РЕШЕНИЕ по делу № 28-А-Т-12

Сфера деятельности: ЖКХ
Номер дела: 28-А-Т-12
Дата публикации: 4 декабря 2012, 17:51

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 04.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» (далее возможно ООО «Жилсервис» Общество, ответчик, управляющая компания) – «…» на основании доверенности б/н от 01 июня 2012 года, рассмотрев дело № 28-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Жилсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Жилсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Жилсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для ввода индивидуального прибора учета ХВС или ГВС в эксплуатацию, с целью ведения коммерческих расчетов, жильцы обращаются к ответчику с заявкой на вызов специалиста для осмотра, проверки правильности монтажа прибора учета, снятия показаний, его регистрации и опломбировки. Приложением № 1 к приказу № 16 от 12.03.2012 г. установлена стоимость опломбировки одного счетчика в размере 200 рублей, опломбировки второго счетчика и каждого последующего в размере 100 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «Жилсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 249 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «Жилсервис» возбуждено дело № 28-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение дела назначено на 23 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определением от 20.09.2012 г. № 05-3894, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников Общества (протокол № 2 от 30.10.2009 г.).

Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Жилсервис» является управление жилищным фондом, включающим в себя:

- организацию эксплуатации;

- взаимоотношение со смежными организациями;

- все виды работ с нанимателями и арендаторами;

- организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий;

- организацию содержания и ремонта жилищного фонда, а также ряд иных видов деятельности.

Общество избрано в качестве управляющей компании 24 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ипподромная, 43;
  • ул. Маршала Жукова, 48, 88, 86, 84, 80, 74а, 82, 94, 90, 72, 78, 52, 96, 101;
  • ул. Катерная, 26;
  • ул. Баумана, 9, 3, 7, 18а;
  • ул. Крылова, 96;
  • ул. Кати Перекрещенко, 3;
  • ул. Макаренко, 41;
  • ул. Вяткина, 45.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Установлено, что договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «Жилсервис» являются типовыми. Предметом такого договора являются обязанность управляющей компании поставить на учет приборы индивидуального учета расхода горячей и холодной воды абонента, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом и действующим порядком предоставления коммунальных услуг, утвержденным Правительством РФ. Пунктом 1.2. договора установлено, что постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Пломба, установленная представителем управляющей компании на приборе учета, является контрольной, фиксирует его положение и подтверждает акт приемки прибора учета. В соответствии с пунктом 1.3 договора приборы учета без контрольной или заводской пломбы, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому расчету.

23.10.2012 г. на заседании комиссии «…» пояснила, что плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ взималась только в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. 28.05.2012 г. приказом № 24 исключены из перечня платных услуг, предоставляемых ООО «Жилсервис» пункты 1, 2, которыми устанавливалась стоимость опломбировки одного счетчика, второго и каждого последующего. Принятые денежные средства за выполненную опломбировку ИПУ возвращаются гражданам по заявлению. На 23.10.2012 г. возвращено 800 рублей.

Также представитель ответчика пояснила, что в 2009, 2010, 2011 гг. ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ осуществлял индивидуальный предприниматель «…», с которой ООО «Жилсервис» 01.06.2009 г. заключил договор оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, санитарному содержанию и уборке придомовых территорий. Согласно пункту 1.3 в состав работ по договору входит:

- проведение профилактических осмотров объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;

- подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;

- работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в жилых зданиях;

- работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья;

- работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений;

- работы по санитарному содержанию придомовых территорий;

- благоустройство придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями.

При этом постановка на учет ИПУ производилась по предоставлению ими акта об установке счетчиков.

Определением от 23.10.2012 г. № 05-4493 рассмотрение дела № 28-А-Т-12 отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании комиссии 28.11.2012 г. «…» согласилась с вменяемым правонарушением, заявила, что в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. было всего опломбировано 87 узлов учета на сумму 29700 рублей, из них 1600 рублей уже возвращены собственникам жилых помещений. Приложенные заявления, товарные чеки подтверждают возврат указанной суммы.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет управление 24 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Жилсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Жилсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Жилсервис» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Жилсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 200 рублей за опломбировку одного счетчика, 100 рублей за опломбировку второго и каждого последующего счетчиков.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Жилсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Жилсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Жилсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Жилсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 28 100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис»», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

04 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 04.12.2012 г. по делу № 22-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 28100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «УЖК «Жилсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

stdClass Object ( [vid] => 9138 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 28-А-Т-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9138 [type] => solution [language] => ru [created] => 1356688351 [changed] => 1368722873 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722873 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 04.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» (далее возможно ООО «Жилсервис» Общество, ответчик, управляющая компания) – «…» на основании доверенности б/н от 01 июня 2012 года, рассмотрев дело № 28-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Жилсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Жилсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Жилсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для ввода индивидуального прибора учета ХВС или ГВС в эксплуатацию, с целью ведения коммерческих расчетов, жильцы обращаются к ответчику с заявкой на вызов специалиста для осмотра, проверки правильности монтажа прибора учета, снятия показаний, его регистрации и опломбировки. Приложением № 1 к приказу № 16 от 12.03.2012 г. установлена стоимость опломбировки одного счетчика в размере 200 рублей, опломбировки второго счетчика и каждого последующего в размере 100 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «Жилсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 249 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «Жилсервис» возбуждено дело № 28-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение дела назначено на 23 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определением от 20.09.2012 г. № 05-3894, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников Общества (протокол № 2 от 30.10.2009 г.).

Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Жилсервис» является управление жилищным фондом, включающим в себя:

- организацию эксплуатации;

- взаимоотношение со смежными организациями;

- все виды работ с нанимателями и арендаторами;

- организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий;

- организацию содержания и ремонта жилищного фонда, а также ряд иных видов деятельности.

Общество избрано в качестве управляющей компании 24 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ипподромная, 43;
  • ул. Маршала Жукова, 48, 88, 86, 84, 80, 74а, 82, 94, 90, 72, 78, 52, 96, 101;
  • ул. Катерная, 26;
  • ул. Баумана, 9, 3, 7, 18а;
  • ул. Крылова, 96;
  • ул. Кати Перекрещенко, 3;
  • ул. Макаренко, 41;
  • ул. Вяткина, 45.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Установлено, что договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «Жилсервис» являются типовыми. Предметом такого договора являются обязанность управляющей компании поставить на учет приборы индивидуального учета расхода горячей и холодной воды абонента, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом и действующим порядком предоставления коммунальных услуг, утвержденным Правительством РФ. Пунктом 1.2. договора установлено, что постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Пломба, установленная представителем управляющей компании на приборе учета, является контрольной, фиксирует его положение и подтверждает акт приемки прибора учета. В соответствии с пунктом 1.3 договора приборы учета без контрольной или заводской пломбы, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому расчету.

23.10.2012 г. на заседании комиссии «…» пояснила, что плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ взималась только в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. 28.05.2012 г. приказом № 24 исключены из перечня платных услуг, предоставляемых ООО «Жилсервис» пункты 1, 2, которыми устанавливалась стоимость опломбировки одного счетчика, второго и каждого последующего. Принятые денежные средства за выполненную опломбировку ИПУ возвращаются гражданам по заявлению. На 23.10.2012 г. возвращено 800 рублей.

Также представитель ответчика пояснила, что в 2009, 2010, 2011 гг. ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ осуществлял индивидуальный предприниматель «…», с которой ООО «Жилсервис» 01.06.2009 г. заключил договор оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, санитарному содержанию и уборке придомовых территорий. Согласно пункту 1.3 в состав работ по договору входит:

- проведение профилактических осмотров объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;

- подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;

- работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в жилых зданиях;

- работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья;

- работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений;

- работы по санитарному содержанию придомовых территорий;

- благоустройство придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями.

При этом постановка на учет ИПУ производилась по предоставлению ими акта об установке счетчиков.

Определением от 23.10.2012 г. № 05-4493 рассмотрение дела № 28-А-Т-12 отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании комиссии 28.11.2012 г. «…» согласилась с вменяемым правонарушением, заявила, что в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. было всего опломбировано 87 узлов учета на сумму 29700 рублей, из них 1600 рублей уже возвращены собственникам жилых помещений. Приложенные заявления, товарные чеки подтверждают возврат указанной суммы.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет управление 24 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Жилсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Жилсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Жилсервис» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Жилсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 200 рублей за опломбировку одного счетчика, 100 рублей за опломбировку второго и каждого последующего счетчиков.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Жилсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Жилсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Жилсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Жилсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 28 100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис»», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

04 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 04.12.2012 г. по делу № 22-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 28100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «УЖК «Жилсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

    

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 04.12.2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» (далее возможно ООО «Жилсервис» Общество, ответчик, управляющая компания) – «…» на основании доверенности б/н от 01 июня 2012 года, рассмотрев дело № 28-А-Т-12, возбужденное по признакам нарушения ООО «Жилсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением в регионе антимонопольного законодательства, на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции, в связи с проведением анализа исполнения управляющими организациями г. Абакана законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, Хакасским УФАС России были направлены запросы в адрес управляющих компаний, в том числе в ООО «Жилсервис», о порядке введения в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также размера платы за введение в эксплуатацию (опломбирование) индивидуальных приборов учета водоснабжения, взимаемого управляющей компанией с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации.

На указанный запрос Хакасского УФАС России ООО «Жилсервис» представило пояснение и документы, из которых следует, что для ввода индивидуального прибора учета ХВС или ГВС в эксплуатацию, с целью ведения коммерческих расчетов, жильцы обращаются к ответчику с заявкой на вызов специалиста для осмотра, проверки правильности монтажа прибора учета, снятия показаний, его регистрации и опломбировки. Приложением № 1 к приказу № 16 от 12.03.2012 г. установлена стоимость опломбировки одного счетчика в размере 200 рублей, опломбировки второго счетчика и каждого последующего в размере 100 рублей.

Усмотрев в действиях ООО «Жилсервис» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 249 от 20.09.2012 г. в отношении ООО «Жилсервис» возбуждено дело № 28-А-Т-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20.09.2012 г. рассмотрение дела назначено на 23 октября 2012 года.

В результате анализа документов, запрошенных определением от 20.09.2012 г. № 05-3894, заслушав пояснения представителя ответчика, установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников Общества (протокол № 2 от 30.10.2009 г.).

Согласно уставу Общества одним из видов деятельности ООО «Жилсервис» является управление жилищным фондом, включающим в себя:

- организацию эксплуатации;

- взаимоотношение со смежными организациями;

- все виды работ с нанимателями и арендаторами;

- организацию технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерных систем зданий;

- организацию содержания и ремонта жилищного фонда, а также ряд иных видов деятельности.

Общество избрано в качестве управляющей компании 24 многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в г. Абакане:

  • ул. Ипподромная, 43;
  • ул. Маршала Жукова, 48, 88, 86, 84, 80, 74а, 82, 94, 90, 72, 78, 52, 96, 101;
  • ул. Катерная, 26;
  • ул. Баумана, 9, 3, 7, 18а;
  • ул. Крылова, 96;
  • ул. Кати Перекрещенко, 3;
  • ул. Макаренко, 41;
  • ул. Вяткина, 45.

Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в материалах дела копиями протоколов общих собраний собственников указанных жилых домов, проводимых в форме заочных голосований.

Установлено, что договоры о постановке на учет индивидуальных приборов учета воды, заключаемые ООО «Жилсервис» являются типовыми. Предметом такого договора являются обязанность управляющей компании поставить на учет приборы индивидуального учета расхода горячей и холодной воды абонента, обязанность абонента производить расчеты с управляющей компанией за данные виды коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом и действующим порядком предоставления коммунальных услуг, утвержденным Правительством РФ. Пунктом 1.2. договора установлено, что постановка счетчиков на учет производится на основании акта приемки, подписанного сторонами. Пломба, установленная представителем управляющей компании на приборе учета, является контрольной, фиксирует его положение и подтверждает акт приемки прибора учета. В соответствии с пунктом 1.3 договора приборы учета без контрольной или заводской пломбы, а также без паспорта к эксплуатации не допускается, и его показания не принимаются к коммерческому расчету.

23.10.2012 г. на заседании комиссии «…» пояснила, что плата за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ взималась только в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. 28.05.2012 г. приказом № 24 исключены из перечня платных услуг, предоставляемых ООО «Жилсервис» пункты 1, 2, которыми устанавливалась стоимость опломбировки одного счетчика, второго и каждого последующего. Принятые денежные средства за выполненную опломбировку ИПУ возвращаются гражданам по заявлению. На 23.10.2012 г. возвращено 800 рублей.

Также представитель ответчика пояснила, что в 2009, 2010, 2011 гг. ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ осуществлял индивидуальный предприниматель «…», с которой ООО «Жилсервис» 01.06.2009 г. заключил договор оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда, санитарному содержанию и уборке придомовых территорий. Согласно пункту 1.3 в состав работ по договору входит:

- проведение профилактических осмотров объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;

- подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;

- работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в жилых зданиях;

- работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья;

- работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений;

- работы по санитарному содержанию придомовых территорий;

- благоустройство придомовых территорий, уход за зелеными насаждениями.

При этом постановка на учет ИПУ производилась по предоставлению ими акта об установке счетчиков.

Определением от 23.10.2012 г. № 05-4493 рассмотрение дела № 28-А-Т-12 отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании комиссии 28.11.2012 г. «…» согласилась с вменяемым правонарушением, заявила, что в период с 01.03.2012 г. по 28.05.2012 г. было всего опломбировано 87 узлов учета на сумму 29700 рублей, из них 1600 рублей уже возвращены собственникам жилых помещений. Приложенные заявления, товарные чеки подтверждают возврат указанной суммы.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. При этом согласно части 2.3 указанной статьи ЖК РФ при управлении многоквартирным домом, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество, которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Как указывалось выше, Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляет управление 24 многоквартирными домами на основании протоколов общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

Таким образом, ООО «Жилсервис», как хозяйствующий субъект, избранный в установленном законом порядке в качестве организации, управляющей, ранее названными жилыми многоквартирными домами, должно в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего жилищного законодательства, Хакасским УФАС России установлено, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100%, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Жилсервис» на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, признано доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулировались в период установления платы за опломбирование приборов учета Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила № 307 не содержали такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержали и четкого определения момента возникновения оснований для применения порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил № 307.

Права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах № 307 в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве условия обязательное дополнительное опломбирование ИПУ управляющей компанией.

В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2012 года № 354 (далее – Правила № 354). Подпунктами «с», «т», «у» пункта 31 Правил № 354 на управляющую организацию возложены обязанности: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Потребитель, в свою очередь, согласно подпункту «и» пункта 33 Правил № 354 имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. В соответствии с пунктом 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, анализ действующих в период совершения ООО «Жилсервис» действий по возмездному вводу в эксплуатацию (опломбированию) ИПУ и на момент принятия решения по настоящему делу нормативно-правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что практика по взиманию платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис» является практикой, не обусловленной требованиями законодательства.

Следовательно, получение владельцами индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по вводу в эксплуатацию (опломбировке) ИПУ не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Жилсервис» указанной «услуги» за плату вызвано тем, что управляющей компанией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки ИПУ, которая осуществлялась за плату в размере 200 рублей за опломбировку одного счетчика, 100 рублей за опломбировку второго и каждого последующего счетчиков.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России в результате анализа законодательства приходит к выводу, что опломбировка ИПУ не определена действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, исследовав материалы настоящего дела, пояснения представителя ООО «Жилсервис», представленные ответчиком документы и пояснения, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Жилсервис».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Жилсервис» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку действия ООО «Жилсервис» привели к ущемлению интересов других лиц в части взимания платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) ИПУ, имеются основания для выдачи ответчику предписания.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» доминирующим на рынке управления многоквартирными домами в границах домов, находящихся под управлением данной управляющей компании.

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий по взиманию с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» предписание:

- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, дохода в размере 28 100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис»», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 28-А-Т-12

 

04 декабря 2012 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Лебедева К.А. – руководитель управления;

 

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Кыжинаев К.О. – специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на основании решения от 04.12.2012 г. по делу № 22-А-Т-12 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» «…» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Жилсервис» в срок до 24 декабря 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 28100 рублей, полученного от владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «УЖК «Жилсервис», за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета воды.

2. Об исполнении предписания ООО «УЖК «Жилсервис» надлежит сообщить в адрес Хакасского УФАС России в срок до 26 декабря 2012 года, предоставив копии подтверждающих документов.

 

Сумму дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо уплатить:

  • в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010016000140.

В поле назначения платежа после основания, указать доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

К.О. Кыжинаев

 

       

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 28-А-Т-12 [format] => [safe_value] => 28-А-Т-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-04 09:51:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-28 09:51:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356688351 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хакасское УФАС России )