РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-Т-12

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: № 27-А-Т-12
Дата публикации: 5 декабря 2012, 17:37

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» (далее возможно НО «МЖФ», Общество, ответчик) – «...» на основании доверенности № 7 от 10.04.2012 г., рассмотрев дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения НО «МЖФ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в НО «МЖФ», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России НО «МЖФ» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Так, пунктом 3 приказа № 9/1 от 10.01.2012 г. утвержден перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ г. Абакана». Согласно пунктам 53, 54 стоимость осмотра и опломбировки счетчика воды составляет 136,37 рублей (транспорт исполнителя), 229,20 рублей (транспорт заказчика). Стоимость указана с НДС.

Усмотрев в действиях НО «МЖФ» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 248 от 20.09.2012 г. в отношении НО «МЖФ» возбуждено дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определениями от 20.09.2012 г. № 05-3893, от 15.10.2012 г. № 05-4340, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что НО «МЖФ» свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом Совета попечителей от 11.06.2002 г. № 48. Согласно Уставу Общества главной цель НО «МЖФ» является стимулирование развития жилищного строительства и улучшение инвестиционного климата в городе. Для выполнения уставных задач НО «МЖФ» осуществляет, в том числе управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 17 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ленина, 70а;
  • ул. Пушкина, 66;
  • пр. Дружбы Народов, 39, 40;
  • ул. Ломоносова, 24а;
  • проезд Северный, 43, 37;
  • ул. Стофато, 14а;
  • ул. Карла Маркса, 42, 59, 44;
  • ул. Аскизская, 216а;
  • ул. Трудовая, 73в, 73б;
  • ул. Чехова, 116;
  • ул. Пирятинская, 19г;
  • ул. Бограда, 135.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Согласно представленным актам регистрации приборов учета холодной и горячей воды ввод в эксплуатацию ИПУ включает в себя:

- проведение осмотра счетчика воды;

- проверка комплектности технической документации;

- проверка монтажа узлов учета воды;

- снятие показаний ИПУ;

- опломбирование узла учета пломбой с оттиском – МЖФ.

При этом стоимость осмотра и пломбировки ИПУ в 2009, 2010, 2011, 2012 гг., согласно представленным калькуляциям и перечням платных услуг на сантехнические работы, составляла 123,97 рублей с учетом НДС за 1 прибор учета. Взимание платы в указанном размере подтверждают представленные копии платежных документов от 13.09.2010 г., 25.07.2009 г., 27.08.2010 г.

Также согласно представленным письменным пояснениям, полученным в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 20.09.2012 г. № 05-3893, договоры о постановке на учет ИПУ НО «МЖФ» не заключались, в период с 01.01.2009 г. по 10.10.2012 г. всего было опломбировано 53 ИПУ на сумму 6869,60 рублей.

На заседании комиссии 15.10.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, пояснил, что основной целью деятельности НО «МЖФ» является содействие развитию строительного сектора в г. Абакане. Управление домами, которые построены НО «МЖФ» осуществляет подразделение Общества – ЖЭУ. ИПУ монтируются и пломбируются НО «МЖФ» при вводе многоквартирных жилых домов в эксплуатацию. В настоящее время плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ не взимается.

Разницу стоимости работ по осмотру и опломбировке ИПУ, установленных перечнями платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в 2012 году, полученных Хакасским УФАС России 02.04.2012 г. вх. № 1062 и 11.10.2012 г. вх. № 3721, «…» объяснить не смог.

Определением от 15.10.2012 г. № 05-4340 рассмотрение дела № 27-А-Т-12 отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

21.11.2012 г. в адрес Хакасского УФАС России представлен приказ от 14.11.2012 г. № 497/1, которым отменяется действие прейскуранта «Перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в части опломбирования счетчиков воды и осуществляется перерасчет гражданам, которым были оказаны услуги по опломбировке счетчиков воды за период с 01.01.2009 г. по 16.11.2012 г. Доказательства перерасчета представлены не были.

Кроме того, представлены копии всех квитанций об оплате работ по осмотру и опломбировке ИПУ, реестр граждан, оплативших указанные работы. В соответствии с указанным реестром всего получено денежных средств, в результате оказания услуг по осмотру и опломбировке ИПУ 7195, 56 рублей.

На заседании комиссии 26.11.2012 г. представитель НО «МЖФ» пояснил, что в результате внутренней проверки установлено, что в 2012 году действовало 4 различных прейскуранта, которыми была установлена различная стоимость работ по осмотру и опломбировке ИПУ. При этом фактически деятельность осуществлялась согласно прейскуранту в соответствии, с которым стоимость опломбировки ИПУ составляла 123,97 рублей. Представленные платежные документы подтверждают взимание платы в указанном размере в 2009, 2010, 2011, 2012 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств комиссией Хакасского УФАС России принято решение объявить перерыв в заседании комиссии. Рассмотрение дела № 27-А-Т-12 назначено на 30 ноября 2012 года.

30.11.2012 г. на заседание комиссии представлены копии расчетных листов платы за коммунальные услуги в соответствии, с которыми общая сумма денежных средств, возвращенных жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ», составляет 6079,80 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что НО «МЖФ» осуществляет управление 17 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, НО «МЖФ», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта НО «МЖФ» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения НО «МЖФ» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у НО «МЖФ» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 123,97 рублей за 1 ИПУ.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя НО «МЖФ», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях НО «МЖФ» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия НО «МЖФ» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной организации.

2. Признать некоммерческую организацию «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ г. Абакана», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

05 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 05.12.2012 г. по делу № 27-А-Т-12 о нарушении некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

stdClass Object ( [vid] => 9134 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9134 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356687573 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» (далее возможно НО «МЖФ», Общество, ответчик) – «...» на основании доверенности № 7 от 10.04.2012 г., рассмотрев дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения НО «МЖФ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в НО «МЖФ», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России НО «МЖФ» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Так, пунктом 3 приказа № 9/1 от 10.01.2012 г. утвержден перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ г. Абакана». Согласно пунктам 53, 54 стоимость осмотра и опломбировки счетчика воды составляет 136,37 рублей (транспорт исполнителя), 229,20 рублей (транспорт заказчика). Стоимость указана с НДС.

Усмотрев в действиях НО «МЖФ» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 248 от 20.09.2012 г. в отношении НО «МЖФ» возбуждено дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определениями от 20.09.2012 г. № 05-3893, от 15.10.2012 г. № 05-4340, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что НО «МЖФ» свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом Совета попечителей от 11.06.2002 г. № 48. Согласно Уставу Общества главной цель НО «МЖФ» является стимулирование развития жилищного строительства и улучшение инвестиционного климата в городе. Для выполнения уставных задач НО «МЖФ» осуществляет, в том числе управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 17 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ленина, 70а;
  • ул. Пушкина, 66;
  • пр. Дружбы Народов, 39, 40;
  • ул. Ломоносова, 24а;
  • проезд Северный, 43, 37;
  • ул. Стофато, 14а;
  • ул. Карла Маркса, 42, 59, 44;
  • ул. Аскизская, 216а;
  • ул. Трудовая, 73в, 73б;
  • ул. Чехова, 116;
  • ул. Пирятинская, 19г;
  • ул. Бограда, 135.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Согласно представленным актам регистрации приборов учета холодной и горячей воды ввод в эксплуатацию ИПУ включает в себя:

- проведение осмотра счетчика воды;

- проверка комплектности технической документации;

- проверка монтажа узлов учета воды;

- снятие показаний ИПУ;

- опломбирование узла учета пломбой с оттиском – МЖФ.

При этом стоимость осмотра и пломбировки ИПУ в 2009, 2010, 2011, 2012 гг., согласно представленным калькуляциям и перечням платных услуг на сантехнические работы, составляла 123,97 рублей с учетом НДС за 1 прибор учета. Взимание платы в указанном размере подтверждают представленные копии платежных документов от 13.09.2010 г., 25.07.2009 г., 27.08.2010 г.

Также согласно представленным письменным пояснениям, полученным в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 20.09.2012 г. № 05-3893, договоры о постановке на учет ИПУ НО «МЖФ» не заключались, в период с 01.01.2009 г. по 10.10.2012 г. всего было опломбировано 53 ИПУ на сумму 6869,60 рублей.

На заседании комиссии 15.10.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, пояснил, что основной целью деятельности НО «МЖФ» является содействие развитию строительного сектора в г. Абакане. Управление домами, которые построены НО «МЖФ» осуществляет подразделение Общества – ЖЭУ. ИПУ монтируются и пломбируются НО «МЖФ» при вводе многоквартирных жилых домов в эксплуатацию. В настоящее время плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ не взимается.

Разницу стоимости работ по осмотру и опломбировке ИПУ, установленных перечнями платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в 2012 году, полученных Хакасским УФАС России 02.04.2012 г. вх. № 1062 и 11.10.2012 г. вх. № 3721, «…» объяснить не смог.

Определением от 15.10.2012 г. № 05-4340 рассмотрение дела № 27-А-Т-12 отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

21.11.2012 г. в адрес Хакасского УФАС России представлен приказ от 14.11.2012 г. № 497/1, которым отменяется действие прейскуранта «Перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в части опломбирования счетчиков воды и осуществляется перерасчет гражданам, которым были оказаны услуги по опломбировке счетчиков воды за период с 01.01.2009 г. по 16.11.2012 г. Доказательства перерасчета представлены не были.

Кроме того, представлены копии всех квитанций об оплате работ по осмотру и опломбировке ИПУ, реестр граждан, оплативших указанные работы. В соответствии с указанным реестром всего получено денежных средств, в результате оказания услуг по осмотру и опломбировке ИПУ 7195, 56 рублей.

На заседании комиссии 26.11.2012 г. представитель НО «МЖФ» пояснил, что в результате внутренней проверки установлено, что в 2012 году действовало 4 различных прейскуранта, которыми была установлена различная стоимость работ по осмотру и опломбировке ИПУ. При этом фактически деятельность осуществлялась согласно прейскуранту в соответствии, с которым стоимость опломбировки ИПУ составляла 123,97 рублей. Представленные платежные документы подтверждают взимание платы в указанном размере в 2009, 2010, 2011, 2012 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств комиссией Хакасского УФАС России принято решение объявить перерыв в заседании комиссии. Рассмотрение дела № 27-А-Т-12 назначено на 30 ноября 2012 года.

30.11.2012 г. на заседание комиссии представлены копии расчетных листов платы за коммунальные услуги в соответствии, с которыми общая сумма денежных средств, возвращенных жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ», составляет 6079,80 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что НО «МЖФ» осуществляет управление 17 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, НО «МЖФ», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта НО «МЖФ» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения НО «МЖФ» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у НО «МЖФ» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 123,97 рублей за 1 ИПУ.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя НО «МЖФ», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях НО «МЖФ» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия НО «МЖФ» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной организации.

2. Признать некоммерческую организацию «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ г. Абакана», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

05 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 05.12.2012 г. по делу № 27-А-Т-12 о нарушении некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» (далее возможно НО «МЖФ», Общество, ответчик) – «...» на основании доверенности № 7 от 10.04.2012 г., рассмотрев дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения НО «МЖФ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в НО «МЖФ», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (далее ИПУ), а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России НО «МЖФ» представило пояснения и документы о порядке введения в эксплуатацию (опломбировке) индивидуальных приборов учета воды. Так, пунктом 3 приказа № 9/1 от 10.01.2012 г. утвержден перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ г. Абакана». Согласно пунктам 53, 54 стоимость осмотра и опломбировки счетчика воды составляет 136,37 рублей (транспорт исполнителя), 229,20 рублей (транспорт заказчика). Стоимость указана с НДС.

Усмотрев в действиях НО «МЖФ» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 248 от 20.09.2012 г. в отношении НО «МЖФ» возбуждено дело № 27-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение указанного дела назначено на 15 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определениями от 20.09.2012 г. № 05-3893, от 15.10.2012 г. № 05-4340, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что НО «МЖФ» свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом Совета попечителей от 11.06.2002 г. № 48. Согласно Уставу Общества главной цель НО «МЖФ» является стимулирование развития жилищного строительства и улучшение инвестиционного климата в городе. Для выполнения уставных задач НО «МЖФ» осуществляет, в том числе управление эксплуатацией жилого фонда.

Общество избрано в качестве управляющей компании 17 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ленина, 70а;
  • ул. Пушкина, 66;
  • пр. Дружбы Народов, 39, 40;
  • ул. Ломоносова, 24а;
  • проезд Северный, 43, 37;
  • ул. Стофато, 14а;
  • ул. Карла Маркса, 42, 59, 44;
  • ул. Аскизская, 216а;
  • ул. Трудовая, 73в, 73б;
  • ул. Чехова, 116;
  • ул. Пирятинская, 19г;
  • ул. Бограда, 135.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Согласно представленным актам регистрации приборов учета холодной и горячей воды ввод в эксплуатацию ИПУ включает в себя:

- проведение осмотра счетчика воды;

- проверка комплектности технической документации;

- проверка монтажа узлов учета воды;

- снятие показаний ИПУ;

- опломбирование узла учета пломбой с оттиском – МЖФ.

При этом стоимость осмотра и пломбировки ИПУ в 2009, 2010, 2011, 2012 гг., согласно представленным калькуляциям и перечням платных услуг на сантехнические работы, составляла 123,97 рублей с учетом НДС за 1 прибор учета. Взимание платы в указанном размере подтверждают представленные копии платежных документов от 13.09.2010 г., 25.07.2009 г., 27.08.2010 г.

Также согласно представленным письменным пояснениям, полученным в ответ на определение о назначении дела к рассмотрению от 20.09.2012 г. № 05-3893, договоры о постановке на учет ИПУ НО «МЖФ» не заключались, в период с 01.01.2009 г. по 10.10.2012 г. всего было опломбировано 53 ИПУ на сумму 6869,60 рублей.

На заседании комиссии 15.10.2012 г. представитель ответчика согласился с вменяемым правонарушением, пояснил, что основной целью деятельности НО «МЖФ» является содействие развитию строительного сектора в г. Абакане. Управление домами, которые построены НО «МЖФ» осуществляет подразделение Общества – ЖЭУ. ИПУ монтируются и пломбируются НО «МЖФ» при вводе многоквартирных жилых домов в эксплуатацию. В настоящее время плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ не взимается.

Разницу стоимости работ по осмотру и опломбировке ИПУ, установленных перечнями платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в 2012 году, полученных Хакасским УФАС России 02.04.2012 г. вх. № 1062 и 11.10.2012 г. вх. № 3721, «…» объяснить не смог.

Определением от 15.10.2012 г. № 05-4340 рассмотрение дела № 27-А-Т-12 отложено на 26.11.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

21.11.2012 г. в адрес Хакасского УФАС России представлен приказ от 14.11.2012 г. № 497/1, которым отменяется действие прейскуранта «Перечень платных услуг на сантехнические работы НО «МЖФ» в части опломбирования счетчиков воды и осуществляется перерасчет гражданам, которым были оказаны услуги по опломбировке счетчиков воды за период с 01.01.2009 г. по 16.11.2012 г. Доказательства перерасчета представлены не были.

Кроме того, представлены копии всех квитанций об оплате работ по осмотру и опломбировке ИПУ, реестр граждан, оплативших указанные работы. В соответствии с указанным реестром всего получено денежных средств, в результате оказания услуг по осмотру и опломбировке ИПУ 7195, 56 рублей.

На заседании комиссии 26.11.2012 г. представитель НО «МЖФ» пояснил, что в результате внутренней проверки установлено, что в 2012 году действовало 4 различных прейскуранта, которыми была установлена различная стоимость работ по осмотру и опломбировке ИПУ. При этом фактически деятельность осуществлялась согласно прейскуранту в соответствии, с которым стоимость опломбировки ИПУ составляла 123,97 рублей. Представленные платежные документы подтверждают взимание платы в указанном размере в 2009, 2010, 2011, 2012 гг.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств комиссией Хакасского УФАС России принято решение объявить перерыв в заседании комиссии. Рассмотрение дела № 27-А-Т-12 назначено на 30 ноября 2012 года.

30.11.2012 г. на заседание комиссии представлены копии расчетных листов платы за коммунальные услуги в соответствии, с которыми общая сумма денежных средств, возвращенных жильцам многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ», составляет 6079,80 рублей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что НО «МЖФ» осуществляет управление 17 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, НО «МЖФ», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта НО «МЖФ» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения НО «МЖФ» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у НО «МЖФ» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 123,97 рублей за 1 ИПУ.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя НО «МЖФ», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением НО «МЖФ».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях НО «МЖФ» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия НО «МЖФ» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной организации.

2. Признать некоммерческую организацию «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением НО «МЖФ г. Абакана», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-Т-12

 

05 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 05.12.2012 г. по делу № 27-А-Т-12 о нарушении некоммерческой организацией «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1115 рублей 76 копеек, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания некоммерческой организации «Муниципальный жилищный фонд г. Абакана» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

       

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 27-А-Т-12 [format] => [safe_value] => № 27-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-05 09:37:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-30 09:37:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356687573 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )