РЕШЕНИЕ по делу № 20-А-Т-12

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: № 20-А-Т-12
Дата публикации: 24 декабря 2012, 17:26

РЕШЕНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А., однако, кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 4», ответчик, Общество) – «…» на основании доверенности б/н от 04.12.2012 г., рассмотрев дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 4» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 4», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 4» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 4» от 22.03.2012 г. № 52 работы по регистрации и опломбировке узлов учета выполняет инженер ООО «ЖЭУ № 4». При этом инженером Общества осуществляется осмотр узлов учета, установка пломб, заключение договора о постановке на учет водосчетчиков, снятие показаний с водосчетчиков. В подтверждения возмездности ввода в эксплуатацию ИПУ также представлена калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды (без учета транспортных расходов), которой установлена стоимость ввода в эксплуатацию одного счетчика в размере 200 рублей на 2012 год.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 4» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 240 от 17.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 4» возбуждено дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 18.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 27.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 27.11.2012 г. рассмотрение дела № 20-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 1 от 24.10.2006 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 4» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 35 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Ленина, 33, 35;

- ул. М. Жукова, 9, 4, 6, 8;

- ул. Буденного, 74а, 74, 76, 78, 80;

- ул. Портовая, 59;

- ул. Хакасская, 19, 17, 32;

- ул. Рыбацкая, 21, 21а, 23;

- ул. Щорса, 5а, 30, 28;

- ул. Запорожская, 1;

- ул. Пушкина, 36, 25, 23, 21, 1;

- ул. Красноярская, 8, 6;

- ул. Т. Шевченко, 68;

- ул. Луначарского, 26, 28;

- ул. Мичурина, 46, 45, 44а.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в период май-ноябрь 2009 г.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 4», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходные кассовые ордеры от 02.04.2012 г., 03.08.2012 г., 02.07.2012 г. В качестве основания принятия денежных средств указано: «опломбировка в/счетчиков», «осмотр и постановка на ком. учет в/счетчиков».

Также представлены калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 09.01.2009 г., которая, согласно пояснениям представителя ответчика, действовала и в 2010 г., калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 11.01.2011 г. Данными калькуляциями стоимость пломбировки 1 счетчика составляет 170 и 200 рублей соответственно.

На заседании комиссии 18.10.2012 г. представитель ООО «ЖЭУ № 4» не согласился с вменяемым правонарушением по основаниям указанным в письменных пояснениях, представленных в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 17.09.2012 г. № 05-3816 (исх. № 181 от 12.10.2012 г.). Кроме того, пояснил, что ООО «ЖЭУ № 4» ввело в эксплуатацию всего 1129 ИПУ на сумму 212 350 рублей, в настоящее время постановка на учет ИПУ осуществляется бесплатно.

Установлено, что в соответствии с приказом директора ООО «ЖЭУ № 4» от 31.08.2012 г. № 47-2 с 03.09.2012 г. постановка на коммерческий учет ИПУ осуществляется бесплатно, жильцам осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ. Согласно акту № 00001446 от 15.11.2012 г. ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» информация о возможности возврата денежных средств доведена до неограниченного круга лиц. Также директор ООО «ЖЭУ № 4» «…» пояснил, что собственникам, которые не обратились с заявлением о возврате денежных средств, в счет платы за жилищно-коммунальные услуги будет осуществлен перерасчет в сторону уменьшения на сумму оказанных услуг по опломбировке ИПУ.

В соответствии с реестром собственников, которым осуществлен возврат денежных средств, представленным 26.11.2012 г. вх. № 4491, сумма возвращенных денежных средств составляет 135 140 рублей. Также на заседание комиссии 18.12.2012 г. представлен реестр на 40 000 рублей и 35 800 рублей. Таким образом, общая сумма возвращенных денежных средств, составляет 210 940 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет управление 35 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 4» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 4» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 4» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 4» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 4», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 4» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «ЖЭУ № 4» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

24 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 24.12.2012 г. по делу № 20-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» в срок до 25 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 27 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

stdClass Object ( [vid] => 9131 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 20-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9131 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356686850 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А., однако, кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 4», ответчик, Общество) – «…» на основании доверенности б/н от 04.12.2012 г., рассмотрев дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 4» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 4», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 4» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 4» от 22.03.2012 г. № 52 работы по регистрации и опломбировке узлов учета выполняет инженер ООО «ЖЭУ № 4». При этом инженером Общества осуществляется осмотр узлов учета, установка пломб, заключение договора о постановке на учет водосчетчиков, снятие показаний с водосчетчиков. В подтверждения возмездности ввода в эксплуатацию ИПУ также представлена калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды (без учета транспортных расходов), которой установлена стоимость ввода в эксплуатацию одного счетчика в размере 200 рублей на 2012 год.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 4» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 240 от 17.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 4» возбуждено дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 18.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 27.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 27.11.2012 г. рассмотрение дела № 20-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 1 от 24.10.2006 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 4» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 35 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Ленина, 33, 35;

- ул. М. Жукова, 9, 4, 6, 8;

- ул. Буденного, 74а, 74, 76, 78, 80;

- ул. Портовая, 59;

- ул. Хакасская, 19, 17, 32;

- ул. Рыбацкая, 21, 21а, 23;

- ул. Щорса, 5а, 30, 28;

- ул. Запорожская, 1;

- ул. Пушкина, 36, 25, 23, 21, 1;

- ул. Красноярская, 8, 6;

- ул. Т. Шевченко, 68;

- ул. Луначарского, 26, 28;

- ул. Мичурина, 46, 45, 44а.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в период май-ноябрь 2009 г.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 4», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходные кассовые ордеры от 02.04.2012 г., 03.08.2012 г., 02.07.2012 г. В качестве основания принятия денежных средств указано: «опломбировка в/счетчиков», «осмотр и постановка на ком. учет в/счетчиков».

Также представлены калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 09.01.2009 г., которая, согласно пояснениям представителя ответчика, действовала и в 2010 г., калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 11.01.2011 г. Данными калькуляциями стоимость пломбировки 1 счетчика составляет 170 и 200 рублей соответственно.

На заседании комиссии 18.10.2012 г. представитель ООО «ЖЭУ № 4» не согласился с вменяемым правонарушением по основаниям указанным в письменных пояснениях, представленных в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 17.09.2012 г. № 05-3816 (исх. № 181 от 12.10.2012 г.). Кроме того, пояснил, что ООО «ЖЭУ № 4» ввело в эксплуатацию всего 1129 ИПУ на сумму 212 350 рублей, в настоящее время постановка на учет ИПУ осуществляется бесплатно.

Установлено, что в соответствии с приказом директора ООО «ЖЭУ № 4» от 31.08.2012 г. № 47-2 с 03.09.2012 г. постановка на коммерческий учет ИПУ осуществляется бесплатно, жильцам осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ. Согласно акту № 00001446 от 15.11.2012 г. ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» информация о возможности возврата денежных средств доведена до неограниченного круга лиц. Также директор ООО «ЖЭУ № 4» «…» пояснил, что собственникам, которые не обратились с заявлением о возврате денежных средств, в счет платы за жилищно-коммунальные услуги будет осуществлен перерасчет в сторону уменьшения на сумму оказанных услуг по опломбировке ИПУ.

В соответствии с реестром собственников, которым осуществлен возврат денежных средств, представленным 26.11.2012 г. вх. № 4491, сумма возвращенных денежных средств составляет 135 140 рублей. Также на заседание комиссии 18.12.2012 г. представлен реестр на 40 000 рублей и 35 800 рублей. Таким образом, общая сумма возвращенных денежных средств, составляет 210 940 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет управление 35 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 4» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 4» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 4» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 4» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 4», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 4» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «ЖЭУ № 4» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

24 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 24.12.2012 г. по делу № 20-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» в срок до 25 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 27 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

член комиссии Исакова Е.А., однако, кворум имеется, следовательно, комиссия правомочна рассматривать дело, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» (далее возможно ООО «ЖЭУ № 4», ответчик, Общество) – «…» на основании доверенности б/н от 04.12.2012 г., рассмотрев дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 4» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «ЖЭУ № 4», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «ЖЭУ № 4» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Согласно указанному ответу ООО «ЖЭУ № 4» от 22.03.2012 г. № 52 работы по регистрации и опломбировке узлов учета выполняет инженер ООО «ЖЭУ № 4». При этом инженером Общества осуществляется осмотр узлов учета, установка пломб, заключение договора о постановке на учет водосчетчиков, снятие показаний с водосчетчиков. В подтверждения возмездности ввода в эксплуатацию ИПУ также представлена калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды (без учета транспортных расходов), которой установлена стоимость ввода в эксплуатацию одного счетчика в размере 200 рублей на 2012 год.

Усмотрев в действиях ООО «ЖЭУ № 4» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 240 от 17.09.2012 г. в отношении ООО «ЖЭУ № 4» возбуждено дело № 20-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 17.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 18.10.2012 г., когда его рассмотрение было отложено на 27.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 27.11.2012 г. рассмотрение дела № 20-А-Т-12 было назначено на 18.12.2012 г., когда и была оглашена резолютивная часть решения.

В результате анализа представленных документов, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей на основании Протокола № 1 от 24.10.2006 г. Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «ЖЭУ № 4» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 35 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

- ул. Ленина, 33, 35;

- ул. М. Жукова, 9, 4, 6, 8;

- ул. Буденного, 74а, 74, 76, 78, 80;

- ул. Портовая, 59;

- ул. Хакасская, 19, 17, 32;

- ул. Рыбацкая, 21, 21а, 23;

- ул. Щорса, 5а, 30, 28;

- ул. Запорожская, 1;

- ул. Пушкина, 36, 25, 23, 21, 1;

- ул. Красноярская, 8, 6;

- ул. Т. Шевченко, 68;

- ул. Луначарского, 26, 28;

- ул. Мичурина, 46, 45, 44а.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в период май-ноябрь 2009 г.

Договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «ЖЭУ№ 4», являются типовыми. Предметом договора является обязанность управляющей компании поставить на учет индивидуальные приборы учета воды, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с показаниями приборов учета.

Пунктом 1.3 данного договора установлено, что прибор учета без контрольных или заводских пломб, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому учету.

Взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ подтверждают представленные приходные кассовые ордеры от 02.04.2012 г., 03.08.2012 г., 02.07.2012 г. В качестве основания принятия денежных средств указано: «опломбировка в/счетчиков», «осмотр и постановка на ком. учет в/счетчиков».

Также представлены калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 09.01.2009 г., которая, согласно пояснениям представителя ответчика, действовала и в 2010 г., калькуляция на осмотр и пломбировку счетчиков холодной и горячей воды, утвержденная директором ООО «ЖЭУ № 4» 11.01.2011 г. Данными калькуляциями стоимость пломбировки 1 счетчика составляет 170 и 200 рублей соответственно.

На заседании комиссии 18.10.2012 г. представитель ООО «ЖЭУ № 4» не согласился с вменяемым правонарушением по основаниям указанным в письменных пояснениях, представленных в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 17.09.2012 г. № 05-3816 (исх. № 181 от 12.10.2012 г.). Кроме того, пояснил, что ООО «ЖЭУ № 4» ввело в эксплуатацию всего 1129 ИПУ на сумму 212 350 рублей, в настоящее время постановка на учет ИПУ осуществляется бесплатно.

Установлено, что в соответствии с приказом директора ООО «ЖЭУ № 4» от 31.08.2012 г. № 47-2 с 03.09.2012 г. постановка на коммерческий учет ИПУ осуществляется бесплатно, жильцам осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ. Согласно акту № 00001446 от 15.11.2012 г. ГАУ РХ «Редакция газеты «Хакасия» информация о возможности возврата денежных средств доведена до неограниченного круга лиц. Также директор ООО «ЖЭУ № 4» «…» пояснил, что собственникам, которые не обратились с заявлением о возврате денежных средств, в счет платы за жилищно-коммунальные услуги будет осуществлен перерасчет в сторону уменьшения на сумму оказанных услуг по опломбировке ИПУ.

В соответствии с реестром собственников, которым осуществлен возврат денежных средств, представленным 26.11.2012 г. вх. № 4491, сумма возвращенных денежных средств составляет 135 140 рублей. Также на заседание комиссии 18.12.2012 г. представлен реестр на 40 000 рублей и 35 800 рублей. Таким образом, общая сумма возвращенных денежных средств, составляет 210 940 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЖЭУ № 4» осуществляет управление 35 многоквартирными домами на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных жилых домов.

Таким образом, ООО «ЖЭУ № 4» как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «ЖЭУ № 4» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «ЖЭУ № 4» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «ЖЭУ № 4» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, заслушав пояснения представителей ООО «ЖЭУ № 4», приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «ЖЭУ № 4» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «ЖЭУ № 4» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «ЖЭУ № 4», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4».

2. Признать действия ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части взимания платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 20-А-Т-12

 

24 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 24.12.2012 г. по делу № 20-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» в срок до 25 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1 410 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Участок жилищно-эксплуатационных услуг № 4» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 27 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

К.О. Кыжинаев

 

       

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 20-А-Т-12 [format] => [safe_value] => № 20-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-24 09:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-18 09:26:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356686850 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )