РЕШЕНИЕ № 33-А-12

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 33-А-12
Дата публикации: 3 декабря 2012, 11:35

РЕШЕНИЕ

 № 33-А-12

 

                                                                                                            г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  21 августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель  руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Пахомова Е. С.  – старший специалист 3 разряда отдела АЗР;

Мишуренко С. В. - специалист 2 разряда отдела  товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело № 33-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства (далее  Минтрансом РХ) (г. Абакан, ул. Вяткина, 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

         2 декабря 2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство.

9 апреля 2012 года дело № 33-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному пригородному  маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению на 15 июня 2012 года с привлечением «…»   в качестве заинтересованного лица. 15 июня дело было отложено на 21 августа 2012 года. До заседания комиссии от представителя Минтранс РХ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транс­портом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские авто­бусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго­родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняю­щиеся расписанию код (60.21.13). В договорах, заключаемых между некото­рыми перевозчиками и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предметом договора является перевозка пассажиров и багажа маршрутными таксоматорами согласно расписанию движения, кото­рое после утверждения Министерством является неотъемлемой частью дого­вора. В то же время нормативными правовыми документами, указанными ниже рынок обозначен как рынок межмуниципальных пассажирских перево­зок автомобильным транспортом общего пользования.

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреп­лен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных моно­польных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключаю­щаяся в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршру­тах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом за­висит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса, а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии, при утверждении расписания для «…» оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Из материалов дела усматривается, что Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ 4 мая 2011 года индивидуальному предпринимателю «…»  утверждено расписание по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

Утверждение индивидуальному предпринимателю «…» указанного расписания без проведения конкурсных процедур приводит к устранению конкуренции по входу перевозчиков на названный сегмент рынка межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Данные действия Минтранса РХ противоречат как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…»  расписания по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

2.      Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание: прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего в  установленный действующим законодательством срок провести конкурс на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                       П. А. Шалимов

 

 

Члены комиссии:                                                                    И. А. Андрюшкова

 

 

                                                                                        Е. С. Пахомова

 

                                                                                    

                                                                                  С. В. Мишуренко

 

 

                                                                          

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

stdClass Object ( [vid] => 9013 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 33-А-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9013 [type] => solution [language] => ru [created] => 1354505779 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 № 33-А-12

 

                                                                                                            г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  21 августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель  руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Пахомова Е. С.  – старший специалист 3 разряда отдела АЗР;

Мишуренко С. В. - специалист 2 разряда отдела  товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело № 33-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства (далее  Минтрансом РХ) (г. Абакан, ул. Вяткина, 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

         2 декабря 2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство.

9 апреля 2012 года дело № 33-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному пригородному  маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению на 15 июня 2012 года с привлечением «…»   в качестве заинтересованного лица. 15 июня дело было отложено на 21 августа 2012 года. До заседания комиссии от представителя Минтранс РХ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транс­портом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские авто­бусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго­родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняю­щиеся расписанию код (60.21.13). В договорах, заключаемых между некото­рыми перевозчиками и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предметом договора является перевозка пассажиров и багажа маршрутными таксоматорами согласно расписанию движения, кото­рое после утверждения Министерством является неотъемлемой частью дого­вора. В то же время нормативными правовыми документами, указанными ниже рынок обозначен как рынок межмуниципальных пассажирских перево­зок автомобильным транспортом общего пользования.

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреп­лен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных моно­польных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключаю­щаяся в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршру­тах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом за­висит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса, а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии, при утверждении расписания для «…» оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Из материалов дела усматривается, что Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ 4 мая 2011 года индивидуальному предпринимателю «…»  утверждено расписание по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

Утверждение индивидуальному предпринимателю «…» указанного расписания без проведения конкурсных процедур приводит к устранению конкуренции по входу перевозчиков на названный сегмент рынка межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Данные действия Минтранса РХ противоречат как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…»  расписания по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

2.      Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание: прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего в  установленный действующим законодательством срок провести конкурс на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                       П. А. Шалимов

 

 

Члены комиссии:                                                                    И. А. Андрюшкова

 

 

                                                                                        Е. С. Пахомова

 

                                                                                    

                                                                                  С. В. Мишуренко

 

 

                                                                          

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 № 33-А-12

 

                                                                                                            г. Абакан

 

Резолютивная часть оглашена  21 августа 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:  Шалимов П. А. – заместитель  руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Члены комиссии: Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;

Пахомова Е. С.  – старший специалист 3 разряда отдела АЗР;

Мишуренко С. В. - специалист 2 разряда отдела  товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

в отсутствии сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев дело № 33-А-12 по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства (далее  Минтрансом РХ) (г. Абакан, ул. Вяткина, 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

         2 декабря 2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия по заявлению ООО «Транс и Компания» (далее – Общество) о проведении проверки в отношении Минтранса Хакасии в части утверждения некоторым перевозчикам расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур. Анализ представленных  и дополнительно истребованных от Минтранса Хакасии и Общества материалов послужили основанием для возбуждения дела № 1-А-12 в отношении Минтранса Хакасии по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении отдельным хозяйствующим субъектам – перевозчикам в 2009 – 2011 годах расписаний по межмуниципальным маршрутам без проведения конкурсных процедур.

         По результатам рассмотрения дела № 1-А-12 Определением от 17.02.2012, учитывая интересы заинтересованных лиц, в соответствии со статьей 47.1 Закона о защите конкуренции, несколько дел, по которым имеется достаточно материалов и документов,  выделено в отдельное производство.

9 апреля 2012 года дело № 33-А-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении индивидуальному предпринимателю «…» расписания по межмуниципальному пригородному  маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» без проведения конкурсных процедур, назначено к рассмотрению на 15 июня 2012 года с привлечением «…»   в качестве заинтересованного лица. 15 июня дело было отложено на 21 августа 2012 года. До заседания комиссии от представителя Минтранс РХ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя министерства.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транс­портом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские авто­бусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго­родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняю­щиеся расписанию код (60.21.13). В договорах, заключаемых между некото­рыми перевозчиками и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предметом договора является перевозка пассажиров и багажа маршрутными таксоматорами согласно расписанию движения, кото­рое после утверждения Министерством является неотъемлемой частью дого­вора. В то же время нормативными правовыми документами, указанными ниже рынок обозначен как рынок межмуниципальных пассажирских перево­зок автомобильным транспортом общего пользования.

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреп­лен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных моно­польных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключаю­щаяся в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршру­тах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом за­висит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел в отношении Минтранса Хакасии в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

В целях обеспечения равнодоступности осуществления деятельности  пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» единственным  способом привлечения перевозчиков к выполнению регулярных  пассажирских перевозок определен открытый конкурс. 

Во исполнение реализации вышеназванного закона Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 утверждено «Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальной маршрутной сети на территории Республики Хакасия» (далее – Положение).

Пунктом 4.4 Положения Правительство Республики Хакасии обязало Минтранс Хакасии как заказчика пассажирских перевозок осуществлять привлечение перевозчиков для осуществления коммерческих пассажирских перевозок только на конкурсной основе.

При этом пунктом 4.6 Положения детально определен порядок и сроки заключения договора заказчиком и перевозчиком по результатам конкурса, а также установлена обязанность Минтранса Хакасии по окончании срока действия договора (расписания) или в случае их досрочного расторжения объявления и проведения нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.

Возможность утверждения перевозчику расписаний по межмуниципальным маршрутам  для осуществления временных пассажирских перевозок установлена пунктом 4.7 Положения, а именно:

«4.7 Договор между заказчиком и перевозчиком на осуществление коммерческих пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и линейным расписаниям без проведения конкурса (далее – временные пассажирские перевозки) заключается в следующих случаях:

если потребность в пассажирских перевозках по данным маршрутам регулярных перевозок обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (следствие действия непреодолимой силы);

в случае неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту и линейному расписанию в течении двух суток, включая отказ перевозчика от исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа и (или) досрочное расторжение указанного договора;

если признан конкурс  на осуществление пассажирских перевозок по данному маршруту и линейному расписанию несостоявшимся;

в случае приостановления действия лицензии перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок;

если аннулирована лицензия перевозчика, обязанного осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту регулярных перевозок.

В случае, установленных абзацем вторым и пятым настоящего пункта, договор на осуществление временных пассажирских перевозок заключается на срок до устранения  (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера или возобновления действия лицензии.

При возникновении обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом настоящего пункта, заказчик пассажирских перевозок в течении одного месяца с момента их возникновения организует проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок, не обслуживаемому перевозчиком. В этих случаях срок действия договора на выполнение временных пассажирских перевозок оканчивается сроком вступления в силу контракта (договора), заключенного по результатам проведенного конкурса.

Приглашение перевозчиков для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок и линейному расписанию осуществляется путем размещения заказчиком в средствах массовой информации соответствующего объявления с предложением перевозчикам дать письменное согласие на заключение договора на осуществление временных пассажирских перевозок.

Одновременно заказчик вправе направит соответствующие письменные предложения для осуществления временных пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок   и линейному расписанию всем перевозчикам, состоящим в реестре перевозчиков…».

Однако как следует из материалов, представленных Минтрансом Хакасии, при утверждении расписания для «…» оснований для применения пункта 4.7 Положения не имелось и процедура утверждения временных расписаний не выполнялась.

Из материалов дела усматривается, что Министром транспорта и дорожного хозяйства РХ 4 мая 2011 года индивидуальному предпринимателю «…»  утверждено расписание по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

Утверждение индивидуальному предпринимателю «…» указанного расписания без проведения конкурсных процедур приводит к устранению конкуренции по входу перевозчиков на названный сегмент рынка межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Данные действия Минтранса РХ противоречат как федеральному законодательству (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), так и  региональным законодательным актам, регулирующим отношения в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным регулярным маршрутам (Закон Республики Хакасии от 26.11.2009 № 126 - ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.07.2010 № 347 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия»), обязывающим привлекать перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам, только по результатам открытого конкурса.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять  действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранении  конкуренции по входу перевозчиков на рынок межмуниципальных пассажирских перевозок в Республике Хакасия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  в части утверждения индивидуальному предпринимателю «…»  расписания по межмуниципальному пригородному маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка» с 13.05.2011 по 13.05.2012 г. без проведения конкурсных процедур.

2.      Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание: прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего в  установленный действующим законодательством срок провести конкурс на право осуществления перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 117 «г. Саяногорск – Новокурск - Сабинка».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                       П. А. Шалимов

 

 

Члены комиссии:                                                                    И. А. Андрюшкова

 

 

                                                                                        Е. С. Пахомова

 

                                                                                    

                                                                                  С. В. Мишуренко

 

 

                                                                          

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 33-А-12 [format] => [safe_value] => № 33-А-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-03 03:35:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-03 03:35:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1354505779 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )