-12 в части выводов по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» является законным и отмене не подлежит, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части, в связи с его соответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

stdClass Object ( [vid] => 8816 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ по делу № А74-3929/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8816 [type] => solution [language] => ru [created] => 1350520589 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
7 сентября 2012 года Дело № А74-3929/2012
Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 7 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195, ИНН 2404008400) и индивидуального предпринимателя Мухина Андрея Васильевича (ОГРНИП 304190108500170, ИНН 190107246938).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. на основании доверенности от 15 августа 2012 года № 180-1715-АЕ;
ответчика – Пахомова Е.С. на основании доверенности от 6 августа 2012 года № 04-3192;
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» – Кожевникова Г.М. на основании доверенности от 15 марта 2012 года.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части выводов антимонопольного органа, касающихся утверждения индивидуальному предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по маршруту № 250-МТ «Абакан-Бея».
Определением арбитражного суда от 20 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Мухин Андрей Васильевич.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование и пояснил, что оспариваемым решением Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) в части
утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» без проведения конкурсных процедур.
Представитель заявителя отметил, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило рассматриваемые расписания без проведения конкурса, поскольку Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута. Другие перевозчики не изъявили желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, хотя все участники перевозочной деятельности обладали информацией о сроке действия расписаний, поэтому имели возможность обратиться с соответствующим заявлением в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
По мнению представителя заявителя, оспариваемое решение не содержит доказательств того, что действия заявителя привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушили чьи-либо права. Утверждая расписание предпринимателю-разработчику маршрута Мухину А.В., Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия не ограничивало конкуренцию и не нарушало прав иных хозяйствующих субъектов. Также представитель заявителя пояснил, что несовершенство законодательства не позволило провести конкурс в 2011 году.
Представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по окончании срока действия расписания по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» допустило Мухина А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по указанному маршруту без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» поддержал позицию ответчика и пояснил, что утвердив расписания Мухину А.В. без проведения конкурсных процедур, заявитель ограничил доступ на данный маршрут иных субъектов перевозочной деятельности, исключил равнодоступность и конкуренцию по входу на данный товарный рынок. При условии объявления конкурса по спорному маршруту общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» приняло бы участие в данном конкурсе.
Предприниматель Мухин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещён надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением
№ 60932. В соответствии с правилами статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателям Таркину В.А., Мухину А.В., Дамер С.П., Кружкову А.В., Ивакину А.И., Никифорову С.К., Попову С.А., Бодягину Е.Г., Янову В.Н., Яковлеву В.Н., Шнейгельбергеру А.И., Кончакову С.Г., Вейт Я.В., Зубареву А.В., Нурову С.Е., Анищук З.Н., Альферу А.Л., Алёшичеву Е.А., Крачуну О.В. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 20-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателю Мухину А.В. расписания по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года, по межсубъектным маршрутам: № 650 МТ «Абакан-Курагино» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок и № 680/666 МТ «Абакан-Б.Ирба» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок без проведения конкурсных процедур.
11 мая 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 20-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур и выдаче Министерству предписания о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по указанному маршруту. В полном объёме решение изготовлено 16 мая 2012 года.
16 мая 2012 года антимонопольный орган выдал заявителю предписание по делу № 20-А-12 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ путём проведения в установленный действующим законодательством срок конкурса на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по расписанию по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
9 июня 2012 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, указав в нём, что во исполнение требований Федерального закона № 135-ФЗ в настоящее время Министерством планово организованы и проводятся конкурсные процедуры среди перевозчиков на маршрутную сеть Республики Хакасия.
Определением от 19 июня 2012 года по делу № 20-А-12 антимонопольный орган удовлетворил ходатайство заявителя и продлил срок исполнения предписания по делу № 20-А-12 до 19 октября 2012 года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговорённых случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 28 октября 2010 года № 180-П-180, действующим в спорный период.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом № 135-ФЗ, Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, 28 апреля 2009 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. расписание по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
26 апреля 2011 года предприниматель Мухин А.В. обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением о продлении срока действия расписаний по межмуниципальному междугороднему маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
11 мая 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. восемь расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея», на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Тот факт, что Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком межмуниципального междугородного маршрута № 250 МТ «Абакан-Бея» и то, что, по мнению заявителя, никто из других перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Довод представителя заявителя об отсутствии в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, признан арбитражным судом несостоятельным.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что конкурс не проводился, так как Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия полагало, что кроме Мухина А.В. никто не претендует на данный маршрут, поскольку все участники перевозочной деятельности знают, когда и у кого заканчивается срок действия расписаний, и поэтому могли своевременно обратиться с соответствующими заявлениями в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательства опубликования информации о проведении конкурса по маршруту № 250 «Абакан-Бея». В своих пояснениях представитель заявителя подтвердил, что конкурс по данному маршруту не проводился, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, заявитель планирует провести конкурс в пределах срока, указанного в предписании антимонопольного органа.
Данные обстоятельства подтверждают выводы антимонопольного органа о фактическом недопущении, устранении конкуренции в отношении спорного маршрута, где при условии объявления конкурса мог участвовать неопределённый круг лиц.
Ссылка представителя заявителя на несовершенство законодательства, которое не позволило провести конкурс в 2011 году, не принимается арбитражным судом, поскольку данный довод не нашёл подтверждения представленными заявителем доказательствами.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур. Нарушение решением антимонопольного органа в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя арбитражным судом не установлено. В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение антимонопольного органа от 16 мая по делу № 20-А-12 в части выводов по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» является законным и отмене не подлежит, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части, в связи с его соответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
7 сентября 2012 года Дело № А74-3929/2012
Резолютивная часть решения объявлена 5 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 7 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ОГРН 1021900526020, ИНН 1901018326)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, ИНН 1901021801)
о признании незаконным решения от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» (ОГРН 1072404000195, ИНН 2404008400) и индивидуального предпринимателя Мухина Андрея Васильевича (ОГРНИП 304190108500170, ИНН 190107246938).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Молоткова А.А. на основании доверенности от 15 августа 2012 года № 180-1715-АЕ;
ответчика – Пахомова Е.С. на основании доверенности от 6 августа 2012 года № 04-3192;
общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» – Кожевникова Г.М. на основании доверенности от 15 марта 2012 года.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части выводов антимонопольного органа, касающихся утверждения индивидуальному предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по маршруту № 250-МТ «Абакан-Бея».
Определением арбитражного суда от 20 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» и индивидуальный предприниматель Мухин Андрей Васильевич.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование и пояснил, что оспариваемым решением Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) в части
утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» без проведения конкурсных процедур.
Представитель заявителя отметил, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило рассматриваемые расписания без проведения конкурса, поскольку Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком указанного маршрута. Другие перевозчики не изъявили желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, хотя все участники перевозочной деятельности обладали информацией о сроке действия расписаний, поэтому имели возможность обратиться с соответствующим заявлением в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
По мнению представителя заявителя, оспариваемое решение не содержит доказательств того, что действия заявителя привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушили чьи-либо права. Утверждая расписание предпринимателю-разработчику маршрута Мухину А.В., Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия не ограничивало конкуренцию и не нарушало прав иных хозяйствующих субъектов. Также представитель заявителя пояснил, что несовершенство законодательства не позволило провести конкурс в 2011 году.
Представитель ответчика не согласился с заявленным требованием и пояснил, что в силу статьи 10 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» и пункта 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347, привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе.
Коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту (пункт 4.6 указанного выше Положения).
В нарушение приведённых выше правовых норм Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по окончании срока действия расписания по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» допустило Мухина А.В. к осуществлению пассажирских перевозок по указанному маршруту без проведения конкурсных процедур, что привело к недопущению и устранению конкуренции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» поддержал позицию ответчика и пояснил, что утвердив расписания Мухину А.В. без проведения конкурсных процедур, заявитель ограничил доступ на данный маршрут иных субъектов перевозочной деятельности, исключил равнодоступность и конкуренцию по входу на данный товарный рынок. При условии объявления конкурса по спорному маршруту общество с ограниченной ответственностью «Транс и Компания» приняло бы участие в данном конкурсе.
Предприниматель Мухин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещён надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением
№ 60932. В соответствии с правилами статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
2 декабря 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы прокурорской проверки, указывающие на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
17 января 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 1-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
22 марта 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла определение о выделении дел в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателям Таркину В.А., Мухину А.В., Дамер С.П., Кружкову А.В., Ивакину А.И., Никифорову С.К., Попову С.А., Бодягину Е.Г., Янову В.Н., Яковлеву В.Н., Шнейгельбергеру А.И., Кончакову С.Г., Вейт Я.В., Зубареву А.В., Нурову С.Е., Анищук З.Н., Альферу А.Л., Алёшичеву Е.А., Крачуну О.В. расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур, в отдельные производства.
26 марта 2012 года антимонопольный орган возбудил дело № 20-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении предпринимателю Мухину А.В. расписания по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года, по межсубъектным маршрутам: № 650 МТ «Абакан-Курагино» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок и № 680/666 МТ «Абакан-Б.Ирба» с 20 мая 2011 года на неопределённый срок без проведения конкурсных процедур.
11 мая 2012 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрела материалы дела № 20-А-12 и приняла решение о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур и выдаче Министерству предписания о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозочной деятельности по указанному маршруту. В полном объёме решение изготовлено 16 мая 2012 года.
16 мая 2012 года антимонопольный орган выдал заявителю предписание по делу № 20-А-12 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ путём проведения в установленный действующим законодательством срок конкурса на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по расписанию по межмуниципальному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
9 июня 2012 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия обратилось в антимонопольный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, указав в нём, что во исполнение требований Федерального закона № 135-ФЗ в настоящее время Министерством планово организованы и проводятся конкурсные процедуры среди перевозчиков на маршрутную сеть Республики Хакасия.
Определением от 19 июня 2012 года по делу № 20-А-12 антимонопольный орган удовлетворил ходатайство заявителя и продлил срок исполнения предписания по делу № 20-А-12 до 19 октября 2012 года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган помимо прочего обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Аналогичные полномочия антимонопольного органа содержатся в пунктах 5.3.1.1, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331.
В силу приказа Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» соответствующие полномочия на территории субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.
С учётом приведённых правовых норм арбитражный суд отмечает, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия вынесло оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении.
Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в редакции, действующей в спорный период, государственное управление в сфере организации пассажирских перевозок осуществляют Правительство Республики Хакасия и орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный в сфере организации пассажирских перевозок.
В силу подпунктов 1, 7 статьи 7, подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ Правительство Республики Хакасия принимает нормативные правовые акты, регулирующие организацию пассажирских перевозок, устанавливает заказчика пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; заказчик пассажирских перевозок - организует размещение государственных заказов и привлечение перевозчиков на коммерческие пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети, заключает с перевозчиками контракты на осуществление пассажирских перевозок.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 10 Закона Республики Хакасия № 126-ЗРХ установлено, что государственный заказ на пассажирские перевозки по межмуниципальной маршрутной сети формируется заказчиком пассажирских перевозок путём определения перечня маршрутов регулярных перевозок с учётом необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей населения соответствующей территории в услугах пассажирского транспорта, обеспечения безопасности, качества и доступности пассажирских перевозок. Государственный заказ на пассажирские перевозки размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». По результатам размещения государственного заказа заказчик пассажирских перевозок заключает с перевозчиком контракт на осуществление пассажирских перевозок по соответствующему маршруту и расписаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» исполнение функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальной сети на территории Республики Хакасия возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хакасии.
Пунктом 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 (далее – Положение), установлено, что транспортное обслуживание населения по межмуниципальной маршрутной сети осуществляется посредством размещения государственного заказа на перевозки пассажиров и посредством привлечения перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок.
Согласно пункту 4.4 Положения привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется заказчиком пассажирских перевозок на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
В силу пункта 4.6 Положения коммерческие пассажирские перевозки по регулярному межмуниципальному маршруту осуществляются на основании договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети, который заключается заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети. По окончании срока действия договора или в случае его досрочного расторжения объявляется новый конкурс на право осуществлять коммерческие пассажирские перевозки по маршруту.
Пунктом 4.7 Положения определено, что договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса заключается в следующих случаях:
если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту в течение двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;
если признан конкурс на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту несостоявшимся;
в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;
если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.
При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом упомянутого выше пункта, заказчик пассажирских перевозок в течение одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок
оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключённого по результатам проведённого конкурса.
Таким образом, действующее законодательство в сфере организации пассажирских перевозок допускает привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок исключительно на конкурсной основе. Заключение договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок без проведения конкурса допускается в строго оговорённых случаях.
Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утверждён приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 28 октября 2010 года № 180-П-180, действующим в спорный период.
Согласно пункту 1 данного Порядка он разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и названными в настоящем решении Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федеральным законом № 135-ФЗ, Законом Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года № 126-ЗРХ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 и Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 июля 2009 года № 306.
Как следует из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, 28 апреля 2009 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. расписание по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
26 апреля 2011 года предприниматель Мухин А.В. обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с заявлением о продлении срока действия расписаний по межмуниципальному междугороднему маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея».
11 мая 2011 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердил предпринимателю Мухину А.В. восемь расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея», на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года.
Таким образом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия утвердило перевозчику расписания по межмуниципальному маршруту без проведения конкурса, чем нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Тот факт, что Мухин А.В. являлся инициатором открытия и разработчиком межмуниципального междугородного маршрута № 250 МТ «Абакан-Бея» и то, что, по мнению заявителя, никто из других перевозчиков не изъявил желания осуществлять перевозочную деятельность по данному маршруту, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Действующим законодательством предусмотрено, что привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок осуществляется на конкурсной основе с целью определения перевозчиков, наиболее способных обеспечить необходимый объём перевозок и их безопасность, повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.
Довод представителя заявителя об отсутствии в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия признаков ограничения конкуренции, перечисленных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, признан арбитражным судом несостоятельным.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что конкурс не проводился, так как Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия полагало, что кроме Мухина А.В. никто не претендует на данный маршрут, поскольку все участники перевозочной деятельности знают, когда и у кого заканчивается срок действия расписаний, и поэтому могли своевременно обратиться с соответствующими заявлениями в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательства опубликования информации о проведении конкурса по маршруту № 250 «Абакан-Бея». В своих пояснениях представитель заявителя подтвердил, что конкурс по данному маршруту не проводился, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, заявитель планирует провести конкурс в пределах срока, указанного в предписании антимонопольного органа.
Данные обстоятельства подтверждают выводы антимонопольного органа о фактическом недопущении, устранении конкуренции в отношении спорного маршрута, где при условии объявления конкурса мог участвовать неопределённый круг лиц.
Ссылка представителя заявителя на несовершенство законодательства, которое не позволило провести конкурс в 2011 году, не принимается арбитражным судом, поскольку данный довод не нашёл подтверждения представленными заявителем доказательствами.
С учётом изложенного арбитражный суд считает обоснованным вывод антимонопольного органа о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ в части утверждения предпринимателю Мухину А.В. восьми расписаний по межмуниципальному междугородному маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» на срок с 11 мая 2011 года по 11 мая 2013 года без проведения конкурсных процедур. Нарушение решением антимонопольного органа в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя арбитражным судом не установлено. В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение антимонопольного органа от 16 мая по делу № 20-А-12 в части выводов по маршруту № 250 МТ «Абакан-Бея» является законным и отмене не подлежит, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб. и в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, но не взыскивается с него, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 16 мая 2012 года по делу № 20-А-12 в части, в связи с его соответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А74-3929/2012 [format] => [safe_value] => А74-3929/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Куратор направления - заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного регулирования и рекламы - Липина Ольга Олеговна.

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-18 00:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-05 00:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1350520589 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )