РЕШЕНИЕ по делу № 33-А-Т-12

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: № 33-А-Т-12
Дата публикации: 20 ноября 2012, 17:29

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20.11.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

все члены комиссии присутствуют, кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии генерального директора ООО «Саянсервис» (далее возможно Общество, ответчик) – «…» на основании протокола № 1 общего собрания участников ООО «Саянсервис» от 03.10.2010 г.,

рассмотрев дело № 33-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Саянсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Саянсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Саянсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для установки индивидуальных приборов учета воды собственники жилого помещения самостоятельно приобретают счетчики воды, для монтажа счетчиков собственник имеет право воспользоваться услугами любой организации, опломбировку индивидуальных приборов учета воды по заявке жильца производят специалисты ООО «Саянсервис». В подтверждение взимания платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды ООО «Саянсервис» представлен приказ № 4 от 11.01.2011 г., которым включен в перечень платных услуг, оказываемых населению пункт I.5 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации»; пункт I.6 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика».

Усмотрев в действиях ООО «Саянсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 257 от 25.09.2012 г. в отношении ООО «Саянсервис» возбуждено дело № 33-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 25.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 06 ноября 2012 года.

 

В результате анализа документов, запрошенных определением от 25.09.2012 г. № 05-3990, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей Общества 03 октября 2010 года. Согласно Уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Саянсервис» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 3 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в городе Абакане:

  • ул. Некрасова, 8;
  • ул. К. Маркса, 57;
  • проезд Северный, 41.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, проводимых в форме заочных голосований от 10.01.2008 г., 11.01.2008 г., 25.02.2011 г. соответственно.

 

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению ООО «Саянсервис» представило Расценки для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг., приказ № 8 от 02.07.2012 г, приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9, письменные пояснения по делу, а также ряд иных документов, указанных в определении.

Установлено, что Общество выполняет функции управляющей компании с января 2008 г. На момент передачи многоквартирных домов под управление ответчика, все места соединения индивидуальных приборов учета воды (далее – ИПУ) с водопроводом были опломбированы бесплатно. В 2011 году в связи с очередной поверкой ИПУ жильцам было предложено произвести их замену или поверку. При этом поверка ИПУ производится без нарушения целостности пломбы в месте соединения с водопроводом. За период с 01.01.2011 г. по 01.01.2012 г. случаев замены ИПУ не было, следовательно, повторная опломбировка ИПУ не производилась. В марте 2012 г. зафиксирован единственный случай, когда собственник квартиры № 22 по ул. К. Маркса, 57 не прошел проверку ИПУ, а установил новые.

Приказом от 11.01.2011 г. № 04 ответчик включил в перечень платных услуг пункты I.5, I.6 «Повторное опломбирование ИПУ». Расценками для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010 гг. плата за опломбирование ИПУ установлена не была.

Пунктами I.5, I.6 Расценок для оказания платных санитарно- технических услуг на 2011, 2012 гг. ООО «Саянсервис» установлена стоимость повторной опломбировки ИПУ с выездом на автотранспорте организации в размере 165,00 рублей, а стоимость повторной опломбировки с выездом на автотранспорте заказчика составляет 120,00 рублей. В соответствии с пояснениями, представленными Обществом, данные услуги оказывались на возмездной основе, так как опломбирование ИПУ не относится к работам, выполняемым за счет статьи «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома». Перечень работ, выполняемых за счет указанной статьи, установлен Приложением № 1 к договору управления многоквартирным домом от 30.04.2011 г. Договор управления многоквартирным домом является типовым.

В соответствии с калькуляцией услуги «Повторное опломбирование ИПУ» от 11.01.2011 г. стоимость указанных работ складывается из заработной платы, фондовых отчислений, стоимости расходных материалов, аренды автотранспорта и ГСМ, в случае выезда к заказчику на автотранспорте организации. Общество работает по упрощенной системе налогообложения, НДС в стоимость услуги не включен.

Приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9 подтверждает взимание платы Ответчиком за опломбирование ИПУ в размере 660 рублей, так как в качестве основания для принятия денежных средств от «…» указано «опломбирование счетчиков».

Приказом от 02.07.2012 г. № 8 исключена из перечня платных услуг ООО «Саянсервис» услуга «Повторное опломбирование ИПУ» (пункты I.5, I.6).

На заседании комиссии 06.11.2012 г. представитель ответчика подтвердил единичный случай взимания платы за повторную опломбировку ИПУ, пояснил, что для проверки ИПУ жильцы могли воспользоваться услугами любой организации, в том числе услугами Центра стандартизации метрологии, который имеет возможность провести проверку ИПУ, не нарушая целостности пломбы в месте соединения ИПУ с водопроводом. Также пояснил, что в случае проверки ИПУ сторонней организацией, составляется акт о проверке, который остается у жильцов, «…» за возвратом уплаченных денег не обращалась, причиной отмены взимания платы за опломбирование ИПУ послужило отсутствие в законодательстве однозначного ответа о правомерности таких действий, а также сложившаяся в настоящее время судебная практика.

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет управление тремя многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Саянсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Саянсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Саянсервис» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Саянсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации, 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика).

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

 

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Саянсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Саянсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Саянсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Саянсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «Саянсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.
  2. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «Саянсервис», выразившиеся во взимании с «…» платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.
  3. Выдать ООО «Саянсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 660 рублей, полученного от владельца помещения, расположенного в жилом многоквартирном доме по адресу: «…» находящемся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

20 ноября 2012 года                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 20.11.2012 г. по делу № 33-А-Т-12 о нарушении ООО «Саянсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Саянсервис» в срок до 20 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 660 рублей, полученный от «…» за опломбировку индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Саянсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 24 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

stdClass Object ( [vid] => 9132 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 33-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9132 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356687042 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20.11.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

все члены комиссии присутствуют, кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии генерального директора ООО «Саянсервис» (далее возможно Общество, ответчик) – «…» на основании протокола № 1 общего собрания участников ООО «Саянсервис» от 03.10.2010 г.,

рассмотрев дело № 33-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Саянсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Саянсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Саянсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для установки индивидуальных приборов учета воды собственники жилого помещения самостоятельно приобретают счетчики воды, для монтажа счетчиков собственник имеет право воспользоваться услугами любой организации, опломбировку индивидуальных приборов учета воды по заявке жильца производят специалисты ООО «Саянсервис». В подтверждение взимания платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды ООО «Саянсервис» представлен приказ № 4 от 11.01.2011 г., которым включен в перечень платных услуг, оказываемых населению пункт I.5 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации»; пункт I.6 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика».

Усмотрев в действиях ООО «Саянсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 257 от 25.09.2012 г. в отношении ООО «Саянсервис» возбуждено дело № 33-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 25.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 06 ноября 2012 года.

 

В результате анализа документов, запрошенных определением от 25.09.2012 г. № 05-3990, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей Общества 03 октября 2010 года. Согласно Уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Саянсервис» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 3 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в городе Абакане:

  • ул. Некрасова, 8;
  • ул. К. Маркса, 57;
  • проезд Северный, 41.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, проводимых в форме заочных голосований от 10.01.2008 г., 11.01.2008 г., 25.02.2011 г. соответственно.

 

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению ООО «Саянсервис» представило Расценки для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг., приказ № 8 от 02.07.2012 г, приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9, письменные пояснения по делу, а также ряд иных документов, указанных в определении.

Установлено, что Общество выполняет функции управляющей компании с января 2008 г. На момент передачи многоквартирных домов под управление ответчика, все места соединения индивидуальных приборов учета воды (далее – ИПУ) с водопроводом были опломбированы бесплатно. В 2011 году в связи с очередной поверкой ИПУ жильцам было предложено произвести их замену или поверку. При этом поверка ИПУ производится без нарушения целостности пломбы в месте соединения с водопроводом. За период с 01.01.2011 г. по 01.01.2012 г. случаев замены ИПУ не было, следовательно, повторная опломбировка ИПУ не производилась. В марте 2012 г. зафиксирован единственный случай, когда собственник квартиры № 22 по ул. К. Маркса, 57 не прошел проверку ИПУ, а установил новые.

Приказом от 11.01.2011 г. № 04 ответчик включил в перечень платных услуг пункты I.5, I.6 «Повторное опломбирование ИПУ». Расценками для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010 гг. плата за опломбирование ИПУ установлена не была.

Пунктами I.5, I.6 Расценок для оказания платных санитарно- технических услуг на 2011, 2012 гг. ООО «Саянсервис» установлена стоимость повторной опломбировки ИПУ с выездом на автотранспорте организации в размере 165,00 рублей, а стоимость повторной опломбировки с выездом на автотранспорте заказчика составляет 120,00 рублей. В соответствии с пояснениями, представленными Обществом, данные услуги оказывались на возмездной основе, так как опломбирование ИПУ не относится к работам, выполняемым за счет статьи «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома». Перечень работ, выполняемых за счет указанной статьи, установлен Приложением № 1 к договору управления многоквартирным домом от 30.04.2011 г. Договор управления многоквартирным домом является типовым.

В соответствии с калькуляцией услуги «Повторное опломбирование ИПУ» от 11.01.2011 г. стоимость указанных работ складывается из заработной платы, фондовых отчислений, стоимости расходных материалов, аренды автотранспорта и ГСМ, в случае выезда к заказчику на автотранспорте организации. Общество работает по упрощенной системе налогообложения, НДС в стоимость услуги не включен.

Приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9 подтверждает взимание платы Ответчиком за опломбирование ИПУ в размере 660 рублей, так как в качестве основания для принятия денежных средств от «…» указано «опломбирование счетчиков».

Приказом от 02.07.2012 г. № 8 исключена из перечня платных услуг ООО «Саянсервис» услуга «Повторное опломбирование ИПУ» (пункты I.5, I.6).

На заседании комиссии 06.11.2012 г. представитель ответчика подтвердил единичный случай взимания платы за повторную опломбировку ИПУ, пояснил, что для проверки ИПУ жильцы могли воспользоваться услугами любой организации, в том числе услугами Центра стандартизации метрологии, который имеет возможность провести проверку ИПУ, не нарушая целостности пломбы в месте соединения ИПУ с водопроводом. Также пояснил, что в случае проверки ИПУ сторонней организацией, составляется акт о проверке, который остается у жильцов, «…» за возвратом уплаченных денег не обращалась, причиной отмены взимания платы за опломбирование ИПУ послужило отсутствие в законодательстве однозначного ответа о правомерности таких действий, а также сложившаяся в настоящее время судебная практика.

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет управление тремя многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Саянсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Саянсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Саянсервис» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Саянсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации, 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика).

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

 

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Саянсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Саянсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Саянсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Саянсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «Саянсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.
  2. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «Саянсервис», выразившиеся во взимании с «…» платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.
  3. Выдать ООО «Саянсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 660 рублей, полученного от владельца помещения, расположенного в жилом многоквартирном доме по адресу: «…» находящемся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

20 ноября 2012 года                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 20.11.2012 г. по делу № 33-А-Т-12 о нарушении ООО «Саянсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Саянсервис» в срок до 20 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 660 рублей, полученный от «…» за опломбировку индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Саянсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 24 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 20.11.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

все члены комиссии присутствуют, кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело;

при участии генерального директора ООО «Саянсервис» (далее возможно Общество, ответчик) – «…» на основании протокола № 1 общего собрания участников ООО «Саянсервис» от 03.10.2010 г.,

рассмотрев дело № 33-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Саянсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Саянсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Саянсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для установки индивидуальных приборов учета воды собственники жилого помещения самостоятельно приобретают счетчики воды, для монтажа счетчиков собственник имеет право воспользоваться услугами любой организации, опломбировку индивидуальных приборов учета воды по заявке жильца производят специалисты ООО «Саянсервис». В подтверждение взимания платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды ООО «Саянсервис» представлен приказ № 4 от 11.01.2011 г., которым включен в перечень платных услуг, оказываемых населению пункт I.5 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации»; пункт I.6 «Повторная опломбировка индивидуальных приборов учета – 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика».

Усмотрев в действиях ООО «Саянсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 257 от 25.09.2012 г. в отношении ООО «Саянсервис» возбуждено дело № 33-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 25.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 06 ноября 2012 года.

 

В результате анализа документов, запрошенных определением от 25.09.2012 г. № 05-3990, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей Общества 03 октября 2010 года. Согласно Уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Саянсервис» является управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 3 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в городе Абакане:

  • ул. Некрасова, 8;
  • ул. К. Маркса, 57;
  • проезд Северный, 41.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, проводимых в форме заочных голосований от 10.01.2008 г., 11.01.2008 г., 25.02.2011 г. соответственно.

 

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению ООО «Саянсервис» представило Расценки для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг., приказ № 8 от 02.07.2012 г, приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9, письменные пояснения по делу, а также ряд иных документов, указанных в определении.

Установлено, что Общество выполняет функции управляющей компании с января 2008 г. На момент передачи многоквартирных домов под управление ответчика, все места соединения индивидуальных приборов учета воды (далее – ИПУ) с водопроводом были опломбированы бесплатно. В 2011 году в связи с очередной поверкой ИПУ жильцам было предложено произвести их замену или поверку. При этом поверка ИПУ производится без нарушения целостности пломбы в месте соединения с водопроводом. За период с 01.01.2011 г. по 01.01.2012 г. случаев замены ИПУ не было, следовательно, повторная опломбировка ИПУ не производилась. В марте 2012 г. зафиксирован единственный случай, когда собственник квартиры № 22 по ул. К. Маркса, 57 не прошел проверку ИПУ, а установил новые.

Приказом от 11.01.2011 г. № 04 ответчик включил в перечень платных услуг пункты I.5, I.6 «Повторное опломбирование ИПУ». Расценками для оказания платных санитарно-технических услуг на 2008, 2009, 2010 гг. плата за опломбирование ИПУ установлена не была.

Пунктами I.5, I.6 Расценок для оказания платных санитарно- технических услуг на 2011, 2012 гг. ООО «Саянсервис» установлена стоимость повторной опломбировки ИПУ с выездом на автотранспорте организации в размере 165,00 рублей, а стоимость повторной опломбировки с выездом на автотранспорте заказчика составляет 120,00 рублей. В соответствии с пояснениями, представленными Обществом, данные услуги оказывались на возмездной основе, так как опломбирование ИПУ не относится к работам, выполняемым за счет статьи «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома». Перечень работ, выполняемых за счет указанной статьи, установлен Приложением № 1 к договору управления многоквартирным домом от 30.04.2011 г. Договор управления многоквартирным домом является типовым.

В соответствии с калькуляцией услуги «Повторное опломбирование ИПУ» от 11.01.2011 г. стоимость указанных работ складывается из заработной платы, фондовых отчислений, стоимости расходных материалов, аренды автотранспорта и ГСМ, в случае выезда к заказчику на автотранспорте организации. Общество работает по упрощенной системе налогообложения, НДС в стоимость услуги не включен.

Приходный кассовый ордер от 19.03.2012 г. № 9 подтверждает взимание платы Ответчиком за опломбирование ИПУ в размере 660 рублей, так как в качестве основания для принятия денежных средств от «…» указано «опломбирование счетчиков».

Приказом от 02.07.2012 г. № 8 исключена из перечня платных услуг ООО «Саянсервис» услуга «Повторное опломбирование ИПУ» (пункты I.5, I.6).

На заседании комиссии 06.11.2012 г. представитель ответчика подтвердил единичный случай взимания платы за повторную опломбировку ИПУ, пояснил, что для проверки ИПУ жильцы могли воспользоваться услугами любой организации, в том числе услугами Центра стандартизации метрологии, который имеет возможность провести проверку ИПУ, не нарушая целостности пломбы в месте соединения ИПУ с водопроводом. Также пояснил, что в случае проверки ИПУ сторонней организацией, составляется акт о проверке, который остается у жильцов, «…» за возвратом уплаченных денег не обращалась, причиной отмены взимания платы за опломбирование ИПУ послужило отсутствие в законодательстве однозначного ответа о правомерности таких действий, а также сложившаяся в настоящее время судебная практика.

 

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Саянсервис» осуществляет управление тремя многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Саянсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Саянсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Саянсервис» действий по возмездному оказанию услуг по опломбированию ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за опломбировку мест соединения индивидуальных приборов учета воды с водопроводом в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Саянсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета, которая осуществляется за плату в размере 165 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте организации, 120 рублей за 1 прибор с выездом на автотранспорте заказчика).

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что ввод прибора учета в эксплуатацию (опломбировка) не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

 

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Саянсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Саянсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Саянсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Саянсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета воды, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «Саянсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.
  2. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «Саянсервис», выразившиеся во взимании с «…» платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета воды.
  3. Выдать ООО «Саянсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 660 рублей, полученного от владельца помещения, расположенного в жилом многоквартирном доме по адресу: «…» находящемся под управлением ООО «Саянсервис», за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 33-А-Т-12

20 ноября 2012 года                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 20.11.2012 г. по делу № 33-А-Т-12 о нарушении ООО «Саянсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Саянсервис» в срок до 20 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 660 рублей, полученный от «…» за опломбировку индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «Саянсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 24 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

       

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 33-А-Т-12 [format] => [safe_value] => № 33-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 33-А-Т-12 [format] => [safe_value] => № 33-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-20 09:29:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-06 09:29:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356687042 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )