АКТ ПРОВЕРКИ №8

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

 

г. Абакан                                                                                  4 декабря 2019 года

 

АКТ ПРОВЕРКИ

8

 

 

На основании пункта 11 части 1 статьи 23, статей 24, 25, 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия № 143 от 23 августа 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Таштыпского района Республики Хакасия, юридический адрес: 655740, Республика Хакасия, с. Таштып, ул. Ленина, 35.

Продолжительность проверки: с 09.09.2019 г. по 04.10.2019 г. включительно (20 рабочих дней).

В соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 04.10.2019 г. № 173 срок проведения плановой выездной проверки в отношении Администрации Таштыпского района Республики Хакасия продлен до 04.12.2019 г.

Акт составлен: «…», ведущим специалистом – экспертом отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

С копией приказов о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки ознакомлен: Глава Администрации Таштыпского района Республики Хакасия «…»

Руководитель инспекции:

«…» – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение «…»;

Члены инспекции:

«…» – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение «…»;

«…» – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение «…».

«…» – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы, служебное удостоверение «…».

При проведении проверки присутствовали: «…», «…», «…»,«…».

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся: Глава Администрации Таштыпского района Республики Хакасия «…».

Целью и задачей проверки является: обеспечение контроля за соблюдением Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе проверки инспекцией антимонопольного органа выявлены следующие контракты, заключенные между Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия и Муниципальным унитарным предприятием «Таштыпская автоколонна» (далее – МУП «Таштыпская автоколонна»):

  1. Муниципальный контракт № 5 от 09.01.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 09.01.2017 г. и действ. до 30.01.2017 г.
  2. Муниципальный контракт № 8 от 13.02.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 95 024,25 руб., вступ. в силу с 01.02.2017 г. и действ. до 24.02.2017 г.
  3. Муниципальный контракт № 9 от 13.02.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 13.02.2017 г. и действ. до 28.02.2017 г. (до полного исполнения обязательств).
  4. Муниципальный контракт № 22 от 24.02.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 24.02.2017 г. и действ. до 20.03.2017 г.
  5. Муниципальный контракт № 30 от 10.04.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 22.03.2017 г. и действ. до 12.04.2017 г.
  6. Муниципальный контракт № 31 от 24.04.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 13.04.2017 г. и действ. до 10.05.2017 г.
  7. Муниципальный контракт № 34 от 03.05.2017 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 12.05.2017 г. и действ. до 02.06.2017 г.

 

  1. Муниципальный контракт № 1 от 09.01.2018 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 09.01.2018 г. и действ. до 26.01.2018 г.
  2. Муниципальный контракт № 4 от 29.01.2018 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 29.01.2018 г. и действ. до 16.02.2018 г.

 

  1. Муниципальный контракт № 49 от 10.10.2018 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 01.10.2018 г. и действ. до 22.10.2018 г.
  2. Муниципальный контракт № 50 от 10.10.2018 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 24.10.2018 г. и действ. до 16.11.2018 г.

 

  1. Муниципальный контракт № 3 от 09.01.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 09.01.2019 г. и действ. до 30.01.2019 г.
  2. Муниципальный контракт № 4 от 09.01.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 01.02.2019 г. и действ. до 22.02.2019 г.
  3. Муниципальный контракт № 14 от 25.02.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского района на сумму 99 990,00 руб., вступ. в силу с 25.02.2019 г. и действ. до 20.03.2019 г.

Рассмотрев материалы плановой выездной проверки, инспекция Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

При заключении вышеуказанных контрактов Администрацией публичные процедуры на право заключения контрактов не проводились.

Целями Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее - Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 данного Закона).

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 5 статьи 24 указанного Закона предусмотрено, что заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещаются действия, указанные в пункте 4 указанной статьи, а именно - ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В спорных контрактах Администрацией Таштыпского района Республики указывается, что при их заключении Администрация руководствуется положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе: заключение договоров на сумму, не превышающую сто тысяч рублей по каждому контракту.

Администрацией Таштыпского района в ответ на Требование Хакасского УФАС России от 24.09.2019 г. (исх. № 04-8839/АК) поступили пояснения, согласно которым в начале 2017 г. возникли проблемы с размещением информации в Единой информационной системе (ЕИС), в связи с чем, во избежание остановки перевозки пассажиров из отдаленных деревень Таштыпского района Администрацией Таштыпского района неоднократно направлялись письма в Управление Федерального Казначейства по Республике Хакасия и в саму систему ЕИС, однако проблему исправили только спустя месяц с момента обращения.

Помимо этого, Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия было указано на то, что доведение денежных средств до муниципального образования происходит в основном в конце года (редко – в начале года), учитывая также, что процедура проведения электронного аукциона занимает не менее 1,5 месяца, провести электронный аукцион на осуществление пассажироперевозок в следующем году не представляется возможным, виду чего, во избежание остановки перевозки пассажиров из отдаленных деревень Таштыпского района, в 2018 г. были заключены договоры на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

МУП «Таштыпская автоколонна» было выбрано в качестве контрагента в связи с тем, что данное предприятие является единственным перевозчиком на территории Таштыпского района.

Помимо проведения электронного аукциона (конкурса) частью 2 статьей 24 Закона о контрактной системе предусмотрены следующие конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно: запрос котировок, запрос предложений, проведение которых требует минимальных временных затрат определения поставщика, в течение 7 и 5 дней соответственно.

Таким образом, с момента доведения денежных средств (лимитов) на выполнение рассматриваемых работ по заключенным контрактам у Администрации Таштыпского района имелось достаточное количество времени для проведения вышеуказанных конкурентных процедур определения поставщика.

Проблемы с доступом к Единой информационной системе, также как и направление писем в адрес Управления Федерального Казначейства по Республике Хакасия, а также в саму систему ЕИС документально не подтверждены.

Границы товарного рынка по предоставлению услуг перевозки пассажиров и груза не ограничиваются территорией муниципального образования Таштыпского района, в связи с чем, МУП «Таштыпская автоколонна» не является единственным хозяйствующим субъектом, который осуществляет данный вид деятельности.

Помимо этого, МУП «Таштыпская автоколонна» является профессиональным участником рынка, принимает участие в торгах, в том числе проводимых Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия, объектом закупки по которым является осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутом на территории Таштыпского района (закупки №№ 0180300010319000011, 0180300010318000005). В связи с чем, МУП «Таштыпская автоколонна» знало о необходимости соблюдения требований Закона о контрактной системе, а также о том, что заключение идентичных по своей природе договоров с Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заключение договоров с единственным поставщиком могло исключить возможность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные поставки товаров участвовать в конкурентных процедурах, и привело к преимущественному положению МУП «Таштыпская автоколонна».

Вместе с тем, согласно информации МУП «Таштыпская автоколонна» (вх. № 6779 от 03.12.2019 г.), инициатором заключения вышеуказанных договоров с единственным поставщиком являлась Администрация Таштыпского района Республики Хакасия. Антимонопольным органом не установлено иных доказательств антиконкурентного соглашения между Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия и МУП «Таштыпская автоколонна».

Таким образом, в силу того, что антимонопольным органом не установлено наличие антиконкурентного соглашения между Администрацией Таштыпского района Республики Хакасия и МУП «Таштыпская автоколонна», о котором могла бы свидетельствовать переписка и иные связи между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в рассматриваемом случае, не применим.

Между тем, в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик.

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей (в редакции действовавшей до 01.07.2019, сумма определена в сто тысяч рублей), при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Ответственность за нарушение указанной нормы закона предусмотрена статьей 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Федеральным законом от 01 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ внесены изменения, вступившие в действие с 01 июля 2019 г., согласно которым заказчиком предусматривается возможность осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. В данном случае, сумма цен договоров №№ 3, 4 от 09.01.2019 г., № 14 от 25.02.2019 г. на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по социально-значимым внутримуниципальным автобусным маршрутам на территории Таштыпского составляет 299 970,00 руб.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении, которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, указанное положение имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и применительно к рассматриваемым обстоятельствам нарушения антимонопольного законодательства, не может повлечь административную ответственность должностного лица, предусмотренную статьей 7.29 КоАП РФ, поскольку заключение рассматриваемых договоров в настоящее время не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, законодательства о защите конкуренции.

В связи с чем, по результатам проведенной плановой проверки инспекция Хакасского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия Администрации Таштыпского района Республики Хакасия положениям Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не противоречат.

 

 

Прилагаемые документы: Проверочный лист

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

_________________________________                       

 

 

«…»

_________________________________                    

 

«…»

_________________________________                        

 

«…»

_________________________________                                           

 

«…»

С актом проверки ознакомлен (а):

 

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил (а):

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт________________________________________________________________

 

 

 

Руководитель инспекции:

 

_________________________________                                               «…»